выпуск 39 вместе с Вами этот выпуск читает 1228 человек
"СТУПЕНИ"
Школа Комплексного Развития Человека
Цикл 2. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Глава 1. Мир – фабрика личностей
«Если я тебя придумала, Стань таким, как я хочу…» хит 60-х годов.
Здравствуйте, уважаемые подписчики! После небольшого перерыва мы продолжаем наш цикл статей.
Каждый человек, кем бы он ни был, с момента своего
рождения и на протяжении всей жизни всегда погружён в пучину взаимоотношений.
Невозможно переоценить этот фактор в жизни человека. Отношения делают нас. Каким
бы талантливым не был человек, его окружение и складывающиеся отношения могут
его возвысить или низвергнуть. Мы даже не замечаем, как отношение других людей к
нам, рисует наше представление о себе.
Так почему же, мы так серьёзно воспринимаем мнение людей? Причина проста.
Человек живёт в обществе, и его успешность полностью зависит, от того, нравимся
мы или нет. Чем большее количество людей будет признавать за человеком его
достоинства, тем выше он сможет занять место под солнцем. Мы вынуждены вольно
или не вольно обращать внимание на мнение окружения.
Поразительно только то, что в компетенции этих мнений, мы почти никогда не
сомневаемся. Мы совершенно серьёзно можем страдать от сплетни завистливой
соседки, упрёка матери, брошенного в сердцах, или ехидного замечания сверстника,
высказанного в присутствии красивой девочки. Кроме того, такое переживание,
обычно, столь велико и так глубоко проникает в сознание, что до человека просто
не доходит, что подобная оценка, во-первых, несправедлива, а, во-вторых, для
самого обидчика почти ничего не значит. «Судьи» этих ситуаций чаще всего сами не
верят в то, что говорят, да и забывают о сказанном довольно быстро. Очень часто
эти вердикты возникают в ситуациях, когда обидчик пытается всего-навсего взять
контроль над этой ситуацией, чтобы сохранить своё личное самоуважение или
прикрыть свою несостоятельность.
Таким образом в людях формируются не только комплексы неполноценности. По тому
же принципу в человеке фиксируется завышенные самооценка и амбиции. Разница лишь
в том, какую роль человеку отвело общество. Всё зависит от того, как
воспринимает вас окружение.
Человек может оказаться серьёзным конкурентом или преградой в чём-либо, и тогда
запускается борьба за место под солнцем, где негласно принято оправдывать почти
любые средства. Такая конкуренция может возникнуть между детьми в семье за
внимание родителей, среди молодёжи за место лидера или между сотрудниками на
работе за должность.
С другой стороны, человек может оказаться объектом повышенного внимания из-за
возможностей и привилегий, которыми он может поделиться в будущем. Таким образом
родители балуют и лелеют дитя в надежде, что они будут признаны обществом, как
прекрасные родители, да и ребёнок в будущем обеспечит им защищённую старость. По
такому же принципу в молодёжной среде возникают лидеры, обладающие дерзким
характером, которым прощается многое. За таким лидером проще идти по жизни,
греясь в лучах его популярности и пользуясь его покровительством.
Сначала окружающий мир жёстко приучает нас думать и вести себя определённым
образом, а потом мы сами невольно начинаем поддерживать правила этого мира. И
вот уже мы выносим мнения, кого-то осуждая или превознося, зачастую искренне
веря в свою правоту, хотя сами, когда-то могли от этого тяжело страдать. Круг
замыкается.
Какие бы отношения между людьми мы не рассматривали, непременно будет
прослеживаться какая-то из этих двух моделей. Концентрация выражения отношений
может быть как прозрачной, так и открыто проявленной. Даже самые «чистые и
высокие» отношения возникают, и поддерживаются на каком-то из этих принципов. В
любом случае, даже самые чистые мотивы в отношениях подразумевают тот или иной
интерес. Если, хоть малая выгода в отношениях отсутствует, отношения просто
разваливаются или даже не возникают. Поэтому, «чистых» отношений в природе не
существует. А тот, кто убеждён в обратном, скорее всего, не видит выгоды или
предпочитает её не замечать. Так, конечно легче, но сути ситуации это не меняет.
Вспомните широко известный фильм «День сурка». На протяжении всего фильма герою
не удавалось никак добиться расположения утончённой и романтичной любительницы
французской поэзии. Чтобы он не делал, как бы не ухаживал, она была абсолютно
уверена, что он просто пытается её соблазнить. Но стоило ему создать
благоприятное общественное мнение о себе, как она сама прыгнула ему в постель.
Без признания жителей города, её ни впечатляло не его знание французской поэзии,
ни единство взглядов, ни его таланты и обаяние. Мнение посторонних людей
оказалось гораздо важнее её собственного и его настоящих качеств. И кто из них
больший циник?
Важно не отстаивать иллюзию чистоты отношений, а научиться правильно относится к
«выгоде» в отношениях. Глупо лицемерно утверждать свою бескорыстную любовь к
родине, к матери, к детям, к идеям просвещения и т.п. Любая из высоких идей
скрывает за собой разные формы чувства собственной важности и даже
исключительности по отношению к другим. Бескорыстное милосердие по природе своей
невозможно. Осознанно или нет, такой человек рассчитывает на благодарность
потомков, милость господа после смерти или стремление быть хоть кому-то нужным.
Но в самом желании получить признание в любой форме, будь-то похвала, деньги,
фотография на доске почёта или канонизация, нет ничего противоестественного.
Формы признания не должны вводить в заблуждение. Нельзя в поисках признания
терять истинную цель. Человек должен стремиться получать знания и делиться ими,
накапливать опыт и делиться им с достойными. Даже желание изменить мир, должно
быть продиктовано стремлением жить в лучшем мире, и иметь лучшие условия.
Взаимовыгодный обмен опытом и результатами труда и творчества является одним из
принципов развития.
Чем дольше человек живёт, тем больше места в его самовосприятии занимает
навязанная ему роль, и тем глубже пропасть, отделяющая его истинную суть от этой
роли. Все депрессии, пьянство, наркомания, суицид и всевозможные психические
расстройства произрастают из этого конфликта. Все известные методы коррекции
поведения и лечения этих расстройств не в состоянии принципиально помочь
человеку. Ни один из методов, будь-то психологическая помощь или медикаментозное
лечение, не может в полной мере вернуть человеку полноценную жизнь. Во-первых,
никто не может вернуть человеку то, чего у него никогда не было, то есть полной
свободы самовыражения и возможностей реализовать свой потенциал. Во-вторых,
любая терапия подобного рода никогда не учитывает всех причин, и самое главное,
их глубину и сложность в каждом индивидуальном случае.
Справиться с этим человек может только сам. Тем более, никто никогда не способен
заниматься чужой жизнью больше, чем своей собственной. Жизнь человека – это
только его личное дело. Конечно же, нужно искать помощь и поддержку, но при этом
важно не впасть в зависимость от этой помощи. Всё равно никто лучше самого
человека не способен разобраться в себе.
Первое, с чего необходимо начать - это выяснить, кто вы сами, и что из себя
представляете, и что за люди, с которыми вы состоите в каких-либо отношениях, вас окружают. Во-вторых, нужно проанализировать, на чём строятся ваши отношения и
что на самом деле за ними стоит. Пристальному взгляду не трудно будет
различить достойные и взаимовыгодные отношения от зависимостей, выстроенных на
жалости, страхе, на привитых чувствах вины или обязанности. Приобретённое
понимание поможет дальше изменить отношение к самому себе и изменить свою модель поведения к этим людям и похожим ситуациям.
В первых трёх учебниках нашей школы предложены теоретические знания и
практические методы, позволяющие последовательно и качественно изучить и
изменить свои отношения с окружающими вас людьми.
Избавиться от обид и претензий к человеку просто, если понять чем он
руководствовался в своём поступке. Но чтобы постичь не только явные, но и
глубокие причины поведения людей, нужно знать природу человека. Но об этом мы и
поговорим в следующий раз.
ВНИМАНИЕ. С первого июня 2006 года произошли
изменения в условиях обучения
в школе «СТУПЕНИ». Всем, кто прислал заявки до первого июня включительно просьба не беспокоиться - Вы
получите заказ по прежним условиям. Подробную информацию читайте в разделе «Обучение».