Ишхан Вали, нагрянувший в Сирию из Туркестана, владел обширным
арсеналом техник (люди поверхностные называли этот арсенал его
«мудростью»), что позволило ему оживить окостеневшее к тому времени
учение суфиев.
Он, например, убедительно показал, что суфийские школы замкнулись
— в ущерб целостному обучению суфиев — на своей приверженности к
традициям и почитании определённого Мастера. У них были в ходу
упражнения и воззрения, которые предназначались для иного народа,
иного времени и места.
Подход Вали произвёл на людей большое впечатление, и некоторые
предложили ему свою помощь, при этом не имея ни малейшего понятия о
его методах работы. Среди последних были Мустафа Али Дарази, Али
Мухаммад Хусейни и Тавиль Тирмидхи. Их свидетельства дошли до нашего
времени.
Ишхан Вали сказал своим добровольным помощникам:
— Если посмотреть со стороны на подобные собрания, то, даже не
обращая внимание на то, что эти школы по сути уподобились жёрновам,
которые мелят одно и то же, здесь нет возможности отличить способных
к обучению от неспособных. Как вы знаете, я указал на их
непригодность для работы. Теперь вопрос в другом: кто из них способен
вновь возродиться к жизни?
Он указал на ряд пальм, которые пострадали от засухи:
— Если мы ограничены в воде, какое дерево следует поливать? Я
указал вам то, чего вы не осознавали: они засохли. Теперь я укажу
способ, как проверить, смогут эти деревья возродиться или нет.
Чтобы показать, как применяется этот способ, Ишхан Вали встретился
со всеми шейхами школ, занимавшихся самоповторением, — большинство из
них встретили его доброжелательно и выказали готовность принять его
помощь в восстановлении сути учения. Он ничего им не обещал.
Завершив встречи, он написал каждому из них следующее:
«Мне почти нечего сказать вам и совершенно нечего сказать,
используя вас как посредника для моих слов. Это означает, что мне
необходимо дозволение сообщаться с вашими последователями без
посредников. Итак, я всё равно сумею, пусть и не напрямую, сообщаться
с ними. Но, отказавшись, вы станете отступником, и я уже не смогу
далее сообщаться с вами. Я возлагаю на себя ответственность за всех
вас — либо не берусь за это вообще, — и потому так же не могу
возложить на вас роль посредника, что имею возможность сообщаться с
вами непосредственно. Поскольку вы теснейшим образом связаны со своим
сообществом, мне, в сущности, следует считать вас членом сообщества,
поэтому я не могу работать с вами отдельно».
Он пояснил своим помощникам, что те шейхи, которые снизойдут до
положения простого ученика, возглавят школы, которым суждено
возродиться.
Некоторые шейхи с пониманием откликнулись на это предложение,
другие выказали резкое недоверие подходу Ишхана Вали.
Хоть он и нашёл понимание у тех шейхов, которые сумели низвести
себя до положения его учеников, наравне со своими собственными
учениками, даже самыми незрелыми, он горевал о засохшей поросли.
Али Мухаммад Хусейни сказал ему:
— Надо ли горевать о том, что проявило признаки смерти?
Он ответил:
— Они не все умерли. Лишь подозрительность заставляет их вести
себя так, словно они уже мертвы.
В ответ на эти слова некоторые шейхи отделившихся школ, будто
услышав их внутренним слухом, изменили своё мнение и сложили свои
тюрбаны к его стопам.
Маджуб, один из шейхов, ранее выказавших непонимание, впоследствии
сказал:
— Я ощутил это так, словно нечто давящее исчезло. Я знал, что это
был и мой страх и недоверие.
Ишхан Вали пояснил случившееся:
— Так произошло благодаря молитвам самих «колеблющихся» шейхов. Их
молитвы оказались сильнее страхов и подозрений, и побудили примкнуть к
нам и принять предложенное нами. На самом деле это целиком и полностью
заслуга. А можно ли было обрести заслугу, следуя известному нам
положению дел? В прошлом заслуги обретали, пестуя хорошие свойства.
Но в случае, когда достоинства скрылись под слоем ржавчины, шлифовка
зеркала понимания происходит, лишь когда идёшь наперекор своей
натуре.
Вот так и случилось, что подозрительные шейхи сохранили авторитет
в пределах своих школ и даже обрели ещё большее уважение со стороны
учеников. Немногие шейхи из числа тех, кто остался в стороне от
происходящего, обнаружили, что их ученики испытывают всё большее
внутреннее смятение либо становятся приверженцами Вали, хотя он и
писал им:
«Я не собираюсь переманивать к себе ваших учеников — и не из
соображений учтивости, а потому, что без понимания потребностей тела
как целого отдельный орган не способен функционировать. Ваши
опасения, что из-за меня вы растеряете всех своих учеников, напрасны,
ибо я не в состоянии им помочь и не собираюсь этого скрывать. Что меня
по-настоящему пугает — так это то положение, в котором вы
оказались».
Засохшие побеги, за исключением нескольких, не отозвались на этот
благодатный дождь.
Ныне, разумеется, на земле не осталось и следа от последователей
тех шейхов, которым не помогли методы Ишхана Вали, пущенные им в ход
во время его пребывания в Сирии.
Источник: Шах И. Мудрость идиотов (23)
Постоянная ссылка на притчу.