Некогда была на свете страна, где почти совсем не знали коз. Надо
заметить, что слышали о них все, однако до тех пор коз никогда ещё
туда не завозили. Вот почему поголовно все в этой стране так много
думали и размышляли о козах.
Недостаток достоверных сведений не мешал учёным той страны
собирать, сравнивать, отсеивать и преувеличивать все обрывки сведений,
которые к ним попадали. Те, кого увлекала идея существования коз — что
вполне естественно при таком положении дел — звались «верующими».
В результате сосредоточения интеллектуальной и эмоциональной жизни
вокруг изучения коз, буквально каждый считал себя обладателем
основательного знания о них. Некоторые полагали даже, что последнее
слово в области знания о козах уже сказано.
В один прекрасный день границу этой очаровательной страны пересёк
человек. Он вёл с собой козу.
— Она наша по праву! — заявили
священнослужители-«козопоклонники».
— Она наша, мы будем изучать её! — объявили учёные-«козологи».
— Она наша, мы съедим её! — завопили остальные — те, кто не смог
придумать ничего лучше.
Обладатель козы изумился и сказал:
— С какой это стати она может быть вашей, когда она моя? Если она
так вам нравится, купите её у меня и делайте с ней всё, что
хотите.
Кто-то взвизгнул:
— Как можно продавать нечто столь значительное и редкое, как
коза?
И по этой, а также по другим причинам было решено, что данное
животное — не коза. Но одновременно это, естественно, означало, что
его обладатель — мошенник. Животное выглядело именно так, как, по их
сведениям, должна выглядеть коза, но это, несомненно, была
фальшивка.
Учёные и законники постановили, что этот человек должен быть
наказан, и бросили его в тюрьму.
Козу поместили на помост, дабы проверить её сверхъестественные
свойства, а также для изучения общественного мнения по её поводу.
Лишённая пищи, она стала чахнуть и, в конце концов, издохла. Это
послужило доказательством того, что она не являлась подлинной козой, и
что это животное было для жителей данной страны бесполезно.
Источник: Шах И. Волшебный монастырь. (87)
Постоянная ссылка на притчу.