Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Школа Мудрости: Путь к Себе"

  Все выпуски  

Школа Разума: Путь к Себе Трансгималайская экспедиция


"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Cебе."   67 Трансгималайская экспедиция 2008-09-30 01:54 

   Добрый день, друзья - со-путники!         Новым подписчикам рекомендую заглянуть в архив рассылки http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.perasperadastra/.

Приветствую Вас на страницах данной рассылки    

 

Выпуск посвящен 80-летию Трансгималайской(Центральноазиатской) экспедиции семьи Рерихов,  которая состоялась в 1925–1928 годах  и прошла по маршруту Кашмир — Ладак — Китайский Туркестан — Алтай — Монголия — пустыня Гоби — Тибет — Гималаи — Индия. Официально экспедиция имела научные цели и собрала богатейший этнографический материал; были привезены коллекции минералов, сделаны редчайшие фотографии древних изображений. На своем пути экспедиция Рериха столкнулась с чрезвычайными физическими и политическими трудностями. Достаточно сказать, что в Гималаях экспедиционному каравану приходилось преодолевать перевалы на высоте около 5000 метров, долгое время быть на высоте более 3000 метров — и при этом продолжать работу. Пять месяцев, зимой, в летних палатках, при арктических температурах, экспедиция находилась под арестом в Тибете, так как местные власти (по заказу английских служб в лице полковника Бейли) подозревали в Рерихе шпиона и препятствовали его въезду в Тибет (в Лхасу).

Трансгималайская экспедиция имела не только научные, но и иные цели, далеко выходящие за пределы «научного» понимания. Достаточно сказать, что своим маршрутом она повторила путь сокровенных странствий Будды и что, пока она продолжалась, Рерихи находились в тесном контакте с Махатмами — Великими Учителями человечества — и работали под Их руководством. Известно, что еще задолго до экспедиции, в Париже, Рерихи получили по почте необычную посылку — шкатулку с Камнем Чинтамани, легендарным сокровищем Востока, и этот Камень сопровождал их в путешествии по Гималаям. Впрочем, Рерихи никогда не стремились афишировать истинные цели экспедиции, прекрасно понимая, что они не могут быть поняты большинством и скорее всего будут извращены. Но, проявив невиданное упорство, а порою и рискуя жизнью, они не отступили от цели и завершили экспедицию.

Также читайте раздел «Новости и ссылки».

ТРАНСГИМАЛАЙСКАЯ  ЭКСПЕДИЦИЯ

Огромную, не имеющую внешнего стока область Внутренней Азии ограничивают с юга могучие Трансгималаи и унылые высокогорья Каракорума. К северу простираются Алтай и горные цепи южной окраины Сибирской низменности. К востоку и западу от этого огромного бессточного бассейна лежат бескрайние пустынные просторы великой монгольской Гоби и степей Средней Азии.

Центральноазиатская экспедиция, возглавлявшаяся профессором Николаем Рерихом, изучала эти земли почти пять лет подряд. Главной целью экспедиции было создание живописной панорамы земель и народов Внутренней Азии. Пятьсот полотен Н. К. Рериха, в настоящее время выставленные в Музее Рериха в Нью-Йорке, являются одним из самых больших ее достижений. Вторая задача экспедиции состояла в проведении археологической разведки, с тем чтобы подготовить основу для дальнейших серьезных исследований этих малоизученных районов Внутренней Азии. И наконец, большое значение мы придавали сбору этнографического и лингвистического материала, характеризующего древние культуры региона.

Экспедиция выехала из Нью-Йорка в мае 1923 года и в декабре того же года прибыла в Дарджилинг. Здесь мы провели весь 1924 год, готовясь к странствиям по Внутренней Азии. Прежде чем выступить в путь, следовало хорошо изучить тибетский язык.

 

                   Июнь 1931 года Ю. Н. Рерих

КАШМИР – ЛАДАК

6 марта 1925 года наша экспедиция покинула Дарджилинг, а с ним и дружественное княжество Сикким.

Вечером 8 марта экспедиция прибыла в Равалпинди.

На следующее утро мы прибыли в Ури, живописную деревушку-крепость, расположенную на высоте 4370 футов.

Около трех часов дня мы прибыли в Шринагар, где на нас накинулась целая толпа кашмирцев. Отталкивая друг друга и пронзительно крича, они рекламировали дома-лодки, или шикары, и другие местные достопримечательности.

Отъезд был назначен на начало августа, и в оставшееся время мы решили совершить короткое путешествие по Кашмирской долине.

В конце июля мы получили последнюю партию снаряжения и 8 августа выехали на машинах в Гандербал, находящийся на долгом пути в Ладак и Китайский Туркестан.

Ясная погода сопровождала нас до Сонамарга.

Маленькая деревня Мульбе приютилась у подножия скалы, на которой находился небольшой ламаистский монастырь Мульбе.

Однако главной достопримечательностью Мульбе является выбитая на  камне колоссальная фигура Майтрейи. Впервые изображение было обнаружено и описано Муркрофтом в 1820 году. Оно представляет собой стоящего бодхисаттву, высотой не менее двадцати футов. Трудно сказать что-либо определенное относительно датировки этой статуи, но ее чисто индийское происхождение очевидно, и как памятник искусства она занимает выдающееся место среди каменных скульптур Ладака. Местное предание относит ее к эпохе великого лотзавы, или переводчика, Рин-чен-бцанг (Ратнабхадра, 964 – 1054).

Экспедиция находилась в столице Ладака с 26 августа по 19 сентября 1925 г., за исключением нескольких дней, потраченных на путешествие в знаменитый монастырь Хемис и на осмотр других достопримечательностей в окрестностях города.

Современный Лех расположен на перекрестке нескольких важных центральноазиатских караванных путей, поэтому имеет важное историческое значение для приграничного района Индии.

Достопримечательности Леха состоят из дворцов, ступ, храмов, каменных изображений и древних захоронений.  

 

ИЗ  ЛЕХА  В  ХОТАН.    

ВЕЛИКИЙ КАРАКОРУМСКИЙ ПУТЬ 

19 сентября 1925 года – памятный день в жизни нашей экспедиции! Прекрасное осеннее утро. С гор дует легкий, необычайно освежающий и бодрящий ветерок. Большая толпа местных жителей собралась проводить нас. Переход через перевал Кардонг – первый горный перевал на туркестанском пути – обычно совершается на яках, которых нанимают у местных крестьян.

Нам хотелось быстрее прибыть в Панамик – последнее поселение на Каракорумском пути, поэтому 22 сентября мы поднялись задолго до восхода солнца над горами, окутанными ночной пеленой.

30 сентября. С раннего утра бушевала метель, скрывая горные вершины густой белой мглою. Подъем на знаменитый перевал Каракорум (18694 фута) осуществлялся постепенно.

Далее маршрут пролегал через ряд возвышенностей, местами покрытых снегом.

11 октября. Оставив позади Санджу-базар, мы вышли на обширное плато, и перед нами открылись просторы южной границы Такламакана – безбрежной и выжженной солнцем пустыни.

Весь день мы шли по песчаной и каменистой равнине. Легкие туманные силуэты гор на юге возвещали о великой горной стране Кунлуня.

14 октября. Мы миновали несколько базаров с китайскими воротами, на которых красовались надписи, восхваляющие деятельность прежних властей Хотана.

Нас встретил мелкий чиновник из губернского яменя и провел экспедицию в сад с китайскими павильонами, когда-то принадлежавший разбогатевшему за счет «трудов праведных» члену городского магистрата.

Экспедиция расположилась в саду, но плотная толпа, состоящая из трехсот китайцев и тюрков, мешала ставить палатки. Всем хотелось посмотреть на нашего огромного пса Тумбала.

Наша первая ночь в Хотане была не из приятных. Липкий воздух и запахи, наполнявшие город, доставляли много неудобств. 

 

ХОТАН – КАШГАР

Ранним утром 28 января 1926 года наш сад и двор заполнили вьючные лошади и караванщики в тяжелых овчинах и темно-красных чаругах – картина, знакомая каждому, кто путешествовал с караванами по районам Азии.

Мы выступили около полудня и быстро миновали мусульманские и  китайские районы Хотана.

Путь из Пиалмы в Зангуйе пролегал по пустынной каменистой равнине.

Яркенд нам показался более деловым и процветающим городом, чем Хотан.

Япчан – последнее большое селение перед Кашгаром.

На следующий день, 12 февраля, наши караванщики поднялись задолго до рассвета, и в темноте сквозь двери палаток мы видели костры и дородных людей за утренней трапезой.

Недалеко от кашгарского моста нас приветствовали несколько чапрасис, или ординарцев в алых униформах, с посланием от майора Гиллана, в котором британский консул приглашал нас на обед.

Кашгар – старая столица Синьцзяна, расположенная на юге Тянь-Шаня.

Базары Кашгара, заполненные толпами людей, и огромное количество товаров из Европы, Индии и Китая, выставленных в лавках, свидетельствовали о широком товарообмене в оазисе.

В базарные дни толпа бывает настолько плотной, что невозможно проехать верхом, а воздух оглашается беспрерывными криками и свистом кнутов. Кашгар небогат памятниками старины.

 

ВЕЛИКИЙ  СЕВЕРНЫЙ  ПУТЬ  В  УРУМЧИ

11 марта мы покинули Аксу и после утомительного перехода достигли небольшой деревушки Кара-кудук уже в полной темноте.

Из Кара-кудука, или Кара-юлгуна, мы направились в Тограк-донг – пустынное местечко у подножия хребта. Тограк-донг интересен несколькими пещерными храмами, вырубленными в песчаниковом утесе неподалеку от почтовой станции. Штукатурка, некогда покрывавшая стены и потолок кельи, и фрески были сбиты мусульманскими фанатиками. Некоторые пещеры осыпались. Возможно, что здесь когда-то была небольшая буддийская вихара. Как из большинства древних разрушенных монастырей и храмов, расположенных на южных склонах Тянь-Шаня, открывается великолепный вид на суровую гряду гор, простирающихся в глубь пустыни.

Оазис Куча и сам город с широкими аллеями из тополей и оживленными толпами местных жителей производили более благоприятное впечатление, чем другие оазисы Синьцзяна к югу от Небесных гор. Благодаря своему географическому положению Куча еще в древности стал важным экономическим и политическим центром.

20 марта мы вышли из Куча, рассчитывая за день дойти до небольшой деревушки Яка-арык, расположенной на самом востоке оазиса Куча.

          В Токсун нам пришлось добираться по знойным пескам и каменистой пустыне.

После пятичасового перехода под вечер экспедиция вступила в Токсун.

На следующее утро лагерь сняли раньше, чем обычно, чтобы пересечь раскаленную Токсунскую равнину.

Последний переход до Урумчи осуществлялся по пустынной местности, по-зимнему мрачной и бесплодной.

 

УРУМЧИ  И  ДЖУНГАРИЯ 

Столица Синьцзяна встретила нас холодом и ледяными ветрами, продувающими насквозь близлежащую равнину.

Резиденция губернатора состояла из нескольких изолированных построек и отгороженных дворов.

Генерал-губернатор принял нас в своем небольшом кабинете, где находились письменный стол и огромное количество китайских книг в синих матерчатых переплетах. Ян Цен-синь, генерал-губернатор Синьцзяна, встал, чтобы поприветствовать нас, и предложил усаживаться поближе к столу. Более пятнадцати лет правил Ян Цен-синь обширным владением. Методы его правления отличались решительностью и суровостью, и противники не осмеливались открыто выступать против него. Основная цель политики Яна состояла в том, чтобы сделать Цинзян независимым от чьего бы то ни было влияния, как европейского, так и китайского.

Два года спустя мы узнали, что господство Ян Цен-синя трагически закончилось 7 июля 1928 г.  Престарелого генерал-губернатора застрелил телохранитель Фэня Яо-ханя, верховного представителя по иностранным делам. Возможно,  Ян стал жертвой тщательно подготовленного заговора.

После поучительной беседы с генерал-губернатором мы отправились к Фэн Яо-ханю, верховному представителю по иностранным делам, временно исполнявшему обязанности таоиня.

В тот же день профессор Рерих подал просьбу о разрешении на проезд через Сибирь, и ему сказали, что ответ поступит примерно через две недели.

5 мая Фэн Яо-синь подтвердил, что для экспедиции открыт лишь один-единственный путь через Сибирь. Мы решили двигаться к озеру Зайсан, а затем на пароходе в Омск.

16 мая мы покинули Урумчи на трех русских телегах.

Покинув Урумчи, а вместе с тем и горную страну Тянь-Шань, мы вступили в замкнутый Джунгарский бассейн, страну песчаных степей, солевых болот и озер. Джунгарский бассейн и окружающие его горные области всегда были местом великих кочевых миграций.

26 мая экспедиция прибыла в Дурбульджин, небольшой городок к востоку от Чугучака, центра пограничной торговли, а на следующий день выступила в направлении сибирской границы.

Два дня мы провели на русских пограничных постах, завершая все формальности, и 1 июня на пароходе «Лобков» отплыли из Зайсана в Семипалатинск и Омск по направлению к Сибирской железной дороге.  

 

МОНГОЛИЯ

Наш экспресс мчался по равнинам Сибири, покрытым темными девственными лесами из елей и кедра.

Ранним утром 9 сентября мы выехали из Верхнеудинска на двух «доджах», благополучно переправились на пароме через широкую Селенгу и взяли курс на Троицкославск, последний русский пограничный город.

Днем мы миновали Гусиное озеро, на берегу которого стоит Гусиноозерский монастырь, или дацан (по-тибетски «гра-цан»). Есть предположение, что этот монастырь является центром обучения буддизму в Забайкалье и что здесь находятся резиденция бурятского пандита-ханпо и знаменитая типография, выпускающая прекрасные ксилографии, которые пользуются широким спросом у сибирских буддистов, в астраханских степях и в Монголии.

На следующий день члены экспедиции отправились на пограничный пост отметить свои паспорта. Мы стояли у великого географического рубежа: позади остались таежные просторы Сибири, а впереди, насколько видит глаз, простираются обширные степи Центральной Азии.

За несколько миль до Урги дорога вывела нас в широкую долину реки Тола, к югу от которой возвышается величественная Богдо-ула, гора, покрытая девственным лесом, прибежище многочисленных животных.

Для штаб-квартиры нам посчастливилось найти небольшой дом с четырьмя комнатами, с двумя просторными дворами и конюшнями. Из Монголии профессор Рерих отослал картины с уникальными видами страны и эпизодами из ее жизни в Музей Рериха в Нью-Йорке.

Урга, или Улан-Батор-Хото, - столица автономной Монголии, и самый большой ее город находится у места слияния рек Толы и Сельбы, примерно в ста семидесяти милях от Кяхты на сибирской границе.

Наибольший интерес в Урге представляют монастыри и другие религиозные сооружения. Самая старая религиозная постройка – Икхе-кюрен. В настоящее время Икхе-кюрен разделен на двадцать девять аймаков, или монастырских школ.

Самый лучший храм в кюрене посвящен Майтрейе.

В центре храма возвышается огромная статуя Майтрейи высотой в пятьдесят футов. 

Массивные деревянные колонны, раскрашенные в яркие цвета, поддерживают галерею, на которой стоят полки, или кюн-ра, с двумя полными комплектами Канджура и Танджура.

В северо-западной части Урги находится знаменитый монастырь Ганден – место изучения высшего буддизма. К центру монастыря, где находится величественный храм Бодхисаттвы Авалокитешвары, ведут узкие улочки, по обеим сторонам которых поднимаются серые деревянные заборы, скрывающие жилища монахов.

Вход в храм украшен деревянными колоннами с богатой резьбой. Два ряда окон в тибетском стиле, с рамами, суживающимися кверху и более широкими у основания, пропускают достаточно света в просторное святилище, в центре которого стоит огромная бронзовая статуя Бодхисаттвы Авалокитешвары, Бога Милосердия.

 

УРГА – ЮМ-БЕЙСЕ  КЮРЕН

13 апреля 1927 года вся экспедиция поднялась еще до рассвета. Первый этап маршрута пролегал по долине реки Толы и, по словам проводников, был сравнительно легок для груженых автомобилей. 

16 апреля мы ехали по хорошей каменистой дороге часа два, прежде чем увидели дуган, или собор Нга-Ванг Церен кюрен, на противоположном берегу реки.

На следующий день мы снова бросили вызов нагорной пустыне, незаметно повышающейся к юго-западу, где пролегла горная страна Хангай. На двенадцатой миле мы проехали мимо огромной каменной человеческой фигуры – одной из тех, которые изобилуют на степных просторах Северной Монголии и Джунгарии к северу от гор Тянь-Шаня. Эти фигуры, вероятно, представляли собой надгробные памятники вождям, которые, как правило, изображены держащими в руке чашу с горящим огнем – символ, возможно, связанный с древним культом огня у монголов.

Местная легенда о каменном изваянии гласила, что в древние времена здесь жил могущественный предводитель разбойников, который наводил ужас на окружающих, разорял стоянки кочевников и угонял их стада. Когда он умер, его дух был найден воплощенным в каменное изваяние. В настоящее время статуя считается обликом местного божества – духа-охранителя рогатого скота и людей.

21 апреля мы собрали лагерь рано, чтобы поискать дорогу через сложную горную систему и переправиться через грязный Тоингол.

На следующий день мы снова поднялись очень рано и начали движение западнее сухого русла реки, руководствуясь указаниями нашего монгольского проводника.

Мы вышли в путь на следующий день с целью достичь Юм-бейсе кюрена.

Когда мы достигли вершины крутого хребта, внезапно открылся далеко раскинувшийся Юм-бейсе кюрен, расположенный в глубокой долине, окруженной со всеми сторон холмами, защищающими монастырь от сильных ветров, дующих в течение зимних и весенних месяцев.

Нам пришлось провести несколько дней в Юм-бейсе, чтобы подготовиться к более далекой поездке через юго-западную Гоби к Аньси чоу.

В центре монастыря имелась просторная площадь, на западной стороне которой стояли главные монастырские здания, два ду-дханга, или залы собрания. Здание непосредственно строилось из кирпича, а передняя часть имела террасы, поддерживаемые восемью деревянными колоннами с обычным цветочным орнаментом, окрашенным в яркие тона. Четыре угла храмов были увенчаны обычным джьял-ценом, или «знаменем победы», и на крыше со стороны основного входа стояла общепринятая эмблема – Колесо Закона и два оленя.

 

ЧЕРЕЗ  ЮГО-ЗАПАДНУЮ  ГОБИ

Утро 30 апреля приветствовало нас сильным и ровным северо-восточным ветром. Тучи закрывали пики гор Цаган Обо, и влажный снег хлестал по нашим лицам. Верблюды прибыли к десяти часам – прекрасные стойкие животные в отличном состоянии. В одиннадцать тридцать караван экспедиции отправился тремя длинными колоннами в длительное путешествие через Гоби.

Гоби между Юм-бейсе и Аньси чоу представляет собой цепь хребтов кристаллических горных пород, пересекающих пустынные равнины.

Суббота, 7 мая 1927 г. День обещает быть жарким. Всюду песок. Около трех часов дня весь караван в трех колоннах начал движение на юг.

15 мая мы оставили позади холмы Пей Шань, которые возвышаются севернее долины Кансу.

Некоторое время мы следовали вдоль глубокого оросительного канала, который лежит к югу от дороги, и почти вошли в город Аньси, но тогда наши проводники внезапно решили повернуть обратно и пересечь канал где-нибудь вне города.

На следующий день мы начали движение поздно, к закату, и пересекли каменистую равнину, которая отделяла нас от гор. Наше место назначения было Ших-бочен-ама, или вход в ущелье реки Ших-пао-чьенг.

Следующим утром мы продолжили движение по речному ущелью, которое расширялось, как только горы по обеим сторонам отступали. Мы спокойно двигались по тропе, когда внезапно маленький осел выскочил из кустов. Этого было достаточно для верблюдов. Было удачей, что верблюд госпожи Рерих и остальные наши ездовые верблюды были вовремя остановлены и не убежали.

Сидя верхом на нашей новой лошади, я мог видеть, что отряд нашего первого верблюда с некоторыми из наших людей исчезает в оживленном галопе за невысоким уступом горы. Я поторопился к месту действия, чтобы найти погонщика верблюдов, лежащего без сознания на тропе, и остальных верблюдов, сбрасывающих грузы. У бедного погонщика был серьезный сердечный приступ после падения, и ему была необходима врачебная помощь. После больших усилий остальные погонщики и наши люди овладели верблюдами, но потребовался почти час, прежде чем мы привели все снова в походный порядок.

Сразу за большой китайской фермой мы вошли в прекрасный еловый лес, недалеко от каменных башен с древним каменным изображением Майтрейи, вероятно, относящимся к периоду, предшествующему десятому столетию. На пути в Монголию Далай-лама объявил, что это каменное изображение появилось чудесным образом на поверхности камня, и заказал маленькую часовню, которую нужно было установить над ним.

На следующее утро мы рано отправились в путь, и к десяти часам колонна каравана двигалась по речной долине. Ущелье расширилось, и мы еще раз восприняли на расстоянии волшебство Цаган Чулута. Перед ним простиралась обширная равнина – оазис Ших-пао-чьенг. С большими трудностями мы прошли через болота оазиса. После часа поисков мы находим временное место для лагеря на песчаном плато, возвышавшемся над одним из многих притоков реки. 

 

ЧЕРЕЗ  ЦАЙДАМ

19 августа 1927. Этим утром я поднялся задолго до рассвета. Лагерь быстро пробуждался к жизни, и повсюду замелькали люди, занятые складыванием палаток и груза. Рассвет осветил горизонт, и длинная вереница верблюдов начала движение к горам на юге долины. Мы вошли в песчаное ущелье, ведущее к перевалу Улан-дабан, и разбили лагерь на площадке, покрытой зеленой травой.

23 августа мы переправились через реку и прошли через ряд песчаных холмов, покрытых скудным кустарником.

30 августа мы покинули Ичи. Переправившись через реку, мы пошли по обширной каменистой равнине, спускающейся к озеру Икхе-Цайдам, которое виднелось вдалеке.

4 сентября мы вошли в соляную пустыню Цайдам.

Узкая тропа петляла по огромным скоплениям соляных отложений с бездонными колодцами между ними. Один неосторожный шаг лошади – и седок будет сброшен в одну из этих многочисленных ям вдоль тропы.

7 сентября. Мы сняли лагерь и продолжали путь по покрытым травой солончакам. Переправились через Буре-йин-гол, приток Нейджи-гола, и пошли левым берегом реки. Террасы Буре-йин–гола поднимались на высоту 60 футов. Хорошие пастбища и густые заросли камыша и можжевельника покрывали берега реки. Река была мелкой и не более 5 – 6 метров шириной.

Монгольских стойбищ было много, но мы заметили, что некоторые семьи жили в обычных май-ханах, или палатках. Мы слышали несколько версий о нападении голоков на теиджинерских монголов.

13 сентября произошло ожидаемое столкновение. В этот день экспедиция двигалась в обычном режиме. Но как только мы достигли северного склона перевала Элису-дабан, места, о котором нам говорил таинственный лама в Шараголджи, мы внезапно заметили отряд всадников, скачущих наперерез нам через плато слева от нашего пути. Наш монгольский проводник, бледный, широко размахивая руками, бросился к реке. Его последние слова были: «Аранган, аранган!» - «Грабители!» Он был единственным, кто струсил и покинул свой пост; остальные мужчины проявили необычайную выдержку. Слышалось щелканье затворов винтовок. Но вражеские всадники заметили это и дрогнули. Несколько из них спешились и стали совещаться. Они остановились и послали людей на переговоры. Никогда прежде мы не видели такие жестокие и зверские лица. Большинство бандитов были молодыми людьми, вооруженными саблями и современными винтовками. Старый человек с седой бородой был главарем банды. Они признали свои намерения. Превосходство нашего огнестрельного оружия заставило их изменить свое решение.

После коротких переговоров мы продолжили путь.

Была моя очередь охранять лагерь ночью и подавать сигнал тревоги в случае опасности. В десятом часу вечера один из хоршинских лам пригласил меня в свою палатку посмотреть на его товарища, который как-то странно спал, согнувшись, и не отвечал на оклики. Врач, которого мы позвали, констатировал смерть. Лама умер от сердечной недостаточности.

Примерно в два часа мы покинули печальный лагерь и пошли по широкой каменистой равнине, отделяющей нас от хребта Ангар Дакчин. Горный перевал Ангар Дакчин (15300 футов) преодолели без затруднений. Мы стали лагерем на ночь у подножия невысокого хребта. Место это известно под названием Мугчи.

 

ВЕЛИКОЕ  ТИБЕТСКОЕ  НАГОРЬЕ

Требовался двадцать один день, чтобы пройти унылое, негостеприимное нагорье Тибета.

22 сентября продолжили подъем к горам Дунгбудра.

24 сентября мы продолжили путь в западном направлении. К югу возвышался могущественный Тангла – масса вечных снегов, один из самых важных горных массивов Тибета.

2 октября мы направились к перевалу Тангла. Перевал Тангла считается местом пребывания тридцати трех богов или небесных жителей, и наши монголы и тибетцы сообщили, что было хорошей приметой пересечь перевал в исключительно погожий день. На вершине перевала нам пришлось оставить одного из самых лучших коней в караване.

6 октября 1927 г. мы сняли лагерь очень рано, чтобы достигнуть Шенгди до полудня и иметь достаточно времени на покупку продовольствия у местных кочевников. После семи миль легкого пути мы внезапно заметили группу людей, стоящих на тропе. Они оказались милиционерами, имевшими приказ остановить нас и сообщить верховному комиссару Хора, находящемуся в Чу-на-кхе.

Рано утром 10 октября в лагерь прибыли несколько чиновников с приглашением посетить лагерь верховного комиссара Хора. Несмотря на большую слабость, я должен был сопровождать профессора Рериха и нашего полковника в лагерь генерала.

Генерал информировал нас, что гражданские власти Нагчу категорически отказались позволить нам пройти и что мы должны ждать официального ответа, или кален, от Лхасы.

Нам пришлось возвратиться в лагерь и ждать ответа из Лхасы, который предполагался через четырнадцать дней.

Артиллерийский салют из восьми орудий уведомил местных жителей, что верховный комиссар оставил свой лагерь. Великолепный кортеж чиновников и вассалов в ярких костюмах вихрем прошел через лагерь, а мы остались стоять перед серьезной тибетской зимой. 

 

ОБЛАСТЬ  ВЕЛИКИХ  ОЗЕР.  НАГЧУ  ДЗОНГ – САГА  ДЗОНГ

Была еще ночь, когда все поднялись и занялись упаковкой постельных принадлежностей. 4 марта 1928 г. запомнится всем членам экспедиции как окончание плена на негостеприимных нагорьях Тибета. Рассвет мягко окрашивал небо, а снежные вершины горной цепи Шанг-шунг, находящейся позади нас, были окутаны темно-синей дымкой. Мы решили покинуть Нагчу после отправки тяжелогруженого транспорта.

Мы выехали около шести утра, поднялись на невысокую гряду в западном направлении и вышли на широкую равнину, окруженную низкими скалистыми хребтами. Мы входили в район Великих Озер – огромный водный бассейн, состоящий из ряда очень соленых озер, расположенных одно за другим севернее Трансгималаев.

18 марта, 1928 г. Раннее утро было ясным, и день обещал быть солнечным. Нам хотелось ускорить отъезд, чтобы пересечь гребень горы, расположенной западнее Чанглунгхара до того, как начнется ежедневная полуденная буря.

22 марта. Мы двинулись в путь рано, несмотря на морозное утро и температуру   -13 град.  Цельсия. Место называлось Доринг, или Одинокий Камень, из-за любопытных мегалитических памятников, найденных поблизости.

Мегалитические памятники находились милях в тридцати южнее большого соленого озера Пангонг тшоча и относились к добуддийскому периоду тибетской истории. 

Сравнивая знаменитые мегалитические памятники Карнака в Британии и обнаруженные мегалиты Тибета, поражаешься их удивительному сходству.

24 марта. Из-за неизбежной задержки с караванными животными, которым предстояло преодолеть высокий гребень на юге долины, мы вышли в путь только в половине десятого. Преодолев несколько песчаных гребней, мы вошли в широкую долину, где находилось озеро Гоманг тшо.

29 марта. Всю ночь громкие крики пастухов возвещали о прибытии группы вьючных яков. Мы отправились в путь в семь часов утра и, обогнув известняковый отрог к северо-западу от дзонга, направились через каменистую равнину к юго-западному берегу озера Чаринг тшо. Через равнину протекала река Таглунг Цангпо, которая впадает в Чаринг тшо. Река оказалась замерзшей, и мы без труда перешли на другой берег.

2 апреля. Мы выехали очень рано с целью добраться в тот же день до берегов Нганце тшо. 

8 апреля. Было около семи часов утра, когда все было приведено в походную готовность и мы выехали на юг через обширную равнину Чокчу к горе, находящейся приблизительно в шести милях от лагеря.

14 апреля. Мы выехали рано, несмотря на вновь возникшие трудности с вьючными животными.

Покинув стоянку, мы проследовали через ущелье, которое постепенно поднималось к высокому перевалу Сангмо.

19 апреля. Мы выехали в семь часов утра и вернулись немного назад по пройденной дороге до узкой долины, ведущей к перевалу Цукчунг ла  (18000 футов).

На горизонте с запада и востока поднимались могущественные снежные вершины Трансгималаев. Самым заметным среди них был прекрасный пик Сага Джочунг, отчетливо видимый среди вершин, образующих восточную ветвь горной цепи, на которой находился перевал Цукчунг. Спуск был крутым, и всем пришлось идти спешившись вниз по песчаным склонам.

Сага дзонг скрывался за низким песчаным отрогом, вдающимся в равнину. Сага представлял собой пестрое сборище грязных каменных лачуг и находился на месте, открытом для всех ветров и бурь тибетского нагорья. Перед деревней мы были встречены местными чиновниками, которые проводили нас в подготовленный лагерь.

 

ОТ  САГА  ДЗОНГА  К  СИККИМУ

20 апреля 1928 г. Казначей дзонга не прибыл, и нам пришлось остаться в Сага дзонге до его появления.

24 апреля. Мы поднялись рано утром, чтобы ускорить отъезд.

Тропа шла по левому все еще замерзшему берегу Чорта цангпо.

30 апреля. Мы выехали примерно в семь часов утра.

Через четыре мили мы подошли к парому, который принадлежал монастырю Ньингма, расположенному на берегу реки.

Переправившись через Цангпо, мы оседлали коней и поехали по южному берегу реки, пока не добрались до одинокой деревни Шару, где было около шести кирпичных хижин, построенных вокруг руин прежней крепости.

6 мая. Выехали рано. Миновав низкий скалистый отрог, вышли в узкую хорошо защищенную долину, в которой располагался Шекар дзонг.

Шекар, несомненно, одно из наиболее живописных мест Тибета. Сам дзонг возвышается на скалистом массиве. Ниже форта находилось несколько монастырей, из которых наиболее важным был Шекар чоде.

12 мая. Утром старшина неожиданно отказался от поставки караванных животных. Мы были вынуждены использовать тех же самых животных.

К югу поднималась заснеженная горная цепь Центральных Гималаев. У подножья мы миновали маленький сельский дом и несколько ячменных полей. Оттуда дорога поворачивала на запад, и вскоре перед нами оказался дзонг Тингкье на западном берегу небольшого озера.

На следующий день профессор Рерих и я пошли повидать дзонг-пона, чтобы установить плату за наем каждого животного до Кампа дзонга. Дзонг-пон сообщил нам, что стоимость найма каждой лошади будет соответствовать местным ценам, не больше и не меньше. По словам дзонг-пона, в его районе зима была необычайно снежной и много людей замерзло, преодолевая перевалы Гималаев.

15 мая. Мы выехали рано, в шесть часов утра, чтобы до полудня добраться до Кампа дзонга. К несчастью, я потерял моего тибетского волкодава Кадру. Собака была, вероятно, украдена поселянами.

Кампа дзонг – одно из наиболее живописных мест Тибета. Сам дзонг скрыт в узком горном ущелье, защищенном высокими песчаниковыми хребтами. Старый дзонг построен на скалистом утесе.

18 мая. Памятный день для всех членов экспедиции.

Прощай, Тибет, земля бурь ветров и негостеприимных правителей! Мы направлялись в страну чудес Сикким с рододендроновыми лесами и деодарами.

24 мая экспедиция прибыла в Гангток и была гостеприимно встречена полковником и госпожой Бейли в их доме, где мы провели два восхитительных дня.

26 мая все европейские члены экспедиции отправились дальше в Дарджилинг. Три монгола: Очир, Дордже и Манджи, которые так преданно служили экспедиции во  время  трудного перехода через Тибет, - должны были возвратиться в свои родные места в Цайдам через Лхасу. Два из сорока двух верблюдов, оставшиеся в живых, были подарены Его Высочеству Махарадже Сиккима, и мы были рады узнать, что Его Высочество согласился держать животных в своем тибетском поместье в Добтра.

В Дарджилинге экспедиция была официально распущена, ее участники вернулись домой, унося с собой воспоминания о могучих снежных цепях гор, ревущих горных потоках и бескрайних пустынях.

Несмотря на огромные трудности, включая политические перевороты и неблагоприятные для путешествий сезонные смены погоды, во время которых экспедиции часто приходилось продолжать свой путь, она достигла замечательных успехов и вернулась с уникальным описанием районов Внутренней Азии.

/по материалам сайта «Электронный музей Н.К.Рериха» http://www.museum.roerich.info/index.html /

1923-1928. Центрально-Азиатская (Трансгималайская) экспедиция

(По Г.Ярцевой)

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии.

До экспедиции Рериха русские путешественники уже два столетия занимались исследованиями центральных районов Азии. Вот что пишет об этом английский путешественник начала XIX века Дуглас Каррутерс: «В ряду известного об исследованиях нет более захватывающей главы, нежели повествование об изучении русскими Центральной Азии и западной части Китая. Это было величайшее предприятие, оказавшееся вполне по плечу московитам. Русский привык всё делать в крупном масштабе. Его путешествия чаще всего колоссальны. Н.М.Пржевальский, пионер русских путешественников, покрыл, например, 19,5 тысяч миль пути и употребил на это 9 лет и 4 месяца своей жизни, а П.К.Козлов пересёк великую Гоби пять раз в трёх различных направлениях. Русские исследования во Внутренней Азии были систематическим предприятием, частью того огромного плана, который был задуман Русским географическим обществом в Петербурге под руководством высокоодарённого его вице-президента П.П.Семёнова...»

Возглавляемая Н.К.Рерихом Центрально-Азиатская экспедиция фактически завершила целый ряд трудов по изучению этого региона.

Особое притяжение Н.К.Рериха к Центральной Азии было неслучайным. Так, в «Листах дневника» он писал: «К сердцу Азии потянуло уже давно, можно сказать, от самых ранних лет. (...) Русь в древнейшие времена уже внимательно слушала сказания мудрых восточных гостей. Сношения с Востоком были гораздо глубже, нежели западники старались это представить. (...) Сердце Азии является как бы и сердцем мира, ибо откуда же шли все учения и вся мыслительная мудрость?»

По свидетельству Ю.Н.Рериха, «Азия, Восток всегда привлекали внимание Николая Константиновича Рериха. Его интересовали общие корни славянства и индоиранцев, восточные истоки Древней Руси, красочный кочевой мир наших степей. И в художественном творчестве, и в научных исканиях художника Север, Русь с Великим Новгородом (ведь именно Н.К.Рерих был зачинателем раскопок Новгородского кремля) неизменно сочетались с Востоком, кочевым миром Внутренней Азии, миром древнеиндийской культуры и мысли. Этим двум основным устремлениям художественного творчества и своего научного интереса Николай Константинович оставался верен всю свою творческую жизнь».

Экспедиция академика Н.К.Рериха в Центральную Азию была организована Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке и Международным центром искусств «Corona Mundi» («Венец Мира») и имела несколько важных задач. По словам Ю.Н.Рериха, одного из участников экспедиции, «её главной целью было создание уникальной живописной панорамы земель и народов Срединной Азии...

Второй задачей было изучение возможностей новых археологических изысканий и, таким образом, подготовка путей для будущих экспедиций в том же регионе.

Третьей задачей являлось изучение языков и диалектов Центральной Азии и собирание большой коллекции предметов, иллюстрирующих духовную культуру этих районов».

«Кроме художественных задач в нашей экспедиции, — писал Н.К.Рерих, — мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».

У экспедиции были и другие, более глубинные и не подлежащие широкому оповещению цели, связанные с задачами, имеющими решающее значение для эволюции человечества. Соответственно этому складывался и маршрут экспедиции; таким образом, посещение определённых стран и местностей было отнюдь не случайным, и это в полной мере касалось пребывания Рерихов на Алтае.

17 ноября 1923 года пароход «Македония» вышел из Марселя. На его борту находилась вся семья Рерихов — Николай Константинович, Елена Ивановна и их сыновья, Юрий и Святослав. Они направлялись в Индию, где провели два года. Так начался первый этап пятилетней Трансгималайской экспедиции.

Второй этап экспедиции начался весной 1925 года, когда Рерихи, уже без Святослава, караванными тропами прошли огромный маршрут от Индии до Сибири и Алтая и обратно — через Монголию, Китай и Тибет — в Индию. Таким образом экспедиция «дважды обошла вокруг земель, составляющих сердце Азии» (Ю.Н.Рерих), тем самым завершив дело русских исследователей Азии, пытавшихся пройти из России Азиатской через Тибет в Индию. Это удалось только Рериху, поэтому его экспедиция является великим достижением в ряду географических открытий мира.

Путешествуя по Центральной Азии, Рерих искал то общее, что объединяет и роднит культуры разных стран. Изучая легенды и сказания народов Азии, он находил в них схожие темы — о таинственном камне благоденствия, о заповедной стране, где живут великие мудрецы, хранящие сокровенные знания. С помощью сравнительного изучения древних религий, искусства и культуры Европы, Азии и Америки он сделал вывод, что Центр Азии является колыбелью всех народов.

* Подробнее о Центрально-Азиатской экспедиции можно прочесть в книге Галины Ярцевой «Рерих и Алтай» (на сайте Музея Н.К.Рериха на Алтае).

* К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ФАЙЛЫ:

фото маршрута экспедиции, зала экспедиции в Музее Н.К.Рериха в Москве, фото полуразрушенного храма, экспедиционное фото.

 

* НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Автореферат докторской диссертации В.А.Росова

http://lebendige-ethik.net/4-Avtoreferat_Rosov.html

Содержание

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  • СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
  • ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА

РУССКО-АМЕРИКАНСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ Н.К. РЕРИХА
В ЦЕНТРАЛЬНУЮ АЗИЮ (1920-е и 1930-е годы)

  

Специальность 07.00.02 - Отечественная история
Санкт-Петербург 2005
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук
Работа выполнена на кафедре истории России и зарубежных стран
Республиканского гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного университета
Научный консультант: академик РАН Ананьич Борис Васильевич
Официальные оппоненты:
академик РАН Мясников Владимир Степанович
доктор исторических наук, профессор Смирнов Николай Николаевич
доктор философских наук, профессор Линник Юрий Владимирович
Ведущая организация:
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Защита состоялась в 2005 г. на заседании диссертационного совета Д.212.232.52 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете (199155, Санкт-Петербург, пер. Декабристов, 16. Зал заседаний Ученого совета).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук, ст. преподаватель О.Н. Бачурина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Диссертационное исследование посвящено русско-американским экспедициям Н.К.Рериха в Центральную Азию в 1920 и 1930-е годы. В более широком контексте эта тема затрагивает историю русской эмиграции в Европе, Америке и Азии, изучение политической мысли и общественно-политической деятельности в Зарубежье.

Академик живописи Николай Константинович Рерих (1874-1947) является одним из ярких представителей русской диаспоры за границей. Эмигрантский период жизни и деятельности Н.К. Рериха в полной мере пока не осмыслен и остается за рамками современной исторической науки в России. В настоящее время чрезвычайно возрос интерес научного сообщества к интеллектуальному наследию наших соотечественников, среди которых русский художник выдвинулся в число ученых, политиков и деятелей культуры международного масштаба.

После Октябрьской революции 1917 года Н.К.Рерих, как и большинство соотечественников за рубежом, не признает власти в Советской России, пытается бороться с большевиками по-своему. В среде Русского Зарубежья идет поиск идеалов национального возрождения, там заговаривают о "новой", "воскресшей", или "третьей России", которая только и может победить большевизм. Выразитель чаяний эмиграции писатель Д.С.Мережковский провозглашал: "Россия первая - царская, рабская; Россия вторая - большевистская, хамская; Россия третья - свободная, народная".1

Н.К. Рерих полностью разделял идею новой, народной России. Со временем он даже поворачивается лицом к большевикам, ищет с ними сотрудничества. Судьбы потерянной родины Рерих связывал не с Европейской, а с Азиатской Россией. В начале 1920-х годов он отправляется в путешествие по Востоку и ищет новые формы социального строительства.

Проведение научно-художественных экспедиций в Центральную Азию - в Тибет, Монголию и на Дальний Восток, не было для Рериха самоцелью. В ходе двух его экспедиций, Тибетской (1925-28) и Маньчжурской (1934-36), обнаруживается контекст идей, связанных с созданием нового государственного образования на территории Азиатской России и на территориях сопредельных с СССР государств. Условно это государство у Н.К. Рериха получило название "Священный Союз Востока", позже переименовано в "Штаты Азии" и "Новую Страну".

Н.К. Рерих вовлекается в большую политику. Им начинают двигать устойчивые мифологемы. В социальной истории не существует политики без мифа, точно так же, как и наука, и сама история всегда мифологична.2 Рериховская "Новая Страна" базировалась на прочной системе мифологических построений и на национальных традициях. Русские путешественники осваивали Восток научно и геополитически. У Рериха, как и у его предшественников, присутствовала инерция имперского мышления. История освоения Центральной Азии дает примеры такого подхода - "миф" Н.М.Пржевальского, который хотел присоединить Китай к России, или "миф" И.Ф. Бларамберга, предложившего завоевать Британскую Индию. В этом смысле Н.К.Рерих тоже явился выразителем национальной идеи, осуществляя русскую утопическую мечту о "Новой Стране" (представления староверов о Беловодье или легендарной стране Шамбале).

Вопрос о том, какой будет новая Россия, волновал не только лучшие умы русской эмиграции, но и в наши дни, безусловно, волнует общественную и научную мысль. Совершается как бы оборот спирали по завершении периода социалистического строительства, и теперь, в переломный период развития России, возвращение к истокам, осмысление деятельности русской эмиграции приобретает особую актуальность.

Большую роль играют, в частности, разносторонние оценки деятельности эмиграции - ее представления, концепции, прогнозы на перспективы возрождения России и Российской государственности. Кроме того, теоретические взгляды русских эмигрантов, среди которых, несомненно, важное место принадлежит Н.К. Рериху и членам его семьи, имеют принципиальное значение для формирования национального самосознания, для понимания природы и специфики Российской государственности, политической и правовой культуры.

В последние годы автором диссертации была опубликована развернутая статья о Маньчжурской экспедиции Н.К. Рериха и его планах создания "Новой Страны".3 В основе реформаторских планов лежали идеалы единой Азии. Эта статья инициирована обстоятельством публикации дневников Маньчжурской экспедиции (1934-35). В процессе изучения данного сюжета стало ясно, что знаменитый художник и путешественник не ограничивал себя рамками исследователя Центральной Азии. Масштаб личности Н.К.Рериха гораздо шире, ему вполне соответствует статус неординарного политика. Хорошо известно, как деятель мировой культуры он предложил правительствам многих государств свой Пакт Мира о сохранении культурных ценностей и памятников во время войн и вооруженных конфликтов. В 1935 году Конвенция в Вашингтоне приняла этот документ, его подписали страны Северной и Южной Америки. Однако Пакт Рериха - это также и звено в большой политике, в которую оказались вовлечены известные деятели Соединенных Штатов - президент Ф.Д.Рузвельт, министр земледелия и сельского хозяйства Г.Э. Уоллес, сенатор Уильям Бора и другие. Вся работа по подготовке подписания Пакта шла на фоне Маньчжурской экспедиции. Даже более ранняя Тибетская экспедиция Н.К.Рериха, проложившая маршрут в Ладак, Кашгарию, Синьцзян, на Алтай, а затем в Монголию и Тибет, оказалась теснейшим образом связана с политикой. В 1926 году в Москве прошли переговоры с видными партийными руководителями Советского государства о возможности слияния учения буддизма и коммунистической идеологии.

Геополитический характер деятельности Н.К. Рериха - это важный фактор для современной политики, содействующий выработке путей к национальному возрождению. В целом такое исследование, с уклоном на политику, необходимо предпринять в рамках исторической науки. Жизненные задачи семьи Рерих применительно и к Азии, и к России пока еще не осознаны. Настоящее исследование в значительной степени восполняет этот пробел.

Разработанность темы. События первой Центральноазиатской экспедиции нашли отражение в дневниках Н.К. Рериха "Алтай-Гималаи" и Ю.Н.Рериха "По тропам Срединной Азии".4 Причем издания на английском языке вышли при жизни авторов в начале 1930-х годов. В последнее время опубликованы дневники других участников Тибетского путешествия, в которых обращено внимание на дипломатическую "буддийскую миссию" в Лхасу (Рябинин; Портнягин; Кордашевский).5 Публикация этих томов расширила наши представления о задачах "научно-художественной" экспедиции, они оказались связанными с планами реформации в Азии. Более чем через 30 лет после Трансгималайского путешествия, в 1960 году, участник похода, заведующий транспортом П.К. Портнягин на следствии в связи с его прошением о реабилитации свидетельствовал: "Экспедиция Рериха в основном преследовала религиозную цель, именно установить контакт между западными и восточными буддистами, поскольку сам Рерих являлся главой западных буддистов".6 Необходимо отметить, что постановка проблематики экспедиций Н.К. Рериха под новым углом зрения была предпринята благодаря публикаторской деятельности диссертанта, который выступил автором-составителем и ответственным редактором целого ряда изданий.7

В конце 1990-х годов появились историко-мистические романы и повести, искажающие представления об экспедициях Н.К. Рериха.8 На страницах этих популярных книг, например, утверждается, что Н.К. Рерих являлся агентом советских спецслужб и осуществлял свою Центральноазиатскую экспедицию "под руководством" Я.Г.Блюмкина. Научные исследования не подтверждают данную версию, так же как и официальные представители Службы внешней разведки.9

Среди зарубежных публикаций, принадлежащих перу американских исследователей, выделяются работы о Маньчжурской экспедиции. Это журнальные статьи Самуэля Уокера и Роберта Рупена.10 А также монографии более общего характера, где Н.К. Рериху отводятся отдельные главы, - Роберта Вильямса "Русское искусство и американские деньги", Грэхема Уайта и Джона Мейза "Генри Уоллес: поиск нового мирового порядка", Джона Кальвера и Джона Хайда "Американский мечтатель. Жизнь Генри Уоллеса".11 На страницах этих книг дан анализ взаимоотношений министра сельского хозяйства США Г.Э.Уоллеса с Н.К.Рерихом, которые достигли напряженности в разгар Маньчжурской экспедиции. Эти монографии носят достаточно односторонний характер. Например, все оценки личности русского художника суммированы у Мейза и Уайта в названии главы "Фальшивый пророк". Такие оценки только подтверждают вывод о том, что изучение научной биографии Н.К. Рериха находится в начальной стадии. Книга Карла Мейера и Шарин Брюсак "Турнир теней"12 имеет более широкий исторический контекст, в ней отмечается геополитический характер экспедиций Рериха.

Исследования в США одновременно поставили важнейшую проблему - участие первого Рериховского музея в Нью-Йорке и его основателя в международном политическом процессе. В 1920-е годы Рерихи вступили в "Большую игру", издавна выражавшуюся в соперничестве мировых держав за сферы влияния в Центральной Азии. (Начало было положено в XIX веке борьбой царской России и Великобритании за Персию и Афганистан.) В представленной работе диссертанта большое внимание уделено именно политической стороне центральноазиатских экспедиций Н.К. Рериха.

На родине нашего соотечественника, в России, за последние десятилетия проделана работа, которая подвела к современному этапу исследований. Опубликованы письма Е.И.Рерих к Ф.Д.Рузвельту13 и ряд статей о Маньчжурской экспедиции таких авторов, как П.Ф. Беликов, О.А.Черкасова, А.Н.Анненко.14 Они носят ознакомительный характер. К сожалению, недостаточное внимание в российской исторической науке уделено и первой Центральноазиатской экспедиции Рериха. Появилось всего несколько серьезных работ - статьи С.В. Зар-ницкого и Л.И.Трофимовой, Л.В.Шапошниковой и небольшие главы в книгах Л.В.Митрохина и А.И.Андреева.15

Как реакция на последние исследования автора, касающиеся миссии Н.К. Рериха в Харбин, заявлены публикации О.А.Лавреновой и монография М.Л.Дубаева.16 В них частично вводятся в оборот новые материалы из архива Международного центра Рерихов (Москва) - эпистолярное наследие семьи Рерих и дальневосточная эмигрантская пресса середины 1930-х годов. Однако упомянутые исследователи помещают Маньчжурскую экспедицию вне политического контекста и не дают представления о международных контактах Н.К. Рериха как руководителя экспедиции. Они обходят стороной официально не заявленные цели поездки Н.К. Рериха по Дальнему Востоку, во время которой был выдвинут проект "Канзас", включающий организацию сети сельскохозяйственных кооперативов в Маньчжурии и Внутренней Монголии. Однако проект "Канзас" потенциально связан с идеей создания монголо-сибирского государства в Центральной Азии.

Цель диссертации. Настоящее диссертационное исследование как раз и ставит своей главной целью обобщить исторический опыт общественно-политических поисков будущего Российской государственности в среде Русского Зарубежья в 1920-е и 30-е годы, обратившись к деятельности эмигрантов, в частности Н.К. Рериха, по воспроизводству культуры России. Кроме того, целью данного исследования является также обобщение политических и научных результатов двух русско-американских экспедиций Н.К. Рериха в Центральную Азию и воссоздание генезиса идеи "Новой Страны", неразрывно связанной с задачами этих экспедиций - сначала в Тибет, а затем на Дальний Восток.

Для достижения целей, поставленных в диссертационном исследовании, рассматриваются промежуточные задачи. Среди них можно выделить следующие:

  • на примере русско-американских рериховских экспедиций в Центральную Азию выявить проблемы изучения идейно-политического наследия российского Зарубежья по вопросам государственного строительства и сделать достоянием современной исторической мысли, общества и политиков богатство научных и политических идей Н.К.Рериха;
  • проанализировать фактологический материал, который позволит объективно оценить значение политических и культурных идей, выдвинутых в ходе центральноазиатских экспедиций Н.К.Рериха, и историческую правомерность этих идей в рамках политической ситуации на Дальнем Востоке в 1920-е и 1930-е годы;
  • описать основные этапы проведения двух экспедиций в Центральную Азию, организованных под руководством Н.К. Рериха американскими общественными и государственными учреждениями;
  • выявить роль представителей Советской власти и членов Американского правительства в организации соответственно Тибетской и Маньчжурской экспедиций, в частности, представителей Главного концессионного комитета СССР и Департамента сельского хозяйства США, а также конкретизировать участие русской диаспоры за рубежом в подготовке и проведении основных этапов экспедиций;
  • систематизировать научные результаты Маньчжурской экспедиции, дать характеристику общественной деятельности Н.К. Рериха в среде харбинской эмиграции и его усилий по организации сельскохозяйственных кооперативов в Маньчжоу-Го;
  • провести анализ основных итогов Маньчжурской экспедиции, показать причины завершения миссии Н.К.Рериха на Дальнем Востоке, связанной с реализацией политико-экономического проекта "Канзас";
  • ввести в научный оборот круг архивных документов и источников, позволяющих оценить русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию с точки зрения их вклада в области достижений научной, экономической и политической мысли.

Объектом диссертационного исследования является идейно-политическая жизнь, научная и общественная деятельность Н.К.Рериха как представителя Русского Зарубежья в 1920-е и 1930-е годы, ставшего выразителем тенденций в поиске альтернатив исторического развития. Эта деятельность направлена на создание нового государственного образования в азиатской части России и, в целом, в Азии, на формирование нового политического, экономического и культурного облика нашей страны.

Общественно-политическая деятельность Н.К.Рериха проходила на фоне двух русско-американских экспедиций в Центральную Азию, Тибетской (1925-28) и Маньчжурской (1934-36), которые и выступают предметом диссертационного исследования. В ходе обеих экспедиций были предприняты попытки осуществить идеи политического и культурного строительства на окраинных азиатских территориях, входивших в состав СССР, и на территориях его политических и экономических интересов.

Хронологические рамки диссертационного исследования определяются методологическими основаниями, учитывающими завершенность цикла эмиграции в Европе и Азии. Основная фаза "первой волны" эмиграции приходится на 1920-е и 1930-е годы, вплоть до начала Второй мировой войны. Российская общественно-политическая мысль, как и вся культура России, оказалась расколота на две отличные друг от друга, разнородные части. В диссертации предпринята попытка исследования эмигрантского наследия, которое представлено взглядами Н.К.Рериха, наиболее характерными в области практического приложения социально-политической мысли. Конкретные рамки исследования заданы периодом подготовки и проведения двух рериховских экспедиций, с начала 1920-х годов по 1936 год (дата официального завершения Маньчжурской экспедиции).

Источниковая база. Диссертационное исследование выполнено на основе многочисленных архивных источников. Удалось разыскать огромное число новых документов, имеющих отношение к Тибетской и Маньчжурской экспедициям.

В течение ряда лет, начиная с 1991 года, диссертант работал в архивах США, Индии, Чехии, Франции и России. В одной только Америке освоено более десятка крупных государственных и частных собраний, в которых хранятся рериховские материалы. Среди них: музей Николая Рериха в Нью-Йорке, Бахметьевский архив Колумбийского университета, Русский культурный центр при Амхерст колледже, Национальный архив в Вашингтоне, библиотеки Ратгерс и Айова университетов, Русский музей в Сан-Франциско, Дальневосточный архив синолога П.В.Шкуркина в Сан-Пабло и другие. Кроме того, широко использованы российские государственные и частные собрания, наиболее значительными являются Государственный архив Российской Федерации, Архив внешней политики РФ, Российский государственный архив социально-политической истории.

Основным источником для научных изысканий послужили американские архивы, среди которых выделяется, прежде всего, собрание музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Пока оно не имеет полного описания, и по предварительным оценкам в нем содержится несколько десятков тысяч документов. Это собрание формировалось при жизни семьи Рерих, однако его целостность была утрачена после прекращения деятельности музея в 1936 году. Большая часть документов со временем перешла в возрожденный музей Рериха, официально открытый на Манхэттене в 1950-х годах. Другая часть стала достоянием Русского культурного центра при Амхерст колледже (Массачусетс, США). Характерной особенностью этого архивного собрания является наличие в нем рукописных дневников, принадлежащих Е.И.Рерих, жене и сподвижнице художника. В большинстве случаев дневниковые записи дают ключ к пониманию описываемых событий.

Диссертанту в числе первых пришлось осваивать и вводить в научный оборот обе коллекции.

Одним из главных открытий можно считать коллекцию материалов в Ратгерс университете (Нью-Джерси, США), принадлежавших сотруднице Рерихов, вице-президенту Рериховского музея Ф.Р Грант. Именно Фрэнсис Грант осуществляла неформальную связь между американским правительством и Н.К. Рерихом во время его поездки по Дальнему Востоку. Эта коллекция (86 коробок) передана в библиотеку университета самой хозяйкой в 1986 году. После длительной обработки, через 15 лет, архив стал доступен для исследователей. Он явился одним из основных источников информации о Маньчжурской экспедиции.

Другим важным источником послужил личный архив министра сельского хозяйства Соединенных Штатов Г.Э.Уоллеса в университете города Айова (штат Айова, США). Поскольку министр Уоллес явился практически главной фигурой в деле организации и проведения Маньчжурской экспедиции, то его деятельность стала предметом специального исследования в диссертации. Архив частично уже разработан американскими исследователями. И все-таки ряд материалов, касающихся Рериха и его дальневосточной экспедиции, до сих пор еще не был введен в научный оборот.

Некоторые из документов, относящихся к деятельности Г.Э. Уоллеса, представлены в Американском Национальном архиве (Вашингтон, округ Колумбия). Там находится фонд, посвященный Маньчжурской экспедиции. Характерной особенностью последнего собрания являются административные бумаги. Это переписка главы экспедиции Н.К.Рериха, его помощника Ю.Н.Рериха, а также члена экспедиционной группы американского ботаника Г.Г. Макмиллана с руководством Департамента сельского хозяйства в Вашингтоне.17

Весьма ценным оказался бывший архив Института Гималайских исследований "Урусвати", в середине 1990-х годов осевший на несколько лет в Российском центре науки и культуры (Дели, Индия) и впоследствии переданный Международному центру Рерихов (Москва). Благодаря помощи российских дипломатов, в 1994-95 годах диссертант работал с материалами архива Института "Урусвати". В нем наиболее полно представлены документы, имеющие отношение непосредственно к научным изысканиям Рерихов в Маньчжурии и Внутренней Монголии, а также к их социальной активности во время пребывания Маньчжурской экспедиции в Харбине. Там же, в Дели, удалось ознакомиться с редким собранием харбинских газет.

Новое прочтение событий, связанных с Тибетской экспедицией Н.К.Рериха, стало возможным благодаря материалам, которые были получены из архива "Индия Оффис" (Лондон, Великобритания). Ранее документы из лондонского архива использовались российским индологом Леонидом Митрохиным и американскими авторами Карлом Мейером и Шарин Брюсак, однако им не удалось осмыслить эти документы в рамках концепции "Новой Страны".

Что касается материалов, проливающих свет на деятельность Рерихов и их американских сотрудников в отношении концессий на Алтае в 1926-29 гг., то они были обнаружены диссертантом в Государственном архиве РФ (Москва) в результате целенаправленных поисков. Концессионная политика активно разрабатывалась Американским обществом "Белуха" на этапе Тибетской экспедиции и являлась важным звеном в реализации плана, предложенного Н.К.Рерихом.

Наконец, еще одним уникальным источником явился документальный фонд Кэтрин Кемпбелл-Стиббе, председателя Совета директоров возрожденного музея Рериха в Нью-Йорке. Собрание было передано 25 лет назад в Государственный музей Востока (Москва) и составило неотъемлемую часть коллекции Мемориального кабинета Н.К.Рериха. В этом собрании обнаружились путевые заметки, сделанные во время тибетского похода на Лхасу его участниками, также имеются письма отца и сына Рерихов из Маньчжурской экспедиции, английская версия экспедиционного дневника, написанного в ходе путешествия во Внутреннюю Монголию, личные дневники Луиса Хорша, президента первого Рериховского музея, и другие редкие документы. Дарительница, госпожа Кемпбелл, завещала открыть фонд для работы в 2003 году, поэтому в диссертацию как раз и включены ранее неизвестные, новые материалы из этого фонда в музее Востока.

Все перечисленные выше архивы составили главную исследовательскую базу при написании диссертации. Диссертационное исследование проводилось с учетом новейших публикаций, посвященных политической истории Тибета, Китая и Монголии, таких ученых как: А.И.Андреев, М.К.Голдстейн, З.Д.Каткова, С.Г.Лузянин, Алестер Лэмб, Карл Мейер и Шарин Брюсак, С.К.Рощин, Т.Л.Шаумян, др.

Методы исследования. Методологической основой работы являются принципы историзма и научной объективности, предполагающие изучение проблемы с разных сторон. Такой анализ позволяет оценить исторические процессы в их реальном развитии и взаимосвязи с другими историческими явлениями. Авторский подход базируется на понимании того, что историческая действительность многомерна и противоречива. Необходимость всестороннего и адекватного исследования поставленных в диссертации проблем потребовала совмещения ряда методов: хронологического, сравнительного, обобщающего и ретроспективного. При описании русско-американских экспедиций Н.К. Рериха в Центральную Азию и анализе их результатов применен сравнительно-обобщающий подход, основанный на обработке огромного массива архивных документов и периодики. В работе сделан акцент на изучении вопросов взаимоотношения науки, культуры и политики в самом широком диапазоне (от сотрудничества до конфронтации), рассматриваются противоречия внутри социо-културного сообщества, влияние социума и политики на реализацию научных проектов и, в свою очередь, использование научных проектов для формирования идейных концепций, в частности, рериховской концепции "Новой Страны".

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что ее содержание и полученные результаты могут быть использованы при изучении истории экспедиций в Центральную Азию и соответственно при разработке учебных курсов по указанной тематике и курсов по истории науки и политологии в целом. Данное исследование вносит вклад в историю российско-американского научного и делового сотрудничества.

Научная новизна. Диссертационное исследование впервые в рамках исторической науки обращается к идейно-политическим взглядам Н.К.Рериха как выдающегося деятеля Русского Зарубежья, дает представление о путях формирования "нового облика" России. В диссертации предложен новый подход к описанию центральноазиатских экспедиций Н.К.Рериха с точки зрения их общественно-политических целей и геополитических интересов. Обе экспедиции являются этапами в решении единой задачи, поставленной русским художником в самом начале его вынужденной эмиграции. Речь идет о концепции "Новой Страны" - создании независимого государственного образования на территории Азии. Автор диссертации прослеживает изменение этой концепции, ее подвижный характер, в зависимости от политической ситуации, складывающейся в мировом сообществе, в регионе Центральной Азии и Дальнего Востока.

В научный оборот введен огромный массив документов, открытых диссертантом в архивах США, Индии и России. Это, прежде всего, архивные материалы, позволяющие впервые составить документально обоснованное представление о Маньчжурской экспедиции Н.К. Рериха, ее разноплановых задачах, характере проведения и итогах. Найдены, описаны и введены в научный оборот уникальные дневники руководителя экспедиции Н.К.Рериха и его заместителя Ю.Н.Рериха. Новые документы позволили также значительно расширить представления о Тибетской экспедиции, ее политических целях, которые до сих пор никем не рассматривались. Целый пласт материалов относится к алтайскому этапу этой экспедиции и отражает концессионную политику американских организаций, возглавляемых Н.К.Рерихом, на территории Советской России и Республики Танну-Тува.

Проведенные исследования позволили оценить личность Н.К.Рериха как крупную политическую фигуру, деятеля международного масштаба, выдвинувшего новые идеи в теории государственного строительства.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены автором в виде научных докладов на: Годичных конференциях Института востоковедения РАН "Рериховские чтения" (Москва, 1999, 2000, 2001); Годичных конференциях Санкт-Петербургского отделения Национального комитета по истории и философии науки и техники (Санкт-Петербург, 1999, 2000, 2001); Первой международной научно-практической конференции "Рериховское наследие" (Санкт-Петербург, 2001); Конференции "Ю.Н.Рерих - ученый и человек" (Новосибирск, 2002); Третьей международной научной конференции "Культурное наследие российской эмиграции" (Санкт-Петербург, 2002); Международной конференции русской литературы Зарубежья (Харбин, 2002); Научной конференции "Восток: искусство быта и бытия" (Москва, 2003); Международной научной конференции "Вклад семьи Рерих в мировую культуру" (Москва, 2004).

Представление авторской монографии, посвященной центральноазиатским экспедициям Н.К.Рериха,18 прошло в Новосибирском академгородке (Новосибирск, 2002). Кроме того, диссертационная проблематика нашла отражение в публичных выступлениях на вечере "Будущее за Россией" в Центральном Доме журналиста (Москва, 1999), на презентации тома избранных сочинений Ю.Н.Рериха "Тибет и Центральная Азия" в Доме дружбы с народами зарубежных стран (Москва, 2000) и на "Дне культуры", посвященном столетию востоковеда Ю.Н.Рериха (Екатеринбург, 2002).

Концептуальное положение о создании Н.К.Рерихом монголо-сибирского государства в Центральной Азии, выдвинутое автором диссертации, поддержано научным сообществом. Концепция "Новой Страны" включена в труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как А.И. Андреев (Россия), Джон Маккэнон (Канада),19 популяризатора Руф Драйер (США),20 упоминается в научно-популярной литературе Н.А.Тоотс, Р.Г.Баранцевым, В.С.Дмитриевым, 21 и даже - специалистами по истории религии С.В.Фоминым22 и дьяконом Андреем Кураевым.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, девяти глав, заключения, списка использованных источников и литературы, трех приложений, в которых представлены: карты маршрутов экспедиций Н.К.Рериха в Центральную Азию и карта земель для концессии, просимых Американским обществом "Белуха" у Правительства СССР.

В СПбГУ презентуют альбом «Универсанты в мире искусства»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 24 сентября.

В Петровском зале Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) в четверг, 25 сентября, состоится презентация художественного альбома «Универсанты в мире искусства».Об этом корреспонденту ИА «Росбалт-Петербург» сообщили в Информационном отделе вуза.
Уникальное и первое в своем роде иллюстрированное издание на русском и английском языках включает в себя 40 биографических очерков о выдающихся людях искусства – знаменитых выпускниках Санкт-Петербургского университета.
Издание раскрывает малоизвестные стороны художественного творчества многих ученых, писателей, поэтов, путешественников – питомцев различных факультетов университета. Среди них художники Врубель, Поленов, Ге, Билибин, Рерих, Грабарь, писатели Андреев, Тургенев, Анненков, Хлебников, исследователи – Миклухо-Маклай, Даль и многие другие.
Презентацию будут вести президент СПбГУ Людмила Вербицкая и президент Культурного фонда «Знаменитые универсанты СПбГУ» Нинель Олесич.

 

Прозрачен мир

…Когда в 20-х годах прошлого века ряд художников объединились, чтобы своим творчеством совместно нести идеи космической эволюции, никто ещё не знал, что в будущем это объединение даст начало современной пейзажной, духовной, космической живописи. Эта группа, несущая в себе ростки будущего, стала называться «Амаравелла», что значит «несущая свет». Одним из членов этой группы был художник Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий (1905-1993гг.)
      В один из ясных дней сентября, когда всё вокруг становится свежо и прозрачно так, как бывает лишь ранней осенью, небольшой выставочный зал кемеровской Областной научной библиотеки им. Фёдорова заполнился людьми: на 21 сентября было назначено открытие выставки известного художника-космиста Бориса Смирнова-Русецкого. Для нас всех это большая радость. Зал насыщен светом, тихая музыка как бы растворяется вокруг, ещё более усиливая впечатление от картин: ясные, чистые тона, полупрозрачные пейзажи, абстрактные формы «Знак Хо», «Осенние радости»… Очень мягкий и положительный настрой картин.
      Художник дал нам возможность увидеть невидимое, можно сказать, внутреннюю суть предмета или явления, то, что видеть нам не дано. Но хотя тут же можно предположить, что кого-то привлекают картины Смирнова-Русецкого как раз тем, что он именно так всё и видит. Как наверное, могут видеть лишь дети. Важна в этом не столько форма, сколько цвет, колорит картины. Ведь звук, свет и цвет составляют синтетическое целое. И если тонко чувствующий человек слышит, что картины звучат – думается, это не будет далеко от истины.
       В Манифесте «Амаравеллы» сказано: «Наше творчество, интуитивное, по преимуществу направлено на раскрытие различных аспектов Космоса в человеческих обликах, пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира». Для того, чтобы это изобразить, художнику необходимо не только владеть оригинальной техникой, нанося порой до десяти слоёв краски (пастели), но и иметь определённый духовный взгляд. Всё это вместе даёт возможность художнику раздвинуть рамки существующего мира: присутствующая полупрозрачность изображения как будто раздвигает границы зала, и вот уже нет стен, и всё вокруг заполнено существом картины.
Недаром один из циклов картин Бориса Смирнова-Русецкого называется: «Прозрачность», хотя именно так можно определить весь стиль творения художника.
      Некоторые работы обращают на себя особое внимание: такие, как «Дозор ангелов», «Обитель света». Свет души человеческой, неземные облики Хранителей, выписанные художником, хотя и не являются классической иконописью, но зримо приближают нас к пониманию вечности мира. В этом, видимо, и заключается смысл творчества художников-космистов: не только нести весть красоты, но и отображать тот внутренний свет, который заключен в каждой клетке живой материи.
Представлен на выставке и автопортрет, а так же портрет Николая Рериха. В 1926 году, когда Николай Константинович приезжал в Москву, состоялась их встреча, которая оставила неизгладимый след в душе художника.
      Жители города уже не первый раз встречаются с творчеством художников-космистов: ранее у нас побывали картины Олега Высоцкого; Феодосии, ученицы Смирнова-Русецкого, привезённые так же энтузиастами из общественной организации «Рериховское общество «Майтри».
     И очень отрадно, что в стенах областной библиотеки в эти дни проводится целый ряд выставок: выставка картин «Путь к вершинам» художника из г. Юрги Кемеровской области, которого так же можно причислить к космистам, отображает духовный мир гор, запечетлевает не только горные пейзажи, но и живые лики её природы. Выставки Александра Серова с успехом прошли в разных странах, в том числе и в Индии.
     Наряду с такими мастерами в библиотеке продолжает экспонироваться фотовыставка «Вечный магнит гор», сделанная участниками похода по Горному Алтаю.
     И отрадно, что наши библиотеки теперь уже являются не только хранителями книг, но и постоянно расширяют сферу своей деятельности, знакомят читателей с живописью и искусством, таким образом являя собой настоящие Центры Культуры.

Е. Ореховская, г. Кемерово

 

С 24 сентября открыта выставка «Н.К. Рерих и петербургские музыканты: С.С. Митусов» (фотография, личные вещи, переписка, репродукции произведений Н.К. Рериха) в Санкт-Петербургском государственном Музее-институте семьи Рерихов (18-я линия В.О., 1).

 

В издательстве МЦР вышел в свет VIII том Писем Е.И.Рерих.
Елена Ивановна Рерих. Письма. Том VIII (1948–1950 гг.)
М.: Международный Центр Рерихов, 2008, 496 с., илл.
Полное собрание писем Елены Ивановны Рерих из архива Международного Центра Рерихов.
В восьмой том вошли письма 1948–1950 гг., адресованные С.Н.Рериху и его жене Д.Р.Рерих, американским ученикам Е.И.Рерих — К.Кэмпбелл, З.Г. и Д.Фосдик, Г.Фричи, издателю журнала «Оккультизм и Йога» А.М.Асееву, В.Л.Дутко, а также семье двоюродной сестры Е.И.Рерих К.Н.Муромцевой и другим.
Большинство писем публикуется впервые.

 

Уважаемые коллеги!

Киевская теософская группа приглашает Вас на Конференцию, посвященную 133-й годовщине Международного теософского общества.

Конференция состоится 15-16 ноября 2008 г. в Киеве.

Тема конференции «Красота как проявление Души».

Место проведения — библиотека теософской литературы, ул. Жилянская, 7-А, кв. 3, тел. (044) 287-10-71.

ПРОГРАММА

Начало заседания 15 ноября, суббота, в 10.00.

10.00 – 13.00 Пленарное заседание

15.00 – 18.00 два семинара: «Современный взгляд на геологическую историю Земли» и «Мистический мир Моцарта».

16 ноября с 10.00 до 15.00 состоится экскурсионная программа — пешеходная экскурсия по древнему Киеву (город Владимира и Ярослава) и поездка в Триполье с посещением музея Трипольской культуры и медитацией на Дивич-горе.

С 15.00 в библиотеке пространство свободного общения.

Просим сообщить о своем участии в Конференции до 1 ноября 2007 г.

Контактные тел.:

(044) 287-10-71 — Светлана Иосифовна Гавриленко

8 096 286-64-64 — Наталья Ивановна Березанская

 

Международная научно-практическая конференция:

"Буддизм ваджраяны в России: история и современность"

Санкт-Петербург, 20 - 21 октября 2008.

 (Конференция проходит в рамках III-го Международного фестиваля тибетского буддизма в России "Буддизм.Ru", который пройдет в Санкт-Петербурге с 16 по 22 октября 2008 г.)

 Организаторы и партнеры: Конференция проводится Российской Ассоциацией Буддистов Школы Карма Кагью при поддержке Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга и Государственного музея истории религии (о возможном партнёрстве ведутся переговоры и с другими учреждениями и организациями)

Основные задачи конференции: обмен идеями между специалистами, изучающими историю, философию и практики буддизма ваджраяны; презентация мировоззренческого потенциала ваджраяны; выявление исторических корней присутствия ваджраяны на территории России и этапы её распространения; раскрытие сущности мировоззренческих и психологических аспектов ваджраяны; характеристика социальных, культурных и духовных предпосылок восприятия учения и адаптации ваджраяны в современном обществе.

Место проведения: Государственный музей истории религии, ул. Почтамтская, 14/5. (место проведения может быть изменено)

Время проведения: 20 и 21 октября 2008 г., с 10.30 до 18.00.

К участию в конференции приглашаются исследователи, интересующиеся различными аспектами ваджраяны, работающие в таких сферах, как: буддология, история, археология, антропология, философия, психология, религиоведение, культурология, музееведение, искусствоведение, педагогика, медицина, социология.

 Предполагаемая тематика докладов:

  • Наука, религия и культура в современном обществе.
  • Основные проблемы современной буддологии.
  • Специфика учения ваджраяны.
  • Школы буддизма ваджраяны в России: история и современность.
  • Основные этапы ранней истории распространения ваджраяны.
  • Буддизм ваджраяны на Западе и в России в условиях глобализации.
  • Мирской буддизм в России и ближнем зарубежье.
  • Взаимоотношения школ ваджраяны с другими школами буддизма.
  • Взаимоотношения буддизма ваджраяны с другими религиями.
  • Влияние методов ваджраяны на развитие интеллектуальных и творческих способностей личности.
  • Взгляд ваджраяны на вопросы семьи и партнерских взаимоотношений.
  • Влияние методов ваджраяны на психическое и физическое состояние организма человека.
  • Буддизм ваджраяны и достижения современной медицины.
  • Влияние буддийской медитации на физиологические и психические процессы в организме.
  • Достижение состояния радости и счастья методами ваджраяны и современные исследования
    психологии об этих состояниях.
  • Работа с эмоциями в ваджраяне и психологии.
  • Буддизм ваджраяны и современные открытия в области физики.

Представление докладов будет осуществляться в специальных секциях. Наиболее интересные доклады будут вынесены на обсуждение в рамках круглых столов.

Заявка на участие в конференции и тема доклада подается до 01.10.2008 по электронной почте : dolma@buddhism.ru и заполняется по форме:

1) ФИО

2) дата рождения

3) ученая степень

4) место работы

5) должность

6) контактный телефон

7) электронный адрес

8) тема доклада

9) необходимость размещения для проживания на время конференции

10)необходимость официального приглашения от Оргкомитета

11)необходимость в техническом оборудовании для демонстрации докладов

 По итогам конференции предполагается издание сборника "Буддизм ваджраяны в России: история и современность". Тексты статей предоставляются в электронном виде, адрес для отправки - dolma@buddhism.ru Количество знаков - до 15 000 с пробелами и сносками. Окончательный срок подачи материалов для публикации - 01.10.2008. При составлении сборника материалов Конференции предполагается их минимальная редакторская обработка в согласовании с авторами. По итогам конференции выйдет сборник наиболее интересных выступлений и материалов.

Каждый докладчик получает один экземпляр сборника бесплатно.

Организационный взнос для участников конференции - 500 руб.

 Координаторы конференции:

Соколов Анатолий (Москва) тел.: 89167821168, e-mail: tolek@buddhism.ru

Дронова Вера (Санкт-Петербург) тел.:89119212043, e-mail: dolma@buddhism.ru

Сайт конференции : www.vajra-conference.buddhism.ru

Сайт фестиваля тибетского буддизма в России "Буддизм.Ру": www.buddhism.ru/festival

Штаб-квартира Российской Ассоциации буддистов Школы Карма Кагью :

190068 Санкт-Петербург, Никольский переулок, 7-26, тел.-факс : 8 (812)314-61-55 http://www.buddhism.ru

На этом заканчивается текущий выпуск рассылки "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через одну-две недели мы снова встретимся, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru

Всего Вам самого светлого и Удачи!

С уважением, ведущий рассылки Алексей Сеев.


В избранное