Медитация –
основная практика, приводящая человека к состоянию Будды. Данная статья
посвящена краткому изложению буддийского учения «Вишуддхи магга»,
повествующего о восьми стадиях медитации.
Краткое пояснение этих стадий в статье сделано на основе текста
замечательной книги Дэниэла Гоулмена - «Многообразие медитативного
опыта».
Сат-чит-ананда (природа Будды) означает в переводе с санскрита «бытие,
сознание, блаженство». На санскрите обычно используются все три слова
именно в такой связке, как символ высшей, исконной реальности, чистого
сознания, присущего каждому человеку. Индийские Свами (мастера
медитации) используют духовные имена в связке с термином ананда.
Например. Йогананда можно дословно перевести как «восторгающийся йогой».
Муктананда — освобождением. Брахмананда — Брахманом и т.д.
Что касается такого аспекта медитации, как
блаженство (ананда), классические тексты иногда намеренно умалчивают о
том, что абсолютно просветленному человеку, по сути, до него нет
никакого дела, т.к. он свободен от всего. Умалчивают, как я полагаю,
чтобы люди двигались хотя бы ради попутных целей. Ведь настоящая цель —
это избавление от страданий. Некоторые тексты говорят о том, что на
вершине медитации - в нирване присутствует тончайшее блаженство, но это
может быть уровень причинного плана (высочайший уровень на тонком
плане), но никак не нирвана. Парадокс и в том, что даже на начальных
уровнях самадхи (медитативный «транс») пропадает ощущение «я». В самадхи
(состоянии тотального внимания) присутствует блаженство, но при этом
практику как бы все равно есть оно или нет, т.к. если начинаешь им
увлекаться, то это уже не медитация, а блуждание ума, и блаженство ослабевает.
Любовь может привести Бхакти-йогина к недвойственности, когда он, не
разделяя, видит во всем Бога и готов отдать Ему всего себя, но это еще
не предел, и блаженство может стать искушением. Учение «Вишуддхи Мага»
(«Путь очищения» - один из основных буддийских текстов по медитации)
разделяет медитацию на восемь ступеней (восемь дхьян). Это классические
переживания, почти всегда соответствующие пути практика в той
последовательности, в какой они будут перечислены ниже.
Во время концентрации преодолевается цепляние за
мысли, но сами мысли, как общий фон, еще остаются. Остается переживание
тела и других объектов, доступных нашим органам восприятия, хотя они уже
не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном
объекте, на который вы медитируете и мысли о самой медитации. Вы словно
скачете от одной ментальной формы этого объекта к последующим формам до
тех пор, пока не привыкаете к интуитивному созерцанию самого объекта. Из
переживаний на этом уровне уже могут появляться ощущения восторга,
счастья и невозмутимости.
На первой ступени медитации, (уровень савикальпа
самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания,
восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и
блаженство, по переживанию схожее с оргазмом, но более тонкое, ровное и
глубокое состояние. С вхождением в первую дхьяну импульсы, исходящие от
тела и органов чувств, пропадают. Мысли еще появляются, но уже не
мешают. Однако еще может происходить отвлечение внимания на них и после —
повторное возвращение к дхьяне.
Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли и повторный возврат к «дхьяне» (медитации).
На третьей стадии медитации, чтобы двигаться еще глубже,
внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь
глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного
возбуждения на общем фоне сознания.
На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации.
Четвертая стадия медитации характеризуется
постепенным угасанием дыхания вплоть до ощущения его полного
прекращения. Когда мы дышим, мы вбираем в себя необходимую для тела
энергию из пространства. И чем чище наши каналы, тем меньше воздуха нам
нужно, и тем более спокойным становится наше дыхание.
На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на
первых четырех стадиях для практики был необходим объект, то с началом
пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие
любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную
реальность нирвикальпа самадхи, в которой переживает пустотное
бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает
совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны — это уровень
настоящего мастера.
Шестая стадия медитации характеризуется выходом за
пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход
осуществляется переключением внимания с осознания бесконечного
пространства на само бесконечное осознавание.
Седьмая стадия медитации соответствует уровню
чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание хоть и
не исчезает, но уже прекращает свою деятельность, что происходит, когда
фактор осознавания различается, как несуществующий (см. статью «Реальности не существует»).
На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия
(пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия
как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения.
Восьмая стадия медитации — состояние «ниродхи» - ни существования, ни отсутствия существования.
В буддизме нирвана считается глубочайшим из возможных состояний.
Разделение же на седьмую и восьмую стадии медитации в учении «Вишуддхи
Магга» произошло по той причине, что в нирване, еще присутствует некое
сознание, переживающее пустоту, в восьмой же дхьяне исчезает даже это
сверхтонкое сознание.
Некоторые тексты утверждают, что седьмая стадия медитации не является
уровнем нирваны, так как полный уход сознания в нирвану осуществляется
единожды и навсегда, ибо на этом уровне теряется связь с психикой.
Однако есть мнение, что даже из нирваны возможен «выход» и возвращение к
форме.
На самом деле, мы должны всегда помнить, что теоретическая сторона не
столь важна, как практическая, ибо она может быть какой угодно в
зависимости от традиции, восприятия и других факторов. Путаница в
терминологии не должна вызывать никаких волнений. В практике разных
людей, в зависимости от их кармы, могут проявляться разные аспекты
углубления медитации. То, что вследствие коллективной кармы является
типичным для одной школы, может оказаться необыкновенным для другой.
Например, развитие и переход по стадиям медитации может происходить
нелинейно (одна дхьяна за другой вплоть до переживания бесконечности), а
тотально, когда ваша практика начинается с еле ощутимого переживания
бесконечной скорости, которая по мере углубления медитации будет
разворачиваться как переживание бесконечности. То есть вы сразу же
сталкиваетесь с результатом, в его пока еще «семенной» форме, и вся
дальнейшая практика медитации является своеобразным пестованием этого
семени.
Высший пилотаж практики медитации — это «сахаджа самадхи», пребывание
в чистом сознании всегда, независимо от сидячей медитации, даже в любых
проявлениях повседневной деятельности.
Насколько мне известно, идеалом хинаяны (южного буддизма) считается
Архат – просветленное существо ушедшее в нирвану. В северном буддизме
(Махаяна) идеалом считается просветленный Бодхисаттва, продолжающий
перерождаться из сострадания к людям.
Практика медитации очень важна. Читая книги мастеров можно увидеть,
как осторожно они относятся к словам, пытаются привести логические,
иногда совсем неубедительные доказательства различных состояний, и тогда
это действительно похоже на обычную философию. Но все эти переживания
существуют, а словесные доказательства — все равно, что «гуманитарная
помощь» западным умам. Настоящий практик может и должен убедиться в
реальности этих переживаний на собственном опыте. Игорь Саторин