Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Познание Себя и Мира

  Все выпуски  

Познание Себя и Мира - философия Алекса Виндгольца


 

            Алекс Виндгольц. Воля

            Продолжение 

Ходьба усиливает иммунитет человека, а езда на автомобиле наоборот - забирает его волю и здоровье, превращая в малоподвижное животное, вроде ленивца. Разум оправдывает, говоря, что так удобно... и вообще - как жить без транспорта? Но забывает, что сам создал такую среду, где человек вынужден в поисках заработка преодолевать большие расстояния. Теперь большая часть жизни человека проходит в дороге и в пробках. Человек все больше и больше становится зависим от урбанистической системы муравейников, где вся его жизнь проходит строго по расписанию. Вот что может создать разум, оторванный от души.

Наша личная сила растет за счет подчинения базовых желаний. Для этого мы должны учиться контролировать, используя намерение и волю. Если мы уже чувствуем, что в нас истощает некая привязанность, лишая сил, но мы еще не готовы радикально с этим расстаться, то лучше осознанно исследовать эту зависимость, а не принимать скороспелое решение умом, а потом через некоторое время борьбы с самим собой, опять впасть в ту же зависимость. Вот это качание туда - сюда больше разрушает нашу волю, чем осознанное переживание и принятие нашей зависимости. Если же мы приняли выстраданное решение, то оно уже не может отменено. Это укрепит нашу веру в себя, в свои силы. Вера в свои силы, как раз растет из преодолений препятствий на пути. Чем больше мы преодолели искушений, тем сильнее крепнет наша воля. Но это не значит, что мы должны усложнять свою жизнь, а потом лихо преодолевать. Жизнь и так достаточно подкидывает нам работы. И чем больше комфортности, тем сложнее укреплять нашу волю. Есть люди, которые в военное время были бы хорошими воинами, но пребывая в комфортных условиях существования, буквально уснули на "мягких подушках" обывательской жизни. На эту тему вспоминается реплика одного спившегося и осознающегося свое падения героя фильма - Эх, сейчас бы война! Т.е. он уже не в состоянии самостоятельно вырваться из этой трясины бессознательности. Человеку нужны внешние пинки реальности.

Как мне кажется, должен быть баланс между волей и ленью, напором и мягкостью, стойкостью и уступчивостью. Это как филигранная жизнь с двумя энергиями "инь и ян" или пресловутая золотая середина. Сложность в том чтобы определить, когда нам напирать, а когда расслабляться...А жизнь как раз и состоит из напряжения и расслабления. Если мы будем только напористы, то рано или поздно сломаемся. Если же, наоборот: через чур мягки, то скорее всего, превратимся в аморфное существо.

Каждый из нас в глубине души точно знает, когда он потакает своим слабостям, а когда нет. Поэтому работа с волей требует искренности. Для этого мы должны перестать оправдывать себя, сместив внимание с ума в область чувств и тела. Если человек не может определить, где находится его внимание - в уме или в чувствах, то он практически обречен на непонимание этого сложного балансирования между полярностями.

Скажем, человек понимает на уровне тела, что он питается больше, чем требует организм. Что он уже много лет ест по расписанию, принятому обществом и семьей, которое не соответствует его внутренней сущности. Организм человека чувствует дисгармонию от такого расписания и количества еды, в то время как его ум говорит, что все нормально, он есть как всегда, даже меньше чем раньше. Но если человек прислушается к голосу тела, а не ума, то увидит, что тело хочет свободы от расписания и обязательным, на взгляд ума, количеством пищи. Отсюда возникает дилемма: делать вид, что ничего не происходит, или попытаться поменять диету. Теперь перед человеком стоит вопрос воли, разрушающей привычное расписание, и идущей наперекор своим же многолетним привычкам. Если воля слабая, то человек примет "правильное" решение: он использует свой ум, чтобы оправдать свое бездействие. Ум - это великий защитник безвольных. Он может даже подогнать философию и эзотерику, если надо для своей победы. Ум вспомнит великих пузатых даосов, или адвайту- учение о недвойственности, где: что воля, что не воля, что пережрать, что недоесть. После порции рассуждения ума, человек спокойно продолжает жить в том же ключе, обложив свое бессилие "авторитетными" защитниками. И так, год за годом. Как только внутри человека просыпается его совесть, тихо нашептывая - Ну, давай же, измени что-нибудь... прошу тебя! То тут же включается привычное убаюкивающее рассуждение ума... - Зачем тебе все это? Ведь мир и ты - это всего лишь иллюзия. Поэтому - живи, не напрягайся, наслаждайся жизнью.

Если же у человека есть воля, то он, скорее всего, будет пытаться изменить, сломать старое расписание приема пищи. Он будет забывать об этом своем намерении (привычка сильная вещь), но потом опять вспоминать, пока, в конце- концов, его воля не возьмет вверх и человек окончательно и бесповоротно не изменит старое расписание. Когда это произойдет, человек почувствует, что в нем реально что-то изменилось; не на словах и внушений ума, а именно в его физическом теле. Он вдруг почувствует прилив большой силы, и иногда в душе он будет слышать песню победителя. От этого гимна в честь его победы в нем еще больше укрепится уверенность в своих силах. Теперь, если человек захочет, то может сдвинуть даже горы.

Конечно, это мимолетное состояние уходит, но остается память о той битве за волю, где человек вышел победителем. И вот здесь в этот момент он должен быть особенно бдителен, потому что ум тут как тут - Ты молодец! ...Круто! ...А теперь давай, двинь-ка еще раз своей волей и перейди на сыроядение. Ум - провокатор, толкает человека к решению, к которому он ни психологически, ни физически еще не готов. Ум прекрасно понимает, что если ему удастся затащить человека в авантюру на волне прошлой победы человека над собой, то человек точно потерпит неудачу, так как слушал не свое тело, а свой изворотливый ум. 

Окончание следует. 


В избранное