Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Просветление

  Все выпуски  

Просветление Строение реальности


space

В этой статье хочу дать емкое и современное описание базиса йоги - философской системы «санкхья». По моему субъективному мнению санкхья - одна из самых интересных и адекватных концептуальных систем о том, как устроена наша реальность. Она не противоречит и другим философским системам, таким как: адвайта, буддизм, суфизм и др. Если и есть какие-то противоречия, они несут скорей умозрительный характер. На практике же все истинные учения почти идентичны. Конечно, это лишь удобные для ума идеи, но на каком-то этапе интеллектуальное понимание жизни просто необходимо. Санкхья раскрывает нам сущность самой жизни и дает практические методы достижения просветления, как необходимого состояния для взаимодействия с жизнью.

Наблюдатель и наблюдаемое

Исходя из ее теории санкхьи, можно поделить всю нашу реальность на две составляющих: «наблюдающего» и «наблюдаемое».

Наблюдатель – это наше высшее «Я» («Пуруша» в санкхъе). Наблюдатель не имеет никаких видимых свойств, является ноуменом, самим существованием, реальностью в чистом и абсолютном виде. Пурушу называют «свидетелем», «наблюдателем», «воспринимающим». Хотя, мне больше нравится звать это «ощущением» бытия. Это его суть.

Наблюдаемое – это феноменальная природа жизни («пракрити»  в санкхъе). Она состоит из трех первоэлементов, трех гун, неделимых качеств («закон трех», по Гурджиеву).

Ни Пуруша, ни непроявленная, первозданная Пракрити не имеют причины, они вечны и бесконечны. Наше отождествление с телами и психикой начинается с разума – тончайшей части пракрити, материи, мира объектов. Все, что связано с Пурушей, высшим «Я» – парадоксально на словах, изумительно и непостижимо на деле.


Три гуны пракрити

1. Раджас (энергия, активная сила).
2. Тамас (материя, пассивная, инертная сила).
3. Саттва (сознание, уравновешивающая, гармонизирующая сила).

В непроявленной Пракрити (наблюдаемой вселенной) эти три силы находятся в абсолютном равновесии. Равновесие нарушается, когда Пракрити «соприкасается» с Пурушей (наблюдателем), когда абсолютный субъект (Пуруша) начинает воспринимать объективную реальность, тогда и начинается эволюция и вселенная проявляется. Сейчас мы наблюдаем проявленную Вселенную, которая является бесконечными следствиями дисбаланса трех неделимых первоэлементов непроявленной пракрити.

Считается, что разум («буддхи» в санкхъе) является – первичным следствием эволюции непроявленной пракрити. Изначальная субстанция разума состоит в основном из саттвы (гуны сознания). Саттва настолько тонка, что способна отразить Пурушу, (наблюдателя). Но такое отражение еще не является самим Пурушей. В ходе дальнейшей эволюции (вызванной дисбалансом равновесия непроявленной пракрити) разум заполняется (загрязняется) тамасом (материей) и раджасом (энергией) и отражение пуруши в саттве затуманивается. И тогда отождествление высшего «Я» с пракрити нисходит до более грубых ее проявлений – мыслей, чувств, физических оболочек и др.

В обыденном состоянии тамас проявляется как леность, тупость, вялость и т. д. Раджас – как суетливость, подвижность, холеричность. Саттва – как ясность, блаженство, уравновешенность, гармония и счастье.

Чтобы избавиться от тамаса (тупости и лени), необходим элемент раджаса – движение и активная деятельность. И оба эти элемента растворяются и уравновешиваются в саттве – в ясности сознания. Например, лентяй сможет побороть вялость конструктивными действиями. Активный человек со временем приходит к тому, что успокоение и ясность являются еще более эффективными факторами при взаимодействии с окружающей средой.

Неведение

Почему происходит так, что подавляющее большинство людей, обладая, в сущности, одинаковой Божественной природой (Пуруша), в то же время, не являются просветленными? Ответ заключается в том, что человек на его нынешнем этапе эволюции просто не способен различить, ощутить базовые принципы функционирования его собственного сознания. Что же это за принципы?

Как уже говорил, реальность можно поделить на две глобальные составляющие: Пуруша (сознание) и Пракрити (материя, верховная природа). Все воспринимаемое, все объекты и ощущения являются частью пракрити, даже наши мысли и чувства являются ее тончайшими частицами.  Пуруша, в силу своей природы «воспринимающего», просто наблюдает все это.

Мы всего лишь наблюдаем наши тела, чувства, мысли. Просветленный человек ощущает себя именно Пурушей, наблюдающим. Он способен отвлечь свое внимание от мира объектов. Однако как ни парадоксально, отвлекает внимание не сам Пуруша (свидетель жизни), т.к. он не является деятелем. Отвлекает внимание разум («Буддхи») просветленного человека. Можно сказать, что человек – это совокупность оболочки, психического механизма («читта» в санкхъе) и высшего «Я» (Пуруши). Но дело в том, что и разум, и тело являются нами, фактически в том же смысле, что и наша одежда. Все это – лишь то, с чем мы отождествлены.

Величайшая сила - различение

Разум обладает различающей способностью («вивека» в йоге). Черное от белого, пол от потолка, себя от других различает именно разум. Интеллект («манас» в йоге) – источник мыслей. Разум является тем, что различает, «выбирает» за какими мыслями и намерениями следовать.

Если разум затуманен (например, влиянием инертной силы тамаса) и сила различения ослаблена, тогда в привычном потоке мыслей нашего интеллекта можно окончательно запутаться и потерять себя. Если, напротив, разум наполнен саттвой (гуной равновесия и сознания), он способен различать и выбирать наиболее важные из текущих в уме мыслей, и возможно даже отличать мысли от других боле тонких аспектов реальности.

Просветление

Чтобы распознать высшее «Я» или увидеть, что мы и так просветлены, что наша истинная природа и так незапятнанна и свободна, необходима медитация. Во время медитации мы шаг за шагом развиваем силу различения. В медитации разум очищается, заполняется сознательной саттвой, вытесняя активный раджас и инертный тамас, что проявляется как выход стрессов (кармы). В каждом явлении присутствуют все три гуны. В самадхи, в состоянии, наполненном саттвой, медитирующий переживает «отражение» Пуруши. В нирване – Пуруша воспринимает самого себя.

По сути, как вывод, просветление существует лишь для разума. Просветленный – это человек с очищенным и утонченным разумом, способным отразить и различить высшее «Я».

Некуда идти и не к чему стремиться. Чтобы распознать, что вы и так всегда «здесь и сейчас», ничего делать не нужно. Необходимо прекратить активность (раджас), не впадая в апатию (тамас). Если быть еще точней, необходимо перестать отождествляться с «деятелем», с умом, поглощенным в бесконечные игры с материей и энергией.

Во время медитации ничего делать не нужно, медитация – это спонтанное, естественное присутствие, созерцание, бытие, которое всегда с вами и это самое важное в практике. Если вы постигли этот аспект на практике, то вся остальная теория не имеет никакого значения.

Возможно, данное изложение теории имеет свои огрехи, т.к. специалистом в философии не являюсь. Здесь выражаю субъективное понимание в соотношении с личным опытом. Конечно, без опыта все это ничего не стоит. И возможно у читателя в голове уже есть своя «система», которая подходит Вам лично в большей степени. Теориям нет конца и края и все они истинны и ложны одновременно. Поэтому с самого начала советую относиться к любой философии как к условности.

Игорь Саторин

Май 2009

Статья написана специально для progressman.ru
Допускается свободная публикация при сохранении целостности текста, с указанием источника и автора.

Адрес документа на сайте: http://progressman.ru/2009/05/stroenie-realnosti/


Другие статьи по этой теме:

Чакры и кундалини

О тебе


В избранное