Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Притчи.ру

  Все выпуски  

Шелковинка, на которую даже вещь не подвесить


Притчи.ру
Выпуск No 93 (2535)

Шелковинка, на которую даже вещь не подвесить

Дзэнская притча

Известное буддийское выражение «Шелковинка, на которую даже вещь не подвесить» (Цуньсы бу гуа) означает «ничто», крайне малую часть. Как считается, первым его употребил известный мастер Ау Сюаньжи, который на вопрос, чем он занимался весь день, ответил: «Шелковинкой, на которую даже вещь-то не подвесить».

 

Монашенка-бхикуни Сюаньцзи обычно занималась созерцанием в пещере на горе Дажишань — «Большого солнца». Однажды она решила посетить чаньского наставника Сюэфэна, чьё имя обозначало «Снежные пики».

— Откуда ты пришла? — спросил у неё Сюэфэн.

— С горы Дажишань — «Большого солнца», — ответила Сюаньцзи.

— Ну и как там восходит солнце? — спросил Сюэфэн.

— Оно полностью освещает «снежные пики»! — тут же откликнулась Сюаньцзи.

— А как тебя зовут? — спросил Сюэфэн, почувствовав всю необычность её речей.

— Сюаньцзи — «Сокровенное прясло», — ответила монашенка.

— И сколько ты сможешь соткать за один день? — спросил Сюэфэн.

— Шелковинку, на которую даже и вещь-то не подвесить! — произнесла Сюаньцзи, поклонилась наставнику и пошла прочь.

— О, добродетельная! — окликнул её Сюэфэн, лишь только она сделала несколько шагов. — Твоя ряса волочится по полу!

Услышав это, Сюаньцзи тут же обернулась, чтобы посмотреть на угол своей рясы. Сюэфэн же, расхохотавшись, сказал:

— Хороша же «шелковинка, на которую даже вещь не подвесить»!

 

Чаньский наставник, что идёт по пути просветления, сам способен своим огненным взором отличить истинное от ложного, а взор дхармы наставника Сюэфэна не имел различий.

Скрытый смысл выражения «шелковинка, на которую даже вещь-то не подвесить» заключён в том, что сердце пребывает в пустотном и светлом состоянии и даже мирской пыли негде осесть.

Монашенка Сюаньцзи, по сути, сама сказала, что она прозрела этот мир, но кто же знал, что край её рясы волочится по полу и Сюэфэн подметил это? И из этого видно, что монашенка Сюаньцзи запуталась в прозрении этой реальности и не способна сама почувствовать или понять её. Монашенка здесь демонстрирует знание канонических ответов, но сама, как видно, внутренне не понимает их смысл.

Источник: Маслов А. А. Лучшие притчи дзэн (131)
Постоянная ссылка на притчу.
Copyright © 2000-2016 Андрей Викторович Якушев Дата отправки: 2018-08-10

В избранное