Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Духовный воин

  Все выпуски  

Духовный воин. Карточный домик


Добрый день, дорогие подписчики. Я прошу прощения за паузу в выходе рассылки – моя писательская муза, похоже, ушла на какое то время в отпускJ Сегодня мы сделаем шаг в сторону от нашей основной темы и я представлю Вам интервью Вадима Михайловича Тунеева на очень интересную тему…Итак, интервью, которое провел Вадим Дыкшант.

«Человечество построило карточный домик»

Хоть это и неприятно осознавать, но факт остается фактом: по мере того, как на наших улицах становится все больше автомобилей, в магазинах – все больше товаров, в обществе – все больше свобод, мы, возможно, внешне и становимся успешными, но счастья это изобилие в нашу суетную жизнь не прибавляет. Автомобили создают пробки, в которых все стоят и нервничают, думая, что они едут и наслаждаются. Изобилие товаров, которыми без устали соблазняет реклама, превращает нас в трудоголиков – мы всё хотим купить, всё хотим попробовать, хотя можем обходиться малым. О том, что чем больше продуктов сегодня появляется на прилавках наших магазинов, тем они меньше пригодны для употребления, даже и говорить не приходится. Свобода слова, звука и действия оборачивается свободой хамства, лжи и глупости… В поисках альтернативы нашей нынешней модели развития, сопровождаемого стрессами и экологическими катастрофами, я встретился с человеком, который не только изучает, но и применяет на практике принципы и ценности древних, к счастью, еще не забытых культур и цивилизаций. Ученый-биохимик, философ, поэт Вадим Михайлович Тунеев, разочаровавшись в западной системе ценностей, еще в семидесятые годы начал искать пути к счастью в культуре и философии Востока. Мой собеседник не довольствовался теоретическим изучением «Бхагавад гиты», «Бхагавата-Пураны» и прочих древних священных текстов индуизма и стал применять полученные знания на практике. Практика требовала принятия духовного наставника, гуру, и он его принял, пройдя через несколько уровней духовного посвящения в традиции бенгальского вайшнавизма. Теперь Тунеев известен под новым, духовным именем – Бхакти Вигьяна Госвами.

Сумев совместить в своем сознании вещи, для многих современных людей несовместимые – науку и религию, – Бхакти Вигьяна Госвами оказался, например, востребованным в среде современных психологов, которые постоянно зовут его на международные симпозиумы проводить семинары по древним ведическим писаниям.

В том, что современная цивилизация нуждается в альтернативных путях развития, нас пытаются убедить многие серьезные ученые. Закат Европы (читай «западной цивилизации», ее ценностей) предрекал не только Освальд Шпенглер. Например, известный английский интеллектуал, историк д-р Арнольд Тойнби произнес следующие, похоже, пророческие слова: «Становится совершенно очевидно, что нынешняя глава истории человечества, которая имела западное начало, должна будет иметь индийское завершение, либо она закончится полным самоуничтожением рода людского… В этот, в высшей степени опасный момент истории, единственный путь к выживанию для человечества – это путь Индии».

Речь, как вы понимаете, идет не о современном социально-экономическом состоянии Индии, пытающейся подражать Западу. Ученый говорит о древней культуре и философии Вед, которые появились на территории этой некогда великой страны и легли в основу могущественной, высокоразвитой цивилизации ариев. Ее социальные, научные, культурные достижения оказались настолько успешными, что до сих пор не дают покоя многим амбициозным политикам, объявляющим себя наследниками ариев. Но если следовать их же писаниям, то окажется, что арии – это не раса, а определенный (возвышенный) образ мыслей и жизни. Чем отличается их богоцентрическая цивилизация от нашей, поставившей в центр человека? – это я и попытался выяснять в беседе с Бхакти Вигьяной Госвами.

«Мы живем искусственной жизнью»

– Насколько оправданы апокалипсические предсказания, которые делают не только те, кто зарабатывает на сенсациях и скандалах, но и серьезные ученые, вроде Арнольда Тойнби или того же Освальда Шпенглера, давно предрекшего закат Европы?

– Современная цивилизация глубоко больна, хотя притворяется, что чувствует себя прекрасно. Никто сейчас не чувствует себя прекрасно. Никогда на земле не было более критического состояния, никогда не было такого большого количества депрессий и суицида, такого количества искалеченных жизней, детей, которые подвергаются насилию. Современная цивилизация в своих попытках отказаться от Бога, что-то, безусловно, приобрела, но очень многое потеряла. Мы сегодня имеем экологический кризис, который затрагивает все сферы жизни и грозит уничтожить человечество. Имеем моральный кризис, перманентный экономический кризис, который может прикончить современную цивилизацию – в высшей степени хрупкую и неустойчивую, основанную на очень сложных системах, каждая из которых в любой момент может дать сбой, что повлечет за собой цепную реакцию. Основное «достижение» современной цивилизации заключается в том, что мы абсолютно не приспособлены к тому, чтобы жить естественной жизнью и получать то, что люди тысячелетиями получали от Бога. Все города – а большая часть населения планеты переселилась в города, – живут искусственной жизнью и рано или поздно случится серьезное, чреватое катастрофой нарушение в их сложных системах жизнедеятельности. Наша незащищенность – это та цена, которую нам приходится платить. Отключите в любом большом городе свет на несколько дней, и для людей это станет трагедией, тогда как еще чуть больше сотни лет назад не было никакого электричества, и люди прекрасно без него обходились.

Сейчас мы полностью зависим от искусственных вещей – какая-нибудь ошибка в компьютерных программах может привести к глобальным катаклизмам. Мы живем искусственной жизнью – питаемся искусственной пищей, находимся в искусственной среде, наше мышление полностью искусственно, экономика наша искусственная и крайне эфемерная. Человечество, по сути, построило карточный домик и очень радуется своим достижениям, потеряв при этом способность, жить в доме, который дал нам Бог.

– История знает другие общественные системы, другие цивилизации?

– История утверждает, что все цивилизации достигали какого-то пика, который совпадал с периодом относительной независимости от Бога и неограниченных удовольствий, этими цивилизациями предоставляемых, после чего они неминуемо гибли. Отличие же современной цивилизации заключается в том, что когда обострятся кризисные явления – а мы живем в состоянии перманентного кризиса, чего не хотим осознавать, пряча голову в песок, – так вот, когда кризис обострится и система «зависнет», то спастись будет негде. В другие времена люди всегда могли спастись, потому что та или иная цивилизация не распространялась на весь земной шар, кризисы были локальными. Нам же бежать некуда. Некуда бежать от глобального потепления, некуда бежать от компьютеров, от тотальной эксплуатации и контроля, которого добиваются введением индивидуальных налоговых номеров. Но самое страшное – это контроль над сознанием людей, он сейчас несравненно жестче, чем при любом диктаторском режиме.

– Именно этот тотальный кризис стал причиной того, что Вы, успешный ученый, вместо того, чтобы защитить докторскую и продолжать научную карьеру, поставили на ней жирный крест и с головой ушли в философию, в духовные поиски?

– Просто я поставил перед собой вопрос: вот, дойду я до конца по пути ученого, получу все, что он мне может дать – ну и что? Я мысленно проигрывал различные варианты своей жизни, которая сулила внешний успех, но всякий раз возникал вопрос «ну, и что?». Не находя на него никакого удовлетворительного ответа, я понимал, что карьера ничего, по сути, для меня не изменит – я так и останусь человеком с нерешенными экзистенциальными вопросами. Для чего это было нужно? На чтоя потратил свою жизнь? Когда у человека возникает горячее желание получить ответ на подобные вопросы, то ему его посылают в той или иной форме. Я, например, прочитал Бхагавад-гиту, и нашел там ответы на вопросы, долго мучившие меня.

«Богатый тот, которому всего хватает»

– Тем не менее, большинство людей мечтает о «синице в руках», то есть, о служебной карьере, об успехе в делах и личной жизни. Выходит, эти мечты предосудительны?

– Нет, желать успеха не предосудительно. Человеку нужно достичь какого-то успеха в жизни, это его естественная потребность. Особенно это касается мужчин, психология которых устроена таким образом, что им нужно чувствовать опору в том, что они что-то значимое и нужное создали в своей жизни. Человек ведической культуры обзаводился семьей, производил нечто полезное для общества, достигал успеха в какой-то сфере для того, чтобы последние дни своей жизни можно было провести в размышлениях об Абсолютной Истине, о Боге. Если человек отходит от дел, так и не достигнув успеха, то, умирая, он будет думать о неисполненных желаниях, что послужит препятствием для следующего высшего рождения. Следующая жизнь не должна быть посвящена наверстыванию упущенного. Удовлетворяя свои желания и амбиции, нужно, однако, помнить, что разные люди по-разному запрограммированы на успех со своих прошлых жизней. Плохо не желание себя реализовать, а одержимость успехом, потому что, как и любая одержимость, она может привести к большим разочарованиям и плохим последствиям. Успешным и богатым является не тот, у кого много денег, но он хочет, чтобы было больше – это психология завистливого бедняка. Богатый тот, которому всего хватает, кто удовлетворен в любых обстоятельствах.

– Насколько важны методы достижения успеха?

– Формула «для достижения цели любые средства хороши» изначально ошибочна, потому что, во-первых, не для всякой цели любые средства подходят. Во-вторых, если мы пользуемся недостойными средствами, то достижение цели не сделает нас счастливым. Если человек идет по головам, убивает людей, причиняет им боль, то эта боль рано или поздно к нему вернется. Поэтому мы должны быть в высшей степени разборчивыми в методах достижения своих целей и полагаться при этом на Бога – все, что нам необходимо, рано ли поздно придет. Одно из основных положений Бхагавад-гиты заключается в том, что человек должен делать то, что ему суждено, что соответствует его природе и при этом не думать о плодах труда. Если человек не думает о плодах, то шансы их получить гораздо больше. Потому что в этом случае он может лучше сосредоточиться на процессе, и таким образом лучше исполнять свою деятельность. Но когда я сосредоточен лишь на конечной цели деятельности, когда пренебрегаю процессом, и он становится всего лишь средством, я спешу все быстрее закончить, чтобы наслаждаться плодами, то в результате я не только плохо исполняю свои обязанности, но и напрасно трачу большую часть своей жизни. Потому что большую часть жизни мы проводим в деятельности, которая сама по себе должна приносить удовлетворение, тогда как нанаслаждение ее результатами у нас остается мало времени.

Многие люди, разочаровавшись в постсоветском капитализме, с его идеей личного успеха, идеализируют советское прошлое, когда над личным стояли коллективные интересы, и всем предписывалось исповедовать высокие идеалы. Какая, на Ваш взгляд, социальная система более пригодна для успешного развития общества и личности в наших условиях?

– И то и другое плохо. Потому что так называемая эпоха высоких идеалов пыталась выстроить их на ложном фундаменте, и в результате сами идеалы оказались иллюзией. Людей довольно долго держали в обмане, но сегодня находятся те, кто говорит, что лучше такой обман, чем та безжалостная реальность, к которой мы пришли. Разница между двумя системами не принципиальная.

Коммунистические идеалы тоже основаны на материальном счастье, только отложенном на неопределенное будущее. Поскольку для достижения этого счастья нужно было соблюдать определенные моральные принципы, то, глядя из нашего, достаточно циничного настоящего, кто-то может сказать, что прошлое было лучшим. Но это самообман. На смену одному обману пришел другой, в виде грубой, материалистичной жизни, исполненной эксплуатации и потворства животным инстинктам. Разумеется, такая жизнь никого не может удовлетворить. Отложенное материальное счастье сейчас стало реальностью, но она не принесла обещанных плодов – у людей появилась кока- кола и другие символы преуспевания в его западном понимании, но ушли моральные принципы, ушла полнота чувств, возникло безразличие в отношениях. Ложь современной жизни не лучше лжи нашего прошлого и заключается она в том, будто человек может быть счастлив, если он удовлетворяет свои животные потребности.

«Двойственность нашего сознания – источник всех проблем»

– Есть ли у человечества альтернатива?

– Есть, и заключается она в том, что в нашей жизни присутствует два начала – материальное и духовное. До тех пор, пока человек не удовлетворяет свою духовную составляющую, он не может в принципе быть счастлив. Удовлетворять только свои материальные потребности, все равно, что убиратьклетку, но не заботиться о птице, которая в ней живет. Душа – это птица в клетке нашего тела, и сколько бы клетку не чистили и не холили, птица просто погибнет, если мы не будем заботиться о ней.

– Когда речь заходит о душе, о духе, то прагматичные люди обычно начинают скучать, считая разговор беспредметным – мол, поскольку никто никакую душу никогда не видел, то о чем тогда разговор?

– Душа – это нечто в высшей степени реальное. И засвидетельствовать это могут очень прагматичные люди – специалисты, которые занимаются компьютерной наукой, исследованиями искусственного интеллекта. Искусственный интеллект, современная компьютерная техника могут симулировать практически все процессы, происходящие в человеческом мозгу, почти все реакции человека могут быть воспроизведены. Единственное, что принципиально не воспроизводится – это ощущение собственного «я», или своего собственного бытия. Компьютер может говорить «я», но при этом он не будет ощущать себя, как «я», то есть, индивидуальностью. Поэтому компьютер никогда не будет бояться смерти, не будет думать о будущем, а если и будет просчитывать его, то эту программу в него должен вложить мыслящий человек, личность, у которой есть «я» – некая целеполагающая сущность. Никакая программа не может осознанно ставить перед собой какие-то цели, это прерогатива человеческого «я» и в соответствии с ведическими писаниями, источником этого «я» является атом духа. Этот атом духа и есть душа, которая пребывает не только в теле человека, но и в телах животных, растений, и в отличие от материи является носителем «я». Отличительная черта души – способность к целеполаганию. Об этом же говорил Декарт: «Я мыслю, значит, я существую». Все остальное мы можем подвергать сомнению, единственным несомненным фактом моего бытия является существование меня, как носителя этого «я», ощущение того, что я есть. Поэтому люди, которые говорят, что они знают все, но не уверены в существовании души, на самом деле не знают ничего, кроме того, что они есть, они существуют, как носители духа – это единственное, что мы можем утверждать со всей определенностью.

– Душой во все века занималась религия, но она представляется современному человеку чем-то архаичным, непрактичным. В Библии или в той же Бхагавад-гите светские люди, в лучшем случае, видят образец высокой литературы, не более.

– Это происходит потому, что людям не объясняют сокровенный и, в то же время, практичный смысл священных текстов. Я уже говорил о том, что Бхагавад-гита учит нас успешно действовать, не привязываясь к плодам деятельности. Приведу еще один пример практичности священных писаний. Все знают библейскую историю об Адаме и Еве, которая, съев запретный плод, совершила первородный грех, в результате чего, люди были изгнаны из рая, то есть, лишились счастья, блаженства. История эта символизирует нашу привязанность к плодам своего труда, которая неразрывно связана с тем, что в Библии называется познанием добра и зла, то есть, помещением человека в сферу двойственности. В этом случае его сознание разделяется на добро и зло, на хорошее и плохое. Между тем, изначальное сознание человека неделимо, он все принимает с благодарностью, принимает творение Бога таким, каким оно есть. Но когда мы привязываемся к плодам своего труда, то единый мир начинает делиться на две половинки: это мне нравится, а это не нравится, это хорошо, а это плохо, это счастье, а это несчастье… Эта двойственность становится источником всех проблем, всех конфликтов, всех локальных и мировых войн – люди уничтожают других людей, чтобы получить то, что им нравится и избежать того, что им не нравится. Человек, который живет в постоянной двойственности между

счастьем и несчастьем, между радостями и горестями – а горести являются платой за его привязанность к неправильно понятому счастью, – никогда не сможет быть по-настоящему успешным и счастливым.

Потому что счастье заключается в том, чтобы принять мир таким, каким он есть.

Беседовал Вадим Дышкант

Если вы хотите поделиться своим впечатлением от рассылки или задать вопрос – пишите мне на mikheev@psihologiya3000.ru

C уважением, Михеев Олег

P.S. Если Вам понравился выпуск рассылки, перешлите ее своим друзьям.

 


В избранное