← Июнь 2008 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
22-07-2005
Адрес
автора: rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа Разума: Путь к Себе Наш Цикл - 2
"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Cебе." 64 Наш Цикл - 2 2008-06-13 00:08
Добрый день, друзья - со-путники! Новым подписчикам рекомендую заглянуть в архив рассылки http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.perasperadastra/. Приветствую Вас на страницах данной рассылки!
В выпуске продолжение работы Елены Петровны Блаватской «Напутствие бессмертным» («Сфера», Москва, 2004) с заключительных глав раздела «Человек и мораль». В блистательных эссе Е.П. Блаватская пишет на заре века XX следующие строки, актуальные и для века ХХІ, а именно: «Наш век, утверждаем мы, уступает в мудрости любому другому, поскольку проповедует (и это становится изо дня в день все более заметным) отказ от истины и справедливости, без которых Мудрость невозможна. Наша цивилизация, построенная на притворстве и обмане, в лучшем случае напоминает красивую зеленую травку, скрывающую под
собой смертоносную трясину. Наш век культуры и поклонения материи предлагает награду и почет за все «самое-самое» под солнцем – от самого крупного ребенка и самой большой орхидеи до самого сильного борца и самой откормленной свиньи, но он совершенно не покровительствует морали; моральные добродетели не приносят ни почета, ни награды. У нас есть общества, выступающие против физически жестокого обращения с животными, но нет обществ,
которые выступали бы против моральных жестокостей по отношению к человеку.» «Никто из людей не в силах постичь истинную и окончательную Мудрость в течение одной жизни; и каждое новое рождение, все равно, рождаемся ли мы для радостей или для страданий, – это еще один урок, который дает нам строгий, но всегда справедливый учитель – кармическая жизнь.» «...Теософия предстала пред миром для того, чтобы влить в современное мышление свежую струю идей и стремлений, иными словами, чтобы подвести логическое обоснование под более возвышенную мораль, создать науку и философию, соответствующую знаниям нынешнего дня. Просто физическая филантропия, лишенная источника новых веяний и облагораживающих представлений о жизни, способных
воздействовать на мировоззрение масс, – вещь не слишком эффективная. Лишь постепенное усвоение человечеством великих духовных истин способно омолодить лицо цивилизации и в результате создать гораздо более эффективную панацею от зла, нежели просто поверхностное затушевывание бросающейся в глаза нищеты. Профилактика всегда предпочтительнее лечения внешних симптомов болезни. Общество само порождает отверженных, преступников и распутников, а потом осуждает и наказывает им же самим
созданных Франкенштейнов, верша суд над собственными детьми, которые суть «кость от кости и плоть от плоти» проклятой земной жизни.» Также смотрите статью Людмилы Васильевны Шапошниковой «Жизнь и гибель «АМАРАВЕЛЛЫ» из ее книги «Тернистый путь Красоты». В новостях читайте о выставке буддийского искусства в Музее имени Н. К. Рериха и других новостях. «Будущее открывает перед нами самые грандиозные перспективы. Ибо пробил уже час начала великого циклического возвращения к мистическому мышлению. Со всех сторон нас окружают воды океана универсальной науки – науки вечной жизни, таящие в себе забытые затонувшие сокровища ушедших поколений». Елена Блаватская * Е.П. БЛАВАТСКАЯ НАПУТСТВИЕ БЕССМЕРТНЫМ «СФЕРА», Москва, 2004, Составитель Е.А. Логаева Перевод с английского: В. С. Зуева, Т. И. Перебайлова, Т. О. Су хоруков а, Ю.А. Хатунцев Примечания: Б. М. Цырков, Е.А. Логаева (Продолжение) СОДЕРЖАНИЕ Подлинно, только вы – люди, и с вами умрет мудрость! Иов, XII, 2 И оправдана премудрость чадами ее. Матф., XI, 19 Получать горы писем с самыми разными советами и рекомендациями – привилегия всех редакторов, а временами и их проклятие. Не миновала чаша сия и создателей «Lucifer». Опираясь на афоризмы древности, они могут сказать, что «тот, кто способен принять совет, мудрее того, кто его дает»; и потому они рады каждому конструктивному письму
с практическими предложениями, когда оно приходит от друзей; однако последнее письмо, полученное нами, таковым не является. Наш советчик опирается даже не на собственную мудрость, а на мудрость того времени, в котором мы живем, и потому рискует навлечь на себя обвинения в претенциозности. Именно эту «мудрость» нашего века и защищает автор письма, обвиняя нас в том, что мы «предпочитаем времена варварства нашей современной цивилизации и ее бесценным приобретениям» и забываем о том,
что «наша нынешняя мудрость ни в чем не уступает инстинктам прошлого и даже по своей философской мудрости мы ни в чем не отстали от века Платона». И наконец, нам говорят что мы, теософы, «чересчур увлечены мрачным вчера и несправедливы к нашему блистательному (?) сегодня, хотя сейчас мы наблюдаем высочайший расцвет цивилизации и культуры» (!!). Ну что же, это все – дело вкуса. Наш корреспондент волен иметь свое мнение, а мы – свое. Пусть он думает, что пирамиды в Гизе выглядят карликами по сравнению с Эйфелевой башней, а парки в Кристалл-Палас умаляют висячие сады Семирамиды до некоего подобия приусадебного участка; пусть думает, если ему так нравится. Но если он и
в самом деле решил объяснить нам, «в чем наш век молниеносного прогресса и титанических мыслей» (прогресса, надо сказать, слегка подпорченного обвинениями наших Спердженов в адрес наших Гексли и наших «пай-девочек» в адрес университетских леди – отличниц университетской учебы) превосходит эпоху, так сказать, затюканных своими женами «Сократов и Будд со скрещенными ногами», то нам придется ответить ему, изложив свою точку
зрения по данному вопросу. Наш век, утверждаем мы, уступает в мудрости любому другому, поскольку проповедует (и это становится изо дня в день все более заметным) отказ от истины и справедливости, без которых Мудрость невозможна. Наша цивилизация, построенная на притворстве и обмане, в лучшем случае напоминает красивую зеленую травку, скрывающую под собой смертоносную трясину. Наш век культуры и поклонения
материи предлагает награду и почет за все «самое-самое» под солнцем – от самого крупного ребенка и самой большой орхидеи до самого сильного борца и самой откормленной свиньи, но он совершенно не покровительствует морали; моральные добродетели не приносят ни почета, ни награды. У нас есть общества, выступающие против физически жестокого обращения с животными, но нет обществ, которые выступали бы против моральных жестокостей по отношению
к человеку. Напротив, наш век поддерживает и de facto и de jure порок в самых различных его формах – от продажи виски до вынужденной проституции и воровства, инспирируемых мизерными заработками, «шейлоковскими»
поборами, рентами и прочими «благами» нашей культурной эпохи. И хотя наш век провозглашен веком физической и моральной свободы, но на самом деле он является веком дичайшего морального и ментального рабства, какого еще не знала история. Рабское служение государству и людям исчезло, но на смену ему пришло рабское служение вещам и своему эгоизму – своим собственным порокам и идиотским обычаям и традициям,
принятым в обществе. Быстрый прогресс, направленный на удовлетворение нужд высшего и среднего классов, обрекает на все большее обнищание и голод широкие массы людей. Уравняв отчасти высший и средний классы, он тем самым сделал их еще более безразличными к сути и еще более заботящимися о форме и внешнем облике, таким образом подталкивая современного человека ко все большему осквернению, к рабской зависимости от неодушевленных вещей. Служить этим вещам и использовать их – теперь основная, непреложная обязанность каждого культурного человека. Так в чем же мудрость нынешнего века? Сказать правду и объяснить, почему мы преклоняемся перед древней мудростью и наотрез отказываемся признавать наличие оной у современной цивилизации, можно было бы в нескольких строках. Но начнем с того, что же вообще подразумевает наш критик под словом «мудрость»? И хотя мы никогда особенно не восхищались Лактанцием ввиду его язвительных выпадов в адрес гелиоцентрической системы, мы должны признать, что этот простодушный
отец церкви дал вполне точное определение этого термина, заявив, что «первой составляющей мудрости является умение распознавать ложь, а второй – умение находить истину». Но если это так, то какое право имеет наш век фальсификаций, где фальшиво все – от подвергнутой ревизии Библии до сливочного масла, претендовать на какую-то «мудрость»? Однако прежде чем скрестить копья
с нашими оппонентами в этом вопросе, попытаемся сперва дать собственное определение этому термину. Сразу оговоримся, что мудрость – это в лучшем случае довольно растяжимое понятие, по крайней мере в европейских языках. Само по себе оно не передает никакой конкретной идеи и потому нуждается в конкретизирующем его определении. В Библии, например, его еврейский эквивалент – «Хокма» (в греческом варианте – София), употребляется в связи с самыми разнообразными вещами, абстрактными и конкретными. Так, «мудрость» может обозначать и божественное вдохновение, и чисто земную хитрость; и тайное знание эзотерических учений, и слепую веру, «страх Божий» и искусство фараоновых магов. Это понятие употребляется и в связи с Христом, и в связи с колдовством, так как о колдунье Седекле тоже говорят как о «мудрой женщине из Эн-Дора». Начиная
с самых ранних веков христианства, то есть со времен св. Иакова (III, 13–17), и вплоть до самого последнего кальвинистского проповедника, который видит в существовании ада и вечного проклятия подтверждение «божественной Мудрости», этот термин употреблялся в самых различных значениях. Однако св. Иаков учил, что мудрость бывает двух видов, и мы целиком и полностью разделяем это учение. Он проводит четкую
разграничительную линию между божественной, или ноэтической, «Софией» (Мудростью свыше) и земной, психической, дьявольской мудростью – Софией επίγειος ψυχική δαιμονιώδης (III, 15). Для истинного теософа нет никакой иной мудрости, кроме первой. И если бы такой теософ смог подсказать тогда Павлу, что эта мудрость доступна только «совершенным», то есть посвященным в ее тайны или, по крайней мере, знакомым с азбукой священных наук! Но как бы ни была велика его ошибка и какой бы преждевременной ни была его попытка посеять семена истины и вечного знания на невозделанной почве, все же его намерения были
добрыми, а мотивы – лишенными эгоизма, потому он и был побит камнями. Ведь если бы он проповедовал какую-нибудь блажь собственного сочинения или же делал бы это ради личной выгоды, разве стал бы кто-то изгонять его и преследовать, когда вокруг плодились сотни разных лживых сект и безумных «обществ», чуть ли не ежедневно устраивавших свои «сборища»? Но он отличался от всех остальных. Хотя и осторожно, но он все же говорил не о «мудрости мира сего», но об
истине, или о «скрытой мудрости... которой никто из властей века сего не познал» (1 Кор., II, 6–9) и тем более не могут знать архонты нашей современной науки. Что же касается «психической» мудрости, которую Иаков определил как земную и дьявольскую, то она существовала во все века, со времен Пифагора и Платона, когда на одного philosophus приходилось девять sophistae,
и до наших дней. Эту мудрость наш век приветствует и, надо признать, может с полным правом претендовать на обладание ею. Более того, для того чтобы примерить новую одежду, не требуется много времени и сил, а толпа никогда не отказывалась вырядиться в павлиньи перья, если ей предоставлялась такая возможность. Однако настало время подвергнуть используемые нами термины анализу, и начнем мы со слов из «Книги Иова», которая представляет собой глубокомысленную аллегорию кармического очищения и посвятительных обрядов: «Но где истинная премудрость обретается? и где место разума?» И ответим его же словами: «В старцах мудрость, и в долголетии разум». (Иов, XXVIII, 12, XII,12). Нам следует остановиться на этом сомнительном термине, на сей раз снабженном эпитетом «древний», который также нуждается в объяснении. Ортодоксальные церкви дают этому определению, вложенному в уста Иова, одно истолкование; каббалисты – совершенно иное; а гнозис оккультистов и теософов придает ему свое собственное значение, то самое, которое он имел в оригинальной «Книге Иова» – до-Моисеевом
сочинении, признанном трактате о Посвящении. Так, каббалисты связывают определение «древний» с проявленным Словом, или Логосом (Дабар) вечно скрытого и непознаваемого божества. Даниил, описывая одно из своих видений, тоже употребляет этот термин, говоря о Яхве – двуполом Адаме Кадмоне. Служители церкви связывают его с антропоморфным Иеговой – «Господом Богом», как
звучит его имя в переводе Библии. Восточные оккультисты используют этот мистический термин, только говоря о перерождающемся высшем Эго. Поскольку божественная Мудрость рассеяна по всей безграничной Вселенной, а свет Атмы может пребывать только в нашей высшей Сущности, которая является составной частью Вселенной, вечной и в то же время индивидуальной. То есть речь здесь идет об интеллектуальном принципе, о проявлении бога внутри каждого разумного существа,
или о нашем высшем Манасе в его соединении с Буддхи. Именно этот совокупный свет и есть «Мудрость, нисходящая свыше», и, когда он нисходит на личностное эго, последнее становится «чистым, умиротворенным, кротким». Отсюда и утверждение Иова, что «мудрость – в старцах», то есть с Буддхи-Манасом. Ведь только божественное Духовное Я – вечно и продолжает оставаться самим собой, переходя от рождения к рождению, в то время
как те «личности», в которых оно поочередно пребывает, мимолетны и меняются, как калейдоскоп картинок в волшебном фонаре. Именно это Духовное Я как раз и является тем «старцем», поскольку, как его ни назови – София, Кришна, Буддхи-Манас или Христос, оно по-прежнему будет оставаться первенцем Алайя-Махата, Вселенской Души и Разума Вселенной. Следовательно, эзотерически слова Иова должны звучать так: «В старцах (высшем Эго человека)
– [есть] мудрость, и в долголетии – (во множестве его перерождений) разум». Никто из людей не в силах постичь истинную и окончательную Мудрость в течение одной жизни; и каждое новое рождение, все равно, рождаемся ли мы для радостей или для страданий, – это еще один урок, который дает нам строгий, но всегда справедливый учитель – кармическая жизнь. Однако люди, по крайней мере на Западе, ничего об этом не знают и ничему не хотят учиться. Для них любое проявление божественного Эго, подлинного субъекта перерождений, не более чем «языческая глупость». Западный мир отвергает эти истины и признает только своих собственных, доморощенных мудрецов, созданных по своему образу и подобию и воспитанных на его собственных христианских учениях. Единственная мудрость,
которую он признает и практикует, – это психическая, «земная и дьявольская» мудрость, о которой говорил Иаков. А значение истинной Мудрости в силу этого умаляется и искажается. Всю «земную» мудрость, существующую на нашей грешной земле, можно разделить, несмотря на обилие ее вариантов, на две основные категории – реальную и кажущуюся. Достаточно бросить на этот суетный и развращенный мир всего лишь поверхностный взгляд, чтобы разглядеть огромную пропасть,
разделяющую эти две категории мудрости, однако лишь немногие люди желают видеть ее! И причина тому вполне естественна. Человеческий эгоизм настолько силен, что там, где хотя бы слегка затрагиваются его личностные интересы, человек становится слеп и глух по отношению к истине, делая это либо сознательно, либо бессознательно. Плюс к этому далеко не все люди способны так быстро, как хотелось бы, отличить истинного мудреца от человека, который только кажется мудрым. И происходит
это потому, что последний часто очень умело раздувает значимость своей собственной личности. Итак, о «мудрости» мира профанов мы, пожалуй, сказали уже достаточно. Что же касается тех, кто постигает мистическое знание, то с ними дела обстоят еще хуже. С тех пор, когда истинный мудрец считал своим первым долгом спрятать свое знание, считая его слишком священным для того, чтобы даже упоминать о нем перед ηοιπολλοι, многое изменилось, и изменилось довольно странным образом. Средневековый розенкрейцер, подлинный
философ, памятуя о Сократе, повторял изо дня в день, что он знает только то, что ничего не знает, а его современный самозваный последователь заявляет теперь и в прессе, и во время публичных выступлений, что нет и не было в природе и ее оккультных законах ничего такого, о чем бы он не имел понятия. А ведь было время, когда приобретение божественной Мудрости (Sapientia) требовало принесения в жертву всей человеческой жизни и постоянной преданности. И многое зависело от таких вещей, как чистота помыслов претендента, его бесстрашие и независимость духа; но теперь для получения патента на звание мудреца и адепта требуется только наглость и бесстыдство. Сертификат на обладание божественной Мудростью выписывается ныне самозваному «Adeptus» большинством
голосов, отданных профанами и наивными простаками, и стая сорок, которую согнали с крыши храма науки, теперь разносит весть об этом по всем городам и весям. Попробуйте-ка сейчас публично заявить, что человек, искренне и серьезно интересующийся жизнью и ее феноменами, мыслящий исследователь природы хотя и может постичь ее тайны и стать вследствие этого «мудрецом» (в земном смысле этого слова), все равно не будет знать ничего о тайнах более высокого уровня, недоступных ни одному материалисту.
Скажите так, и вас тут же осмеют. А если вы еще добавите, что Мудрость свыше нисходит только на тех, кто оставил на пороге оккультного весь свой эгоизм, вплоть до последнего атома, и это условие sine qua поп, вас тут же сочтут потенциальным пациентом врача-психиатра. А ведь это древний, очень древний трюизм. Природа раскрывает свои наиболее сокровенные
секреты и дает истинную мудрость только тому, кто ищет истину ради самой истины и кто жаждет знания для того, чтобы заставить его служить людям, а не собственной малозначительной персоне. И как раз по причине стремления практически каждого претендента на звание мага и адепта к личной выгоде и нежелания большинства постигать столь тяжкую науку, не имея надежды получить за это хоть что-то для себя самого, племя настоящих, мудрых оккультистов становилось из века в век все более редким и малочисленным.
Но зато многие предпочитают блуждающий огонек преходящей славы яркому и все более усиливающемуся свету вечного, божественного Знания, и только потому, что последний нельзя приобретать исключительно для себя одного. Ту же самую картину мы наблюдаем и в мире материалистической науки: ничтожное меньшинство действительно образованных людей – и полчища толстокожих ученых, которые требуют, однако же, чтобы их считали Архимедами и Ньютонами. То, что творится в верхах, в точности повторяется и в низах. Учеников, которые учатся ради постижения истины и провозглашают оную, какой бы горькой она ни была, лишь из любви к ней, а не ради вещей славы
предмета своего увлечения и своей собственной, можно пересчитать по пальцам; в то время как имя тем, кто всего лишь притворяется, – легион. Похоже, что сейчас образованность оценивается под воздействием какого-то гипнотического внушения, а не по действительным заслугам. Массы трепещут перед теми, кто сумел навязать себя им: отсюда и та плеяда людей, признанных корифеями науки, искусства и литературы, популярность которых (по крайней мере большинства из них) приобретена за счет их собственной
самоуверенности и амбициозности. Однако какой же на самом деле процент из них действительно заслуживает права называться «мудрым», пусть даже просто земной мудростью? Многие ли так называемые «авторитеты» и «лидеры» на самом деле стоят значительно выше тех, о ком было сказано: «слепые поводыри таких же, как они, слепцов»? То, что ни учителя наши, ни проповедники не обладают Мудростью свыше, не вызывает сомнений. Это доказывается даже не теми
ошибками, которые они допускают в своих учениях и своей личной жизни, ибо «человеку свойственно ошибаться», но тем неопровержимым фактом, что Мудрость и Истина – это слова-синонимы, и то, что является пагубным и ложным, никак не может быть мудрым. Следовательно, если правда то, что практическое применение Нагорной проповеди обратит всю страну в руины менее чем за три недели (как говорил один хорошо известный
представитель англиканской церкви); и если не менее истинно то, что «последняя книга м-ра А.Р.Уоллеса – это похоронный звон по дарвинизму»[1] (как сказал один критик, специализирующийся на научной литературе), то нам остаются только два пути, между которыми мы можем выбирать. Мы можем либо слепо принять
на веру и теологию, и науку; либо объявить и ту и другую ложными и не заслуживающими доверия. Есть, однако же, и третий путь: притвориться, что мы верим одинаково и в то и в другое, и помалкивать — многие именно так и поступают; но это будет грех против теософии и потакание общественным предрассудкам, и потому этот вариант для нас неприемлем. Более того, мы открыто, несмотря ни на что, заявляем, что ни тот ни другой – ни
теолог, ни ученый – не имеют права утверждать, что проповедуемое первым есть божественное вдохновение, а проповедуемое вторым – точная наука; поскольку первый насаждает то, что сам он, по своему собственному признанию, считает губительным для человека и для государства (напомним, что это – этика Христа), а второй в лице известного натуралиста м-ра А.Р.Уоллеса, как показал нам м-р С.Батлер, учит дарвиновской эволюции, в которую сам уже не верит и более того, которая
являет собою схему, никогда не существовавшую в природе, если верить оппонентам дарвинизма. И все-таки, если вдруг кто-то рискнет объявить признанные в мире авторитеты «немудрыми» и «ложными» либо назвать проводимую ими политику бесчестной, ему тут же заткнут рот. Сомневаться в глубокой мудрости религии покойного кардинала Ньюмена, или же англиканской церкви, или, опять-таки, наших великих современных ученых – значит грешить и против святого духа, и против культуры. Горе тому, кто отказывается разделять вместе с остальным миром его «выбор». Каждый должен поклониться либо одному, либо другому, несмотря на то что если один из них – прав, то другой, следовательно, заблуждается; и если ни епископ, ни ученый не обладают «Мудростью свыше», что в настоящее время уже стало очевидным, значит, их «мудрость»
в лучшем случае – «земная, психическая, дьявольская». Мы, однако, хотели бы обратить внимание читателя на то, что во всем вышесказанном отсутствует какой-либо оттенок неуважения к истинному Учению Христа и к истинной науке; мы также не осуждаем никого лично, но только порицаем систему, сложившуюся в нашем цивилизованном мире. Превыше всего мы ценим свободу мышления как единственный путь достижения той Мудрости, которой должен быть вооружен каждый теософ; эту свободу
мы признаем как для своих друзей, так и для своих недругов. Все, за что мы ратуем, это – Мудрость, в нашем понимании этого слова. Сейчас же мы обвиняем, хотя и с глубокой скорбью в душе, «мудрецов» нашего столетия за проводимую ими политику, направленную лишь на то, чтобы удержаться на вершине своей «авторитетности», поскольку, действуй они иначе, они неизбежно потеряли бы свой престиж в массах и были бы немедленно отвергнуты своими коллегами. Дух коллективизма
настолько силен и имеет такие глубокие корни, что всякое отступление на свой, самостоятельно избранный путь расценивается ими как предательство. Таким образом, ради достижения авторитета в своей области ученый должен nolens volens отвергать все метафизическое, а теолог – демонстрировать презрение ко всем материалистическим учениям.
Все это – мирская суета, продиктованная сиюминутной практичностью, но это не может быть ни Мудростью Иова, ни Мудростью Иакова. Но не покажутся ли все эти материи чересчур высокими, ведь опыт, приобретаемый в течение одной жизни, диктует нам стремление к приобретению «авторитета» и скорейшему достижению признания в нашем мире? Надо лишь проявить безусловную преданность интересам одной из партий и предложить себя в качестве палача тех людей и явлений, которые не пользуются всеобщим признанием и популярностью. Знайте, что великая
тайна власти кроется в искусстве угождать общераспространенным предрассудкам, симпатиям и антипатиям мира сего. Следуя этому главному правилу, человек начинает притягивать к себе образованных и не слишком образованных последователей – всех тех, кто старается неукоснительно следовать в русле общественного мнения. Так достигается совершенная гармония одновременного действия. И в то время как более культурные, как правило, просто стараются укрыться за интеллектуальными бастионами, возведенными
общепринятыми авторитетами от науки, и затем – jurare in verba magistri, менее культурные превращаются в послушные механические передатчики воли вышестоящих лиц и заученно, подобно хорошо выдрессированным попугаям, повторяют речения своих непосредственных авторитетов. Похоже, что
наставлению м-ра А.Ворда, незабвенной памяти «шоумена»: «Почеши мне спинку, г-н редактор, и я почешу твою» – суждено стать бессмертным афоризмом. Каждая «восходящая звезда», будь то теолог, политик, писатель, ученый или журналист, должна начинать с почесывания спинки общественному вкусу и предрассудкам, с этого гипнотического метода, такого же древнего, как и само человеческое тщеславие. Вскоре загипнотизированные толпы начинают
миролюбиво мурлыкать – они уже готовы к «внушению». Теперь им можно внушить все, что вашей душе угодно; они начнут отвечать на ваши ласковые приемы, благодушно урча уже в унисон вашему собственному голосу и следуя, в свою очередь, вашему вкусу, будь вы теолог или политик, писатель, ученый или журналист. Вот и весь нехитрый секрет превращения в «авторитет», в «общественного лидера»; это и есть секрет нашей сиюминутной мудрости. В этом же заключается и «секрет», и подлинная причина непопулярности «Lucifer» и того остракизма, которому подвергает наша современная публика Теософское Общество, поскольку ни «Lucifer», ни Общество, рупором которого он является, никогда не следовали золотому правилу м-ра А.Ворда. Ни один теософ не согласится стать фетишем, проповедующим
какое-либо модное учение, и ни за что не станет рабом «сухой теории», из которой уже давным-давно улетучился ее дух. Он никогда не будет льстить никому и ничему и, конечно же, не станет притворяться, что верит в то, во что на самом деле верить не желает и не может. И потому там, где все прочие видят «красоту и изящества современной культуры», теософ видит лишь моральное уродство и клоунские ужимки так называемых корифеев культуры. Для него наиболее точной зарисовкой с современного светского общества является описание нравов папского
двора, данное Сиднеем Смитом: «Пост и лицемерие, молитвы и увертки, поклонение правому и преклонение перед левым и огромное количество мужских (и особенно женских) шляпок». Без сомнения, обычный, мирской разум может усмотреть в современной цивилизации свой особый шарм; но для теософа все ее дары вряд ли покажутся достаточной компенсацией за все то зло, которое она приносит в этот мир. Зла этого так много, что в пределах данной статьи мы просто не сможем перечислить все эти, с позволения
сказать, «плоды» культуры и прогресса физической науки, список последних достижений которой открывается вивесекцией, а завершается усовершенствованным способом казни на электрическом стуле. Своим ответом мы, конечно же, не стремимся сделать своих противников более дружественно расположенными к нам, да это и не представляется возможным. Наш журнал может многим показаться «пессимистическим», но по крайней мере в одном нас нельзя обвинить – в том, что мы печатаем заведомую ложь и клевету или хотя бы то, во что мы сами не верим со всею искренностью. И, как бы то
ни было, мы надеемся, что моральное мужество нам не изменит никогда и мы будем продолжать все так же прямо и решительно высказывать свое мнение, защищая теософию и ее Общество. И даже если девять десятых населения какой-либо страны, в которую проникнет наконец Теософское Общество, ополчатся против него, они все равно не смогут заглушить голос проповедуемых им истин. И пусть массы материалистов и толпы спиритуалистов, легионы церковных прихожан, фанатиков и иконоборцев, моралистов и их обезьянничающих
последователей и учеников-слепцов лгут, клевещут, оскорбляют, порицают и публикуют какие угодно фальшивки, им все равно не удастся уничтожить теософию; они не смогут даже навредить Обществу, если все его члены будут держаться вместе. Пусть даже все друзья и советчики, вроде автора того письма, на которое мы сейчас отвечаем, отвернутся с чувством брезгливости от тех, кого они безуспешно пытались вразумить, – это неважно, поскольку наши жизненные пути ведут в диаметрально противоположные
стороны. Пусть они держатся за свою «земную» мудрость, а мы будем следовать за чистым лучом «Мудрости свыше», за светом «древности». И в самом деле, что может связывать теософию – мудрость, «полную милосердия и добрых плодов, беспристрастную (то есть неагрессивную) и нелицемерную» (Иак., III, 17), с жестоким, эгоистичным, коварным и лицемерным миром? Что может быть общего у божественной Софии с достижениями современной цивилизации и науки; что общего между духом и мертвящей буквой? Тем более, что
на данной стадии эволюции даже самый мудрый земной человек, согласно мудрому Карлейлю, «всего лишь одаренный ребенок, способный только разбирать отдельные буквы в пророческой книге, смысл которой пребывает в вечности». Мудрец. Как явствует из самого названия, определяющим ее [кали-юги] свойством является темнота. Разумеется, ее невозможно заметить, если сравнивать сегодняшний день с 800 г. н.э., поскольку сравнивать здесь пока что нечего. Не приходится сомневаться в том, что, в сравнении со средневековьем, наш век продвинулся далеко вперед, но, если сопоставить его с предыдущей югой, мы заметим, что, как и средние века,
он погружен во тьму. Для оккультиста путь материального прогресса ведет совсем не к свету; он не считает признаком развития одно лишь появление хитроумных механических устройств, создающих комфорт для немногих, оставляя большую часть человечества прозябать в нищете. Чтобы выявить темноту, ему достаточно взять для примера любую страну, даже если это будет великая Американская Республика. В ней он увидит только продолжение обычаев и традиций Европы, некогда перенесенных в Новый Свет, великий эксперимент
с абсолютно новыми условиями и на новой почве. На протяжении многих лет здесь почти не было нищеты, но сейчас здесь так же много нищих, как и везде, а преступников и тюрем не меньше, чем в Европе, и больше, чем в Индии. Здесь повсюду заметно стремление к богатству и материальному благополучию, тогда как духовная жизнь зачастую игнорируется: а что может служить более красноречивым признаком темноты? И все более очевидный конфликт между состоятельными и неимущими классами
также указывает на погруженность страны во тьму. Если бы духовный свет преобладал над темнотою, все равно оставались бы богатые и бедные, только бедные знали бы, как им следует принимать свой жребий, а богатые – как им помочь бедным. Ныне же мы видим, что богатые ищут в законах защиты от забастовок и социализма и удивляются, почему это бедные не желают идти в работные дома; а бедные постоянно жалуются на судьбу и на своих предполагаемых угнетателей. Это тоже признаки духовной темноты. Ученик. Можете ли вы привести примеры того, как использовались бы знания об элементальном мире, если бы они попали в руки современного человека? Мудрец. Даже беглый взгляд, брошенный на западные страны, где человек проводит едва ли не всю свою жизнь в бешеной погоне за деньгами, порою не брезгуя ради этого никакими средствами, а между работниками и нанимателями существует такая напряженность, что вот-вот выльется в настоящую войну, убеждает в том, что каждый общественный класс, стань он обладателем знания об элементальном
мире, использовал бы это знание исключительно в собственных корыстных целях. Люди все чаще обращаются к спиритуализму. В Ложе ежедневно фиксируется – или, как вы могли бы сказать, фотографируется, причем самими спиритуалистами – огромное множество обращений за помощью к медиумам и их «призракам» только по деловым вопросам. Люди спрашивают, покупать ли им акции, вкладывать ли деньги в золотые или серебряные копи, участвовать ли в лотерее и заключать ли деловые контракты.
Вот вам один пример: группа людей приобрела по низ кой цене долю в собственности золотодобывающего предприятия по совету элементальных духов, назвавшихся вымышленными именами и устроивших спектакль за спиной у медиума. Было объявлено, что предприятие сулит большую прибыль, коль скоро за него поручились «духи». Однако шахты, к сожалению инвесторов, вскоре разорились. И самое большое сожаление вызывает то, что подобная же
история повторялась уже много раз. Или еще один пример: в одном крупном американском городе, имеющем благоприятную карму, некий человек занялся биржевыми спекуляциями, опять-таки по совету, полученному через медиума, и смог заработать на этом крупную сумму денег. Человек этот щедро расплатился с медиумом, после чего принялся, как это у вас называется, наслаждаться радостями жизни. При этом ни медиуму, ни ему самому даже в голову не пришло использовать эти деньги на
благо человечества. В данном случае я веду речь не о совести и не о том, надо или не надо делать деньги. Я говорю лишь об уместности, целесообразности и результатах передачи столь аномальной силы в руки общества, не подготовленного к ее использованию и не проявляющего к тому же склонности к альтруизму. Возьмем для примера спрятанные сокровища. Их много хранится в разных тайниках, и многие хотели бы их заполучить. А для чего? Для того лишь,
чтобы реализовать свои расточительные прихоти, а затем передать оставшееся своим ничуть не более достойным потомкам. Если бы они знали мантру, подчиняющую элементалов, охраняющие эти сокровища, то немедленно воспользовались бы ею, даже не задумываясь, для чего они им нужны, но просто для того, чтобы у них появились большие деньги. Универсальная истина принадлежит всем; и, когда невидимый посланник одного разума соприкасается с разумом другого существа, последний отдает ему ту часть универсальной истины, которой он сам обладает. Таким образом, стрела, или нить разума продолжает свой поиск до тех пор, пока не найдет в чужом разуме нужную ей мысль (или зачаток мысли) и не сделает ее своею. Однако наша нынешняя конкурентная система и эгоистичное стремление к деньгам
и славе непрерывно возводят стену вокруг человеческого разума, что идет ему отнюдь не на пользу. Ученик. Есть ли в оккультизме правило, примерно соответствующее христианскому «Не укради»? Мудрец. Это правило уже давно сформулировал древний мудрец. Оно гласит: «Не желай чужого имущества». Это лучше, чем «Не укради», поскольку для того, чтобы украсть, надо сначала пожелать чужую вещь. Если вы крадете, потому что голодны, вас еще могут простить, ибо человек может возжелать чужую пищу, чтобы самому не остаться голодным; но прочие вещи человек крадет из желания обладать ими. В понятие чужого
имущества входит все, что есть у другого человека, а не только его деньги. Это могут быть идеи, сокровенные мысли, умственные и прочие способности, физическая энергия, психические силы – словом, все, чем человек может обладать на разных уровнях. И даже если человек сам готов раздать все, что у него есть, другой не должен желать заполучить это. Следовательно, у вас нет права проникать в чужой разум без разрешения его владельца и похищать оттуда то, что вам не принадлежит. Если же вы нарушите это правило, вы просто превратитесь во взломщика на ментальном и психическом уровне. Ничего нельзя брать без разрешения для личной выгоды, пользования, престижа и так далее. Однако вы можете брать то, что необходимо для общего блага, если только вы достаточно совершенны и добродетельны
для того, чтобы уметь полностью отделять от того, что вы берете, личностный элемент. Как видите, это правило закрывает доступ к чужому разуму тем, кто стремится приобрести психические способности ради собственной выгоды. Если дать таким людям внутреннее зрение и слух, к которым они так стремятся, никакая сила не смогла бы потом помешать им совершать кражи на невидимых уровнях всякий раз, когда им попадалась бы незащищенная природа. И поскольку большинству из нас еще весьма далеко до
совершенства (настолько, что для его достижения нам потребуется еще немало жизней), Учителя Мудрости не спешат вкладывать в наши слабые руки оружие, которое может повредить в первую очередь нам самим. Закон неумолим; и все случайно появившиеся бреши затянутся, хотя последствия их возникновения могут сказываться еще долгие годы. Черная Ложа, напротив, стремится привить оккультные способности как можно большему числу слабых, грешных и несчастных смертных,
ибо тем самым умножается число ее жертв. Ученик. А есть ли правило, которое соответствовало бы христианскому «Не лжесвидетельствуй»? Мудрец. Есть; это правило, запрещающее внушать другому человеку ложные и неправильные мысли. Когда вы научитесь проецировать свои мысли в чужой разум, вам не следует внушать ложные мысли кому бы то ни было. Фальшивая мысль входит в человека и начинает эхом звучать внутри него, производя тем самым лжесвидетельство, сбивающее с толку внутреннего наблюдателя, который осмысливает поступающие извне впечатления. Ученик. Какую мысль или знание можно извлечь из всех этих правил? Мудрец. Общее знание, а также философское, религиозное и моральное. А именно: в мире разума нет изобретательских патентов и законов об авторском праве, ибо они являются чисто человеческими изобретениями и связаны с конкурентной системой. Если человек размышляет над чисто философской проблемой, она не является его собственностью, согласно законам природы, она принадлежит всем. В этом царстве нет места для личной славы или выгоды,
и никто не может заявить права на единоличное пользование общечеловеческим достоянием. Следовательно, каждый ясновидящий может позаимствовать из его мыслей столько, сколько ему вздумается, но и сам, в свою очередь, не должен претендовать на исключительное обладание полученной таким образом информацией. Точно так же обстоит дело и со всеми прочими благотворными материями. Они принадлежат всем. И если какой-нибудь Спенсер наизобретает множество полезных для человечества вещей,
столкнувшийся с ними ясновидящий может присвоить их все до единой. Однако лишь очень немногие мыслители могут похвастать оригинальностью своих умозаключений. Они гордятся ими, как достижением собственного разума; но, как правило, ищущие умы просто путешествуют по миру разума, учатся у менее предприимчивых людей всему доброму и истинному и затем объявляют полученные знания своими собственными, что может принести им иногда славу, иногда деньги, поскольку наш век поощряет подобное присвоение
открытий и их использование в своекорыстных целях. «Беседы об оккультизме» Ни один мужчина и ни одна женщина не знают степени своей моральной стойкости, пока не подвергнутся испытанию. Тысячи людей проживают жизнь, пользуясь уважением только потому, что никогда не были поставлены на край пропасти. «Чела и светские ученики» Стать теософом просто. Каждый человек, обладающий средним интеллектом и склонностью к метафизике; ведущий чистую, бескорыстную жизнь и предпочитающий оказывать помощь своему ближнему, нежели получать ее самому; всегда готовый пожертвовать своим собственным удовольствием ради других; и любящий Истину, Добро и Мудрость ради них самих, а не за те выгоды, которые они могут ему принести, – теософ. Но гораздо сложнее найти тот путь, который ведет к познанию правильного образа действий, то есть умению отличать добро от зла; путь, приближающий человека к тем способностям, которые позволят ему творить добро без видимого проявления усилий. Все западное, и в особенности английское, образование построено на принципе борьбы и соперничества; ребенка учат как можно быстрее овладеть знаниями с единственной целью – превзойти своих товарищей, опередить их во всем. Усиленно насаждается система, бессмысленно называемая «дружеским соперничеством», тот же самый дух присутствует и во всех прочих областях жизни... В Европе и Америке личностный фактор развит настолько, что ни в одной школе, даже художественной, вы не найдете атмосферы любви и доброжелательности, а одну только зависть и ненависть друг к другу. «Профессиональнее» противостояние и взаимное соперничество уже стали притчей во языцех; человек стремится достичь своей цели (при этом чаще всего неблагородной) любой ценой; и все «правила хорошего тона»
являются при этом пошлой маской, за которой скрываются эти демоны ненависти и зависти. На Востоке же дух «все-единства» внушается каждому с малых лет так же настойчиво, как на Западе – дух соперничества. Личные амбиции, личные чувства и стремления не имеют там столь благодатной почвы, как на Западе, это не поощряется. Каждому от природы дана благодатная основа для развития, и, если правильно следовать предуказанному, из ребенка вырастает человек, наделенный
глубоко укоренившейся привычкой всегда подчинять свою низшую природу высшей. На Западе люди полагают свои личные симпатии и антипатии в основу отношений к людям и вещам, что и определяет основную линию их поведения. Подобным же образом поступают и те, для кого подобный принцип не является основополагающим законом их жизни и кто далек от желания навязывать его другим. «Практический оккультизм» Ученик. Есть ли другие причины, помимо распространения теософии, способные остановить нынешнее сползание в материализм? Мудрец. Только распространение знания законов кармы и перевоплощения и веры в абсолютное духовное единство всех существ способно предотвратить это сползание. Однако цикл должен развиваться своим чередом, и, пока он не закончится, все благотворные причины по-необходимости должны преобразовываться в следствия очень медленно, а последние будут проявляться лишь в ограниченной мере, дожидаясь наступления более
светлых времен, когда они смогут проявиться в полную силу. Стараясь жить как можно более возвышенной жизнью, ученик неосознанно создает в астральном свете красивую картину духовного роста, возможного на земле даже в наш темный век, и тем самым помогает духовно более развитым душам нисходить из других сфер, где циклы входят в такую темную стадию, что дальнейшее пребывание там этих душ становится невозможным. «Беседы об оккультизме» ...Теософия предстала пред миром для того, чтобы влить в современное мышление свежую струю идей и стремлений, иными словами, чтобы подвести логическое обоснование под более возвышенную мораль, создать науку и философию, соответствующую знаниям нынешнего дня. Просто физическая филантропия, лишенная источника новых веяний и облагораживающих представлений о жизни, способных воздействовать на мировоззрение масс,
– вещь не слишком эффективная. Лишь постепенное усвоение человечеством великих духовных истин способно омолодить лицо цивилизации и в результате создать гораздо более эффективную панацею от зла, нежели просто поверхностное затушевывание бросающейся в глаза нищеты. Профилактика всегда предпочтительнее лечения внешних симптомов болезни. Общество само порождает отверженных, преступников и распутников, а потом осуждает и наказывает им же самим созданных Франкенштейнов, верша суд
над собственными детьми, которые суть «кость от кости и плоть от плоти» проклятой земной жизни. «Ответы на вопросы» [1] «The Deadlock of Darwinism» Samuel Butler («Universal Review», April, 1890.) (Продолжение следует) ЖИЗНЬ И ГИБЕЛЬ «АМАРАВЕЛЛЫ» Опубликовано: Л.В. Шапошникова. Тернистый путь Красоты. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001. – С. 262-273. И усилиями неба и земли в открытом сознании, в жизненном применении, снова живая ткань Красоты сойдет человеку. Н.К. Рерих Мне кажется, что это все-таки мир, который мы сейчас не можем видеть своими глазами. Но этот неведомый мир каким-то образом проходит через человека. В.Т. Черноволенко Иду... Сквозь ужас и беду... Сквозь вихри темных наваждений... Иду на светлую звезду По лабиринту сновидений. Среди сетей, среди теней Не прекращается движенье, А радиация растет! И нарастает напряженье. Иду... Сквозь горную гряду... Иду вдоль гибельного края... Грань мыслимого перейду, Немыслимое постигая. Материя все горячей, Но дух и этот путь осилит! – Мы превратимся в сноп лучей, Когда звезду пройдем навылет. Юрий Линник « …С глубоким волнением поднимался я по лестнице московской гостиницы, где остановился Рерих. Постучал, дверь открыл Юрий Николаевич и пригласил меня войти, подождать отца. Я присел около столика в небольшой приемной. Навстречу вышла дама, изящно одетая, темно-лиловое платье необычайно шло к ее темным волосам, уложенным в высокую прическу. И я сразу понял, что это жена Николая Константиновича. Она ласково улыбнулась и стала расспрашивать о моем дяде [1]. Незаметно разговор перешел на другие темы. <...> Увлеченный беседой, я не сразу заметил, как неожиданно быстрой, энергичной походкой вошел Николай Константинович. Одетый в светло-серый костюм, с гладковыбритой головой и седеющей бородой, он скорее напоминал делового человека, чем художника. Но его глубокие синие глаза смотрели проникновенно и ласково. И сразу можно было почувствовать, что это не только художник с мировым именем, но поэт, философ, собравший богатую жатву восточной мудрости. Много лет прошло с тех пор, но с необыкновенной ясностью вижу его спокойное лицо, глубокие глаза, вспоминаю содержание бесед, его простоту, сердечность, глубокое внимание к собеседнику»[2]. Так вспоминал художник Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий о своей первой встрече с Николаем Константиновичем Рерихом. Был июль 1926 года, и трое Рерихов – Николай Константинович, Елена Ивановна и их старший сын Юрий Николаевич – прибыли с визитом в Москву. Ради этого визита они отклонились от маршрута Центрально-Азиатской экспедиции, в которой участвовали все трое. В Москве Рерихи встретились с крупными общественными деятелями, членами советского правительства и выдающимися художниками. Об этих встречах написано уже немало, и мне не хотелось бы повторяться. ...Их было пятеро, членов странной художнической организации, которая называлась загадочным и красивым словом – «Амаравелла». Пятеро художников, пятеро единомышленников, непохожих на других и поэтому не признанных другими, – Петр Петрович Фатеев, Вера Николаевна Пшесецкая (Руна), Александр Павлович Сардан, Сергей Иванович Шиголев, Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. Позже, уже в 1927 году, к ним присоединится Виктор Тихонович Черноволенко. Они вышли из недр Серебряного века, ими владели идеи Духовной революции, и зарождавшееся тогда космическое мироощущение полностью занимало их воображение и направляло кисть. Самым старшим из них был Фатеев, родившийся еще в конце XIX века, самым младшим – Смирнов-Русецкий, появившийся на свет в 1905 году. Все пятеро как бы представляли собой тот таинственный мост, который соединял уходящую Красоту с Новой, нарождавшейся. Без сомнения, они являлись продолжателями М.К. Чюрлениса и тех художников, в работах которых уже пробивались первые ростки космического мироощущения. П.П. Фатеев, еще до революции сложившийся как профессиональный художник, продолжил космическую традицию, возникшую в начале века в недрах уходящей Красоты. Самый же младший из них, Б.А. Смирнов-Русецкий, только еще начинал пробовать свою кисть. Вся группа держалась сплоченно, не подпадая ни под какие «измы» и прочие сомнительные направления. Их встреча с великим Мастером была предопределена и неизбежна. Даже если бы у Смирнова-Русецкого не было дяди, который помог юноше в этой встрече, она бы все равно состоялась. Ибо это была встреча с судьбой, которая определила путь и дальнейшее творчество всех пятерых. Кроме Смирнова-Русецкого с Рерихом встретились Фатеев и Сардан. Рерих подарил им вышедшие тогда две первые книги Живой Этики – «Зов» и «Озарение». Художники были захвачены космичностью самой философской системы и теми горизонтами творчества, которые она открывала перед ними. Николай Константинович внимательно отнесся к каждому из них. Смирнову-Русецкому он посоветовал подучиться рисовать. У Фатеева купил понравившуюся ему картину «Галактики» и обратил особое внимание на молчаливого и сосредоточенного Сардана. «В 1926 году Н.К. Рерих, – пишет исследователь искусства “Амаравеллы” Ю.В. Линник, – осматривал картины Сардана. Не секрет, что именно с этим именем он связывал свои надежды на будущий ренессанс русского искусства» [3]. Рерих помог художникам «Амаравеллы» не только принять участие в нью-йоркских выставках его «Короны Мунди» (1927 и 1928), но и беседовал с ними о расширении сознания, о влиянии энергетики Инобытия на эволюцию земного человечества, о закономерностях развития Красоты и особенностях наступившего этапа Космической эволюции. Все это потом нашло свое отражение в манифесте художников 1927 года и в их последующем творчестве. «Произведение искусства, – писали они в манифесте, – должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. Научить этому нельзя. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого первоисточника. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса – в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенным, не претендуя на самодовлеющее значение. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания – тогда их цель будет достигнута»[4]. Расширение сознания было тесно связано с процессом Преображения человека и Планеты, с теми энергетическими изменениями, которые происходили на нашей Земле в ХХ веке. Н.К. Рерих как бы передал художникам «Амаравеллы» эстафету Новой Красоты, нового представления о теургическом искусстве и о грядущем Преображении человечества. «Именно, высший принцип Огня утверждается в Космическом Творчестве, как главный стимул. Правильно указали на те тонкие физические явления, которые утверждают сущность невидимых и огненных энергий и которые должны разбудить и расширить сознание человечества. Именно, тонкое сознание Космоса открывает каждую новую ступень. Неуловимое сегодня будет слышимо в будущем, и будет зрим Тонкий Мир. Когда дух и сердце преисполнятся устремления, когда человечество примет закон существования Миров, тогда можно будет начать расширять сознание. Сам человек объединяет Миры своим сознанием. Так на смену узкого горизонта идет великое время. Так Наше утверждение великого Огненного Права даст великую Огненную Эпоху. Эта великая Эпоха должна преобразить лик планеты – так Утверждаю!»[5], – сказано в Живой Этике. Процесс преображения земной материи шел по Законам Красоты. Новая Красота в полную силу зазвучала космическими красками на полотнах художников «Амаравеллы». Но их творчество было только началом преображения самого искусства, которое стремилось вырваться из трехмерного пространства в многомерность Космоса, к Фаворскому Свету Высших Миров. Они все шире и шире использовали в своем творчестве две мирообразующие константы Космоса – звук и свет. Звук изображался на полотне ритмом форм и линий. Свет всегда связан с цветом. Звук, свет и цвет представляли на картинах художников «Амаравеллы» нечто синтетически целое, обладающее теургической силой преображения материальных форм. Расцвет творчества художников «Амаравеллы» пришелся на трудное и противоречивое время в истории России, когда старое социологическое мировоззрение и новое космическое мироощущение сошлись в жестоком противостоянии. Социологическое мировоззрение после социальной революции обрело характер господствующего направления. Тоталитарное государство в годы «культурной революции» превратило культуру в идеологию, насильственно принуждая художников принять в качестве основного метода так называемый социалистический реализм. Не согласившихся с этим методом уничтожали или лишали возможности работать. «Культурная революция» не без основания совпала с временем предвоенных репрессий. Тоталитарный государственный контроль воцарился в пространстве разгромленной культуры. Художество переживало, возможно, самый темный период в своей истории. Новый вождь был лишен какого-либо чувства красоты, что свидетельствовало, в свою очередь, о низком уровне его духовного развития. «Высшая похвала, – писал крупный художник И. Бродский, – которую т. Сталин давал картине, заключалась в двух словах: “Живые люди”. В этом он видел главное достоинство картины. “Картина должна быть живой и понятной” – эти слова т. Сталина запомнились мне навсегда» [6]. Из пространства новой культуры изгонялись такие понятия, как Высшее, Бог, Инобытие. Атеизм, в самом его примитивном и агрессивном виде, насаждался во всех областях творчества. После сталинской «культурной революции» художественное творчество, в подлинном смысле этого слова, перестало существовать, остались лишь отдельные его элементы и проявления. «...Ведется довольно энергичная литературная кампания, – писал один из крупных публицистов А. Воронский, – против толкования искусства как творческого акта. “Творчество”, “интуиция”, “вдохновение” подвергаются злостному осмеянию: одни считают эти понятия буржуазными и дворянскими, другим они кажутся ненаучными. Их пытаются заменить “работой”, “мастерством”, “ремеслом”, “энергичной словообработкой”, “приемом”, “техникой”, “деланием вещей”» [7]. В это же время уничтожались церкви, преследовались духовенство и верующие. Взрыв, разрушивший храм Христа Спасителя, прозвучал на весь мир и вызвал глубокое возмущение за рубежом. С протестом против вандализма выступил Н.К. Рерих. Культ обожествленного вождя стал настолько всеобъемлющим, что заменил собой не только культуру, но и первоначальную идеологию, с которой большевики пришли к власти. На этот культ работали художники, писатели, музыканты, актеры. Ночами по городским улицам носились черные «воронки», и в застенках и лагерях гибли наиболее талантливые носители подлинной культуры. Во дворах библиотек горели костры из книг, авторы которых оказались неугодными власти. Бесценные картины, конфискованные чекистами при обысках, навсегда исчезали в недрах Лубянки. Из музеев изымались ценнейшие, но «идеологически не выдержанные» экспонаты. Закрывались неугодные театры. На глазах всей страны гибло ее национальное культурное достояние. «Культурная революция» гремела по всей стране грубыми сапогами чекистов и выстрелами в подвалах НКВД. Почва подлинной культуры становилась сухой и бесплодной. Французский писатель Андре Жид, посетивший во время своего визита в СССР художественную выставку в Тбилиси, писал: «...из милосердия о ней лучше бы вообще не упоминать. Но, в конце концов, художники достигли поставленной цели, которая заключалась в том, чтобы поучать <...> убеждать, объединять (иллюстрациями служили эпизоды из жизни Сталина). Ох, конечно, эти не были “формалистами”! К несчастью, и художниками они тоже не были» [8]. Репрессии против неугодных деятелей культуры продолжались даже во время Великой Отечественной войны. «Сегодня годовщина моей смерти, – писал один из крупнейших советских кинорежиссеров А.П. Довженко. – Тридцать первого января 1944 года я был привезен в Кремль. Там меня разрубили на куски, и окровавленные части моей души разбросали на позор и отдали на поругание на всех сборищах. Все, что было злого, недоброго, мстительного, все топтало и поганило меня»[9]. Сталин загнал в катакомбы Духовную революцию, беспощадно расправился с теми, кто видел и чувствовал не так, как он. Вождь не хотел слышать ни о каком космическом мироощущении, ни о каких иных мирах. Процесс расширения сознания приостановился – и эволюция стала терять свою энергетику. В стране по имени Советский Союз свершилось зло космического масштаба, пустившее свои ядовитые корни в духовную жизнь на много десятилетий вперед. Художники «Амаравеллы» были самым нежелательным элементом в поле «культурной» политики. Поэтому, едва родившись, «Амаравелла» уже была обречена на гибель. Но, несмотря на это, ее члены успели сделать немало. Особое место в их творчестве занимала музыка, которая была тем формообразующим началом, откуда возникала Новая Красота, новая эстетика самого художества. В ней звучали космические ритмы, сверкающими красками ложившиеся на полотна и творившие на них новую картину привычного мира. Озарения, всплывавшие из глубины существа самих художников, опережали научные открытия и грядущие философские нахождения. Музыкой, космическими ритмами и вибрациями были наполнены картины Черноволенко, Сардана, Фатеева, Шиголева. «Небо у Черноволенко трепещет, вибрирует. В нем проявились, стали зримыми те бесчисленные колебательные процессы, которые наполняют Вселенную, многократно пересекаясь и наслаиваясь друг на друга. Это воистину звучащее небо!» [10] Через музыкальные космические порывы художников шли на зрителя связанные с космическим мироощущением идеи о беспредельности Космоса, о бесконечности преображения материи, о Красоте иных миров, о человеке как неотъемлемой части Космоса. Наука еще только подходила к моделированию новой Вселенной, к исследованию еще неизвестных ей физических процессов, а на полотнах «Амаравеллы» уже пылали краски, переливались новые космические формы, серебрились причудливые линии таинственной энергетики и преображенный человек, свободный и утонченный, творил Новый мир. На таких картинах невидимое становилось видимым, непроявленное – проявленным, неизвестное – известным и все Мироздание представало во всем своем гармоничном богатстве и разнообразии как некое цельное произведение искусства, созданное Великим Художником в зовущих и непостижимых измерениях Космоса. «Человеческая мысль, – писал гениальный ученый В.И. Вернадский, – стала внимательней прислушиваться к отголоскам идеи о космичности жизни, незаметно начинающей проникать в духовную обстановку личности современного человека... В тесной связи с этим настроением стоит, мне кажется, и успех теософского движения XIX – начала ХХ века. Здесь идея космичности жизни получила такое реальное значение в миросозерцании современного человека, какого она давно не имела» [11]. Выдающиеся русские ученые, ученые-философы, такие как В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, в своих исследованиях подтверждали то, о чем свидетельствовали в своих произведениях художники «Амаравеллы». В начале 20-х годов в пространстве России шел интенсивный процесс формирования космического сознания, в котором участвовали представители всех областей познания – искусства, науки, философии. В 1926 году Вернадский опубликовал свою «Биосферу». Шиголев откликнулся на нее «Радиосонатой». Предвосхищенные художниками «Амаравеллы» космические ритмы стали основой исследований Чижевского. Эволюционная идея Циолковского о лучистом человечестве нашла свое отражение на картинах Черноволенко. Картина Сардана «Рождение материи» на два года обогнала исследования крупного ученого Александра Фридмана. «Путник» Шиголева стоял перед туннелем, в конце которого сиял неземной свет Инобытия, существование которого много позже подтвердила медицинская наука. Выходила самая разнообразная литература, затрагивавшая важные проблемы космического мышления. Читались лекции, работали научные семинары. Шел интенсивный процесс расширения сознания, затронувший, в первую очередь, различные области творчества человека. Духовная революция набирала темпы. И казалось, что это будет продолжаться долго, пока новое мышление, сужденное ХХ веку, не займет господствующее положение в духовном пространстве Планеты. Но силы, разбуженные социальной революцией, крепли и пробивались к духовной власти. У каждого художника «Амаравеллы» был свой почерк, была своя судьба. Виктор Тихонович Черноволенко за свою трудную и непростую жизнь сумел создать сотни великолепных картин, наполненных новой неземной Красотой и мирами, похожими на волшебные сказки. Материя этих миров была тонкой и прозрачной. Она светилась, складывалась в нездешние изысканные формы, которые казались многомерными, – столь высоко было художническое искусство Черноволенко. В нем жил теург, подошедший вплотную к пространству подлинного космического творчества. Художник верил: Сможет человек Не утлый холст натягивать на раму, А многомерное пространство-время, – И созидать с могучим вдохновеньем Все новые и новые Миры. Космическое творчество! О нем Пророчествовал вдохновенный мастер, Когда легко набрасывал эскизы Вселенных целых... Здесь что ни этюд, То новые параметры и меры: В одной картине – Мир без тяготенья, В другой – мир бесконечных скоростей. Что это? Отражение структур Иной Вселенной? Или же проекты, Которые осуществишь ты с блеском, Неведомый, грядущий человек? [12] Важнейшей среди всех идей Живой Этики для Черноволенко была идея Космической Иерархии, играющей главную роль в эволюции человечества, в расширении его сознания, в процессе его Преображения. «... Перед нами, – пишет Ю.В. Линник, – мир Земли, прошедший через чудо Преображения. Возможно, что художник прозрел будущее – и запечатлел его на своих полотнах. Преображение... Как знать, быть может, именно в этом слове заключается ключ к пониманию творчества В.Т. Черноволенко? Не живописал ли он ту новую землю и новые небеса, о которых говорит Откровение Иоанна Богослова? Если в нашем мире материя все же первенствует над духом, то после Преображения все изменится: материя станет духоносной, будет пронизана несказанным светом. Архитектура на полотнах Черноволенко – из такого, по сути, уже бесплотного вещества. Она вся сквозит, просвечивает; свободный рост ее форм не ограничивается гравитацией» [13]. Но это только предположение. Трудно сказать, что в действительности увидел своим внутренним зрением художник, проникший за завесу земного пространства и времени. Какие миры предстали перед ним – будущие земные или настоящие Высшие? Черноволенко не придумывал свои сказочные миры, он их видел. Уходившая Красота Серебряного века была философична по своему содержанию. Иногда было трудно отделить философию от живописи или поэзии. Все было слито воедино. Художники «Амаравеллы» продолжили и развили эту традицию, но в их произведениях Новая Красота уже стала основой нового художественного мышления, придавшего их пластическому языку удивительную гибкость и тончайшую выразительность. Черноволенко писал одушевленный Космос, но форма этой одушевленности была не мифологической, а реальной. В ней жили не символы, а грядущий Новый человек, преображенный Новой Красотой. Встречи Петра Петровича Фатеева с Николаем Константиновичем Рерихом не только обогатили его мировоззрение идеями Живой Этики, но и сделали это мировоззрение более ясным и целенаправленным. С того момента все творчество художника было оплодотворено космизмом Живой Этики, ее идеей об энергии космического огня. Свечение материи, различного рода проявления этого огня в природе, цветы как носители тонкого огня и, наконец, огонь как начало, преображающее материю и энергетику самого человека, – все это в различных формах мы видим на полотнах Фатеева. «П.П. Фатеева, – отмечает Линник, – можно назвать Мастером Огня: никто до него не изображал с такой силой четвертое состояние вещества – огненную плазму. Художник умеет передать и свечение звездной материи, и ослепительный разряд молнии. Стихия огня влечет его к себе своим космизмом. Пламенные краски Фатеева заряжены энергией сердца. Горение духа – вот что придает полотнам мастера необыкновенную светосилу» [14]. Его живопись была близка музыке Скрябина, в которой присутствовали ритмы огненного начала. Фатеева занимала проблема Хаоса как хранилища новых форм, новых миров, проявляющихся космической огненной энергетикой и ею же развиваемых и преображаемых. Он видел эти новые формы, плененные тьмой Хаоса, и извлекал их в своих картинах на свет, чтобы создать из них свой Космос, прообраз большого и беспредельного многомерного пространства. Некоторые его картины были пророческими, предсказывавшими какие-то события или научные открытия. «Вселенная конечная и бесконечная», «Гибель планеты», «Под розовой луной». На последней картине изображены кустарники, окутанные многоцветным излучением – аурой. Тогда еще никто не знал об эффекте Кирлиан. Уникальными и неповторимыми художниками были Сардан и Шиголев. В творчестве Сардана сочетались научные предвидения с его удивительной музыкальной одаренностью, редкой способностью восприятия космических ритмов и вибраций. Такие его картины, как «Гимн ночи», «Рождение материи», представляют собой целостное космическое мироощущение. Эту особенность творчества Сардана ощутил Рерих и отметил художника, выделив его среди остальных мастеров «Амаравеллы». Количество его картин незначительно, но каждая из них являлась событием в пространстве нового художественного мышления. Картина «Маяки земли и сигналы из Космоса» была написана им под впечатлением встречи с Николаем Константиновичем. Рериховская эмблема «Знамени мира» (три круга) изображена на ней направленной и вверх и вниз, что знаменует собой энергетические потоки, которые идут от Земли к Космосу и от Космоса к Земле. Лаконичный и точный образ энергоинформационного обмена между Землей и Космосом подтверждал одну из важнейших идей в энергетическом мировоззрении Живой Этики. Его полотно «Рождение материи» было посвящено расширяющейся Вселенной и содержало информацию, которая была засвидетельствована позднейшими научными открытиями. «И вот за невероятно далекими квазарами нам уже забрезжил космологический горизонт событий! За ним – таинственная сингулярность, за ним – нулевое время: вернее, первые секунды после него. Именно это состояние мира изображено на картине Сардана, – поэтому ее воздействие так значительно в наши дни». Художник сумел перенести на полотно тонкую материю звука, придать ей форму и найти для нее цвет. Его удивительная картина «Кристаллы – цветы земли» свидетельствовала о глубоком постижении Сарданом сложнейших космических процессов, о способности видеть формы и краски этих процессов. «Кристаллы даются на многокрасочном космическом фоне. Мы видим земное небо, пронизанное излучениями и импульсами, приходящими из Вселенной. Кристаллы вторят их ритмам, которые и есть не что иное, как реальная гармония сфер. Перед нами своеобразные приемники космической информации. Эта информация активная, деятельная. Она воздействует на земные формы, повышая уровень их организованности. Сардановские кристаллы как бы пророчествуют о ноосфере»[15]. Ноосферные космические грезы владели и Сергеем Ивановичем Шиголевым. Его картины – «Струи космоса», «Лаборатория в Космосе», «Борьба Света и тьмы», «Утренние звезды» и другие – несли в себе также идеи Живой Этики о космическом сознании и ее представления о космической Красоте. Эти представления легли на готовую эстетическую почву, в пространстве которой художник уже творил свой космос, свои миры Красоты. Его виденье иных, более высоких миров было точным и красивым. Он написал цикл картин, который назвал коротким словом «Путь» и посвятил духовному восхождению человека и художника. «“Вдали показались горы”. Так называлась первая картина цикла, – размышляет Ю.В. Линник. – Она – о далеком свете, она – о высокой цели. Вещие знаки природы... Откровение, похожее на удар молнии... Препятствия в виде лабиринтов и крутых уступов... Чувство, что цель близка – что она вон за тем перевалом...<...> “То, к чему шли...” Это последняя картина цикла – она изображает ступенчатую пирамиду, возносящуюся в поднебесье. Перед нами храм Шамбалы? Или символ беспредельного восхождения духа? Картина многозначна и таинственна. Ее высокий строй очищающе действует на душу... Путь к вершинам, притягательным для нашего духа, – и путь по этапу: с окриками стрелков, с нескончаемыми унижениями. Пройдя по второму пути, С.И. Шиголев навсегда утвердил превосходство первого. И высветил его для других» [16]. Самый младший член «Амаравеллы», Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, создал свою знаменитую серию «Прозрачность» – космическую повесть о просветленной и преображенной материи Земли. 1929 год был роковым для «Амаравеллы». Это был последний год ее существования, год последней выставки ее художников. «Амаравеллу» убивали постепенно, но последовательно. Тьма, взявшая верх над светом, решила ее судьбу. В 1930 году была арестована Руна (В.Н. Пшесецкая). Ее подняли ночью и увели куда-то в темноту, в небытие. Оттуда она уже больше не вернулась. О ее судьбе ничего неизвестно, так же как и о ее художественном наследии. Осталось только несколько портретов членов «Амаравеллы», которые она написала так, как видела сама своих товарищей. Вскоре после нее арестовали и отправили в тюрьму Сардана. Там его допрашивали грубо, бесцеремонно и издевательски. Потом его отпустили, и он вернулся домой. Его оставили в живых, но убили в нем то тонкое и глубокое, на чем держалось его творчество космической Красоты. После этого он не смог больше писать. И только через двадцать лет его вновь потянуло к кисти и краскам. В самом начале Великой Отечественной войны был арестован Смирнов-Русецкий, который провел в лагерях ГУЛАГа 14 лет. В 1942 году арестовали вышедшего из окружения ополченца Шиголева. До сих пор неизвестны ни дата, ни место его гибели. Оставшиеся на свободе члены «Амаравеллы» ушли в глубокое подполье. Никто из них не поступился своими убеждениями и идеями, никто не пошел на сотрудничество с властями. Новая Красота продолжала жить и развиваться, не давая до поры до времени никому о себе знать. У художников «Амаравеллы» началась двойная, опасная жизнь. Внутренняя, скрытая от чужих взоров, и внешняя, обычная жизнь советских граждан, в которой каждый занимался делом, кормившим его. Фатеев перебивался случайными заработками, живя в сырой полуподвальной комнате, где с картин осыпались краски, а дышать и работать было тяжело. Сардан, став режиссером и сценаристом, добился определенных успехов в кинематографии. Черноволенко трудился в организации, никакого отношения к художеству не имевшей. Но подлинную культуру убить нельзя. Она, как птица Феникс, возникает из пепла пожарищ и вновь творит свое светлое дело. Настанет время, когда вспомнят об ушедших и погибших, разыщут их полотна, выставят их и напишут о них хорошие книги. Вновь птица Феникс забьет вещими крыльями Красоты, и вновь Духовная революция созовет под свои знамена верных и сильных духом воинов. И вновь тьма и невежество пошлют свои полки на них. Свет и тьма, Добро и зло, ведение и неведение, созидание и разрушение сойдутся в Космической битве... Примечания 1 А.П.Иванов, искусствовед, знакомый Н.К.Рериха. 2 Смирнов-Русецкий Б.А. Семья Рерихов. Воспоминания. Одесса, 1997. С. 16. 3 Линник Юрий. Путь к Плеядам. Петрозаводск, 1995. С. 23. 4 Каталог выставки произведений группы «Амаравелла» (из коллекции Ю.В.Линника). Петрозаводск, 1989. С. 1. 5 Мир Огненный. Часть III, 209. 6 Громов Евгений. Сталин. Власть и искусство. М., 1998. С. 60–61. 7 Там же. С. 156. 8 Там же. С. 304. 9 «Литературная газета». 15.02.1989. 10 Линник Юрий. Амаравелла. Соната Ориона. Петрозаводск, 1993. С. 44. 11 Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., 1978. С. 308. 12 Линник Юрий. Амаравелла. Соната Ориона. Петрозаводск, 1993. С. 119. 13 Там же. С. 7. 14 Линник Юрий. Путь к Плеядам. Петрозаводск, 1995. С. 50. 15 Там же. С. 24. 16 Там же. С. 219. 2001—2008 Международный Центр Рерихов * К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ФАЙЛЫ: фото с выставки «Три драгоценности: Будда, Дхарма, Сангха. Буддийское искусство из частных коллекций» с 17 мая по 31 августа 2008 года в Центре-Музее имени Н.К. Рериха,
г. Москва. * НОВОСТИ И ССЫЛКИ: ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКЕ http://forum.roerich.info/showthread.php?threadid=6492 Уже 11 лет в горах Алтая работает Народная библиотека им. Е.И.Рерих. Выставка буддийского искусства в Музее имени Н.К.Рериха Приобщиться к восточным культурным ценностям можно в Музее Рериха. Здесь открыта экспозиция «Три драгоценности: Будда, Дхарма, Сангха. Буддийское искусство из частных коллекций». На выставке представлена традиционная буддийская религиозная живопись: танка; печатные буддийские материалы - ксилографии; фотографии начала и середины века, посвященные буддизму в России, его истории и современному состоянию. Более 150 экспонатов из архивов и коллекций частных собраний Москвы
и Петербурга демонстрируются впервые. С 17 мая по 31 августа 2008 года в Центре-Музее имени Н.К. Рериха проходит выставка «Три драгоценности: Будда, Дхарма, Сангха. Буддийское искусство из частных коллекций». На выставке представлена традиционная буддийская религиозная живопись – танка; печатные буддийские материалы – ксилографии; фотографии начала и середины века, посвященные буддизму в России, его истории и современному
состоянию. Более 150 экспонатов из архивов и коллекций частных собраний Москвы и Петербурга демонстрируются впервые. Коллекция живописи, представленная в Музее имени Н.К. Рериха, включает собрание танок ХIХ – ХХ веков, в свое время находившихся в интерьерах буддийских храмов или использовавшихся в личной религиозной практике. Танка (тханка) в переводе с тибетского буквально означает «знамя», или «свиток», это буддийская икона, написанная на полотне. Танки, как и священные изображения
других религий, используются для молитвы. Однако главное назначение этих символических изображений другое: они предназначены для медитации, в ходе которой человек отождествляет себя с изображенным божеством, символом изначальной совершенной природы человека. На танках изображают также священные образы, повествующие с каких-либо фактах из жизни будд и великих учителей. На экспонируемых танках посетители увидят Авалокитешвару и Будду Шакьямуни, гневных защитников Лхамо и Махакалу, радостных божеств Ситу-патру
и Намсарай. Вышел 34-й номер журнала "Грани эпохи" в 34-м номере (лето 2008) читайте: Выставка "Гималаи" в Кемерово (Кузбасс) Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ИНТЕГРАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 58 2008-06-12
http://subscribe.ru/archive/economics.education.scale0ethics/ На этом заканчивается текущий выпуск рассылки "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через одну-две недели мы снова встретимся, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru Всего Вам самого светлого и Удачи! С уважением, ведущий рассылки Алексей Сеев. |
В избранное | ||