Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ЙогаИНФО

  Все выпуски  

Питерская Рассылка Славянского ДZENа Анатолий Зенченко в Питере


Архив Рассылки www.piter.yora.info

Анатолий Зенченко в Питере

- Толик, с декабря 2005 года, ты проводишь второй семинар в С-Петербурге за короткое время, по новому стилю, который ты называешь Ишвара Йога. Не все смогли посетить твои семинары, мог бы ты пояснить, что такое Ишвара Йога и как ты к этому пришел?

            - Я думаю это не просто второй семинар, это второй семинар в течение года, это не так  часто два семинара в году. Это не говорит о том, что я начал делать что-то новое. Нет, я продолжаю делать то, что я делал, это оформилось в направление йоги в школу, стиль, подход, которому должно быть присвоено некое название, так как я это ощущаю – это Ишвара Йога. Кто-то спрашивал о том, будет ли на семинаре что-то новое или все то же самое? Конечно же, будет все то же самое. Мне приходиться по пять раз повторять одни и те же вещи, не потому что я, что то не знаю или рассказывать другого не хочу. Потому что я рассказываю, показываю и, мне хочется в следующий раз приехать и увидеть, что материал освоен, и мы пойдем дальше, но мне приходится снова и снова повторять то, что я уже говорил. У меня спрашивают: «Что же ты рассказываешь нам одно и тоже?» А что же вы не делаете то, что я вам рассказываю? Что же у вас не получается? Теперь по поводу Ишвара Йоги. Это ощущение того, как это должно называться, пришло мне осенью. Я попытался для самого себя ответить на вопрос: «А чем я занимаюсь? Какую йогу я преподаю?»  Я попытался собрать воедино все те ощущения от практики йоги, которую я использую для себя и от йоги которую я преподаю. Я понял, что это йога, основой которой является внутренняя целостность и понимание тех внутренних процессов, которые происходят. Результат заключается в единении с самим собой, в максимальном состоянии внутренней целостности, в состоянии единения  с внутренним Учителем, со своей глубокой, внутренней, духовной частью, сущностью. Мне это интересно, то, что я делаю, то чему я учу. И я понял, что пришло не только понимание, но  и уже есть целый, готовый, сложившийся метод, алгоритм обучения. Когда я готов взять любого человека с «нуля» и построить программу обучения, чтобы он максимально эффективно, быстро и целостно развивался. Оценивая опыт предыдущих нескольких лет, мне очень сильно помогло то, что я много преподавал индивидуально. У меня было, в среднем, по пять индивидуальных классов в день, и я имел возможность чувствовать человека таким, какой он есть, когда он приходил в йогу со всеми своими проблемами.  Для совершенно разных людей, с совершенно разными исходными данными, с  разным физическим и ментальным состоянием, я на одних и тех же тренировочных принципах строил разные тренировочные программы. Вычисляя общий алгоритм для всех, который смог бы меняться под каждого человека индивидуально.  Есть та йога, которой я занимаюсь и та йога, которую я преподаю  и все это Ишвара Йога. Это сложившийся метод, стиль, школа, кому как нравится.

            - Если мы обратимся к древним текстам по йоге, то мы найдем, что цель йоги это обретение целостности, единства. В чем конкретно твой метод Ишвара Йоги отличается оттого, что принято называть хатха йогой?

            - Я не знаю, замечал ты или нет, что у внимательных людей складывается ощущение, что чего-то они не понимают, где-то что-то не «клеится», что  есть состояние сознания, к которому они должны прийти: ЧИТТА ВРИТТИ НИРОДХА, а есть йогические практики хатха йоги (закладывание ноги за голову, завязывание ног в позу «лотоса») и как-то нет между всем этим мостика. Да есть ЧИТТА ВРИТТИ НИРОДХА, есть поза «лотоса», но как они связываются, не понятно. Почему поза «лотоса» должна привезти к ЧИТТА ВРИТТИ НИРОДХА? Когда мы говорим о йоге, нужно понимать, что мы пытаемся прийти к состоянию целостности, на всех уровнях организации начиная от физического тела и до эмоционального, ментального, витального и т.д. (как угодно можно их называть). Нужно приобрести целостность на уровне энергоструктуры и на уровне сознания. И если мы говорим о хатха йоге, то начнем с самого простого, попытаемся приобрести целостность на уровне тела. В чем суть работы с асаной, с формой? Очень много форм, очень много асан, задача одна – научиться быть целостным в любом положении тела в пространстве. Но можно очень долго, нудно и упорно пытаться сделать эти асаны, а целости все нет, все так же болят колени, поясница все также рассыпается и счастья в жизни не наблюдается. Особенность моего метода заключается в том, что я рассказываю, показываю, объясняю, учу тем внутренним принципам, освоив, почувствовав, поняв которые можно научиться собирать себя в одно целое, быть целостным в любой асане. Оглядываясь вокруг, я понимаю, что больше никто это не делает. Может быть, делают как-то по-своему. Но то понимание, те ключи, тот подход, те способы объяснить, показать, научить которыми я пользуюсь, таких аналогов больше нет, я их не вижу. Это не что-то прочитанное в книгах,  услышанное где-то, у кого-то на семинарах, это понимание которое пришло ко мне изнутри. Один из переводов слова «Ишвара» это внутренний Учитель. Внутренний аспект божества, это внутренний Учитель. Когда меня спрашивают: «Анатолий, скажите, а кто ваш самый главный, важный, основной Учитель?» Я отвечаю: «Есть такой, да знаю, это мой внутренний Учитель, с которым я регулярно общаюсь несколько раз в день на коврике!» Всеми теми плодами общения, которые у меня есть, я с удовольствием я делюсь с другими. Ничего не откладываю на потом, ничего не прячу под ключ в несгораемый сейф, без малейших опасений и страхов.

            - Если я правильно понял, Ишвара Йога это тот способ, метод, стиль обретения целостности самого себя?

            - Внутреннюю целостность на всех уровнях организации. Ишвару Йогу можно назвать внутренним стилем йоги, потому что я,  когда объясняю, как делать асаны, не объясняю, где у нас стоят колени, ладони еще что-то. Я объясняю, какими должны быть внутренние ощущения, чтобы асана была сделана правильно. Как совместить ваши внутренние ощущения с внешней формой. Какая внутренняя работа должна быть проделана, для того чтобы естественно, абсолютно легко и свободно получались абсолютно все асаны.

- Вернемся к понятию «целостность». Ты очень часто употребляешь этот термин, но для многих может быть не понятно, что именно ты вкладываешь в это. Что же такое для тебя целостность?

- Давайте спустимся немного с небес на землю и попробуем разобрать это понятие на примере целостности нашего тела. Мой опыт показывает, что люди не просто ощущают тело как отдельные части, очень часто люди вообще почти не присутствуют в теле. Их в теле нет, они в голове, в плечах, в руках, ногах, в теле люди бывают очень мало и очень редко. Даже если они, хоть как-то присутствуют в теле, то все воспринимается отдельно, слоями плечи отдельно, колени отдельно. Когда человек пытается почувствовать тело, он чувствует в лучшем случае его поверхность.

- Давай разберем на конкретной асане понятие целостности, на примере  утанасанаы. Где находится человек, его внимание, когда мы уходим в этот наклон?

- В голове, в плечах,  под коленями и иногда в подошвах стоп.

- Чему учишь ты?

- Я учу переместить внимание вовнутрь, почувствовать внутреннее пространство тела, отстроить максимальную взаимосвязь подошвы стопы через ноги, таз, брюшную полость, грудную клетку, шею с макушкой. Через ощущение как тело работает внутри, сложиться пополам, работая тазобедренными суставами, не испытывая никаких неприятных ощущений, под коленями ничего не тянется, под ягодичными связками ничего не болит, в плечах напряжения нет, спина прямая, ребра далеко, далеко от таза, пупок подтянут к позвоночнику. Утанасана получается таким очень удобным для сна положением. Тогда мы просто стоим и наблюдаем движением энергии внутри. В чем же разница? Всегда применялись «выставления» асан: «выпрями колени, оттяни ребра, выпрями спину». Но пропасть между внутренней практикой и внешней формой, «выставлениями», в том, что человек не понимает, как это сделать. У него эти внешние движения никак не связываются в одно целое, если он сгибает колени, у него выпрямляется поясница. Он выпрямляет поясницу, у него сгибаются колени. Он пытается выполнить три указания сразу, у него не получается ни одно из них, потому что они внутри никак не связаны. Он не чувствует, что происходит внутри, в чем же суть. Мне бы хотелось донести до людей, самое важное в том чему я учу – развернуть внимание вовнутрь, настроиться на внутренние ощущения. И тогда все постепенно приобретает смысл, легкость наполненость.

- Начиная с простых асан ты объясняешь работу по достижению целостности и постепенно переходишь к более сложным? Но, допустим, приезжаешь ты на семинар и даешь простые формы и работу в них. Приезжаешь в следующий раз и даешь опять то же самое, что давал  на предыдущем семинаре. Люди приходят и говорят , что у Толика старая программа. Что делать в этом случае?

Выход в понимании того, что в йоге нет простых асан и нет сложных. Для меня нет такого разделения. В простой асане я также буду в ней работать, как и в сложной. Не нужно гнаться за чем-то сложным. Если мы пытаемся практиковать асаны, к которым не готовы, то вместо пути к достижению целостности, мы идем в обратную сторону. Пришел человек в йогу здоровым,  через полгода у него начали рассыпаться колени, поясница и все остальное. А на вопрос что делать, я уже начал отвечать.  В этот раз я проведу два семинара общегородской для всех, где те же простые асаны. Хотя пока я не увижу, что я что-то объяснил, уехал на полгода, вернулся, и большая часть реализовала это на практике, тогда мы пошли дальше, и я буду продолжать объяснять те же принципы при помощи простых асан. Для тех, кто практикует дома и имеет настрой  развиваться, будут проводиться закрытые семинары для продвинутых практиков и инструкторов. И уже завтра, с понедельника 17.04.06 пройдет первый такой семинар, где я буду объяснять методологию преподавания моего стиля тем людям, которые уже преподают йогу. Это обучение будет происходить на примере более интересных асан, чем   на общегородских семинарах.

- Какие планы на будущее?

- У меня есть расписание тренингов, сложившееся годами. Один раз в сезон я делаю один выездной семинар. Но этим летом их будет два вместо одного. Один обычный: с 17 по 24 августа в Крыму на Казантипе. Самый либеральный, самый лояльный для всех кто не смог, не успел, не сумел попасть на мои семинары по какой либо причине они могут приехать и десять дней заниматься у меня на семинаре. Летом я всегда стараюсь сделать полный объемный, целостный курс и дать возможность людям почувствовать подход, получить полное понимание, получить структуру того, что делать дальше. А люди готовые стать преподавателями, могут сдать экзамен, и получит преподавательские «корочки». Но есть часть публики, которая не хочет ехать в Крым, для них в середине сентября будет примерно такой же семинар в Турции. В начале февраля с31.01 по 14.02.07 семинар в Индии, Гоа, Арамболь. Семинар 10 дней, думаю, имеет смысл ехать на дольше, если возможности позволяют.

- На семинаре в Турции можно получить инструкторскую «корочку»?

- Нет, это только в Крыму на Казантипе.

- Как тебе прошедший семинар, как тебе группа?

- Я остался, очень доволен по одной простой причине, не было «левых» людей. Наверное, я гораздо четче и лучше настроен на себя, на свой поток и на ту информацию, которую я доношу. Поэтому приходят именно те люди, которые знают, зачем они пришли, что они хотят взять.  Еще год два назад, на моих семинарах было очень много людей, которые не понимали их это или нет, надо оно им или нет. Сейчас приходят, наверное, просто «мои» люди. Приходят те, кому интересно, что я делаю и чему учу. Меня это очень сильно радует. Когда я вижу, что люди получают информацию, впитывают ее и изменения происходят прямо в зале, я очень этому рад.

- Какие рекомендации ты можешь дать практикующим хатха йогу?

- Все те, кто приходят в йогу обычно не просто так. Что-то нас приводит в йогу. У кого-то что-то где-то болит, у кого-то что-то где-то не так, и вот эти вещи, наши внутренние пререкосы иногда в теле, иногда в эмоциях являются нашими «встроенными напоминателями» Они напоминают нам о том, кто мы и с какой целью и задачей мы пришли в этот мир, в этом конкретном воплощении. Практикуя хатха йогу, мы обнаруживаем в себе все недостатки с суставами, коленями, позвоночником, а потом начинаем обижаться, злиться на себя за это. Мы начинаем думать, что если бы у меня была бы гибкая спина, да я бы сейчас... Начинается раздражение, неприятие себя. Первое что необходимо сделать это найти внутри себя «встроенные напоминатели», увидеть, почувствовать их, принять их. Принять себя такими, какие мы есть и начать кропотливую работу, которая иногда длится годами, чтобы убрать внутри себя все эти «встроенные напоминатели». Очень важно дать себе время на эту работу, направленную на внутреннее развитие и на достижение состояния целостности. Что такое «встроенные напоминатели»? Это любые наши слабые места, неважно это физиологический дефект, эмоциональный или ментальный. Это созданные нами способы защиты от боли либо это «встроенные напоминатели» для того чтобы мы постоянно чувствовали боль, «шевелились», менялись и развивались. Вам нужно их найти, принять и дать себе время, чтобы мы от них избавились, чтобы они ушли, растворились, и приготовиться к пути длиною в жизнь, который направлен к нашему духовному развитию.

- Давай представим, что кто-то разобрался со всеми своими проблемами а  «напоминатели» остались. Как быть в этом случае?

- «Напоминатели» это и есть проблемы, с которыми мы разбираемся.  Чтобы было понятно, наши «встроенные напоминатели» это все те проблемы, которые мы чувствуем по жизни. Иногда мы начинаем их ощущать, только прейдя в йогу или после нескольких лет практики. Что-то постоянно лежит на поверхности и мешает нам жить, вот эти проблемы и есть «встроенные напоминатели», с которыми нам нужно работать. И вся наша практика направлена на то, чтобы они растворились, и мы стали целостными. Если все получается, а проблемы в жизни остались, это означает, что мы начали практиковать йогу, нашли, с чем работать, но не готовы с этим работать. Нужно развернуться лицом к самим себе и начать делать что-то с нашими «встроенными напоминателями».

- Пользуясь твоей терминологией, есть такой «напоминатель», как надо обязательно сходить потренироваться  в класс или позаниматься самому. Как быть с этим «напоминателем»?

- Я имел ввиду, несколько другое. Я говорил о том, что мы не можем забыть, что мешает нам жить, например, когда искривление позвоночника или одна нога короче другой. Если мы будем говорить о проблеме, как научиться жить, так чтобы не нужно было каждый день «пинками» загонять себя на коврик, необходимо пообщаться с самим собой и найти ту мотивацию, которая позволит вам первый раз встать на коврик, и найти  положительные эмоции и ощущения, которые вы получаете, когда вы потренировались. Если вы будете настраиваться на практику, отталкиваясь от этих положительных эмоций и ощущений, то все будет просто, легко и естественно. В йоге самое тяжелое это встать на коврик. Если вы уже встали, то дальше все очень легко и просто. Я всегда говорю, что йога она не для всех. Может быть, это не ваше, если вы не хотите становиться на коврик или ваше время еще не пришло, или вы не встретили вашего преподавателя, или еще не сложилось, или уже не сложилось….  Относитесь ко всему в жизни проще. Хотите тренироваться - тренируйтесь, не хотите, не тренируйтесь…. Это уже ваши проблемы….

- Как найти положительные эмоции и ощущения от практики йоги, если после занятий болит все тело кроме волос на голове?

- Иногда могут болеть даже волосы. Самое важное в йоге это развернуть внимание вовнутрь и вместо тупых внешних попыток притянуть голову к ногам, притаскивая руками себя за волосы, почувствовать внутреннее пространство, вспомнить все те принципы Ишвара Йоги, которые я объясняю.  И с первых занятий уже появится очень приятное ощущение от практики. Потому что целостность, вот она рядом, просто возьмите и прикоснитесь к ней.

- Планируешь ли ты приехать в Петербург в этом году еще раз?

Существует традиция, по которой я бываю в Петербурге два раза в году, весной и осенью. Все так и останется, следующий раз я появлюсь где-то в середине ноября.

- Вопрос, который очень часто задается об уровне подготовке, чтобы принимать участие в твоих семинарах.

Все то чему я учу, что я объясняю на общегородских семинарах, я делаю на примере очень простых асан, поэтому если вы только что начали заниматься йогой или думаете об этом, моя рекомендация: начинать заниматься йогой на семинаре гораздо лучше, правильнее и эффективнее, чем просто прийти в группу. Я не вижу вокруг себя никого, кто мог бы сказать или о ком я мог бы сказать, что вот этому человеку у меня взять нечего в плане практики, в плане понимания, объяснения,  ключей, выставления. Но если кто-то считает что ему нечего у меня брать, значит, ему не нужно ко мне идти. Значит, он найдет это в другом месте, в другое время при других обстоятельствах. Заманивать кого-то я не буду.

- Как тебя встретил Петербург? Пару слов о Питере.

- Для меня Петербург очень душевный город.  Когда  я приезжаю сюда осенью и весной, мне очень нравится здесь грустить.  Я люблю гулять по Петропаловке в будние дни, когда там никого нет. Я пропитываюсь такой тоской и печалью, которая мне нужна. Здесь я пропитываюсь ей в большом объеме. Еще для меня Питер это громадное количество хороших старых друзей, с которыми приятно встретиться, хотя бы раз в полгода. А сейчас весна, и на удивление, какая-то не питерская весенняя погода.  Светит солнышко, тепло и даже чуть жарко. Я приятно удивлен.

- Спасибо Толик, приглашаем тебя в Питер.

- Я обязательно приеду.

 


www.piter.yora.info - Питерский порталЪ Славянского дZENа

Список инструкторов, новости, коврики, видео, события...

piter@yora.info  


В избранное