В середине 20-х годов молодой еврей пришёл к известному
нью-йоркскому раввину и заявил, что хочет изучить Талмуд.
— Ты знаешь арамейский? — спросил раввин.
— Нет.
— А иврит?
— Нет.
— А Тору в детстве учил?
— Нет, ребе. Но вы не волнуйтесь. Я закончил философский факультет
Беркли и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа.
А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу
немного поучить Талмуд.
— Ты не готов учить Талмуд, — сказал раввин. — Это глубочайшая
книга из всех, написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою
тебе тест на логику: справишься — буду с тобой заниматься.
Молодой человек согласился, и раввин продолжил.
— Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым
лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
У молодого философа глаза на лоб полезли.
— Это тест на логику?!
Раввин кивнул.
— Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо!
— Неправильно. Подумай логически: тот, у кого грязное лицо,
посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже
чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо
грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться.
— Хитро придумано! — восхитился гость. — А ну-ка, ребе, дайте мне
ещё один тест!
— Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один
вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт
умываться?
— Но мы уже выяснили — тот, у кого лицо чистое!
— Неправильно. Оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у
кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит,
что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что
второй пошёл умываться, поймёт, что у него грязное лицо, и тоже
пойдёт умываться.
— Я об этом не подумал! Поразительно — я допустил логическую
ошибку! Ребе, давайте ещё один тест!
— Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с
чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
— Ну… Оба пойдут умываться.
— Неправильно. Умываться не пойдёт ни один из них. Подумай
логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо
чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что
тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо
чистое, и тоже не пойдёт умываться.
Молодой человек пришёл в отчаяние.
— Ну поверьте, я смогу учить Талмуд! Спросите что-нибудь
другое!
— Ладно. Два человека спускаются по дымоходу…
— О Господи! Ни один из них не пойдёт умываться!!!
— Неправильно. Теперь ты убедился, что знания логики Сократа
недостаточно, чтобы учить Талмуд? Скажи мне, как может быть такое,
чтобы два человека спускались по одной и той же трубе, и один из них
испачкал лицо, а другой — нет?! Неужели ты не понимаешь? Весь этот
вопрос — бессмыслица, и если ты потратишь жизнь, отвечая на
бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишены
смысла!
Еврейская традиция не отвергает в принципе абстрактное мышление.
Мудрецы стараются предусмотреть все возможные варианты, и ситуации,
которые рассматриваются в Талмуде, иногда могут лежать в сфере
маловероятного. Но сама изучаемая проблема всегда должна иметь
конкретный смысл и прочную опору в реальной жизни.
Источник: найдено в интернете
Постоянная ссылка на притчу.