Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Духовный воин

  Все выпуски  

Духовный воин. Смирение. Продолжение темы


Духовный воин.

Выпуск 33. Качества Духовного воина. Смирение. Часть2

Добрый день, уважаемые подписчики! Вас приветствует рассылка «Духовный воин» и ее ведущий  Михеев Олег. Мы продолжаем изучать качества Духовного воина. Сегодня – продолжение темы смирения. Материал основан на книге Джона Фэйворса «Духовный воин – 3».

Смирение – чем оно не является

Чтобы понять истинную природу смирения, мы должны в первую очередь устранить то, что им не является. Начнем с того, что отсутствие чувства собственного достоинства  - это не смирение. В современной терминологии смирение и кротость обычно ассоциируются с низкой самооценкой и необходимостью развивать уверенность в собственных силах. Однако в действительности смиренный человек – это не ущербный человек. Также, смирение – это нечто большее, чем просто способность терпеть других людей и обстоятельства. Иногда мы терпим другого человека, думая про себя: «Какой идиот!». Таким образом, себя мы считаем стоящими намного ваше подобной глупости. Вместо того, чтобы помочь человеку измениться, мы просто навешиваем на него ярлык глупца. При этом мы считаем себя смиренными и праведными – ведь именно поэтому мы терпеливо сносим поведение этого глупца. Но это не смирение. Чувство собственной правоты зачастую является полной противоположностью смирению. Смотреть на других свысока – признак надменности и гордости. Истинное смирение – это способность понять, в чем проблема человека и помочь ему. Смирение также не связано со слепой верой. В нашем мире соперничества на смиренного человека зачастую смотрят как на слабовольного, слепого последователя, которому недостает разума и творческого подхода, чтобы сделать свой собственный выбор. Смирение вовсе не подразумевает глупость и податливость. Смирение и скромность означают, что мы не стремимся к самовозвеличиванию, но всегда готовы отдать должное талантам других.  Смирение – огромная сила. Кротость нельзя назвать заниженной самооценкой или слабостью духа. Мы оказываем почтение всем окружающим из благодарности за все, что они для нас делают.

Препятствия на пути развития смирения

Проанализируем возможные препятствия, возникающие на пути развития  подлинного смирения. Сюда входят: ложная гордость, страх, зависть, вожделение, гнев, иллюзия, жадность и чувство незащищенности.  Например, если человек гордится и чувствует себя значительным, он не сможет быть смиренным. Чувство собственной значимости заставляет человека придавать слишком большое значение своему уму, а это, в свою очередь, приводит к тому, что он начинает прислушиваться к всевозможным домыслам ума. Как можно быть смиренным, если всем заправляет ум? Ложное эго приводит к аналогичным результатам. Страх побуждает к борьбе за выживание и потому блокирует смирение. Тот, кто боится окружающих, не может быть смиренным; напротив, он будет настроен воинственно и агрессивно. Зависть препятствует развитию смирения потому, что создает чувство враждебности по отношению к окружающим. Хорошие качества других людей и их успехи будут раздражать нас. Люди, обладающие такими качествами, постоянно испытывают сильный страх и незащищенность, охвачены завистью и гордостью. Смирение же помогает нам обрести почву под ногами.

Итак, подлинное смирение – это не проявление слабости или недостатка уверенности в себе. Под влиянием окружения мы считаем, что добиться успеха могут лишь те, кто искусен в манипулировании и эксплуатации. Зачастую общество считает смиренных и благочестивых людей отставшими от жизни или даже неудачниками, поскольку они не умеют соперничать с другими. Однако в Библии говорится, что смиренные и кроткие унаследуют землю. Все религиозные традиции мира делают акцент на смирении, кротости и покорности. Смирение имеет много положительных граней. Например, если мы неудовлетворенны нашим духовным развитием, вместо того, чтобы искать прибежище в низкой самооценке, мы можем учиться у тех, кто находится в лучшем положении. Смирение развивает в нас желание учиться. Когда человек избавляется от эгоцентризма и перестает считать, что он уже знает все, он может воспринять знание. Кроме того, признавая, что все наши качества исходят из Бога и учась использовать их в служении Ему, можно избавиться от чувства собственной значимости. 

Смирение дает человеку чувство безопасности. Незащищенность вынуждает нас действовать импульсивно, поскольку нам не хватает уравновешенности и силы. Любое беспокойство становится причиной еще большей неуравновешенности. Например, грубые слова другого человека сразу же выводят Вас из равновесия. Однако, если Вы уверены в себе, те же самые слова покажутся Вам не имеющими к Вам никакого отношения и не заденут Вас.

Можно привести следующий пример. Если человек  долгое время обучался восточным единоборствам и достиг в этом определенного успеха, он перестанет бояться опасных ситуаций, поскольку обретет уверенность в собственных силах.  Точно так же, когда мы духовно сильны и сосредоточены на духовном развитии, мы обретаем естественное смирение, и у нас не возникает чувства беспомощности перед окружающим миром, даже если он настроен враждебно к нашей духовной практике.

Смирение также помогает нам осознать свою связь с изначальным источником. Каждое живое существо является неотъемлемой частичкой Бога. Как ребенок находится под защитой своего отца, так и мы всегда защищены силой и бесконечным могуществом Бога.

Активная природа смирения

Библия утверждает, что чистые сердцем узрят Бога, а кроткие унаследуют царствие Божие. Это противоречит преобладающему настроению общества. Мы привыкли считать кроткими людей, подвергшихся насилию, эксплуатации и отвергнутых, потому что они не отстаивают собственную жизненную позицию. Важно подчеркнуть, что по Библии кроткий в конечном итоге побеждает. Кроткий не означает глупый или наивный. В Кротости или смирении сокрыта сила, сосредоточение и некоторое представление о миссии и цели в жизни. Мы стремимся к достижению этой миссии или цели, вооружившись решимостью, не поддаваясь влиянию ложного Эго, не отвлекаясь на второстепенные цели и не запутываясь в собственных мыслях.

Слишком много вещей вокруг нас способны отвлечь внимание человека, страдающего чрезмерным эго. Рано ли поздно что-либо в окружающей действительности выведет человека из состояния равновесия, убедив его в необходимости срочно исправить ситуацию. Таким образом расходуется огромное количество энергии. Недостаток смирения неизбежно вынуждает нас реагировать на различные возникающие вокруг ситуации, хотя нас никто не просит вмешиваться в это. Конечно, об этом легче сказать, чем сделать нечто конкретное, потому что в этот век мы уже привыкли быстро реагировать на все, что говорится или делается вокруг. Задумайтесь на мгновение о том, что вы делали на прошлой неделе Как часто вы прилагаете слишком много неоправданных усилий для того, чтобы выйти из той или иной создавшейся ситуации, или позволяете вовлечь себя в конфликт, вынудивший вас опуститься до уровня оппонента. Возможно, кто-либо втянул вас в переплет, последствия которого негативны?... Мы часто обнаруживаем себя в такой ситуации и лишь потом осознаем, что драгоценное время на ее преодоление было потрачено впустую. Духовный воин никогда не придает большего значения, чем необходимо, славе, успеху или занимаемому положению, потому что, общаясь со многими людьми, он концентрирует внимание на самом главном. Он всегда стремится даровать высшее благо каждому. Смирение означает факт признания того, что существует много такого, чего мы еще не знаем и что нам только предстоит узнать. Смирение означает, что, мы знаем о возвышенной стороне нашей натуры и стремимся пробудить ее в себе, а также и то, что мы знаем о своем положении слуг Всевышнего, детей Бога. До тех пор, пока мы не почувствуем себя потерявшимися, запутавшимися и взывающими к своему отцу детьми, верящими, что все будет хорошо, как только Отец придет, мы не сможем войти в царство Бога. Дети полагаются на своих родителей, как гарантов благополучия. И это называется смирением. Смирение означает признание положения Высшего контролирующего а также свою зависимость от Него. Будучи людьми, мы должны посторониться и предоставить Богу возможность контролировать ситуацию и действовать, полагаясь на Его волю.

Смирение также определяется тем, как мы взаимодействуем с другими людьми. Истинно смиренный человек – это не тот, кто просто терпит других, превозмогая себя, оставаясь при этом гордым и надменным. По-настоящему смиренен тот, кто, несмотря на недостатки других, всегда старается строить с ними взаимоотношения на платформе их достоинств, старается заботиться о них. В психологии это называется позитивное мышление. Мы не закрываем глаза на недостатки другого, мы видим их, но концентрируемся на положительных качествах. Ну и что, что у них есть недостатки? Они есть у всех! Мы сознательно ищем положительные качества человека и помогаем ему становиться еще лучше. Смиренный  человек  понимает, что все в этом мире происходит по воле Бога, что ни одна травинка не шелохнется без Его санкции. И если создаются ситуации, в которых нас что-то не устраивает, то это – ресурс для нашего духовного развития. И совершенно бессмысленно обвинять других людей в том, что они ведут себя как-то не так. Нужно задаваться вопросом: «Для чего предназначена эта ситуация? Чему мне нужно в ней научиться? Какой урок извлечь?». И благодарить других людей за то, что они являются орудием в руках Бога.

Быть смиренным – это не только терпеливо переносить трудности и беспокойства на пути достижения своих духовных целей,  хотя смирение включает в себя и это. Истинное смирение – это желание уважать других и бескорыстно заботиться о них.

На сегодня на этом все. Жду Ваших вопросов и комментариев на адрес spiritual-warrior@yandex.ru Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своей духовной жизни! Пишите!

     Духовного роста Вам и всего наилучшего!

     С уважением,

     Михеев Олег

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в духовной жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.


В избранное