Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Школа Мудрости: Путь к Себе"

  Все выпуски  

Школа Разума: Путь к Себе САДХАНА - 6


"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Cебе."   81 САДХАНА - 6 2009-11-30 13:41 

   Добрый день, друзья - со-путники!         Новым подписчикам рекомендую заглянуть в архив рассылки http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.perasperadastra/.

Приветствую Вас на страницах данной рассылки    

 

В данном выпуске даны окончание книги Энтони де Мелло «Садхана. Путь к Богу», Молитвы, упражнения с 41: Молитва-просьба по 47: Молитва благодарности, а также часть первую работы Алексея Сеева «Изучение сознания человека методами современной науки.»

В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки, другие объявления. Желаю Вам Просветления и огненого преображения на Пути к Себе и в себе! ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ! ОМ РАМ!

 

Энтони де Мелло

Садхана: Путь к Богу

Sadhana: a way to God

(Продолжение)

Молитва — это связь с Богом посредством слов. Созерцание — это связь с Богом, которой слова не нужны.

В то время когда контакты людей с Богом по большей части огра­ничены умозрительными религиозными представлениями, Энтони де Мелло рассказывает о том, как ощутить Его присутствие...

Молитвы

Упражнение 41: Молитва-просьба

Упражнение 42: Иисус Спаситель

Упражнение 43: Предложения из Евангелия

Упражнение 44: Святые желания

Упражнение 45: Сосредоточенность на Боге

Упражнение 46: Живой огонь Любви

Упражнение 47: Молитва благодарности

 

Молитвы

 

Упражнение 41: Молитва-просьба

 

Это единственная форма молитвы, которую Иисус пре­подал своим ученикам. Едва ли кто-то имеет право утверждать, что он овладел искусством молитвы, если ему незнакома практика молитвы-просьбы.

 

В Евангелии от Луки говорится:

 

Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш. Иже ecu на небесех; да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы остав­ляем должником нашим; и не введи нас во искушение; но избави нас от лукавого.

Лк 11: 1-4

 

Каждая фраза этой Молитвы Господней является просьбой! Обратимся к комментариям Самого Господа:

 

И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба. Ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего пред­ложить ему»; А тот извнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын просит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда просит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать де­тям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Нею».

Лк 11: 5-13

 

Эти простые слова поразительны! «Просите и дано будет вам... Ибо всякий просящий полу­чает...» Представьте, что Иисус говорит это вам. Спросите себя: «Что значат для меня Его слова? Верую ли я так, как должно?»

 

Представьте, что вам нужно ответить на эти вопросы самому Иисусу.

 

Затем обратитесь к следующим отрывкам:

 

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не нашед на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас за­сохла.

Увидевши это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: «поднимись и вверг­нись в море-», будет; И все, чего ни попро­сите в молитве с верою, получите.

МФ 21: 18-22

 

Поутру, проходя мимо, увидели, что смоков­ница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Ровен! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус отвечая говорит им: Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «подни­мись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете про­сить в молитве, верьте, что получите, и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете ни кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши; Если же не прощаете, то и Отец, ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».

Мк 11: 20-26

 

Размышляя над этими отрывками и говоря о них с Иисусом, вы успокоите свой ум и подготовитесь к молитве-просьбе...

 

Простите всех, на кого вы обижаетесь... мыслен­но скажите каждому из них: «Я всем сердцем прощаю тебя во имя Иисуса Христа, так же как Господь простил меня...»

 

Попросите Господа наполнить ваше сердце ве­рой, придающей огромную силу молитве-прось­бе... «Господи, избавь меня от неверия...»

 

Затем попросите Его даровать вам то, что вы хотите получить: здоровье, успех в каком-либо начинании...

 

Представьте, что Господь дарует вам просимое, и радостно поблагодарите Его...

 

Представьте, что Господь забирает у вас Свой дар... радостно поблагодарите Его и за это...

 

 

Упражнение 42: Иисус Спаситель

 

Это еще один вариант Иисусовой молитвы. Повторение имени Иисуса позволяет не только ощутить Его при­сутствие, но и спастись. Иисус значит Спаситель:

 

Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

Мф 1: 21

 

...и нет ни в ком ином спасения; Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надле­жало бы нам спастись.

Деян 4: 11, 12

 

Какого рода спасение приносит Иисус? Он дарует избавление от болезней, физических и духовных. В результате мы примиряемся с самими собой, с ближними и с Богом.

 

Я уже упоминал, насколько целительно повторение име­ни Бога. Махатма Ганди говорил об этой практике как о «лекарстве бедняков». Если мы, сознавая свои душев­ные или физические недуги, будем с верой повторять имя Иисуса, нас ожидает исцеление.

 

Повторяя имя Иисуса, мы также получаем прощение наших грехов. В Индии рассказывают историю о царе, который убил своих братьев и затем в порыве раскаяния отправился к святому отшельнику, чтобы получить епи­тимью и прощение. Отшельника -не было на месте. Один из его учеников согласился назначить епитимью царю. Он сказал: «Произнеси имя Бога три раза, и твои грехи будут прощены». Услышав о поступке ученика, отшельник возмутился: «Разве ты не знаешь, — сказал он, — что с любовью произнеся имя Бога хотя бы единожды, можно смыть грехи целого царства? Как же ты осмелился велеть царю произнести имя Бога трижды?»

 

Произнесите имя Христа с любовью, медленно, делая паузы... стремясь ощутить Его присутс­твие...

 

Теперь совершите помазанье всех своих чувств и способностей. В Писании сказано: «От благовония мастей твоих имя твое, как разлитое миро» (Песнь Песней 1: 2).

 

Приложите миро Его имени к глазам... к сто­пам... к сердцу... к памяти... к воле... к своему воображению...

 

Наблюдайте, как вас пронизывает энергия любви Иисуса... как сияет все ваше существо...

 

Совершите помазание Его именем тех, кто стра­дает от недугов... тех, кто в беде... своих друзей... врачей, медсестер, нотариусов, священников... почувствуйте, как Его имя наполняет жизненной силой каждого из них...

 

Если вы устали, сосредоточьтесь на ощущении присутствия Господа и отдохните рядом с Ним...

 

 

Упражнение 43: Предложения из Евангелия

 

Выберите в Евангелиях один из призывов, с которыми Иисус обращается к людям, или один из задаваемых Им вопросов. Примеры призывов Иисуса: «Придите и следуйте за мной... Придите и узрите... Я сделаю вас ловцами человеков... Смотрите и молитесь...» Примеры Его вопросов: «Кто, ты говоришь, Я есть?.. Любишь ли ты меня?.. Веруешь ли, что могу это сделать?.. Что ты хочешь, чтоб Я сделал для тебя?.. Хочешь ли излечиться?..»

 

Затем приступайте к выполнению упражнения:

 

Представьте, что вы видите Господа... вы слы­шите, как он обращается к вам, например: «При­ди и узри...»

 

Не откликайтесь... просто слушайте, как Он сно­ва и снова повторяет: «Приди и узри...» Пусть Его слова пронизывают вас, пусть они звучат в вашем сердце...

 

Слушайте... слова Иисуса побуждают вас отве­тить Ему... безмолвствуйте до тех пор, пока вы не почувствуете, что уже не в силах сдерживать­ся, и тогда ответьте Господу так, как велит вам ваше сердце.

 

Чтение Евангелий обогатит вашу молитву и вашу жизнь. Со временем вы осознаете, что Господь особым способом общается с вами посредством тех или иных отрывков из Священного Писания.

 

В минуты печали, когда вы особенно нуждаетесь в духовном утешении, достаточно открыть Евангелие, чтобы Иисус обратился к вам. И тогда ваше сердце воспламенится, как воспламенялись сердца Его учени­ков, когда Он толковал им Писание.

 

 

Упражнение 44: Святые желания

 

Обратиться к этому простому и восхитительному спо­собу молитвы нас побуждает св. Игнатий Лойола. Его ученики, которые готовились стать священниками, были вынуждены все свое время посвящать учебе и потому у них почти не оставалось времени для молитвы. Св. Иг­натий Лойола говорил им, что они могут компенсиро­вать малое время молитвы святым желанием сделать что-либо благое для Бога и для ближних. То же самое он рекомендовал и наставникам общин. Духовные пас­тыри должны желать блага своим общинам и исполнять миссию молитвенного заступничества.

 

Сам Св. Игнатий был человеком исключительно чистых желаний. Он практиковал упражнение, которое можно назвать своего рода святыми грезами наяву. В своем воображении он проделывал великую работу во славу Бога. Он вспоминал великие духовные подвиги святых подвижников веры и говорил себе: «Се. Франциск сделал для Господа то-то и то-то. Я сделаю больше. Св. Доминик совершил во славу Божию такие-то и такие-то великие дела. Я сделаю больше...» Он говорил, что это упражнение придает ему силы в его слу­жении Богу.

 

Св. Тереза Авильская также настоятельно рекомендует сосредоточиться на чистых желаниях. Особенно это касается начинающих. Поскольку Господь любит сме­лые души, духовным искателям следует пробудить в себе отвагу и безоглядное радостное желание преуспеть

в служении Богу.

 

В этом заложен глубокий психологический смысл. Мы не в состоянии обрести то, что не можем себе предста­вить и к чему недостаточно стремимся. Если вы хотите достигнуть намеченной цели, вам следует стать челове­ком великих желаний и духовного видения.

 

Данное упражнение состоит из двух частей. Первая часть включает в себя святые пожелания другим людям. Вторая — святые пожелания себе.

 

Откройте Богу свои пожелания тем, за кого вы хотите помолиться... представьте, что каждый из этих людей уже обрел то, что вы ему желаете... Не нужно молиться Богу о том, чтобы ваши пожелания исполнились; достаточно открыться Ему навстречу... и мысленно увидеть их испол­ненными.

 

Что вы хотите пожелать конкретным семьям, группам людей, которых связывают общие инте­ресы и, наконец, самой Церкви?.. Переступите через сомнения в собственных силах и пессимизм. Пожелайте другим великих благ... и предоставьте остальное Богу...

 

Теперь откройте Богу то, что вы хотите пожелать самому себе, — все то, что вы хотели бы свер­шить во имя Господа... не важно, достанет ли вам сил на такие свершения, важно лишь то, что Господь возрадуется, увидев, насколько велико ваше желание, хоть силы ваши и малы... точно так же движимые страстью влюбленные дают клятвы, превосходящие их ограниченные возмож­ности...

 

Вот еще один способ: вспомните о великих под­вигах веры одного из святых — апостола Павла, св. Франциска... или любого другого святого, которого вы любите и который вызывает у вас восхищение... Вообразите эти подвиги, ощутите желание совершить нечто подобное... Дайте волю своей фантазии, представьте, что вы по милости Божией совершаете подвиг веры и переживаете то, что из любви к Нему переживали святые...

 

Хотя бы мысленно сделайте то, к чему в реаль­ности вы не готовы по собственной слабости...

 

Затем расскажите Богу о том, что вы желаете сделать во имя Его в течение предстоящего дня... мысленно представьте себя таким, каким вы хо­тите быть... вообразите, что вы действуете так, как хотели бы действовать...

 

Мы живем в мире, где ценятся результаты и недооце­ниваются желания.

 

 

Упражнение 45: Сосредоточенность на Боге

 

Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш. Иже еси на небесех; да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя яко на небеси и на земли...

 

Обратите внимание — Иисус начинает молитву со слов Отче наш. Мы привыкли думать об Иисусе как о нашем Господе. Это верно, но мы склонны недооцени­вать тот факт, что Он в первую очередь был Сыном Божьим. И действительно, Он не мыслил себя вне Бога.

 

Сегодня мы слишком сильно сосредоточены на земном. Нам незнакомы чувства Псалмопевца, взирающего в горние выси с мольбой о помощи.

 

Это упражнение должно помочь вам обратить свои помыслы к Богу.

 

Составьте список своих желаний... больших и маленьких... как романтичных, так и вполне про­заичных...

 

Составьте список одолевающих вас проблем... семейных, проблем на работе... личных...

 

Теперь спросите себя: Какую роль в исполнении моих желаний я отвожу Богу? Хочу ли я, чтобы Ом сделал что-нибудь для того, чтобы мои жела­ния исполнились?.. Чего я хочу от Него?.. И нужно ли это Ему?

 

Затем спросите себя: Какую роль я отвожу Богу в решении одолевающих меня проблем?.. Нас­колько я при этом полагаюсь на Него?.. Насколь­ко я Ему доверяю?..

 

И еще: Является ли Он объектом моего жела­ния?.. Насколько проблематично мое стремление обрести Бога?..

 

Выберите одно желание или проблему. Спросите себя: Как я пытаюсь реализовать это желание?.. Каким образом я надеюсь решить эту проблему?.. Представьте, что вы будете чувствовать в тот момент, когда ваше желание исполнится, а проб­лема благополучно разрешится...

 

Обратитесь к Богу... пусть Он исполнит ваше желание и решит проблему... не думайте о ре­зультате, важно лишь то, что вы доверились Ему...

 

Пусть всякое ваше действие будет для вас шагом на пути к Богу... Что вы чувствуете, делая эти шаги...

 

 

Упражнение 46: Живой огонь Любви

 

На это упражнение вас может вдохновить замечатель­ная книга Облако неведения, в которой говорится о том, как пробудить в сердце любовь и стремление к Богу.

 

Посвятите некоторое время тому, чтобы успоко­ить свой ум с помощью одного из упражнений на осознание...

 

Теперь представьте, что вы опускаетесь в глуби­ны своего естества, в самый центр. Вы погружа­етесь во тьму... и обнаруживаете живительный источник любви к Богу... или живое пламя любви, вздымающееся к Нему...

 

Я хочу, чтобы вы при помощи короткой фразы Иисус... или Отче... или Приди Дух Святой... или мой Бог задали ритм течению струй источ­ника или же пламени...

 

Пребывая в безмолвии, прислушайтесь... Какое слово рождается в глубинах вашего естества?..

 

Не произносите его. Оно слышимо еле-еле, как будто издалека...

 

Теперь представьте, что это слово звучит все громче и громче... вы слышите его в сердце, в груди, в животе... во всем теле...

 

Через некоторое время его звук заставляет виб­рировать пространство вокруг вас... землю и не­бо... вся Вселенная становится эхом этого слова, звучащего из вашего сердца...

 

Теперь, если хотите, с любовью произнесите его...

 

 

Упражнение 47: Молитва благодарности

 

Если бы мне нужно было назвать молитву, которая подарила мне уверенность в Провидении Божием и позволила ощутить реальное присутствие Христа в моей жизни, я без малейших колебаний указал бы на Молитву благодарности. Именно она всегда давала мне успокоение и помогала в трудные минуты жизни. Описанием этой молитвы я завершаю свою книгу.

 

Молитва благодарности основана на вере в то, что в нашей жизни ничто не происходит без Божественного провидения, даже наши грехи есть следствие Божест­венного плана.

 

Очевидно, Бог не хочет, чтобы мы грешили, и конечно, Он не желал свершения наитягчайшего из грехов — убийства Иисуса Христа. И все же в Писании снова и снова с шокирующей откровенностью утверждается, что смерть Христа была предрешена свыше. Св. Петр обращаясь к евреям, говорит следующее:

 

Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили...

Деян 2: 23

 

Грех — это то, что мы, по всей вероятности, должны ненавидеть. И все же следует воздать хвалу Богу даже за наши грехи, если, конечно, мы раскаиваемся в них. Св. Павел однозначно говорит:

 

А когда умножился грех, стала преизобиловать бла­годать... Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.

Рим 5: 20, 6: 1

 

Об этом мы едва осмеливаемся думать: благодарить и восхвалять Бога даже за наши грехи?! Хорошо, что мы сожалеем о содеянных грехах. Но мы также должны научиться благодарить за них Бога. Если бы Ирод и Пилат обратились в христианскую веру, им пришлось бы раскаяться в том, какую роль они сыграли в Страстях Господних. И в то же время они оба могли бы воздать хвалу Богу за то, что Он сделал их сопричастными Воскресению Христа!

 

Люди идут по жизни, сгибаясь под тяжестью собствен­ных грехов. Один человек признался мне, что он многие годы винил себя не за грехи (он знал, что Бог всегда готов его простить), а за то, что на несколько минут опоздал к смертному одру отца. Какое же неимоверное облегчение он испытал, когда смог открыто возблагода­рить за это Бога! Внезапно он почувствовал, что в тот момент все было так, как и должно было быть, что все находилось в руках Бога, и значит, Богу было угодно, чтобы он не застал отца среди живых.

 

Попробуйте проделать следующее:

 

Подумайте о чем-то таком, что заставляет вас испытывать чувство вины или глубокое разочаро­вание...

 

Если вы в чем-либо вините себя, выразите Гос­поду свое сожаление и печаль...

 

Затем поблагодарите Его, воздайте Ему хвалу... скажите Ему, что вы верите: даже это входило в Его планы, даже в этом есть польза для вас и других людей, хоть сейчас вы ее и не видите... отдайте себя в руки Господа... и вы испытаете невероятное облегчение...

 

Вспомните, чему св. Павел учил первых христиан:

 

Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

1 Фес 5: 16-18

 

Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа.

Еф 5: 19-20

 

Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуй­тесь... Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои жела­ния перед Богом, И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Флп 4: 4, 6-7

 

Некоторые опасаются, что если они будут восхвалять Бога за все, что бы ни происходило, то превратятся в вялых, бездеятельных фаталистов. Я полагаю, что такие опасения беспочвенны. Тот, кто когда-либо практико­вал Молитву благодарности, знает — мы искренне благодарим Бога за любой результат лишь в том случае, если прилагаем все возможные усилия к тому, чтобы поступать хорошо и избегать зла.

Единственная опасность, которая, с моей точки зрения, кроется в этой молитве, — не пассивный фатализм, а подавление негативных эмоций. Зачастую, прежде чем мы воздадим хвалу Господу и откроем наши сердца для радости и успокоения, которые несет с собой Молитва благодарности, необходимо дать волю скорби, злости и чувству безысходности.

Когда мы непрестанно благодарим и восхваляем Бога, на нас нисходит удивительный душевный покой. Если раньше нас угнетало беспокойство по поводу бесчислен­ных мелких, неприятностей, которые преподносит нам жизнь (все что угодно — задержка поезда, плохая погода, досадная оговорка во время беседы...), то теперь мы спокойно делаем то, что можем сделать, и в осталь­ном вручаем себя В руки Бога. Мы знаем, что все будет хорошо, даже если сейчас ситуация и выглядит иначе.

Есть одна китайская притча. Старик крестьянин запряг лошадь и отправился обрабатывать поле. Лошадь вырвалась и скрылась среди холмов. Соседи сочувствовали старику по поводу постигшего его несчастья. Он отве­чал: «Несчастье? Удача? Кто знает?» Неделю спустя его лошадь вернулась, приведя с собой табун диких лошадей. На этот раз соседи поздравили старика с удачей. Он снова ответил: «Удача? Неудача? Кто знает?» Вскоре сын крестьянина попытался оседлать одну из диких лошадей, упал и сломал ногу.

Все решили, что это большое несчастье. Однако старик повторил: «Неудача? Удача? Кто знает?» Спустя несколько недель в деревню бравым маршем вошли солда­ты и забрали с собой всех пригодных к военной службе молодых людей, кроме сына старика, который лежал дома со сломанной ногой. Удача или неудача? Кто знает?

То, что сейчас воспринимается как зло, может таить в себе добро. То, что кажется добром, может на поверку оказаться злом. Будем мудры, предоставим Богу право решать, что есть удача, а что нет. И возблагодарим Бога за то, что для любящих Его все оборачивается добром.

Тогда нам станут ясны поистине мистические слова Джулианы из Норвича: «Все будет хорошо; и все будет идти своим чередом!»

 

Алексей СЕЕВ: Изучение сознания человека методами современной науки.

/расширенные тезисы, ч. 1/

Современная наука сейчас подошла к этапу, когда дальнейшие исследования  должны вестись на стыке отдельных пограничных ее областей, а сделанные ею открытия начинают прямо или косвенно подтверждать те или иные положения религии. К такому пониманию приходит все большое число современных ученых. Неслучайно появление новых научных отраслей как синергетика, астрофизика, биохимия и других.

Сознание человека невозможно соотнести с конкретной частью человеческого мозга. Оно более напоминает пространство, находящееся в постоянном непрекращающемся процессе своего развития, то сужения, то расширения.

Поскольку человек есть многопланове существо с точки зрения теософии, то и человеческое сознание является многоплановым, интроспективным явлением. Процесс Его развития происходит паралллельно на каждом из планов. Взаимное влияние разных планов развития человеческого сознания можно соотнести со сложной многовекторной спиралью, причем на физический план выявляется только какая-то часть этой скрытой на тонких планах спирали.

«Будьте свободны от всяких усилий.» Слова эти принадлежат выдающемуся будийскому мастереу Тилопе, которому удалось достичь полного просветления в нашем физическом мире и от которого ведется линия преемственности передачи знаний от учителя к ученику в линии кагью тибетского буддизма. Буддизм считает естественным и, главное, достижимым состояние человеческого ума, пребывающего в осознанном единстве с сознанием Вселенной. Человек в этом случае, точнее его сознание, есть срединная точка уравновешивания внешних и внутренних планов.

Буддийская медитация есть естественная практика наблюдения человека за своими мыслями, эмоциями и чувствами, добровольное возвращение ума человека в его естественное изначальное состояние, когда он не бежит за своим бесконечным мыслепотоком и несколько отстраняется от прямого действия возникающих эмоций и чувств, то есть пребывает в спокойном, гармоничном состоянии единства со всем миром. «Тибетское название медитации – гом – буквально переводится как «привыкание к чему-либо», и буддийская практика медитации на самом деле посвящена привыканию к природе вашего ума. Это немного напоминает то, как вы всё больше и больше узнаёте своего друга. Так же как и узнавание друга, раскрытие природы своего ума – это постепенный процесс. Оно редко происходит сразу. Единственная разница между медитацией и обычным процессом знакомства и сближения состоит в том, что друг, которого вы постепенно узнаёте, – это вы сами.»[Йонге Мингьюр Ринпоче «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему. Практическое руководство. «Открытый Мир», Москва, 2009 г.]

Открытия западной науки на современном этапе развития общества помогают более детально уяснить природу человеческого мозга, работу всей нервной системы человека, механизм передачи нейронных сигналов различных уровней, формирования новых человеческих привычек для постепенного замещения устаревших, отживших. Современная психология открыто начинает использовать многие способы и психологические упражнения религиозных систем Востока.

Начиная с семидесятых годов ХХ века принцип биоэлектрической активности мозга активно использовался для изучения корреляции волн мозга с мистическими и измененными состояниями сознания. На основе этого принципа даже возникло научное направление, получившее название «биофидбек» (дословно — биологическая обратная связь). Метод биофидбека использует электронную аппаратуру для контроля за физиологической активностью организма человека: биоэлектрической активностью мозга (ЭЭГ), электрического сопротивления кожи (ЭСК), температуры тела и напряжения мышц. Благодаря принципу обратной связи функции различных органов тела (и главное режим деятельности мозга), которые до этого считались непроизвольными, оказываются подчиненными воле человека. Это открывает огромные возможности для самопознания, раскрытия внутреннего потенциала и овладения техникой саморегуляции. Например, доктор Джой Камайя с помощью электроэнцифалогрофа научился контролировать альфа-волны мозга. Его устройство издавало приятный звуковой сигнал всякий раз, когда испытуемый достигал альфа уровня, поощряя тем самым находиться в таком состоянии. Кроме этого, доктор Камайя занимался изучением связи альфа-волн с мистическими состояниями сознания, медитацией и духовным сознанием. Начиная с 1958 года Доктор Камайя провел многочисленные исследования по методу биофидбека в различных исследовательских центрах. Опытные йогины и мистики, способные контролировать состояния сознания подверглись тщательным научным тестам. Невилл Друри назвал биофидбек технологическим путем к самопознанию. Исследования связи активности мозга с состоянием глубокого религиозного опыта ведутся по сей день. В настоящее время можно говорить о том, что в периоды глубокого религиозного опыта (медитации, молитвы) деятельность мозга претерпевает специфические изменения — одни зоны головного мозга снижают свою активность, а другие, напротив, резко активизируются. Эндрю Ньюберг, нейробиолог из Пенсильванского университета в Филадельфии, который занимается нейробиологией религии уже более десяти лет, через коллегу, увлекающегося тибетским буддизмом, нашел восемь опытных медитаторов, которые приняли участие в необычном эксперименте. В результате сканирования с помощью однофотонной эмиссионной компьютерной томографии головного мозга испытуемых, которые в течение часа занимались усиленной медитацией, ученые обнаружили повышение активности областей мозга, регулирующих внимание, чего, естественно, требовала особая сосредоточенность во время медитации. Однако во время медитации верхняя задняя часть теменной доли головного мозга была гораздо менее активна, чем когда испытуемые просто сидели и отдыхали. Ньюберг сделал вывод, что именно эта мозговая доля строит ментальную границу между мозгом и физическим миром. Иначе говоря, эта область в левом полушарии мозга отвечает за осознание человеком собственной индивидуальности и за представление об образе собственного тела. Правое полушарие отвечает за ощущение времени и пространства, в котором пребывает тело. Усиливая во время медитации ощущение единства с окружающим миром, испытуемые постепенно блокировали каналы связи между этими двумя областями теменной доли мозга, подавляя тем самым представление об образе собственного тела. "Наблюдая за медитирующими людьми, вы видите, что они действительно отключаются от окружающего мира. Постепенно они перестают реагировать на зрительные образы и звуки. Скорее всего, это происходит потому, что теменная доля мозга перестает получать информацию извне", - говорит Ньюберг. Лишенные своей обычной пищи, эти области мозга перестают функционировать в нормальном режиме, и человек теряет осознание разницы между собой и окружающим миром. А по мере исчезновения ощущения времени и пространства у медитирующего появляется чувство безграничности и беспредельности. Мы видим, что для мистических (транспероснальных) переживаний нужна определенная перенастройка мозга, и даже «отключение» некоторых его зон. Однако из этого вовсе не следует, что мозг — центральный и единственный герой религиозного переживания. Об это же говорит и сам Ньюберг: "Мы вовсе не утверждаем, что мозг создает Бога, - мы отмечаем, что наш мозг естественным путем создает механизмы, которые делают возможным религиозный опыт".

Исследования лаборатории психофизиологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева в девяностых годах прошлого столетия под руководством профессора В. Б. Слезина и кандидата медицинских наук И. Я. Рыбиной позволили установить совершенно новое четвертое состояние человеческого сознания в состоянии молитвы или медитации. До этого были известны три, а именно бодрствование, медленный глубокий сон без сновидений и быстрый сон со сновидениями. С помощью современной аппаратуры по снятию энцефалограммы мозга было зафиксировано снижение альфа и бета ритмов с частотой 8-30 герц (обычных для взрослого человека) и, самое главное, возникновение медленных дельта ритмов с частототой всего лишь 3 герц (характерных для младенцев до 2 – 3-х месяцев и совершенно исчезающих в дальнейшем с процессом взросления человека) во время комплексных исследований состояний молитвы и медитации у представителей различных религий (монахов Александро-Невской лавры, католических ксендзов, представителей индуизма, ислама и дзен-буддизма). Во время молитвы одного наиболее усердно молящегося православного монаха наблюдалось полное отсутствие электрического импульса, свидетельствующего о работе коры головного мозга, то есть было состояние полного отключения мозга как во время медленного сна, но при ясном сознании. Вот как выглядят энцефалограммы у представителей иных конфессий. Например, у католического ксендза во время молитвы были заметны замедления ритма, но полного погружения не наблюдалось. Возможно, тут сыграло роль то, что католицизм несколько облегченный вариант христианства. Там отменены посты, литургия сокращена до 15 минут. Даже сам ксендз признал, что православные более сильные молитвенники. Изучали также мусульманина из Северного Йемена во время намаза. Видимых изменений на энцефалограмме не обнаружилось, но при спектральном анализе выяснилось, что мощность его альфа-ритма заметно снизилась. Любопытно выглядел результат у индуса во время медитации – у него, наоборот, произошло возбуждение, повышение ритма электрических импульсов. Сложнее получилось с дзен-буддистом, сначала наблюдалось возбуждение, а потом незначительное снижение ритма. Как сообщили профессору Слезину японские коллеги, если достичь медитации четвертого уровня, то результат будет как и во время православной молитвы. Исследовались и колдуны, экстрасенсы, но видимого замедления ритма не обнаружилось, возможно, они не умеют управлять своими способностями. Тезисы питерского ученого, доктора биологических и кандидата медицинских наук, президента Санкт-Петербургской ассоциации психопунктуры, заведующего лабораторией психофизиологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева профессора В. Б. Слезина и заведующей отделом функциональной диагностики, кандидата медицинских наук И. Я. Рыбиной были опубликованы на Всемирной научной конференции «Последние достижения науки о сознании», которая проходила в Аризонском университете США в конце 1999 г. Работа ученых в этом направлении продолжается.

Заслуживают пристального внимания исследования других ученых и лабораторий. Исследования, которые проводились в Герцогском университете в Дареме (штат Северная Каролина, США) и местном госпитале показали следующее. Ученые пригласили нескольких монахов, сестер и священников различных конфессий помолиться за 700 пациентов, страдающих различными сердечными недугами. В течение нескольких дней врачи делали заметки о состоянии этих больных, а когда эксперимент завершился, все данные передали экспертам. И вскоре профессор Митчелл Крушофф сообщил результаты: у 500 пациентов благодаря молитвам темпы выздоровления увеличились примерно на 93 процента. Английские физиологи с помощью молитвы попытались реабилитировать героиновых наркоманов. Врачи научили больных концентрировать свое внимание на сердце, произнося Иисусову молитву. Результат всех потряс. Ломки закончились гораздо быстрее. Выяснилось также, что молитва возвращает к жизни вилочковую железу, которая находится прямо за грудиной и внешне похожа на то сердце, которое обычно изображают пронзенным любовной стрелой. Эта железа перестает функционировать к 6-7 годам ребенка. Возрожденная молитвой железа стала вырабатывать у пациентов значительно большее число эндорфинов, которое и помогло наркоманам преодолеть зависимость.

Алексей СЕЕВ, 2009

/продолжение следует/

 

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

ЗНАКИ СВЕТА - http://znakisveta.ru/index.html

фотоальбом Красоты Горного Алтая http://znakisveta.ru/foto/krasoty/krasoty1.html

 

Галерея Наталии ЗАЙЦЕВОЙ-БОРИСОВОЙ «Священный НЕПАЛ»: http://www.nzb8.ru/gallery4/

 

TIBET ART GALLERY http://www.tibetartgalleryantiques.com/pegam.html

TIBET ART NOW http://www.tibetartmovement.com/tan/

Николай ДУДКО: Буддийское искусство «ТАНКА»   http://www.thangka.ru/rus.html

 

Специальные учения для буддистов России проходили в главном храме Дхарамсалы (Северная Индия) с 24 по 26 ноября 2009 года:

24 ноября транслировались утренняя и дневная сессии: Объяснения по текстам Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» и «Три основы пути»,  25 ноября транслировалась дневная сессия: вопросы и ответы.

Аудио- и видео-трансляцию с русским переводом можно смотреть или закачать на сайте Его Святейшества Далай-ламы Х
IV http://www.dalailama.com/page.128.htm

Другие материалы на сайте http://savetibet.ru/

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ!

Мир Вам! Будем свободны от всяких усилий! Начала заниматься новая группа по курсу «САДХАНА» /Основы медитации и элементы тибетской йоги/ в г. Киеве в форме клуба для регулярных занятий и общения по средам с 18-45 до 21-00 и отдельным воскресеньям с 10-00 до 13-00. «Молитва - это связь с Богом посредством слов. Созерцание - это связь с Богом, которой слова не нужны. В то время, когда контакты людей с Богом по большей части ограничены умозрительными религиозными представлениями, в действительности можно ощутить Его присутствие.» С целью выработки постоянной осознанности как в земной жизни, так и за ее пределами используются методики Энтони де Мелло, практики тибетской йоги в традиции Гелуг Ваджраяны Его Святейшества Далай-Ламы XIV, психологические упражнения Менли Палмера Холла и белого ламы Виктора Востокова, йоги сновидений традиции Дзогчен, омолаживающий комплекс "Око возрождения" Питера Келдера, философия Агни-Йоги и Храма Человечества, другие новейшие источники. Возможна в 2010 организация совместных путешествий в Горный Алтай, Непал и китайский Тибет. ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ! Удачи Всем нам! Дополнительная информация в новостях одноименной группы http://vkontakte.ru/club10455410

На этом заканчивается текущий выпуск рассылки "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через одну-две недели мы снова встретимся, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru

Всего Вам самого светлого и Удачи!

С уважением, ведущий рассылки Алексей Сеев.


В избранное