Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Школа Мудрости: Путь к Себе"

  Все выпуски  

Школа Разума: Путь к Себе ТИБЕТ


"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Cебе."   66 ТИБЕТ 2008-08-07 18:09 

   Добрый день, друзья - со-путники!         Новым подписчикам рекомендую заглянуть в архив рассылки http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.perasperadastra/.

Приветствую Вас на страницах данной рассылки    

 

В выпуске помещены жизнеописания Великих Учителей Буддизма Тилопы (988-1069), Дипанкара Шри Джняна-Атиша (982-1054)/краткое/, Ламы Цонкапы(1357-1429).

В новостях читайте о новом Интернет-сайте «Тибетский альбом», 12-ти деяниях Будды, интервью с Шаджином ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче «Я живу по Учению Будды», о комментарии текста великого Аттиши «Светоч Пути», Будде Любви Майтрейя, заметке «Фрейд, Юнг, Фромм: буддизм в современной психологии».

ТИЛОПА (988–1069)

Подчинение колдуна

Царь Сосалинга и колдун Ракья Дева враждовали. Поэтому колдун послал волшебную армию, чтобы захватить людей вокруг дворца. Царь, осознав, что стал жертвой колдовства, встревожился и созвал министров решить, как поступить.

Как раз тогда между ними появилась женщина, спросив:

— Зачем вы собрались здесь?

Они ответили:

— Мы пытаемся придумать способы прекратить эту войну.

Она сказала:

— Я знаю, что делать; пошли к царю.

В присутствии Царя она предложила попросить помощи у Тилопы. Посредством самадхи, Тилопа сотворил несметное число армий, которые разгромили врага и поймали колдуна.

Колдун сказал:

Драгоценный, ты полагаешься на учения,
Поэтому, как ты мог дать произойти такому уничтожению.

Тилопа ответил:

Убийство магических существ – не грех,
Потому что у них нет ума.

Таким образом, колдун развил приверженность Тилопе и попросил у него учения. С этого дня он стал известен как йогин Лучье Денма и стал проживать на кладбище Хаха.

Проявление многочисленных форм

Тилопа проявлялся как охотник и мясник, которые своей активностью привели к тому, что остальные охотники и мясники в области лишились средств к существованию. Но до конца осознав предельное, он знал, что нет ничего, что можно убить.

Явная демонстрация закона причины и следствия

Практикующий ложное учение, придерживавшийся взглядов Локаяты (атеисты древней Индии), проповедовал эту доктрину людям страны Рода. Буддийский ученый опроверг все его аргументы, сказав, что существует закон причины и следствия. Но не было решено, который из двух прав, потому что не было судьи. Когда Тилопа прибыл в разгаре спора, люди попросили его быть судьей. К концу Тилопа сказал:

— Тот, кто признает закон причины и следствия – победитель.

Тогда практикующий ложное учение возразил:

— Я желаю поспорить с тобой.

Тилопа разгромил его своими сверхобычными постижениями и дал ему учение. Тогда практикующий ложное учение сказал:

— Так как я не вижу причину и следствие непосредственно, я не принимаю твою доктрину. Если она верна, пожалуйста, покажи мне это прямо. Только тогда я приму учение Будды.

Щелчком пальцев Тилопа показал практикующему ложное учение огненные пытки миров ада. Практикующий ложное учение увидел медный чан, наполненный расплавленным металлом, но в котором не было людей. Он спросил тюремщика ада:

— Почему нет существ в этом котле?

Мужчина ответил:

— В стране Рода в Джамбудвипе есть практикующий ложное учение, который не верит в закон причины и следствия, и который накапливает плохую карму, распространяя неправильные взгляды. После его смерти мы сварим его в этом котле.

Практикующий ложное учение тогда сказал Тилопе:

— Может быть и правда, что рождаются в аду из-за плохой кармы, но, может быть, совсем необязательно совершать добродетельные поступки?

Тилопа сказал:

— Подойди, я покажу тебе.

В одно мгновение Тилопа перенес его на Небо Тридцати Трех Богов. Там, в каждом из дворцов бога находилась божественная пара – бог и богиня. В одном дворце, однако, была лишь богиня в одиночестве. Еретик спросил:

— Почему у тебя нет супруга?

Богиня прямо ответила:

— В Джамбудвипе есть существо, которое как раз сейчас меняет свою точку зрения, понимая закон причины и следствия, отказываясь от недобродетельных поступков и практикуя добродетельные поступки. После смерти он переродится здесь.

Таким образом, практикующий ложное учение развил глубокую приверженность. Тилопа сказал:

— Грешные существа, побуждаемые плохой кармой, терпят явления ада, созданные сознанием, но добродетельные существа, побуждаемые хорошей кармой, наслаждаются явлениями высших миров, созданными сознанием.

Затем Тилопа дал ему учение засчет чего тот достиг Освобождения. С того дня, тот практикующий ложное учение стал прозываться йогином Дина и проживать в Палкирьи.

Подчинение мясника

Мясник убивал много животных и давал их мясо своему сыну. Тилопа, видя что настало время обуздать его, превратил готовое мясо в тело сына мясника, тем временем спрятав самого сына. Когда мясник снял крышку с кастрюли и увидел тело своего сына, он возопил. Тилопа сказал:

— Если ты прекратишь убивать, я верну тебе сына.

Мясник согласился, и Тилопа привел его сына. Мужчина отмыл свою плохую карму, пообещав больше не делать никаких неправильных действий, и развил приверженность. Тилопа дал ему учение, засчет чего тот достиг Освобождения, говоря:

Результат твоих негативных действий
Вернется к тебе.

Таким способом Тилопа выбрал его своим учеником. С того дня человек стал йогином Дечье Гава и стал жить в земле Ракшасов.

Подчинение певца

Жил как-то искусный певец, у которого была привычка развлекать толпы людей. Тилопа сказал этому человеку:

— Зачем ты так завываешь?

Певец разозлился и ответил:

— Давай посоревнуемся в пении.

Певец знал лишь мирские песни. Просветленным голосом Тилопа пропел множество божественных песен. Певец развил глубокую приверженность Тилопе и попросился быть его учеником.

Откуда, драгоценный, ты пришел?
Ты покорил меня.

Тилопа ответил:

Я певец Тилопа
Населяю весь мир Брахмы.
Я пришел сюда как прекрасный певец;
Сейчас я ухожу без направления.

Затем Тилопа дал ему учение, засчет чего тот достиг Освобождения. С того дня человек стал известен как йогин Йангдан и стал проживать в Нагаре.

Подчинение влиятельного

Человек по имени Ньима имел такое влияние, что мог связывать разные явления. Множество людей собиралось вокруг него, хотя он и пугал их своей силой. Тилопа изобразил притворную злость на него, в ответ человек сделал против него заклинание. Тогда Тилопа убил защитника учения, которое практиковал тот человек, и всю его свиту. Мужчина страдал так сильно, что Тилопа посмотрел на него с глубоким сочувствием, сказав:

— Я счастлив, потому что я победитель, а ты страдаешь, потому что твоя свита мертва. Однако другие также страдают из-за твоих неправильных действий. Если ты пообещаешь перестать накапливать плохую карму, у меня найдется способ воскресить мертвых.

Человек согласился, и Тилопа вернул обратно сознание тем, кто был убит.

Таким образом, тот развил сильную приверженность Тилопе. Тилопа сказал:

Я, достигший Освобождения йогин Тилопа,
Никого не убивал.

Потом он дал человеку учение, засчет чего тот достиг Освобождения. С этого дня тот стал называться йогином Ньида и жить в городе, известном как И Ми Цундха.

II Проявление в качестве воплощения Чакрасамвары

Тилопа принял обеты монаха в храме на землях Пылающего Кладбища в Лакшетре, в саду Ашоки, близ реки Саланади, потому что настоятелем там был его дядя, а Ачарьей – его мать. Его назвали Бхикшу Калапа. Утром он медитировал в маленькой хижине; по вечерам монахи собирались и читали ритуальные молитвы. Временами они должны были делать монашеские практики очищения. Также монахи наказывались за нарушение дисциплины. Тилопа делал противоположное: рано утром он убивал массу саранчи на дороге, отделяя головы от тел и собирал в две кучи; вечером ходил в кабак и ел оставшийся от приготовления пива ячмень. Его дядя, Даве Чжонну, который отвечал за монастырь, не мог более терпеть такое поведение. Он и другие служащие монастыря разговаривали с Тилопой в частном порядке и предлагали прекратить непринятое в монастыре поведение. Они также предупредили, что если он пропустит следующую практику очищения, он будет серьезно наказан. Но Тилопа пошел и убил еще больше саранчи. Как-то его увидел Царь, который совершал путешествие в этот монастырь на церемониальные молитвы. Царь был так потрясен, что спросил:

— Кто твой наставник и кто Ачарья?

Тилопа ответил:

Место – сад Ашоки
Мой дядя – наставник, а моя мать – Ачарья.
Я – Бхикшу Калапа.
Много миллионов кальп назад
Я разговаривал с Победителем в Истине Сакьямуни,
Нагарджуной, Арьядевой и Ваджрадхарой.
Я совершил путешествия в сотни земель Будды
И я видел сотню лиц Будды.
Я достиг уровня блаженства.
Я понял взаимозависимость причины и результата.
Я получил опыт Дхармакаи Дхарматы.
Даже великий Сараха
Не может сравниться со мной по уровню.
Я не убил ни одно живое существо.

Так он пел, и щелчком пальцев заставил всех кузнечиков вернуться к жизни и улететь в свет. Тогда все поняли, что Тилопа - воплощение Чакрасамвары.

Он стал известен повсюду и каждый чувствовал глубокую приверженность ему.

III Проявление в качестве самого Чакрасамвары

Послушный Тилопа пошел нищенствовать, читая молитвы. Увидев его, Царь Дава почтительно сделал подношение и расспросил о его родителях и других подробностях.

Тилопа сказал:

Я Тилопа,
Рожден в семье Браминов,
Без отца или матери.
У меня нет ни Аббата, ни Ачарьи;
Я саморожденный Будда.
У меня нет духовного наставника.
Мои знания об искусствах, звуке и логике
Возникли сами.
Я неотделим от тела, речи и мудрого ума
Чакрасамвары.

Таким образом, стало широко известно, что он – сам Чакрасамвара.

IV Проявление в качестве воплощения всех Будд

Царь Меток Лингпа, который чувствовал глубочайшую приверженность Тилопе, был принят Тилопой в качестве ученика и достиг Освобождения. Царь исполнил огромную ганачакру, пригласил пандитов и практикующих и построил мандалу. Когда Тилопу попросили вести собрание, гости погрузились в самадхи, у каждого было свое видение Тилопы. Когда они спросили, кто он на самом деле, он отвечал:

— Я в точности тот, кого вы видели.

Мое тело – Хеваджра;
Моя речь – Махамая;
Мой ум – Чакрасамвара;
Мои конечности – Драгьюнакпо;
Мои пальцы – Ваджрабхайрава;
Мои каналы – четырехместная ваджра;
Мои ветра – ваджрная мала;
Мои капли – тайное сокровище;
Моя ушниша – Сангье Тхепа;
Все это вместе – Калачакра,
Великое блаженство Сангье Ньямджор.
Мой ум – божественная мудрость,
Самопроявляющийся в первый момент,
Я нерожденный Будда прошлого
Непрекращающийся в следующий момент,
Я Будда, еще не рожденный и непоявляющийся,
Спонтанно установленный в третий момент,
Я нерожденный Будда настоящего.
Мои поры – безграничные поля Будд.
В них находится тело, речь и мудрый ум
Будд Трех Миров.

После чего он проследовал в Монастырь с украшенным коньком. Все йогины узнали о его славе и признали его как воплощение Будд Трех Миров. Он стал называться Праджнябхадрой. Его тайное имя было Дечен Дордже (Ваджра Блаженства). Его так же называли Тхог Мед Дордже (Безграничная Ваджра), Девай Кхерло (Колесо Блаженства), Калапа и Тилопа.

Великий Учитель Дипанкара Шри Джняна-Атиша (982-1054)

Учитель Атиша был сыном царя. Поступив в монастырь Наланда, он получил учение о порождении Бодхичитты, наставления по ступеням пути к Пробуждению, а позднее все посвящения, устные передачи и практические наставления по всем классам Тантры. Атиша лицезрел многих божеств.

Рядом с учителем Серлингпой он прожил двенадцать лет, изучая полные наставления по порождению драгоценной Бодхичитты. Затем Атиша вернулся в Индию, став выдающимся держателем Учения Будды.

В 1042 г. прибыл в Тибет и прожил до конца своих лет. В Тибете признан как воплощение Манджушри. Великий Атиша основатель традиции, легшей в основание школы Кадампа. Атиша сочинил текст «Светоч пути к Пробуждению» - «Ламрим», вобравший все важные моменты Сутры и Тантры. Ранние учителя традиции Кадампа говорили: «Нет более ценного текста в мире, чем «Светоч пути к пробуждению». Учитель Атиша даровал наставления по всем аспектам Сутры и Тантры и восстановил чистоту Учения в Тибете.

Жизнеописание Ламы Цонкапы

Источник данного жизнеописания — «Биография Доброго Покровителя, Царя Дхармы, Великого Цонкапы—прекрасное украшение Учения Муни, именуемое "Ожерелье из удивительных драгоценных камней"». Это самая объемистая из биографий Цонкапы. Ее автор—Гьелванг Чойчже Ловсан Тинлэй Намгьел. Он начал ее писать в 1843 г. и закончил в 1845 г.

Йондзин Тичжанг Ринпоче (младший наставник Далай-ламы) в своем предисловии к ней пишет, что эта Биография считается лучшей, поскольку подробно излагает все достоверные черты жизни Цонкапы, какие только упоминались в предыдущих его биографиях.

Иллюстрации к жизнеописанию Чже Цонкапы приводятся по тибетскому ксилографу "rje tsong-kha-pa'i gzigs-pa rnam-pa lnga'i sku-brnyan mtshan-bstod" (6 листов). В этой биографии, как и в большинстве других, Цонкапа считается одним из воплощений Манджушри, который достиг Пробуждения многие эпохи (кальпы) назад, но и поныне принимает облик Бодхисаттв и подобных им. В давнем прошлом Цонкапа в одном из своих перерождений дал клятву перед Татхагатой Ванпей-тогом распространять Учение в нечистых мирах, и потому получил имя «Великий храбрец» (Ньинтоб Ченпо). Когда он родился мальчиком-брахманом в нашем мире при Будде Шакьямуни, он поднес Ему хрустальные четки, и Будда предсказал самое славное его рождение в Тибете такими словами:

«Ананда! Этот мальчик, который сейчас мне поднес хрустальные четки, будет целителем моего Учения. В будущей нечистой эпохе он воздвигнет в стране, обитаемой яками, монастырь под названием «Благой» (Ге) и будет носить имя «Хороший ум» (Ловсан)».

Согласно тибетской традиции школы Гелуг, до этого его линия перерождений-проявлений включает такие славные личности, как Субхути, архат Упагупта, Учитель Падмасамбхава, Нагарджуна, махасиддха Домбихерука, великий пандита Атиша, переводчик (лоцава) Марпа, главный ученик Миларэпы Гампопа, всеведущий Цонава и др. В одном из будущих проявлений Цонкапа будет 11-ым Всемирным Учителем Буддой по имени Чэнлег («Добрые глаза»).

Цонкапа родился в местности Цонка на востоке провинции Амдо. Имя его отца Тара-каче Лумбум-ге. Он принадлежал роду Мэл, был отважен, почитал Три Драгоценности, любил бедных. Он был богат и щедр; постоянно читал наизусть «Произнесение имен Манджушри».

Имя матери Цонкапы - Шинмо Ачой или Шинса Ачой. Она не имела обычных женских пороков, обладала добрым нравом, любила страждущих и беззащитных, совершала поклоны, почтительные обходы, читала шестислоговую мантру  Авалокитешвары (Ом-ма-ни-пад-ме-хум).

Из шести их сыновей Чжэ Цонкапа — четвертый. К прославленному роду Мэл принадлежали многие известные монахи и практикующие, и все славились проницательностью.

Цонкапа родился, как рождаются Будды: ясно сознавая свое вхождение в чрево матери, пребывание в нем и рождение.

Еще до этого, в конце года огня-обезьяны (1356), его будущему отцу приснилось, что некий монах с книгой, объяснив, что пришел с Пяти горных вершин Китая[1], сказал: «Я сниму у вас помещение,» — и вошел в святилище на крыше дома. Поскольку отец читал «Произнесение имен Манджушри», он подумал, что это явление Манджушри. И еще ему приснилось, что Ваджрапани из своей небесной сферы метнул сверкающую золотую ваджру, которая вошла в тело его жены. «Наверное, родится сильный мальчик»,— сказал он про себя.

Будущей матери приснилось, что она стоит в одном ряду с тысячей женщин. Появляется белый мальчик с кувшином и красная девочка с зеркалом в руке. Они подходят к каждой из женщин. Мальчик все спрашивает девочку: «Эта годится?» Девочка отвечает: «Не годится». Наконец они подходят к будущей матери Цонкапы. Мальчик опять спрашивает о том же, а девочка с улыбкой отвечает: «Годится». Тогда они омывают ее, и она, почувствовав в своем очищенном теле блаженство, просыпается, задаваясь вопросом: «Что же означает этот сон?»

Соседи видят во сне разные вещие знаки: одновременное появление на небе солнца, луны и звезд, дождь цветов и тому подобное.

В следующем, 1357, году, 10 числа 1-ого лунного месяца мать видит во сне, как золотая статуя Авалокитешвары спускается с облаков и через темя входит, вместе с сопровождающими и почитателями, в ее тело. Проснувшись, она поняла, что в ее чрево вошел великий человек, и стала бережно заботиться о своем теле.

1-ый лунный месяц известен как «месяц чудес», в течение которого Будда в прошлом демонстрировал свои магические силы.

Хотя точный день рождения Цонкапы не установлен, достоверный интервал—с 20 по 25 число 10-ого лунного месяца. Празднуется, однако, этот день 25 числа.

Перед самым рождением Цонкапы его матери приснилось, что тот самый белый мальчик из прежнего сна открыл хрустальным ключом дверцу в ее груди и вынул золотую статуэтку Авалокитешвары, а та самая красная девочка омыла ее водой. Перед зарей, когда мать проснулась, ее тело заполнилось блаженством. На небе появилась большая яркая звезда: тогда и родился великий Цонкапа, не причинив матери никакой боли.

Родился не обычным путем, а, как говорится, «выйдя через дверь в груди матери». Появившаяся «звезда» была Венерой.

В детстве Цонкапа не играл, не проказничал. Он был вежлив со всеми и никогда не гневался. Это был очень умный мальчик.

В трехлетнем возрасте он уже сознавал ущербность жизни домохозяина и, хотя по возрасту еще не мог стать монахом, принял у III-его Кармапы Ролпэ Дорчже полный обет благочестивого мирянина (упасаки) и получил имя Кунга Ньинпо. В том самом году его отец с радостью отдал мальчика на учение Дхармасвамину Дондуб Ринчену—великому ламе, обретшему сиддхи через практику Ямантаки.

Лишь увидев сутры и услышав, как их читают другие, мальчик научился читать сам, специально не обучаясь этому.

До того как стать монахом, Цонкапа был посвящен Дхармасвамином в Мандалы Ямантаки, Чакрасамвары, Хеваджры, Ваджрапани и т.д. При этом он принял тантрийские обеты и обязательства и хранил их как зеницу ока, получив тайное имя Донъе Дорчже (Амогхаваджра).

Затем он усердно занимался тантрийской практикой. В семилетнем возрасте увидел во сне Ваджрапани и других божеств, а также Атишу. Семилетний он принял и обеты гецула[2], получив новое имя Ловсан Дагпэ-пэл, под которым впоследствии приобрел известность.

При расставании со своим добрым первым Учителем, когда ему пришлось отправиться в Центральный Тибет для дальнейшей учебы, он со слезами, сложив ладони, уходил, повернувшись в сторону Учителя, и читал наизусть «Произнесение имен Манджушри». Дойдя до слов «невозвращающийся, необратимый», он осознал, что больше не возвратится на родину.

Прибыв в Дикунг со своим надежным другом Дэнма Ринчен-пэлом, он встретился с настоятелем монастыря школы Кагью ламой Чэнга Ринпоче, у которого прослушал ритуал порождения бодхичитты, пять отделов махамудры, «Ваджрные четки», шесть доктрин Наропы и т.д. Там он встретил и врача Кончогкьяба, у которого изучал медицину. Он прекрасно освоил ее и к 17 годам уже стал известным врачом.

Из Дикунга он отправился в большую монастырскую школу Девачэн, где изучал Дхарму под руководством Таши Сенге и Дэнса Геконпы. Также ачарья Йонтэн Гьяцо научил его рациональному чтению объемистых Текстов. Цонкапа изучал там «Абхисамаяламкару» и через 18 дней усвоил основной ее Текст со всеми толкованиями.

Затем он слушал и другие сочинения Майтреи у ламы Чжам-ринпа и быстро усвоил их.

У ламы Сонам Гьелцэна он получил также тантрийские посвящения и разрешения.

На 19-м году своей жизни он дискутировал в монастырях Санпу и Девачэн и прославился умом и красноречием.

Потом он отправился в монастырь Сакья для экзаменационных диспутов по Парамите. В Шалу он встретил известного лоцаву (переводчика) Кэнчен Ринчен Намгьелпу, а также получил у ламы Демчога Майтри посвящение в 13 божеств Ямаптаки и пять божеств Рактаямари.

После успешных диспутов он отправился дискутировать и другие монастыри.

В Цечене он встретил Учителя Ньявон Кунга Пэлбу, который ошеломил его прекрасным изложением Парамиты. Потом Цонкапа попросил его изложить Абхидхарму, но Учитель отказался по нездоровью и другим причинам и отправил его к своему ученику Рендаве, сказав, что тот является знатоком Абхидхармы.

Слушая разъяснения Абхидхармы, Мадхьямы и т.д., Цонкапа проникся большим почтением к этому Учителю, поскольку он очень ясно излагал Учение и обладал великими нравственными достоинствами. Рендава тоже проникся уважением к Цонкапе. Они менялись ролями учителя-ученика по отношению друг к другу. Впоследствии Цонкапа стал считать его своим главным Учителем.

Потом Цонкапа слушал Винаю у знаменитого блюстителя дисциплины Кашипа Лосэла - настоятеля монастыря Кьермо-лунг.

Однажды, когда перед началом чаепития монахи читали «Сутру сердца Праджняпарамиты», он естественно достиг медитативного постижения всех явлений как иллюзорных и бессубстратных. Во время всего чаепития он пребывал в непроизвольном сосредоточении на ясности-пустоте всех явлений.

В том самом монастыре он заучил наизусть более сорока разделов Большого толкования Винаи. Зимой у него очень разболелась верхняя часть спины. Он пошел к одному учителю школы Ньингма, искусному в ритуалах, и хотя применил на практике его наставления, это не помогло.

Затем он отправился в монастырь Сакья, но по дороге, из-за холодного воздуха и усталости, остановился в Нэйньинге. Там по просьбе ученых он впервые проповедовал «Абхидхарма-самуччаю».

Затем, весной 1378 г., он прибыл в Сакья, где Рендава слушал сакьясскую доктрину «Путь-Плод». Рендава тогда еше раз подробно разъяснил Цонкапе Абхидхармасамуччаю. Цонкапа поучился у него 11 месяцев. В основном он изучал Праманаварттику, а также слушал Мадхьямакаватару, Винаю и т.д. Также в Сакья он получил у ламы Дорчже Ринченпы разъяснение коренной Хеваджратантры.

По рекомендации Рендавы, Цонкапа получил у одного искусного старого тантриста указания, как излечить свой недуг. Применив на практике эти указания, он полностью излечился.

Потом он вместе с Рендавой отправился в монастырь Намринг, где Рендава написал комментарий на «Абхидхармасамуччаю». Цонкапа усвоил его. Там же слушал разъяснения коренной тантры Гухьясамаджи, наставления к «Пяти ступеням» и прочее.

В то время много его земляков ходили в Лхасу. Они передали ему подарки от родных и письма с их просьбами вернуться на родину. Среди них был и локон седых волос его матери, напоминающий о преклонном ее возрасте. Сначала он хотел отправиться на родину, но потом передумал: поскольку прервались бы его занятия, да и необходимости, кроме сентиментов, не было, чтобы отправляться туда. Он послал родителям письмо с объяснениями причин своего неприбытия и свое изображение, которое, как только мать развернула его, сказало ей «а-ма» (т.е. «мама»). Мать почувствовала такую радость и благоговение, как будто действительно встретилась с сыном, и тоска разлуки унялась.

Затем Цонкапа продолжил изучение «Праманаварттики». Дойдя до второго раздела, он осознал величие сего сочинения и почувствовал благоговение перед его автором Дхармакирти. В течение осени того года, когда он вникал в это сочинение, он часто не мог сдержать благоговейные слезы.

Весной 1380 г. Цонкапа отправился в Цанг, в монастырь Нартанг, для учебных диспутов. Там он также слушал тантрийские Учения у Рендавы и несравненного Намка Нэлчжорпы Ченпо.

Потом он вместе с Рендавой прибыл в монастырь Сакья, где Держал экзамены по четырем предметам: Мадхьяме, логике, Абхидхарме и Винае.

К тому времени у Цонкапы уже было много учеников, которые были воодушевлены его ученостью, благородством и добротой.

В присутствии 20 монахов и настоятеля Цултим Ринчена Цонкапа принимает полный монашеский обет бхикшу.

Потом он опять прибывает в Дикунг. Лама Чэнга Ринпоче, во время духовных бесед благоговея перед достоинствами Цонкапы, не может сдержать слезы и говорит: «О, если бы у меня в молодости были такие достоинства!» Цонкапа слушал у него Шесть доктрин Наропы и все другие Учения традиции Дагпо Кагью.

Одним из любимых божеств Цонкапы была Сарасвати. Когда в Сангпу, совершая практику ее умилостивления, Цоикапа прочитал ее мантру 50 миллионов раз, он узрел ее воочию. Его способности к сочинению, диспуту и т.д. очень возросли.

В 32-летнем возрасте он сочинил большое толкование «Абхисамаяламкары» и ее комментариев, которое назвал «Золотым ожерельем прекрасных изречений».

В Кьермолунге он слушал у ламы Тогдэн Гьелцэна комментарий Калачакры «Вималапрабху», а также астрологию.

Поэтому, живя всю зиму в Толунг Цомэ и Нанкаре, он усердно занимался практикой Калачакры.

Потом он начинает давать подходящим ученикам тантрийские посвящения, а также наставления и разрешения на практики многих божеств. В частности, на садханы своей любимой богини Сарасвати.

Затем в Ташидонге он три месяца читает цикл проповедей.

В то же время он постоянно совершал — после вечернего, последнего сеанса медитации—самопосвящения в Мандалу Ваджрабхайравы и другие практики.

Потом в уединении он усердно занимался практикой Демчога (Чакрасамвары), а также — Шести доктрин Наропы и Нигумы. Особенно усердно он занимался йогой психического жара; основное ее упражнение «соединение ветров» он совершал по несколько сотен раз в день и успешно осуществил ее Силу.

Рендава однажды посоветовал Цонкапе надолго отложить исследование тантр и основное внимание уделять общим доктринам, но Чжэ Ринпоче (как обычно титулуют Цонкапу в Тибете) возразил, что у него уже сформировалось сильное стремление к тантрам и потому ему сначала следует подробно разобраться в тантрах.

Чжэ Цонкапа также слушал многие Учения у великого ламы Умапы, которому постоянно покровительствовал Черный Манджушри. Говорят, что Умапа при этом был лишь «переводчиком», а Учения излагал и отвечал на вопросы сам Манджушри.

Потом Чжэ Ринпоче решил отправиться к великому Учителю Калачакры Чойкьипэлу, который еще раньше ему приснился и сказал во сне, что слушал Калачакру у Будона Ринпоче 17 раз. Это был самый сведущий в Калачакре из учеников Будона. Чжэ Ринпоче встретил его в монастыре Ньенто. Сей Учитель по некоторым признакам предрек его успешную реализацию всей Калачакры и преподал ему все ее Учение.

Затем вместе с йогином Гонсангом они учились чертить Мандалы, совершать ритуальные танцы, делать мудры и тому подобное.

Однажды Чжэ Ринпоче приснился лама Кьюнпо Лхэйпа, который держал над его головой ваджру и колокольчик, повторяя имя Кармаваджра. Поскольку тайное имя Цонкапы было Амогхаваджра, а «карма» — это семья Амогхасиддхи, то оно соответствовало его имени.

Затем он получил у Чойкьипэла посвящение в «Ваджрные четки»; слушал наставления к ней, хорошо изучил все ее ритуалы.

Потом ему опять приснился Кьюнпо Лхэйпа, в сердце которого он увидел круги из букв мантр.

Он решил пойти в Шалу, где жил этот лама. Когда они встретились, Чжэ Ринпоче увидел, что он такой же, как во сне. Он слушал у него все системы низших тантр, а также получал посвящения. Также слушал у него наставления к Чакрасамваре по системе Луипы и Нагпопы.

Лама, передав ему все Учение, сказал: «Не сожалею, что передал его Владыке Дхармы».

Затем Цонкапа снова возвратился к Чойкьипэлу и у него прослушал дополнительные сочинения по Калачакре, наставления Будона к Гухьясамадже и некоторые другие.

Итак, Цоикапа стал знатоком всех тантр.

В 1392 г. Чжэ Ринпоче и лама Умапа прибыли в Гавадонг. Потом они отправились в Лхасу поклониться статуе Будды Шакьямуии. Затем, вернувшись в Гавадонг, уединились для усердной практики. Во время уединения Чжэ Ринпоче совершенно ясно узрел Манджушри и всю его Мандалу. С этого времени он уже мог прямо, без посредничества ламы Умапы, обращаться к Манджушри. Так Манджушри стал реальным его Учителем.

Затем Чжэ Ринпоче отправился в Кьермолунг проповедовать Дхарму. Потом, в 1394 г., с восемью учениками он опять ушел в затворничество в местности Олкачойлунг. Сначала они совершали практику накопления-очищения, которую составляют поклоны, подношения мандалы и т.п. Чжэ Ринпоче совершил их бесчисленное множество, вследствие чего его руки и пальцы потрескались и кровоточили. Во время совершения поклонов при исповеди перед 35 Буддами покаяния он лицезрел их. В этом затворничестве он также лицезрел Майтрею, Манлу, Амитаюса и других. Еще он узрел Манджушри, окруженного многими Буддами и Бодхисаттвами. Тот приставил рукоятку меча к своему сердцу, а конец—к сердцу Цонкапы, и по лезвию меча начал струиться нектар, заполняя тело Чжэ Ринпоче неописуемым блаженством.

Закончив затворничество, он с учениками пришел в храм Зингчи. Там была статуя Майтреи. Видя, что она очень запущена, Чжэ Ринпоче не мог сдержать слез. Они все взялись за работу, чтобы починить статую. Не хватало средств. Но после совершения ритуала богу богатств Вайшраване миряне стали снабжать их всем необходимым, и статуя была успешно обновлена. Затем была проведена чудесная церемония освящения статуи. Силой самадхи Чжэ Ринпоче действительно пригласил на освящение Будд и Бодхисаттв. Многие видели их, а также-как в символическое божество (т.е. в статую) действительно вошло божество мудрости.

Это было первое из четырех великих деяний Цонкапы.

Лходагскомуламе-махасиддхе Намка Гьелцэну однажды приснилась белая девушка, которая ему посоветовала пригласить для проповеди Чжэ Ринпоче, характеризовав его как благословленного Майтреей, нераздельного с Манджушри и получающего знания у Сарасвати. Она также сказала, что между ним и Цонкапой есть кармическая связь, созданная за 15 жизней, и что и в этой жизни они будут меняться ролями Учителя-ученика.

Послушав ее, он пригласил Чжэ Ринпоче. Этому ламе Намка Гьелцэну лично покровительствовал Ваджрапани, и он обладал великими достоинствами и достижениями. Погрузившись в созерцание, он мог видеть 500 прошлых жизней, а 16 жизней вспоминал даже во сне. Также он обладал ясновидением: видел, что делает каждый человек по всей округе.

Когда он вышел встречать Чжэ Ринпоче, прибывшего в его монастырь Да-о в четвертый день VI лунного месяца 1395 г. - в знаменательный день поворота Буддой Колеса Учения, то увидел, что приближается Манджушри, излучающий свет.

В тот самый вечер Чжэ Ринпоче слушал его наставления по Гуру-йоге, и оба увидели, как в Чжэ Ринпоче вошел Ваджрапани. На заре Намка Гьелцэн услышал отчетливый голос: «Проси у этого Майтреи наставлений к Шикшасамуччае». Он так и сделал. И Чжэ Ринпоче проповедовал «Шикшасамуччаю» общине того монастыря во главе с Намка Гьелцэном. Во время проповедования этот махасиддха видел, что на голове Чжэ Ринпоче пребывает Майтрея, на правом плече - белый Манджушри, а на левом—Сарасвати и что его окружает сонм дакинь и дхармапал. Эти два Учителя затем обменялись и многими другими Учениями, посвящениями, разрешениями и т.д.

Когда Намка Гьелцэн проповедовал Учения, на его голове пребывал Шакьямуни, на правом плече—Ваджрапани, а на левом—Ситатапатра.

Чжэ Ринпоче потом хотел отправиться в Индию к Майтрипе, чтобы развеять свои сомнения относительно Воззрения, и спросил совета у Намка Гьелцэна. Тот, посоветовавшись с идамом, сказал, что ему было бы полезней остаться в Тибете ради огромной помощи людям этой страны; а развеять сомнения можно, задавая вопросы самому идаму.

Затем Цонкапа в течение пяти месяцев изучал «Этапы Учения», написанные великим Учителем Тинлэем.

Чжэ Ринпоче еще встретился с Учителем Намка Гьелцэна— мудрецом Чойкьябом Санпо, который попросил у него Учений. Но Чжэ Ринпоче отказался проповедовать первым такому великому Учителю. Чойкьяб изложил ему «Этапы Пути» Цонавы, и Чжэ Ринпоче признался, что тот автор—это его же прошлое воплощение. Затем Чжэ Ринпоче излагал Учения Чойкьябу.

Потом он с тридцатью учениками отправился в священное место Чакрасамвары—Цари. Там у него на ноге образовалась болезненная черная опухоль. Во время совершения «Круга собрания» Чакрасамвары опухоль исчезла.

Возвратившись в Ньел, Чжэ лицезрел огромного Майтрею, который сказал ему: «Сын благородной Семьи! Ты подобен пришедшему в мир Будде». Эти слова очень вдохновили Цонкапу.

Потом он уединился для практики шестичленной йоги Калачакры. Во время ее он лицезрел одиночного Калачакру, который сказал, что для традиции Калачакры он словно первый царь Шамбалы Сучандра.

Тогда же Сарасвати ему сказала, что он проживет 57 лет, но если будет усердно заниматься садханами Ушнишавиджаи и других божеств долгой жизни, то может прожить немножко дольше.

Затем в монастыре Серчебум в Ньеле он совершил великое подношение, проповедовал многим ученикам Винаю, приобщил многих к Прибежищу и т.д. Это считается вторым из четырех великих его деяний.

Потом Чжэ Ринпоче встретился с прославившимся уже тогда Дармаринченом, который сначала с некоторой гордыней задавал ему вопросы, но когда он прекрасно ответил на них, Дармаринчен почувствовал радостное благоговение перед Чжэ Ринпоче и со слезами попросил принять его в ученики. Чжэ охотно согласился. Дармаринчен затем стал одним из главных его учеников.

Когда Цонкапа удалился в уединение в местности Олка, ему приснился Нагарджуна с четырьмя учениками, которые беседовали о воззрении мадхьямиков. Один из них, Буддхапалита, благословил его толстой Книгой—своим толкованием «Мула-мадхьямака-карики», сокращенно называющимся «Буддхапалитой». На следующий день, когда Цонкапа читал это же толкование, он обрел совершенное неконцептуальное постижение Пустоты.

Вследствие этого он обрел неколебимую веру в Будду, проповедовавшего о Пустоте как о зависимом происхождении, и сочинил хвалу Ему—«Сущность изящных изречений».

Однажды Манджушри посоветовал Цонкапе больше не давать публичных посвящений в Тантру, поскольку это сократит его жизнь и принесет малую пользу другим. Поэтому, за исключением разрешений, он больше не давал посвящений многим людям; давал их тайно лишь некоторым подходящим «сосудам». Также он больше не давал наставлений к Ступеням Порождения и Завершения тем, кто не получил посвящения.

Затем в Гавадонге Чжэ Ринпоче и Рендава встретились снова. Чжэ стал оказывать почести Рендаве как Учителю, но Рендава поклонился Цонкапе и попросил его больше не делать этого. Они оба проповедовали многие Учения собравшейся толпе.

В то время Цонкапа сочинил молитву, адресованную Рендаве, который, несколько переделав ее, переадресовал ее Цонкапе. Эта молитва позже стала мантрой Цонкапы, сокращенно называемой «мигцзэма» и читаемой всеми последователями школы Гелуг.

Вскоре после этого ученики Чжэ Ринпоче настойчиво просили его сочинить «Большое руководство к этапам Пути». Он согласился и в 1402 году начал писать это сочинение. Он его писал в монастыре Радэнг. Закончив раздел Безмятежности, он засомневался в полезности писания следующего, последнего, раздела Проникновения из-за большой трудности его понимания. Но Манджушри побудил его обязательно написать этот раздел, поскольку польза другим, как он сказал, от него будет, хотя и средняя. Цонкапа так и сделал.

Затем он написал большое толкование «Главы о нравственности» (из «Уровней Бодхисаттв»), разъяснение 14 коренных тантрийских падений и толкование «50 строф об Учителе».

После этого он решил посвятить себя проповедованию Тантры и отправил группу своих учеников к великому лоцаве Кьябчогу Пэлсангпо для получения посвящения в Гухьясамаджу.

Во время пребывания Цонкапы в уединении в Чжампалинге Манджушри побуждает его сочинить комментарий на «Последовательные ступени [осуществления Гухьясамаджи]» Нагабодхи. Собрав необходимую литературу, он быстро сочинил его и подробно изложил ученикам.

Вскоре он написал и свое фундаментальное сочинение «Этапы Мантры».

В 1407 году, когда Чжэ Ринпоче пребывал в Чойдинге, к нему пришел Кэйдуб-чже, позже ставший одним из главных его учеников. Перед встречей со своим Учителем он имел величественное видение Манджушри, пребывающего в середине блистающей мандалы (круга) мечей. Кэйдуб-чже задал Цонкапе много вопросов и был вполне удовлетворен его ответами. Учитель дал ему посвящение в Ямантаку и все необходимые наставления даже без просьбы, поскольку это был выдающийся ученик.

Когда Чжэ Ринпоче сочинял большое толкование «мадхьямакамулакарики», вокруг него появлялись золотистые слоги из «Праджняпарамиты» и тому подобное. А однажды с неба, как дождь, посыпались буквы А, и он предрек, что на этом месте будет построен великий монастырь, изобильный мудрецами. То было пророчество о монастыре Сера, который основал великий ученик Цонкапы Чжамчен Чойчже.

Однажды Чжэ Ринпоче получил приглашение китайского императора прибыть в Китай для проповеди Учения, но отказался, сославшись на свой преклонный возраст и желание практиковать в уединении. Вместо себя он послал туда своего ученика Чжамчен Чойчже.

В 1409 году Чжэ Ринпоче учредил в Лхасе великий молитвенный праздник — Монлам, который длился 15 дней 1-ого месяца тибетского Нового года. Он прошел весьма величественно: в нем воспроизводились те события и деяния, которые Будда раньше совершил в «месяц чудес» (I лунный месяц)». Учреждение этого празднества считается третьим великим деянием Цонкапы.

Затем ученики попросили Чжэ Ринпоче основать новый монастырь. Он помолился перед статуей Шакьямуни и понял, что действительно следует воздвигнуть монастырь. Выбрал отдаленную гору, где он будет строиться, и благословил это место Он решил назвать будущий монастырь Гандэн («Благой»).

В 1410 г., когда успешно закончили его строительство, Чжэ Ринпоче освятил его и проповедовал в нем «Этапы Пути»

«Ясный светоч Гухьясамаджи», «Пять ступеней», «Антологию Абхидхармы», «Уровни» Арья Асанги и т.д.

В 1411 году, зимой, Цонкапа с 30 учениками уединяется для усердной практики, связанной с упразднением препятствий к жизни.

Поскольку ощутимые признаки улучшения здоровья вследствие этого не возникли, в следующем году Цонкапа, по просьбе учеников, опять уединяется. В то время ему приснилось, как его центральный канал (авадхути) заполнила цепочка букв Э-ВАМ, отчего возникло острое переживание Блаженства-Пустоты. Вскоре возникли и устойчивые признаки улучшения здоровья.

Вскоре после этого по побуждению Чжэ Ринпоче в монастыре Гандэн были построены здания для тантрийских ритуалов, а позднее были сооружены Мандалы, статуи божеств, некоторые лица которых, говорят, появились сами собой.

Руководство всем этим строительством считается четвертым великим деянием Чжэ Ринпоче.

За свою жизнь Цонкапа слушал Учения из уст более чем сорока Учителей, четырнадцать из которых он почитал как наиболее добрых. То были: Чойчже Дондуб Ринчен; Ньявон Кунгапэл; Рендава Шону Лодро; Сасанг Мати Пэнчен; великий переводчик Намка Санпо; ньингмапинский Чойчже Даръюлба; Чиво Лхэйпа; Дикунг Чэнга Чойкьи Гьелпо; Тэлгьи Чэнга Чойдаг; проницательный Ешей Гьелцэн; Цогкэнчен Цулринпа; врач из Цэлпа Кончогкьяб; лама Умапа; махасиддха Лэйкьи Дорчже.

Четырех из этих Учителей Чжэ Ринпоче считал несравненными. Это: Чойчже Дондуб Ринчен; Чжебцун Рендава; махасиддха Пабо Дорчже (т.е. Умапа); Лэйкьи Дорчже.

Осенью 1429 г. ученики и другие, заботясь о здоровье Чжэ Ринпоче, молили его пойти к горячим источникам Толунга. Он пришел туда, но лишь едва окунул в них ноги, вместо лечения занимаясь проповедью Дхармы собравшимся.

В Чумилунге он увидел, как божества Мандалы Гухьясамаджи вошли и растворились в здешней монастырской школе. Он предрек, что здесь появится тантрийский дацан.

Затем он пришел в Дрепунг. Когда он проповедовал там Дхарму, все увидели радугу, которая в виде столба спустилась с неба. Около нее летали посланцы богов.

Когда он освящал изображения божеств в дрепунгском тантрийском святилище, случилось слабое землетрясение и послышались странные звуки.

Затем он проповедовал Гухьясамаджа-тантру. Неожиданно для слушателей он прервал проповедь на 9-ом разделе тантры и отправился в Лхасу. Это был необычный, но добрый знак, что Учитель и ученики снова встретятся в другой жизни, чтобы закончить проповедь и слушание этой тантры.

Придя в Лхасу, Цонкапа много молился перед статуей Шакьямуни о том, чтобы Учение существовало долго.

Затем один из его учеников, Шакья-ешей, пригласил его в Чойдинг, где предложил основать монастырь — будущий Сера.

Он спросил своих учеников, кто мог бы быть здесь ведущим преподавателем Тантры, приняв у него традицию. На это согласился Шейраб Сенге. Тогда Чжэ Ринпоче посвятил его и вручил ему необходимые для этого звания принадлежности.

По дороге в родной Гандэн Цонкапа остановился в Деченце, где совершил церемонию освящения места будущего монастыря, в котором, по его совету, будут слушать и преподавать Гухъясамаджа-тантру в согласии с Винаей.

Далее в пути послышался громкий звук гонга. Исследовав местность, сопровождающие не нашли конкретного источника этого звука. Думают, что это боги били в гонг, приглашая к себе великого Бодхисаттву.

Он сделал остановку и в храме Янгпачэн, где приказал приготовить много даров, которые преподнес перед статуей Будды, изображениями Мандал, идамов и т.п. Также он вознес им всем длинные молитвы.

Однажды утром, одевшись в полную монашескую одежду, Чжэ Ринпоче уселся в позе ваджры. Руки сложил в мудру дхьяны и погрузился в созерцание на 25 дней. Выйдя из него, он излучал свет, нестерпимый для глаз. Все окружающие были очень удивлены. Среди них присутствовал и главный ученик Цонкапы всеведущий Кэйдуб. Некоторые видели светло-желтый свет, некоторые — оранжевый, некоторые — золотистый. Чжэ Ринпоче выглядел как 16-летний юноша, которого вовсе не коснулась старость. Это было, как позже объясняли, очевидное проявление Самбхогакаи—Блаженного Тела Будды. Потом Чжэ Ринпоче явил еще много чудес и покинул сей мир скорби. В течение 49 дней на совершенно чистом небе появлялись пятицветные радуги. Не было ни ветерка. Слышались лишь песни даков и дакинь[3]. С неба дождем сыпались ослепительно светящиеся божественные цветы.

Останки Чжэ Ринпоче были бальзамированы и покрыты золотом. Его лицо было обращено на северо-восток. Затем совершалось великое подношение, длившееся много дней.

Впоследствии вокруг тела Чжэ Цонкапы была возведена ступа, в которую поместили и рукопись Ламрима—главного Его сочинения.

Позже, когда ученики Цонкапы плакали, вспоминая его, он появлялся, сидя то на белом слоне, то на белом льве[4]: успокаивал и наставлял их.

Досточтимый Цонкапа оставил после себя около 250 учеников, из которых главные — Кэйдуб Гелег Пэлсангпо, Дармаринчен-Шаб и Гендун-Дуб (I Далай-лама).


[1] Гора Утайшань, которая считается обителью Манджушри.

[2] Гецул (санскр.: шраманера) – первая степень монашеского сана, отличающаяся от полного монашества (санскр.: бхикшу) меньшим количеством обетов.

[3] Даки и дакини – сверхъестественные существа, «ходящие по небу». Могут оказывать помощь йогинам, передавать им сиддхи.

[4] Слон и лев – ездовые животные Манджушри.

* К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ФАЙЛЫ: картина Лолы Лонли «Ледник Сток» (Холст, темпера, 2001 год, 20х35, находится в частной коллекции).

«Ледник Сток находится в королевстве Ладак, Малый Тибет. Название ледника означает "тигр" и связано с именем святого ламы Сток Цанг-рас-чена, наставника одного из Ладакских королей. Этот лама известен не только как собиратель и хранитель редчайшей библиотеки тибетских рукописей, но и благодаря множеству легенд, рассказываемых о нем в народе. Например, о том, что он видел и знал в лицо всех 84 святых буддизма.

Иногда лама внезапно исчезал, затем появлялся и рассказывал о невероятных странах и людях. После одного из таких исчезновений он написал книгу "Путешествие в Шамбалу".»

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Фоторепортаж. В столице Украины открылась выставка о Далай-ламе XIV http://savetibet.ru/2008/07/12/dalai_lama.html

Открылcя интернет-сайт "Тибетский Альбом"

1 июня 2008 года состоялась торжественная церемония запуска нового Интернет-сайта «Тибетский альбом», который является проектом популярного музея Pitt Rivers Museum, действующего при Оксфордском университете. Тибетский альбом включает свыше 6.000 архивных фотографий, сделанных за 30 лет истории Тибета. Эти черно-белые фотографии позволяют взглянуть на Тибет глазами британских чиновников и путешественников. Все фотографии выполнены до китайской оккупации Тибета 1950 года.

На церемонии присутствовал Его Святейшество Далай-Лама.
«Мы знаем, как сильно Далай-лама хотел бы сохранить тибетское культурное наследие. Наш музей рад оказать содействие в этом вопросе, и мы понимаем колоссальную важность документов, фиксирующих историю Тибета. Наш проект «Тибетский альбом» открывает возможность соприкосновения с историей не только стенах нашего музея, но и для всех пользователей Интернета во всем мире», - отметил Майкл О’Ханлон в своей вступительной речи.

Тибетский альбом По материалам SaveTibet.ru

ДВЕНАДЦАТЬ ДЕЯНИЙ БУДДЫ

Жизнь Будды Шакьямуни. Рассказ о так называемых двенадцати деяниях Будды, или, скорее, двенадцати основных событиях в его жизни. Рассмотрение первых одиннадцати, кончая Первым «Вращением Колеса Учения», представляет собой резюме «Лалитавистара-сутры» и содержит много стихов из нее. Затем, после краткого указания Второго и Третьего Вращений (то есть Писаний промежуточного и позднейшего периодов) следует иcтория о достижении Буддой нирваны. Она взята из «Винная-кшудраки» (Kg, ‘DUL, XI), будучи резюме соответствующей части последней.

Е.Обермиллер, 1931.

Из книги Будона Ринчендуба "История буддизма (Индия и Тибет)". Перевод с тибетского Е.Е. Обермиллера. Перевод с английского А.М.Донцова. - С.Пб.:Евразия, 1999.

Иллюстрации – фрагменты росписи стен калмыцкого центрального монастыря.

Описание Двенадцати деяний Будды
[Резюме содержания "Лалитавистара-сутры"]

1,2: Существование Бодхисаттвы в форме Шветакету и его нисхождение из Тушиты

3: Вхождение в чрево

4: Рождение Бодхисаттвы

5: Состязания в физической ловкости, совершенные Бодхисаттвой

6: Жизнь Бодхисаттвы в кругу благородных женщин

7: Уход Бодхисаттвы из дому

8: Практика аскетизма

9: Победа над Марой

10: Достижение Высшего Просветления

Я живу по Учению Будды

Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче

Что такое карма?

Карма – это санскритское слово и одно из значений этого понятия — «причина и следствие».

Учение о причинно-следственной связи является одним из основополагающих в философии буддизма. И это Учение объясняет многие внешние непонятные проблемы, происходящие в нашей повседневной жизни. Люди часто говорят, я ничего не делал плохого, а со мной случилась неприятность. Дело в том, что мы не знаем, что мы совершили в прошлых жизнях, и это очень важно понять, что все хорошее или плохое случается в зависимости от действия в прошлом. Прошлое мы не можем изменить, но будущее зависит от настоящего, а настоящее в наших руках. Поэтому сейчас нужно творить добро и сеять семена разумного, и тогда мы получим благоприятное будущее. Это очень коротко о карме.

Почему некоторые верят в Бога или в другое высшее существо?

Буддисты не верят в бога-творца. Как говорилось выше, человек сам творец своей судьбы. Я ничего не могу сказать об учении христиан или иудеев – это их вера и это их право. Когда Будда умирал, его последователи плакали. Будда спросил: «Почему вы плачете?».

«Вы уходите, мы остаемся без учителя». «Вы не должны огорчаться, я оставил свое Учение», – сказал Будда.

И сейчас в наше время, когда мы изучаем Его Учения по книгам, создается впечатление что Будда с нами.

Расскажите о понятии «нравственная дисциплина».

Ранее мы говорили, что хорошие поступки ведут к хорошим последствиям, дурные – к плохим. Хорошие и дурные действия зависят от дисциплинированности ума. Ум подвержен страстям, которые ведут к дурным действиям. Контролируя такие эмоции, как гнев, ненависть и другие, мы дисциплинируем ум, развиваем терпение, не совершаем плохого, стараемся вершить добро, которое нам обеспечит благоприятное будущее. Хорошо будет, если в каждой семье родители будут учить своих детей доброму с раннего возраста. Не надо ругать, бить, нужно найти метод: через общение, разговор или личный пример.

Дисциплинировать ум очень трудно, но если мы будем трудиться каждодневно, ежечасно, каждую минуту, мы достигнем хороших результатов. Например, для того чтобы стать художником, вначале нужно сильно заинтересоваться, захотеть, потом упорно занимаясь и тренируясь, вы становитесь хорошим художником.

Дисциплина – это упорный труд.

Как найти Учителя?

В Учении Лам-Рим Лама Цзонкапа сказал: «Не верьте лишь тому, что сказал высокий лама, нельзя верить слепо». В первую очередь вы должны присмотреться к Учителю: каково его поведение, образование, соблюдает ли он нравственные обеты, и только потом, если он удовлетворяет, соответствует вашим требованиям, вы можете назвать его своим Учителем.

Это как в случае с доктором, если о нем отзываются хорошо, у него большая практика, он помог многим пациентам, тогда и вы доверяете ему свое лечение.

Для буддистов процесс исследования учителя очень важен, потому как признав кого-то своим Учителем, вы должны смотреть и относиться к нему, как к самому Будде. Поэтому любое собрание, молитва начинается с принятия прибежища в Трех Драгоценностях: Будде, Дхарме и Сангхе. Учитель, сидящий в это время на троне, является Буддой, он дает Учение – Дхарму, а все, кто присутствует и получает это Учение, – Сангха.

Расскажите об обетах буддиста.

Первое, что вы должны сделать, так это принять прибежище в Трех Драгоценностях – развить веру, что Будда, Дхарма и Сангха действительно существуют и являются наивысшей защитой. Далее, соблюдая пять обетов буддиста мирянина или часть из них, вы становитесь буддистом. Формальное посещение хурула, простирания, начитывание мантр не делают вас буддистом без этой основы.

16 февраля 2004 года, Элистинский Лицей.

Комментарий текста Великого Атиши «Светоч Пути»

Заседание клуба «Манджушри», комментировал текст лама Лобсанг Гьяцо.

– Я рад поприветствовать всех тех, кто собрался сегодня. Я думаю, что собрались именно те, кто практикует и кто искренне интересуется буддизмом. В буддизме выделяется очень много разнообразных философских воззрений и взглядов, а также существуют разнообразные техники и практики, специфика которых исходит от способностей и наклонностей практикующего. Наше духовное развитие зависит именно от нашей собственной практики: чтобы успешно практиковать, нужно изучить саму практику, знать ее сущность.

То, что нам в этой жизни присущ интерес к буддийской практике, весьма благотворно. Наша связь с буддизмом не случайна: во-первых, это вера наших предков, во-вторых, это та вера, это то учение, которого мы придерживаемся в своей настоящей жизни. Также мы стремимся к тому, чтобы реализовывать это учение во всех своих последующих жизнях.

Существует довольно много учений, которые объясняют нам правила осуществления практики. Одним из высочайших учений такого рода, является труд «Светоч пути» достопочтимого Атиши, который прибыл в Тибет и распространил там буддийское учение именно. Сегодня мы вкратце ознакомимся с его сочинением. Достопочтимый Атиша прибыл в провинцию в высокогорном Тибете, где впервые и прозвучало это учение.

Лама Лобсанг Гьяцо: «Текст «Светоч пути» отличается своей краткостью, однако таит в себе очень глубокий и обширный смысл. Как вы знаете, именно на этот текст был написан комментарий великого Чже Цонкапы «Ламрим», или «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения», состоящий из 5 томов. И это только один, самый известный, комментарий из многих, данных на сочинение Атиши. Я сам слушал комментарий на этот текст от Его Святейшества Далай ламы XIV».

http://www.buddhisminkalmykia.ru/?page=SvetochPuti-comment

Комментарий текста Великого Атиши «Светоч Пути»

Чжово Атиша. Светоч на Пути к Пробуждению

Будда любви Майтрейя

"Хальмг унн", Нина Шалдунова

Накануне открытия выставки священных буддийских реликвий, объехавших весь мир, наша газета расскажет об этих уникальных святынях. А сегодня я хочу рассказать нашим читателям о проекте, авторами которого являются высокие тибетские ламы Тубтен Еше и Сопа Ринпоче.

Идея возведения статуи Майтрейи – Будды грядущего возникла у великого йогина, мастера буддийской практики Тубтена Еше. И появился проект «Майтрейя». Сейчас им руководит лама Сопа Ринпоче.

Высота статуи грядущего Будды Майтрейи 152 метра, (в 3 раза выше статуи Свободы). Воздвигнут ее в Индии, в Кушинагаре. Рядом - священная земля Бодхгайи - место просветления Будды Шакьямуни, это святое место буддистов всех традиций. Изваяние Майтрейи - шедевр древних канонов красоты и ультрасовременных технологий, будет отлито из бронзы. Трон – здание, на котором восседает Майтрейя.Но сидит не в позе лотоса. Ноги его спущены. Так как он готов в любой момент прийти на помощь всем страждущим. В самом сердце статуи расположится храм. В котором паломники могут увидеть уникльную коллекцию ламы Сопа ринпоче.1000 лет должна простоять статуя Будды грядущего, даря миру любовь и доброту. «Майтри» в переводе с санскрита означает любовь. Майтрейя - воплощение любви и доброты, будет учить этому пути народы Земли. Для возведения монумента уже приобретена земля, создан проект и произведены все расчеты.

У жителей Калмыкии, благодаря шаджин-ламе Калмыкии досточтимому Тэло Тулку Ринпоче и Главе РК Кирсану Илюмжинову, появилась возможность принять участие в осуществлении этого проекта. В середине августа к нам прибудет выставка священных буддийских реликвий, которые будут заложены в сердце статуи Будды Майтрейи.

Как рассказал священнослужитель центрального хурула геше Тензин Лоден, существует четыре вида буддийских реликвий. К первому виду относятся коренные мантры буддийских божеств – священные тексты и комментарии к ним. Ко второму виду реликвий относятся похожие на жемчужины и драгоценные камни бусины, извлеченные из пепла учителей после кремации. Их называют «рингсел» и появление таких бусин в пепле свидетельствует о высочайших духовных достижениях ушедших наставников. Третий вид – останки великих учителей (мощи) и четвертый - одежда, ногти, волосы Будды, которые хранятся в течение многих столетий.

Эти священные предметы обладают большой силой и ее могут почувствовать те, кто приходит поклониться. Увидев эти буддийские реликвии, люди могут очиститься от болезней, освободиться от преград на своем пути. Святыни приносят благополучие и удачу в жизнь.

Согласно священным текстам, те, кто примет в реализации этого проекта, переродятся как непосредственные ученики Будды грядущего и тем самым достигнут просветления для блага живых существ.

С 16 по 24 августа уникальная коллекция священных реликвий будет экспонироваться в большом зале центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни, и калмыцкая община монахов обращается к главам РМО, СМО, руководителям организаций, предприятий и ведомств республики с просьбой организовать посещение выставки своих коллективов. Созерцание благословенных реликвий способно зажечь в сердцах любовь и сострадание ко всем живым существам, а это приносит в наш мир гармонию и покой.

Фрейд, Юнг, Фромм: буддизм в современной психологии

В настоящее время многие ученые проводят параллели между буддизмом и психологией. Многие склонны утверждать, что буддизм - не просто религия, но целостная философия жизни. Мало кто знает, однако, что и сама психология, в своем становлении, испытала существенное влияние философии и практики буддизма.
Знаменитый австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939гг) – отец-основатель психоанализа и психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии. В 1935 году Джонс написал о нем: “Личное изучение Фрейдом религиозного опыта не дошло до восточных учений”. Однако колесо времени неумолимо катится, и в истории всплывает множество ранее не известных фактов. И теперь уже многие готовы не согласиться с мнением Джонса.
Когда психоанализ изучил все возможные человеческие инстинкты, ученые - психоаналитики оказались в «застое», и стало совершенно ясно, что сложившейся к тому времени технике психоанализа чего-то не хватает.
Обсуждая эту тему, швейцарский психоаналитик Людвиг Бицвангер как-то сказал Фрейду: «Может, проблема состоит в отсутствии духа? Пациентам сложно, а иногда и просто невозможно подняться до «духовного диалога» со своим психоаналитиком. Может ли этот барьер в общении послужить причиной сохранения болезни?» Кивнув, Фрейд сказал: «Да, дух – это все». Бицвангер был удивлен таким ответом, поскольку до этого момента все считали Фрейда «законченным материалистом». Бицвангер уточнил, не подразумевает ли он под духом – «ум», на что основатель психоанализа ответил: «Людям во все времена было известно, что они обладают духом. Я же просто показал, что существуют еще и инстинкты».
Зигмунд Фрейд был искренним ценителем философии Шопенгауэра, который в свою очередь черпал свое вдохновение в философских трактатах буддизма. И когда в своей работе Фрейд столкнулся с проблемой человеческого духа, он вступил в переписку со своим старым другом Роменом Ролланом – автором книги об индийском мистике - Рамакришне. В этой переписке Роллан многократно предлагал Фрейду изучить медитативные техники – взглянуть на них через призму психоанализа. Фрейда поначалу останавливал обывательский страх, но постепенно он и сам пришел к этому. В 1930-ом году Фрейд писал: «Сейчас я пытаюсь проникнуть в индийские джунгли. По правде говоря, мне нужно было решиться на это гораздо раньше…».
Фрейд заинтересовался философией буддизма. К его коллекции статуэток прибавилось несколько статуэток Будд, самая драгоценная из которых статуэтка Аволокитешвары. Эти статуэтки и теперь можно увидеть в венском доме - музее З.Фрейда по ул.Бергассе, дом 19.
Точно неизвестно, применял ли Фрейд буддийские концепции в психоанализе. Аналогична буддийской, тантрической практике «яб-юм» - «фалоцентрическая концепция Фрейда».
Но вероятней всего, Фрейду не были чужды занятия медитацией. Он описывал свой опыт применения различных дыхательных методик: «Особые методики дыхания, сосредотачивая наше внимание на телесных функциях, могут действительно разбудить в нас новые ощущения и чувство общности». Аналогия с медитативной техникой «самадхи» - очевидна! И это вовсе не удивительно. В то время многие известные психоаналитики, в частности, Ференци, Джонс, Александер, Левин, Грюненберг и другие, занимались буддийской практикой концентрации и даже пытались реализовать «самадхи»!
Ученые – психоаналитики в серьез заинтересовались медитативными упражнениями. На последнем психоаналитическом конгрессе, в котором принимал участие Зигмунд Фрейд, Александер поднимает тему о практике буддийской медитации и четко описывает состояние буддийского монаха, погрузившегося в глубокую концентрацию.
Фрейд не успевает подробно изучить философию и практики буддизма – он умирает в 1939 году. И не известно, к каким бы выводам он бы пришел, проживи он еще пару лет.
Но тема буддизма в психоанализе не осталась без внимания. Ее развивали и продолжают развивать многие ученые.
Франк Александер провел целое исследование буддийского тренинга.
Карл Густав Юнг (1875-1961гг) – первый президент психоаналитического общества, не только изучал концепции буддизма, но и, основываясь на них, создал целые направления в психоанализе. К примеру, на основе буддийской концепции «пяти скандх» Карл Юнг ввел в науку понятие «самости», которое со временем превратилось в целое направление психоанализа. Так же Юнг писал предисловия к разным буддийским изданиям.
Эрих Фромм (1900-1980гг) – основатель психоаналитического общества в Америке, в 1949 году провел целый семинар на тему: «Психоанализ и буддизм», который стал своего рода толчком к написанию целого труда с одноименным названием.
Таким образом, буддизм оказал огромное влияние на становление современного психоанализа, и многие ученые и поныне продолжают развивать эту тему.
Арши Чонгонов - гецул, студент монастырского университета "Дрепунг Гоманг"

На этом заканчивается текущий выпуск рассылки "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через одну-две недели мы снова встретимся, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru

Всего Вам самого светлого и Удачи!

С уважением, ведущий рассылки Алексей Сеев.


В избранное