Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Просветление

  Все выпуски  

Просветление Классическая йога


В сегодняшней рассылке - отрывки из книги В. Бойко о йоге, в которых так, или иначе идет речь о том, что истинная практика йоги невозможна без медитации - расслабленного, спонтанного восприятия настоящего момента. Это, в свою очередь, дает результат, как в плане здорового тела, так и в плане здоровой психики.

Обсуждение темы на форуме: http://satorin.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=71


_________________________________________________________________
 

Суть непра­вильности в том, что человек старается подойти к новому и неизвестному со всей возможной добросовестностью, с полным старанием и усердием - но все это напрасно! Сколько бы вам ни было лет - ваш опыт к йоге неприменим, он не имеет значения. Нужно учиться всему с самого начала, подобно ребенку, который усваивает процесс ходьбы.

По упорству в достижении цели людей можно условно раз­делить на сильный и слабый типы. Сильный - это тот, кто способен к длительным усилиям, упорству, самоограничению. Человек подобного склада будет скрупулезно делать асаны «как в книжке», если уж он выбрал эту книгу за основу. Как правило, не зная особенностей, отличий и законов работы с телом, в йоге сильная личность часто загоняет себя в тупик, применяя уже известные ему по жизни схемы подхода к решению проблем.

«Слабый» тип человека выражает себя в йоге следующим образом: он не станет себя изматывать добросовестной и на­пряженной работой. Когда станет ясно, что быстрого результата нет, он какое-то время будет действовать по инерции, машинально думая о своем. Это почти правильный, ненасильствен­ный метод обращения с телом, но неверное состояние сознания.

В первом случае - сознание на теле, но не те методы. Во втором - метод почти нормален, но сознание не там. И потому оба этих пути никуда не ведут.

Приобретая новый опыт, мы получаем его в виде последствий практики Хатха-йоги. То есть занимаясь с телом, мы на время исчезаем из обычного поля человеческих проявлений, выключаемся из потока бытия. И каждый раз возвращаясь об­ратно, оказываемся уже немножко другими, потому что в но­вом модусе существования с нами что-то происходит.

Практикуя асаны, мы устраняемся на какое-то время из реальности. Происходит как бы смена единого и привычного состояния на иное. В этом моменте реально скрыта возможность двойной ошибки. Первая - когда человек, входя в телесные упражнения йоги, не в силах рас­статься с текущими мыслями, с материалом повседневности. В асанах по определению сознание должно быть занято только телом, но все равно «протаскивается» извне различный хлам дневных впечатлений. А это неверно, потому что тогда мы «застреваем» в обычном состоянии сознания, не «убирая» внима­ния внутрь в объем тела. И практика теряет изрядную долю смысла, так как типовое, «внешнее» состояние сознания, во-пер­вых, связано с его же привычным уровнем напряженности, во-вторых, это вызывает такие же стандартные рисунки и величи­ны напряжений в теле. То есть мы имеем не что иное, как специальную работу тела с абсолютно ей не отвечающим состоянием сознания. Но все дело как раз в необходимости полной осознанности именно данной работы тела. Сознание должно быть отрезано от материала повседневности. Это иллюзия - что можно думать об одном и делать другое, по крайней мере в йоге.

Практика йоги «срезает» глубину эмоциональных «провалов» и, вследствие этого, переживания эмоциональных подъемов становятся более «прозрачными», из них исчезает привкус истерии, бешенства, неистовства, потери себя. Хорошо или плохо это для творчества? Отвечу словами Александра Сергеевича Пушкина, который говорил следующее: «Вдохновение есть расположение души к живому принятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует к объяснению оных. Вдохновение нужно в по­эзии, как и в геометрии. Критик смешивает восторг с вдохновением. Нет, решительно нет. Восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного. Восторг не предполагает силы ума, располагающей частями в их отношении к целому». Или подругому: «Когда строку диктует чувство, оно на сцену шлет раба».

Практика йоги позволяет «отцепить» эмоции от повсед­невных, бытовых ситуаций. Это достигается через релаксационный «разрыв» обратных (эфферентных) связей в асанах. Ос­вобождаясь от «замусоренности» обычных действий эмоциями, мы избегаем бессознательности в своем поведении и работе ума, которая его обеспечивает. Как только такая «расцепка» произойдет - это свидетельство достижения первичной сбалансирован­ности психики, признак устранения глубинных напряжений в личном бессознательном. Тело через практику асан превраща­ется в канал «стравливания» бессознательных напряжений.

Совершенство - стрем­ление к тому, что ты считаешь совершенным, к образу, кото­рым тебе ХОЧЕТСЯ быть. Завершенность - то, что тебе свой­ственно по природе, а не из представлений ума. Это свойствен­ная тебе законченность, оптимальное, лучшее, самое жизненное для тебя равновесие. И почти всегда путь к совершенству ока­зывается уводящим от завершенности, именно от того, что тебе нужно. И это относится не только к йоге тела. Сколько фанати­ков рвали связки, сухожилия, мышцы, выворачивали суставы, стремясь любой ценой сделать так, как «на картинке»! Айенгар только один, его не повторить. И не нужно. У каждого, кто занимается йогой, есть свой уровень «айенгарства». И сравнивать уровни бессмысленно и глупо, ибо сложность асан, выполняе­мых именно тобой и именно правильно, и есть мерило пути в йоге тела. Встречаются люди с гипермобильностью суставов, их мало, но для них то, что делает Айенгар с телом, - не пробле­ма, такая гибкость им присуща, и порой она является их дефек­том, мешающим жить. Чтобы стать здоровыми и сбалансиро­ванными по телу и сознанию, от этой гибкости приходится из­бавляться. Что же, считать таких людей йогами от рождения?

Формы тела, их динамика, развитие гибкости - производ­ные от правильного пути, от истинности достигаемых состоя­ний сознания. Гибкость - побочный результат практики, как и сидцхи (вибхути). Если вы через асаны йоги специально разра­батываете гибкость, то рано или поздно возникают проблемы. Пределы того, что возможно сделать самому, гораздо меньше того, что может произойти естественным путем, через «действие недействием».

(с)Бойко Виктор Сергеевич - "Йога. Скрытые аспекты практики"


 

В избранное