Саййид Имам Али-Шах обращает внимание на древнюю легенду, в сюжете
которой используются египетские пирамиды, и затем поясняет способ,
которым были изобретены истории для целей обучения.
Легенда повествует, что у одного фараона была тайная комната,
построенная в его гробнице при его жизни для того, чтобы все его
сокровища могли последовать за ним в следующий мир.
Однако строитель открыл тайну двум своим сыновьям. Он сказал:
— Я умру бедным, но у вас будет возможность проникнуть в
сокровищницу по тайному ходу, план которого я оставляю вам в
наследство, ибо правитель — узурпатор, он вытянул золото из бедняков
вроде нас.
Но, когда сыновья похитили часть золота, один из них попался в
скрытую ловушку. Он убеждал своего брата отрубить ему голову, чтобы их
семья не была схвачена и могла продолжать проникать в гробницу.
Исчерпав возражения, брат так и сделал, и удачно выбрался из
западни.
Обнаружив тело без головы, правитель был удивлён. Он приказал
привязать тело к стене и охранять его. Родственники, рассудил он,
захотят вернуть тело, и, если они попытаются сделать это, их
схватят.
Но уцелевший брат был умён. Он достал несколько бурдюков с вином,
навьючил их на осла и подстроил так, что они свалились на дорогу
неподалёку от стражников. Стражники забрали бурдюки и выпили
отравленное вино. Когда они опьянели, брат похитил тело, чтобы
похоронить его.
Саййид утверждает, что этот рассказ поясняет, что события
соответствуют умственной деятельности. Сокровище символизирует знания,
накопленные людьми, фараон — это порочная склонность ума мешать людям
учиться тому, что полезно для них. Отец — человек, знающий, как
получить знание, а два его сына — два состояния ума. Первый брат
представляет безрассудную, но обладающую богатым воображением функцию,
второй символизирует выживающий, активный принцип, который столь же
изобретателен.
— Таким образом, так же как и любым другим, — продолжает имам
Али-Шах, — служение человечеству продолжается. Обратите особое
внимание, что процесс обучения происходит необычным способом.
Этой истории не обязательно быть нереальной, чтобы быть важной для
иллюстрации обучения.
Источник: Шах И. Мыслители Востока. (127)
Постоянная ссылка на притчу.