Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Духовный воин

  Все выпуски  

Духовный воин. Размышления о смирении. Часть 1


Духовный воин.

Выпуск 32. Качества Духовного воина. Смирение

Добрый день, уважаемые подписчики! Вас приветствует рассылка «Духовный воин» и ее ведущий  Михеев Олег. Сегодня мы продолжаем тему качества Духовного воина. В этом и следующем выпуске мы будем разбирать качество смирения. Материал основан на книге Джона Фэйворса «Духовный воин – 3».

Размышления о смирении

Смирение – весьма трудная для нашего понимания категория, поскольку в жизни современного человека ему нет места. В наше время люди относятся к смиренным людям, как к слабым, однако в действительности смирение — это мощное оружие. Общество исповедует восприятие смирения как настроения побежденного по отношению к победителю, не задумываясь, что это качество может указывать на огромную внутреннюю силу. И нам предстоит раскрыть изначальную чистоту смирения.

В современном обществе, движимом стремлением получать, основными принципами существования являются соперничество и выживание сильнейших. Культура материалистического общества вращается вокруг эгоизма и индивидуализма, что приводит к широкому распространению манипулирования и эксплуатации. В таком обществе определенная группа людей или определенная нация постоянно пытается наживаться за счет всех остальных. Причиной такого образа мышления является ограниченность материальных ресурсов. Когда ресурсы истощаются, люди приходят в беспокойство, опасаясь за свою собственность. Многие богатые люди живут в тюрьмах, которые сами для себя построили. Они заточили себя в больших домах и особняках с решетками на всех окнах и дверях. Для того, чтобы просто выйти из комнаты, им приходится открывать по три-четыре замка. Страх перед ворами и грабителями – их постоянный бич.

Принцип богоцентрической концепции совершенно противоположен такому образу мыслей. Те, кто понимает, что всем в этом мире управляет Высшая сила, Бог,  берут для себя ровно столько материальных благ, сколько необходимо, понимая, кто является источником всего, чем они обладают. Однако, если человек думает лишь о том, как выжить, ему трудно быть смиренным. Огромное количество современных кризисов и конфликтов является непосредственным результатом отсутствия смирения. Давайте посмотрим, что об этом сказано в Ведических писаниях:

Верховный Господь, Личность Бога, всесовершенен, и, так как Он абсолютен и совершенен, все, что исходит из Него, в частности этот проявленный мир, наделено всем необходимым, поскольку само является полным целым. Все, что исходит из Полного Целого, также обладает полнотой.  И, как Полное Целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то что из Него исходит такое множество законченных частей.

(Шри Ишопанишад, Обращение)

Вот что пишет в комментарии к этому тексту Бхактиведанта Свами Прабхупада:

Полное Целое, Личность Бога, обладает безграничными энергиями, и все они так же совершенны, как Сам Господь.  Вот почему этот проявленный мир тоже является самодостаточным и совершенным. Двадцать четыре элемента, из которых состоит временно проявленная материальная вселенная, способны производить все необходимое для поддержания существования этой вселенной. Чтобы поддерживать ее существование, нет необходимости прилагать никаких усилий извне.  На существование этой вселенной отведено определенное время, ограниченное энергией Полного Целого. И когда оно истекает, это временное проявление уничтожается в соответствии с совершенным планом Полного Целого.

Не понимая того, что в природе уже есть все необходимое для поддержания нашего существования, мы пытаемся использовать природные ресурсы, чтобы создать условия для так называемой полнокровной жизни, посвященной чувственным наслаждениям. Но такая, уводящая с истинного пути, жизнь является иллюзией, так как, пока живое существо не связано с Полным Целым, оно не может наслаждаться жизнью чувств. Например, рука является полноценной частью целого только до тех пор, пока соединена с телом. Если отрубить руку, то она будет выглядеть как рука, но лишится всех свойств руки. Аналогично этому, живые существа являются неотъемлемыми частицами Полного Целого, и, пока они отделены от Полного Целого, их иллюзорные представления о своем совершенстве не принесут им желанного удовлетворения.

Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит.

(Шри Ишопанишад, Мантра Первая)

КОММЕНТАРИЙ Бхактиведанты Свами Прабхупады: Верховное Существо часто сравнивают с огнем, а органическую и неорганическую материю - с теплом и светом огня. Подобно тому как огонь распространяет свою энергию в виде тепла и света, Господь так же проявляет Свою энергию в разных формах. Но при этом Он всегда остается высшим владыкой, поддерживающим все и управляющим всем. Он всеведущ, обладает всеми энергиями, заботится о благе каждого и исполнен непостижимого могущества, богатства, славы, красоты, знания и отрешенности.

Разумный человек должен всегда помнить, что кроме Господа никто ничем не владеет, и потому каждый должен брать только то, что Господь выделил ему как его долю. Корова, например, дает молоко, но сама не пьет его; она питается травой и соломой, а ее молоко предназначено в пищу человеку. Таков порядок, установленный Господом, и мы должны довольствоваться тем, что Он милостиво выделил нам, и всегда помнить, кому на самом деле принадлежит все, чем мы владеем.

Например, наш дом построен из земли, дерева, камня, железа, цемента и многих других материалов. Если рассуждать в категориях Шри Ишопанишад, то необходимо признать, что мы сами не способны создать ни один из этих материалов.  Мы можем только собрать их вместе и, приложив труд, придать им какую-то форму. Рабочий не имеет права требовать, чтобы его считали владельцем вещи только на том основании, что он усердно трудился над ее изготовлением.

Нормы человеческой жизни неприложимы к животным: тигр не ест рис, пшеницу и не пьет коровье молоко, потому что ему отведено в пищу мясо животных. Некоторые виды животных и птиц питаются растительной пищей, другие - плотью живых существ, но ни одно из животных не нарушает законов природы, установленных Богом. Животные, птицы, пресмыкающиеся и представители других низших форм жизни строго придерживаются законов природы, поэтому они не могут совершить грех, и ведические предписания существуют не для них. Только человеческая жизнь предполагает ответственность за содеянное.

Корень греха в сознательном нарушении законов природы, которое вызвано нежеланием признать, что все является собственностью Господа. Неповиновение законам природы, то есть нарушение порядка, установленного Господом, гибельно для человека. С другой стороны, если человек мыслит здраво, знает законы природы и не поддается влиянию ненужных привязанностей или ненависти, он привлечет к себе внимание Господа и получит право вернуться обратно к Богу, в свой вечный дом.

В этих двух текстах описана концепция духовного коммунизма. Коротко, она состоит в следующем: во главу угла поставлены потребности индивида, но удовлетворять эти потребности следует, осознавая, что в центре находится Высшее Начало, Бог, который создал этот мир и позаботился о том, чтобы в нем всего было достаточно для удовлетворения потребностей каждого живого существа.

У Вас может возникнуть вопрос: «Почему же в этом мире нам много не хватает?». Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим такие понятия, как потребности и желания. Если быть кратким и не утомлять Вас,  уважаемые читатели, то потребности – это то, что нам необходимо для счастливой жизни, а желания – то, что мы думаем, что нам необходимо. Еще раз – потребности это то, что нам действительно нужно, а желания – то, что нам кажется, что нужно нам.

И проблема нехватки ресурсов возникает тогда, когда кто-то берет больше, чем ему действительно необходимо. Представьте себе, что у нас есть общество, состоящее из шести человек. Все, что им нужно, заблаговременно создано Высшим Началом. Представим это в виде уравнения:

A+B+C+D+E+F=Полное Целое, где

A, B, C, D, E, F – потребности каждого из членов общества,

Полное Целое – все, что необходимо для удовлетворения этих потребностей.

Теперь представьте, что, например, человек А, руководствуясь своими эгоистическими желаниями,  берет не только то, что ему нужно, а в 2 раза больше. Естественно,  при этом кто-то из остальных членов общества лишается части либо всей своей доли. Представьте себе, что на дороге лежит мешок риса. Птицы подлетают, клюют столько, сколько им нужно, и улетают. И лишь человек приходит и забирает весь мешок риса «про запас». Этот пример не означает, что не нужно делать запасов, он ярко показывает, что нам нужно брать ровно столько, сколько нам необходимо и не больше!

Следующий вопрос: Как понять, сколько нам необходимо? Как правило, мы получаем от жизни ровно столько богатств, ресурсов, радостей и горестей, любви и ненависти, сколько нам необходимо для того, чтобы жить в гармонии с миром и духовно развиваться.

На сегодня на этом все. В следующем выпуске - продолжение темы смирения. Жду Ваших вопросов и комментариев на адрес spiritual-warrior@yandex.ru Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своей духовной жизни! Пишите!

     Духовного роста Вам и всего наилучшего!

     С уважением,

     Михеев Олег

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в духовной жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

 


В избранное