Некий интеллектуал, учёный с вышколенным умом, приехал однажды в одно
селение. Ему хотелось, в виде упражнения и развлечения, узнать,
насколько различными могут быть мнения жителей этой местности об
одном и том же предмете. Войдя в караван-сарай, он спросил сидевших
там людей, кто в их селении самый правдивый человек и кто самый
отпетый лжец. Все единодушно признали самым большим лжецом селянина
Казаба, а самым правдивым человеком Растгу. Учёный посетил того и
другого, каждому из них задавая один и тот же вопрос:
— Какой дорогой лучше всего добраться до следующей деревни?
Растга Правдивый посоветовал идти горной дорогой. Казаб Лжец указал
тоже на горную дорогу. Это, конечно, весьма озадачило исследователя.
Тогда он обратился с этим вопросом к другим жителям селения. Одни
сказали, что лучше всего добираться по реке. Другие, что через
долину. Третьи также советовали идти через горы. Итак, он пошёл
горной дорогой, но теперь к основной цели его путешествия прибавилась
ещё одна — во что бы то ни стало узнать, почему совпали ответы самого
правдивого и самого лживого. Добравшись до следующего селения, учёный
остановился на постоялом дворе и рассказал свою историю, закончив её
такими словами:
— Конечно, основную логическую ошибку я допустил в том, что попросил
невежественных людей указать правдивого и лжеца. Я прекрасно добрался
сюда горной дорогой.
Один мудрый человек из тех, кто слышал его рассказ, сказал:
—Следует признать, что логически мыслящим людям присуща слепота.
Поэтому им приходится обращаться за помощью к другим. Но данный
случай объясняется не только этим. Дело вот в чём: самый легкий путь
сюда — река, поэтому лжец и посоветовал идти горной дорогой.
Правдивый же человек был не только правдив — он заметил, что у вас
есть осел, на котором вы сможете легко преодолеть горный хребет. Лжец
же оказался невнимательным; поэтому он не подумал о том, что у вас
нет лодки — иначе он советовал бы вам добраться по реке.
Источник: Зеркало совершенства: истории странствующих суфиев. (9)
Постоянная ссылка на притчу.