← Март 2008 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
22-07-2005
Адрес
автора: rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа Разума: Путь к Себе ЕДИНЕНИЕ
"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Cебе." 61 ЕДИНЕНИЕ 2008-03-08 21:24
Добрый день, друзья - со-путники! Новым подписчикам рекомендую заглянуть в архив рассылки http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.perasperadastra/. Приветствую Вас на страницах данной рассылки!
Стремительно летит время, песочные часы отсчитывают последние его крупицы, чтобы начать отсчет Нового Времени заново. Так уже было при смене Времен неоднократно. И вот повторится опять. Осталось набраться решимости и сделать шаги внутрь себя, отбросив все наносное и несвойственное. Природа терпеливо ждет этого мига. Свет погас и роли сыграны. Наш внутренний Человек мудро взирает на суету внешнего, изредка прорывается его
тихий Голос. Краткой фразой он дает понять нам о Красоте Вечности и Единстве Сущего. Великий Образ Матери Мира в Короне из 12-ти основных свойств, облеченной в Солнце и под ногами которой Луна, милостиво призывает всех женщин, а с ними и всех мужчин в день Единства кругооборота Земного и Небесного – 8 марта вспомнить о своей задаче и прислушаться к Духовному сердцу. Считайте удары, мы у Порога Времен. Обновление Мира неизбежно как закат и восход Солнца. Пора отсечь все отговорки ума и признать
правоту Сердца. Разум Сердца должен выйти с внутренней орбиты на внешнюю. Спираль Огня Духа прокалит все нестойкое и соединит несоединимое. ОМ ТАТ САТ! В выпуске статья «Единение» на актуальную тему, продолжение работы Елены Петровны Блаватской «Напутствие бессмертным» («Сфера», Москва, 2004) со следующих глав раздела «Человек и мораль». В блистательных эссе Е.П. Блаватская напоминает о единстве человечества, рассказывает о том, как закон кармы действует в жизни каждого дня и определяет будущее существование в следующих
перевоплощениях, о посмертных состояниях и способах достижения бессмертия. В новостях читайте о выставке картин Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого в Юрге; организуемом весной турне по ашрамам и святыням Индии. Единение – панацея Единение - панацея от [всего]. (ПЕИР, т.5, с.75) Сие заповедую вам, Да любите друг друга. (Евангелие от Иоанна, гл.15;17) Самым насущным в настоящее время во всех сферах нашей жизни является вопрос о единстве между людьми, между хотя бы одним народом, как нацией. Речь о единении сейчас звучит во многих местах нашего государства. Легко об этом говорится, но почему-то так трудно достижимо это? Всем хорошо известна народная пословица «Дружба и братство дороже богатства». На деле же истинная дружба, особенно в настоящее время, очень редкое явление. А ведь это действительно столь дорогое и необходимое для каждого человека явление, без которого немыслима жизнь. Многие
называют друзьями по ошибке просто приятелей или знакомых. Дружба не является для них священным понятием, как это должно быть в действительности. Друг, прежде всего, это человек способный понять своего друга, а понять значит и любить, и сопереживать, и сочувствовать. То есть должно быть
и взаимопонимание - согласие, и поддержка в нужную минуту. Конечно, друзья должны быть способны к любым испытаниям и даже для этого испытывать друг друга, но без враждебности и неприязни. Что же мы так часто видим на самом деле? Каждый стремится к достижению своих узколичностных целей и интересов, забывая о друзьях, об Общем Благе тем более...
Легко ошибиться в выборе наиболее важного, оставить человека в беде легко, а помочь намного сложнее, даже если труда и немного понадобилось бы. Часто не хватает сказать всего лишь одно верное слово, найти простое решение вместо отступления от лишнего беспокойства там, где сил понадобилось
бы даже намного меньше, чем было потрачено на порой пустое общение до сих пор. «Вот вы, отрицатели, опять спрашиваете, как мы можем понимать друг друга без ссор? По одному сознанию, что друг приносит только самое нужное. Друг не теряет время. И спор заменяется обсуждением. Самое примитивное чувство ритма и меры вносит дисциплину свободы. И понимание единения, вне сомнений, лишь в светлых поисках преображает всю жизнь». - Читаем у Н.К.Рериха в его «Похвале врагам». Поистине, нельзя отгонять от себя и собаку, если она бывает более чуткой к человеку, чем иной даже близкий человек. В таком случае эта собака стоит на пути Эволюции даже больше, чем иные люди. Когда все проходят равнодушно мимо чужой острой боли душевной, мимо горькой душевной раны, а лающая на всех прохожих собака, кормящая щенят, неожиданно подбегает, чтобы утешить, успокоить человека, дружелюбно лизнув ему руку... Кто же более чуток в данную минуту, кто более человечен?!.. И как может человек допустить такую степень равнодушия к человеку, чтобы простой уличной собаке пришлось утешать, конечно, по-своему, по-собачьи, но разве это не похоже уже на более человеческое чувство, чем на животное?.. У людей часто не развито чувство своей причастности к ближнему как к самому
себе. Лишь своя боль для таких людей является болью. Отчуждение и отъединение более развито у современного человека. Хороший пример существующей ныне небольшой, но дружной общины мы можем видеть на примере детской нерелигиозной общины «Китеж» Дмитрия Морозова и некоторых других. Прекрасная простота общения между детьми и людьми разных возрастов совершает истинно добрые чудеса. Глаза этих ребят поистине светятся радостью и любовью. И хотя даже к детям здесь подчас обращаются на Вы, это никак не превозносит его над остальными, а только лишь подчеркивает уважительное
отношение к ребенку как к Человеку. Дружелюбие здесь на первом месте, единение сердец можно почувствовать и увидеть в каждом творческом деле, будь то определенная работа, пение, танцы или художество. «Любите друг друга - жутко разъединение. Дорого платим за легкомыслие и болтливость». (Л.С.М., февраль 20, кн. 1, 1921). «Единение указано во всех верованиях как единственный оплот преуспеяния. Можно утвердить лучшее достижение, если есть уверенность в единении сотрудников. Можно перечислить множество примеров, когда вера в сотрудников помогала высоким решениям. Пусть люди от очага до пространственных предопределений помнят о ценности сотрудничества. Зерно
труда сохнет без влаги взаимности. Не будем слишком оглядываться назад. Мы - спешащие спутники - устанем, если будем толкать друг друга. Осознаем прекрасное значение, если можем произнести великое понятие – друг. Община может состоять из друзей» (Община, § 4). «Можно Нас достичь лишь в согласии. Нам не нужно богопочитания, но известное качество духа, так же как лампа согласованного напряжения. Мигающая лампа невыносима при
длительных занятиях. Законы во всем одинаковы, но по закону справедливости мигающая лампа вредит себе... Динамомашина от качества ламп не портится, но несогласованность вольт ламп часто кончается жалобным - дзинь!» (Община, § 22). «Люди не хотят понять действие групповое, которое умножает силы. Двенадцатигранник является одним из самых совершенных образований; такая динамическая сила может противостать многим натискам. Систематически спаянная группа из двенадцати человек может, поистине, даже владеть мировыми явлениями...» (А.-Й., § 137). «...Также лишь в дружном общении можно получить плоды объединенной энергии, но для этого необходимо понять, что есть согласие» (Братство, § 290) «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье», - это высказывание Конфуция известно всем. Особенно первая его часть - вторую,
вероятно, знают не все. Действительно, ненависть непригодна при любом сотрудничестве. «...Также поймите ваши взаимочувства и объясните их языком вашего сердца. Этот язык понимания и сочувствия откроет первые Врата Беспредельности» (Вступление кн. Беспредельность). «Насилие есть бич человечества... От всего явленного ужаса обратимся к дружелюбию. Хотя Мы и не устанем твердить о дружелюбии, но пора последняя для многих познать дружелюбие. Обратите внимание на слово
последняя» (М.О, ч.I, § 121). «... пока мы не начнем действовать изнутри, вместо того, чтобы постоянно следовать импульсам извне, импульсам, порожденным нашими физическими
чувствами и грубым эгоистическим телом. До тех пор единственными паллиативами против зол жизни будут единение и гармония -Братство in actu и Альтруизм, но не только на словах. Уничтожение одной плохой причины подавит не одно, но многие плохие следствия. И если Братство или даже много Братств не будут в состоянии
противодействовать народам в очередном перерезании друг другу горла, все же единение в мысли и действии и философские исследования тайн Бытия всегда остановят некоторых личностей, старающихся понять то, что до сих пор оставалось для них загадкою, от порождения добавочных причин зла
в мире, уже настолько переполненном бедствиями и злом» (Т.Д., т.1, ч.2-3, с.427). «...Так же сами видите, как трудно утвердить торжественное единение, хотя бы как лекарство спасительное. Но так же сами видите, насколько удается смягчить многое разрушительное. Там, где должен быть удар, там происходит лишь легкий толчок...» (М.О., ч.1, § 303). «Увидеть братство, равенство, свободу сквозь пелену тяжелых туч хочу я - Те золотые три звезды, чей свет Сияет людям много тысяч лет...» Эти слова великой украинской поэтессы Леси Украинки из стихотворения «Мой путь» так близки Великому Учению еще и тем, что в них упоминается священное созвездие Орион. «...Губительно каждое разъединение! Как крючок с приманкою, оно в руках удящего» (Иерархия, § 388). «Единение есть первый признак, что Учение не просто пустой звук. Учение есть Свет на пути темном...» (Сердце, § 368). «Уже говорил о значении согласованной работы, когда даже машины не изнашиваются. Можно представить благодетельную энергию, выделяемую при объединенной работе. Можно делать изумительные наблюдения,
собирая в группы согласованные сознания...» (Сердце, § 369). «...Учение потому так усиливает сторону сердца, чтобы хотя немного приготовить людей к сотрудничеству» (М.О., ч. II, § 187). Таким образом можно сказать, что сердце и
сотрудничество неотъемлемы. Не может быть бессердечного сотрудничества. «Столько говорят о сотрудничестве, но как мало его понимают! Это одно из самых искаженных понятий, ибо в общине человеческой так искажены понятия совместного труда. Жизнь в сообществе сотрудников не
имеет в виду никакого навязывания, ни чувств, ни обязательств, ни принуждений, но утверждение совместной работы во имя явленного блага. Если бы община человеческая приняла закон совместного труда как закон жизни, насколько очистилось бы человеческое сознание! ведь ритм труда общинного может объединять разных специалистов и различных по качеству людей. Прост закон, но сколько искажений вокруг него! Явление человеческой близости духа обусловлено многими причинами как духовными, так и кармическими,
но под лучом труда община может состояться законом сотрудничества. Потому нужно воспитывать общинников трудом и утверждением, что каждый сотрудник есть часть общего, но нужно изъять неправильное мышление о личном явлении... Сколько печальных событий можно избежать расширением сознания и тонким пониманием, что на сердце другого нельзя посягать. Так на пути к Миру Огненному
общинники должны понять, что можно продвигаться законом общего труда, - другого мерила нет! Тонкое достигается лишь тонким, и тонкие нити сердца созвучат лишь напряжением тысячелетий. Потому пусть общинники особенно осознают этот единый путь» (М.О., ч.III, § 35). «В общине нужно помнить о сокровенности чувств. Особенно нужно запомнить, что нельзя насильственно вызывать тонкое чувство... Нельзя развивать в сердце тонкие вибрации требованием
извне. Только внутреннее, заслуженное действие порождает соответственную вибрацию. Редко можно найти эту жизнь духа среди удушающих земных вибраций. Явление редкое так прекрасно, когда дух созвучит с духом! Но в развитии сознания общины нужно прежде всего утвердить понимание сотрудничества. В этом понимании может община укрепляться, и червь саможаления пропадет. Так Напутствуем учеников и Утверждаем радость труда без всякого посягательства на сердце близкого. Давно сказано: «Насильно мил не будешь!» Это тоже космическая формула. Но много можно очистить путем совместного
труда. Так пусть ученики запомнят явление сотрудничества как главную ступень в каждодневной жизни общины» (М.О., ч.III, §36). «Если спросят: что больше всего мешает всем добрым начинаниям? Скажите - именно отсутствие дружелюбия. Никакое творческое достижение, никакие сотрудничество
и, конечно, уже не община невозможны без дружелюбия. Можно наблюдать, как при дружелюбии в десять раз облегчается работа...» (М.О., ч.III, § 424). «Только в единении сила. Так знали испокон веков и всегда против этого закона погрешали. Именно нужно единение, чтобы творить трудное действие. Если бы человечество пожелало, оно могло бы объединенным устремлением совершить чудеса. Но мелкие, разрозненные усилия для спасения планеты очень слабы. Опять приходится твердить о необходимости единения»
(М.О., ч. III, § 426). «Единение и победа - лучший мантрам. Сила темных разбивается о такую скалу» (АУМ, § 52). «Хорошо собираться для объединения мысли — так можно приносить пространственную пользу. Такая мысль есть молитва - не о себе мыслите, собираетесь для Блага. Помощь друзьям так далека от корысти!
...самые достойные часы, когда посылаем мысли друзьям и всем, кто в нужде» (АУМ, § 73). «К вопросу о человечестве, как о сердце едином, надо обращаться часто. Слишком много невежества и преград везде, где должно быть дружественное сотрудничество» (АУМ, §175) «Люди обычно избегают слова единение - они боятся его. В то же время они много говорят о сочувствии, но забывают, что оба понятия тождественны, -одно без другого немыслимо.
...Сочувствие может ограничиться словами, но единение должно вызывать действие. ... каждая мысль сочувствия - уже сильное действие, если мысль подобающе выражена. ...Сочувствие убито безмыслием, единение разбито бездействием. Человек опасается ответственности, но вместе с тем впадает
в бессердечие» (АУМ, § 276). «Люди не хотят принять закона общежития. Можно несчетное число раз твердить о благе единения, и все-таки мало кто задумывается о причинах такой настойчивости» (АУМ, § 400). «Женщина и сама должна подать пример единения Мы знаем, насколько редко такое согласие достигается. Но если сказано о едином реальном двигателе, то
невозможно оставаться глухими по причине нелепых привычек. Конечно, многие из них имеют исторические основания, но эти заторы должны быть уничтожены. Своими руками женщина всех племен и верований поможет слагать ступени эволюции. Нельзя промедлить!» (АУМ, § 416). «Можно сказать всем, насколько единение необходимо. Уже указано, что единение есть реальный двигатель. Сказано, что единение
есть магнит. Оно есть целитель, здоровье, оно есть спешное достижение. ... Если сказанное не действует, то будет бесполезно сказать, что единение есть гармония с Иерархией. ...Но это будет означать дом без основания. Каждый вихрь опрокинет такое зыбкое строение...» (АУМ, § 433). «Братство является высоким выражением человеческих взаимоотношений» (Братство. § 51). «...Ужасно, когда самые ценные предметы подвергаются опасности! Бережность должна выражаться во всей жизни. Когда Предупреждаю об единении, то Предупреждаю о возможности взрывов. Среди огненных взрывов нужно идти, как по струне» (Бр., § 178). «Люди повторяют о единении, но сердце их полно колючих стрел. Люди твердят много изречений разных веков о мощи единения, но не пытаются приложить
эту истину к жизни. Люди укоряют весь мир за раздоры, и в то же время сами сеют разъединение. Поистине, нельзя жить без сердца. Не найти обители гармоничной при бессердечии. Не только себе вредят сеятели разъединения, они заражают пространство, и кто может предугадать, как далеко просочится такой яд? Не думайте, что достаточно сказано о единении, о творящей гармонии. На каждой странице нужно твердить о том же, в каждом письме нужно помянуть
единение и гармонию. Нужно помнить, что каждое слово о единении уже будет противоядием, уничтожая пространственный яд. Так подумаем о благе единения» (Бр., § 193). «Нужно найти какие-то способы, чтобы люди поняли смысл единения, иначе людские сборища походят на связку шаров, рвущихся во все стороны. Люди
полагают, что внешняя улыбка черепа уже должна выражать единение, Но смысл мощи соединенной остается чужд» (Бр., § 236). «Мир ужасен, ибо люди не хотят знать о Мирах надземных. Люди отреклись от Братства, забыв о сотрудничестве и единении» (Бр., § 357). «Торжественность сохраните. Окружитесь торжественностью, когда мыслите и говорите о Братстве. Мысль о Братстве есть великое Собеседование. … Согласная беседа о Братстве дает небывалый подъем духа в том случае, если она будет действительно согласной. Так поймем все качества, потребные при приближении к Братству. Еще раз усвоим, что настроение торжественности будет лучшим проводником к Братству. Смысл слова настроение показывает, что оно не внешне, но внутренне, в согласии всех струн инструмента. Редко осознается такое ясное согласие. ... Лишь торжественность поможет достойно произнести прекрасное слово Братство.» (Братство, § 602). «Часто Мы советуем держать единение. Не будет такое указание лишь нравственным поучением. Разъединение подобно самой отвратительной разноголосице. Ничто так не поражает пространство,
как диссонанс. Но когда люди преисполняются злобными разъединениями, немедленно получаются разрушительные разгромы в пространстве. Такие люди вредят не только себе, но и создают пространственную карму, вовлекая в нее многих себе подобных. Ужасно бороться с таким новорожденным хаосом. Люди, вносящие разъединение, называются созидателями хаоса. Тяжки последствия таких злобных поносителей. Мы принуждены постоянно бороться с ними. Не следует удивляться,
то такая борьба бывает тяжелее, нежели столкновения с некоторыми пространственными токами. Везде, где приходится встречаться со свободной волей человека, там происходит особая затрата энергии. Мощь свободной воли велика, она равняется самым мощным энергиям. Люди могут в злобе достичь разрушения слоев астрала. Сколько усилий опытных Ткачей понадобится, чтобы залечить эти раны пространства! Мы должны бороться против разъединения. Не песнопение с арфами, но труд и борьба. Не многие устремятся в Братство, когда узнают о труде в поту.» (Надз., §7). «...Нельзя воображать себя учеными и в то же время нарушать законы Природы. Когда мы говорим о единении и гармонии, люди считают это отвлеченностью. Они ждут реальных посылок в том смысле, как они понимают реальность.
Они не думают, что в Башне заготовляются точные начертания, которые могут быть осуществлены только при полном единении сотрудников. …как затруднялись многие исторические события самыми, казалось бы, ничтожными преткновениями, и сотрудники не понимали, что они сделали» (Надз., §241). «...Так многое могло бы быть достижимо, но следует для этого почувствовать тонкие условия, тогда появится и бережность к тонким явлениям. Этому качеству нужно учиться и в
отношении своих земных собратьев. Сожалеем, что так многие достижения затруднены лишь из-за отсутствия бережности. Между тем, среди тяжких токов нужно всеми мерами беречь друг друга» (Надз., § 365). «Иерархия есть планомерное сотрудничество. Если кто истолкует его в своем условном понимании, он только докажет, что мозг его не готов для кооперации. Так сказано. На чем же согласимся? На чем простим?
На чем поймем? На чем расширимся? На чем не ущемимся? На чем тронемся дальше? Обойдя все круги Дантовы, придем к сотрудничеству. Сотрудничество, сострадание - та же любовь, заповеданная всеми иероглифами сердца, любовь -Матерь Мира. Неисчерпаемая любовь творящая. Создавшая племя Святых людей, не знающих ни земли, ни народности. Поспешающих на крыльях духа на помощь, на сострадание, на сотрудничество. Спешащих во Благо. Несущих капли Всепонимания, Всеединой Благодати. Спешит мир в переустройстве. От злобы устало сердце человеческое. И в трудах смятенных вновь вспомнило о культуре, о знаках Света. И шепнуло друг другу: «Есть оно, будущее, для чего мы пришли сюда. Ведь не для опоганения, не для ужаса, но шли сюда для труда совместного, для познания, для просветления. Возьмем же этот Вселенский Свет. Возьмем Преображение Мира, предуказанное, предсужденное...» (Н.К. Рерих «Майтрейя»). «Стойко и радостно могут образовываться бесчисленные сотрудничества. Но стойкость должна основываться на мудром равновесии. Оно проявится, когда земной труд воспарит
осознанием Надземного. Так Мы предлагаем, чтобы исследования земные сочетались с познаванием Надземного. Теперь эти области противополагаются, но они должны сочетаться в дружном сотрудничестве. Понятие сотрудничества очень часто искажается. ...главное условие, именно гармония психической энергии, упускается ими из виду. ...здоровое сотрудничество являет для каждого
участника возможность продвижения и совершенствования» (Надземное, § 699). «... каждый человек в любом состоянии неминуемо является сотрудником Надземного Мира. Но такое несознательное сотрудничество можно назвать животным… Такое [сознательное] сотрудничество зарождается естественно при осознании Надземного Мира. Такое осознание происходит постепенно, когда мысль участвует в размышлении о чем-то
существующем вне нас, - так начинает пылать огонь познания» (Надз., § 717). «...Само развитие человечества стоит на той ступени, которая должна призвать решительно всех к сотрудничеству, ибо основа Бытия есть разумное сотрудничество и осознание психической энергии, иначе человечество ввергнется в хаос. Все внешние достижения не спасут от взаимного разрушения...» (Надземное, § 719). «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки, 6;31). «Привожу пример, данный Учителем: «Силы, действующие друг против друга, взаимно уничтожаются. Силы, действующие параллельно в том же направлении, являют сумму этих энергий,
и силы, действующие врозь, теряют в зависимости от угла расхождения. Люди не могут понять, что этот основной закон физики есть также основной закон и сотрудничества». ...Чем невежественнее человек или народ,
тем меньше сотрудничества в нем» (ПЕИР, т.I, с.62). «ЕДИНСТВО можно определить как союз интересов, прав и обязанностей, каждый член которого отвечает за всех. Синонимами Единства являются СОЛИДАРНОСТЬ, ОБЪЕДИНЕНИЕ, СОДРУЖЕСТВО, СОГЛАСИЕ. ЗАКОН ЕДИНСТВА является основным законом Природы, материальной и Божественной. …. Сущность ЕДИНСТВА - ЕДИНЕНИЕ. В совершенном Единении все факторы взаимозаменяемы. Периодически все изменяется, превращается во что-либо другое или приобретает его свойства. Дух становится Материей,
и Материя может вновь стать Духом. Следовательно, основа закона Эволюции -закон Единства.» (Учение Храма., т.II). Много прекрасных слов в Учении о взаимопонимании и дружелюбии можно найти... И ведь действительно возможно быть внимательнее друг к другу, оставив свои предубеждения. Сейчас первостепенная задача перед
всеми нами как можно побыстрее выйти на новое осознание жизни. Иначе как предсказано всеми Великими Учениями Истины мы не можем надеяться на лучшее будущее и даже вообще неизвестно что с нами случится в ближайшее время.
Самонадеянность нас не выведет на Путь истинный и каждый в отдельности без братского единения не спасется. Елена Эос, г. Киев «Будущее открывает перед нами самые грандиозные перспективы. Ибо пробил уже час начала великого циклического возвращения к мистическому мышлению. Со всех сторон нас окружают воды океана универсальной науки – науки вечной жизни, таящие в себе забытые затонувшие сокровища ушедших поколений». Елена Блаватская * Е.П. БЛАВАТСКАЯ НАПУТСТВИЕ БЕССМЕРТНЫМ «СФЕРА», Москва, 2004, Составитель Е.А. Логаева Перевод с английского: В. С. Зуева, Т. И. Перебайлова, Т. О. Су хоруков а, Ю.А. Хатунцев Примечания: Б. М. Цырков, Е.А. Логаева (Продолжение) СОДЕРЖАНИЕ [Посвящается тем членам Теософского Общества, которые воспримут нижесказанное на свой счет]. Да будет имя проклято твое, Пусть женщинам оно внушает ужас, А девы, встретив это имя в книге, Страницу пусть перевернут поспешно, Спасаясь, как от скверны, от него. Шекспир
Не так ужасна ложь,
как оправданье лжи: Оправданная
ложь становится законом[1]. Джонатан Свифт «Жена... дала мне от дерева, и я ел», – сказал первый человек, первый трус и доносчик, пытаясь переложить свою часть вины на плечи своей беззащитной спутницы. Возможно, это было даже нечто «более ужасное, чем ложь», если следовать выражению Поупа, хотя в действительности это было, конечно же, правдой. Ложь появилась на свет не с самым первым мужчиной и не с первой женщиной. Ложь есть
продукт позднейшей цивилизации, законная дочь эгоизма, готового принести в жертву самому себе все человечество, и лицемерия, зачастую порождаемого страхом. Первородный грех, из-за которого, согласно ортодоксальному учению воскресной школы, весь мир был проклят, потоплен и оставлен непрощенным до 1 года н.э., не был величайшим грехом. Потомки Адама, все более совершенствуясь
в греховности, намного превзошли в этом отношении своих предков: они изобрели ложь и добавили к ней оправдания и недомолвки. Пресловутая фраза: «Это все кошка» впервые прозвучала, возможно, еще до потопа, ибо была необходимой в тех случаях, когда совершался действительный грех и требовался козел отпущения. Но после потопа люди сочли возможным обвинить «кошку» даже в том, что вообще никогда не совершалось, а именно в том, что было создано плодовитой фантазией клеветников, которые никогда не останавливаются
перед самой вопиющей ложью, когда хотят выразить свое неудовольствие кем-нибудь из своих собратьев или соседей. Вот вам плоды искупления чужих грехов: дети заочного спасения лгут и грешат сейчас с еще большей уверенностью в собственной безнаказанности. Никаких угрызений совести; напротив: Приветствуем ту хитрость, что однажды Сердца людские научила лгать, – вот девиз современного мира. Так что же такое весь Мир, если не одна гигантская ложь? Что еще в целом свете способно создать такое многообразие различных вариаций и такое бесчисленное количество всевозможных категорий и оттенков, какое порождает ложь? Ложь стала политикой нашего века: лжет общество, понуждаемое к этому собственной культурой и понятиями о добропорядочном
воспитании; лгут отдельные личности, изрекая явное и недвусмысленное вранье в форме лжесвидетельств или, как гласит русская поговорка, «перекладывая с больной головы на здоровую». О ложь, имя тебе – легион! Выдумки и небылицы пронизывают ныне всю почву наших нравственных устоев и повседневной жизни, подобно грибнице споровых растений, а их всходы так же многочисленны и разнообразны, как поганки на лесном болоте. И те и другие представляют собою плесень, ибо
ложь можно сравнить с плесенью, которая расцветает буйным цветом в темных уголках и покрывает липкими и грязными пятнами не только нашу моральную жизнь, но и нашу физическую природу. О где же тот правдивый язык, который ...честность не продаст и врать не станет! Однако выдумка выдумке рознь: ложь бывает сознательной и неосознанной, это может быть обман или мистификация, надувательство или клевета (за которой нередко следует моральное и физическое уничтожение), легкое приукрашивание истины или отклонение от нее и злонамеренное лицемерие. Но существуют еще и показная ложь, направленная на приобретение дешевого авторитета (типичным примером оной служит газетная болтовня),
и та невинная чушь, появлению которой мы обязаны исключительно невежеству. К этой последней категории следует отнести большинство газетных сообщений о Теософском Обществе и его официальном козле отпущения – Е.П.Блаватской. В последнее время даже в самых серьезных научных статьях часто встречается термин «эзотерический буддизм» и еще чаще всуе упоминается имя «мадам Блаватской». Сие весьма и весьма любезно и, по крайней мере с одной стороны, чрезвычайно лестно! Видеть свои скромные имена по соседству с такими авторитетами, как сэр Моньер Моньер-Уильямс (кавалер ордена Индийской империи II степени) и профессор Бастиан, конечно же, большая честь для нас. Но что получается, если, к примеру, вышеупомянутому великому оксфордскому лектору приходит в голову отвесить несколько тяжелых хозяйских оплеух факту и истине – вне всяких сомнений, для того,
чтобы умаслить свою благочестивую аудиторию, – и он заявляет, что в буддизме никогда не было никакой оккультной или эзотерической системы учений, которая скрывалась бы от непросвещенных масс? В этом случае «эзотерический буддизм» сразу же зарабатывает, метафорически выражаясь, фингал под глазом, Теософское Общество получает пару-тройку пинков, и вот наконец ворота журналистского птичьего двора распахиваются настежь и стая рассерженных гусей с шипением и клекотом набрасывается на «Блаватскую и компанию»,
стараясь заклевать как можно больше теософских пяток. «Наши предки спасли Рим! – гогочут они. – Спасем же и мы Британскую империю от самозванцев, объявивших себя знатоками буддизма!» А еще счастливый «корреспондент» получает доступ в «святая святых» – рабочий кабинет профессора Бастиана. И там немецкий этнолог, «одетый, как средневековый алхимик» и улыбающийся «в ответ на вопрос о состоянии транса, в которое могут впадать знаменитые факиры», сообщает интервьюеру, что подобный транс никогда
не длится более «пяти-шести часов». Это одеяние «алхимика», вероятно, должно внушить мысль о преемственности идей, и вот уже на следующий день мы видим в американской «Sabbath-breaking paper» недвусмысленный упрек в свой адрес: Какое бы глубокое впечатление ни произвели на иных путешественников... знаменитые факиры, им, определенно, не удалось повлиять на этого маленького, тихого немецкого профессора; и в этом плане он выгодно отличается от мадам Блаватской. Что ж, прекрасно. Только профессор Бастиан в данном случае подставляет себя под удар самой беспощадной и сокрушительной критики с позиции истины и факта, крайне невыгодно отличая себя в этом плане от всех «корреспондентов». К тому же мы очень сомневаемся в том, что профессор Бастиан, ученый этнолог, мог назвать индусского йога факиром, поскольку последний апеллятив[2] относится исключительно к приверженцам ислама. Еще больше мы сомневаемся в том, что профессор Бастиан, пунктуальный немец, стал бы отрицать достаточно часто встречающийся феномен погружения йогов или тех же «факиров» в состояние глубокого, напоминающего смерть транса, в котором они могут пребывать целыми днями, а то и неделями. Не может он не знать и того, что йогов закапывают иногда по их же собственному настоянию
в землю на целых сорок дней, после чего они снова возвращаются к жизни, чему был свидетелем сэр Клод Уэйд, и не только он. Впрочем, все это слишком древняя и достаточно убедительно доказанная история, чтобы для нее требовались какие-то дополнительные подтверждения. Когда «корреспонденты» чуть ближе познакомятся со значением, а заодно и с правописанием термина дхьяна (который звучит в исполнении упомянутого «корреспондента» как диана), мы с удовольствием
побеседуем с ними подробнее о йогах и факирах и об огромной разнице, существующей между ними. А пока самое гуманное, что мы можем сделать, – это позволить им самим разбираться с их собственными идеями. Они – «неразумные младенцы», блуждающие в царстве восточной мудрости, слепые, коих ведут по жизни такие же слепые поводыри, но теософское милосердие распространяется даже на критиков и на самых заклятых врагов. Помимо вышеназванных, есть еще вещи, которые мы никак не можем оставить без внимания. Мы ничего не имеем против того, чтобы эти «младенцы», заплутавшие в теософском лабиринте, еженедельно или даже ежедневно публиковали свои безвредные вымыслы или, как их иногда называют, «маленькие шажки, постепенно приближающие нас к истине»; но беда в том, что время от времени к ним
примешиваются злобные и бессовестные фальшивки случайных корреспондентов, как правило, бывших членов Теософского Общества и их друзей. Эти фальшивки зарождаются и оформляются в глубинах внутреннего сознания наших непримиримых врагов, и игнорировать их мы не имеем права. Хотя они и висят, подобно гробу Магомета, в пустоте бездонного пространства, чем свидетельствуют против себя самих, все же они настолько пропитаны самой вопиющей ложью, основанной на распространенных и давно укоренившихся
предрассудках, что, оставь мы их без опровержения, результаты их воздействия на людские умы могут быть поистине катастрофическими. В наше время люди охотнее принимают на веру ложь, чем истину, а вот расставание с ложью требует от них гораздо большего труда. Эти злобные измышления омрачают горизонт вокруг теософских центров и не позволяют непредубежденным людям узнать правду о теософии и ее провозвестнике – Теософском Обществе. О том, насколько злобны и мстительны некоторые наши враги, можно судить хотя бы
по тому, что время от времени они, не колеблясь, совершают над собою моральное харакири: то есть необратимо губят собственную репутацию честных и порядочных людей ради удовольствия побольнее ударить – или хотя бы попытаться ударить – тех, кого они так ненавидят. В чем причина этой ненависти? Она довольно прозаична: просто клевета, какой бы наглой и беспочвенной она ни была, очень часто прощается и даже забывается, но однажды высказанную правду вам не простят никогда! А неспособность опровергнуть
эту правду честным путем, с помощью аргументов, разжигает ненависть, ибо мы ненавидим только то, чего боимся. И вот они сочиняют ложь, приклеивают ее к какому-нибудь несправедливому, но расхожему обвинению и снова, в который раз, принимаются истошно вопить: «Это все кошка, ко-о-ошка, кошка-а-а!» Успех такой политики, как видите, во многом зависит от темперамента и – бесстыдства. У нас есть друг, который никогда не утруждает себя попытками заставить собеседника уверовать в каждое произнесенное им слово. Но когда сказанное им ставится под сомнение, он просто произносит совершенно спокойным и невинным тоном: «Вы ведь знаете, я слишком бессовестный, чтобы врать\» И в этом кажущемся парадоксе скрывается великая психологическая истина. Бесстыдство, как правило, порождается двумя диаметрально противоположыми чувствами: трусостью и бесстрашием. Храбрый человек никогда не опустится до лжи, а трус лжет, чтобы скрыть, что он – трус (да к тому же еще и лжец). Такой человек никогда не признается в собственной неправоте, так же как и человек тщеславный; и потому, какая бы неприятность с ним ни случилась, он всегда старается подбросить
ее под чужую дверь. Для того чтобы признавать свои ошибки, необходимо обладать подлинным благородством или же высокоразвитым чувством долга. А значит, козел отпущения, на голову которого виновные могут свалить все свои прегрешения, отыщется практически в любой ситуации. И вот с течением времени козел постепенно трансформировался в «кошку». У Теософского Общества есть своя, так сказать, «фамильная кошка», на которую сваливаются без разбора все грехи его членов, прошлые, нынешние, а заодно и будущие. Поссорится ли член Теософского Общества со своей мачехой, отрастит ли волосы, позабудет вовремя уплатить долги или же прервет свои отношения с теософской ассоциацией, по личным или по семейным обстоятельствам, из-за оскорбленного тщеславия или же в силу
каких-то иных причин, и сразу же в Европе, Азии, Америке или где-нибудь еще слышится крик: «Хватай кошку»! Взгляните на члена Теософского Общества, который поднимает этот шум: он корчится от боли, терзаемый своими неоправдавшимися амбициями; его стремление верховенствовать над своими коллегами потерпело крах; и вот, разочарованный и ожесточенный, он изливает весь свой гнев на злополучную «кошку». «Да этот виноград кислый», – заявляет он, потому что «кошка» отказалась собирать виноград для него и, вдобавок
ко всему, не желает мяукать под его скрипку. Отсюда и все разговоры о том, что виноградная лоза «безнадежно истощена». А посмотрите на другую теософскую «звезду», страдающую ныне от другой напасти – безымянной, потому что для нее нет и не может быть названия. Ненависть, которую может утолить только полное уничтожение соперника, бушует сейчас в братских сердцах. Набрасываясь, подобно хищной птице, на намеченную жертву и унося ее высоко в облака, чтобы наверняка прикончить, сбросив с неба
на землю, наш разгневанный мститель, ослепленный желанием рассчитаться с нами за все те обиды, которые мы ему якобы нанесли, совершенно забывает о том, что, поднимая свою добычу в небеса, он тем самым возвышает ее над всеми смертными. Ты не сможешь убить то, что так ненавидишь, о слепой завистник, как бы высоко ты ни взлетел. Потому что у «кошки» девять жизней и она всегда приземляется на четыре лапы. Наши лучшие теософы верят в некоторые вещи, одно упоминание которых действует на определенных людей и даже целые общественные классы так же, как вид красной тряпки действует на разъяренного быка. Одним из этих постоянных раздражителей является сама по себе безобидная и абсолютно безвредная вера в существование очень мудрых и святых людей, коих некоторые предпочитают звать Учителями, а прочие –
«Махатмами». Разумеется, эти Махатмы либо существуют на самом деле, либо нет (хотя у нас их реальность не вызывает сомнений); они могут быть так мудры, как о них говорят, или же вовсе не обладать теми чудесными способностями, которые им приписывают. Выбор в данном случае целиком зависит от персонального опыта и знаний или, в некоторых случаях, от персональной веры. Но 350 000 000 человек в одной только Индии с незапамятных времен верят в своих
великих йогов и Махатм и считают их существование в каждом столетии – с начала времен и до наших дней – таким же несомненным и естественным, как и свое собственное. Так следует ли считать их за это суеверными простофилями, склонными к самообману? И кому этот эпитет подошел бы больше – им или христианам всех церквей, верящих в древних и современных апостолов, святых, мудрецов, патриархов и пророков? Впрочем, пусть каждый решает сам. Мы не хотим, чтобы у читателя сложилось впечатление, будто автор стремится навязать эту веру всем, включая тех, кто не склонен ее принимать, будь то теософы или кто бы то ни было еще. Подобного рода безрассудная попытка была предпринята несколько лет назад со всею искренностью и энтузиазмом, но закончилась полным и вполне закономерным провалом. Более того, священные имена с самого
начала подверглись такому осквернению со стороны как врагов, так и друзей, что некогда почти непреодолимое желание поведать истину тем, кто более всех нуждался в живом идеале, с тех пор заметно ослабело. И теперь ему на смену пришло горькое сожаление о том, что мы вообще решились вытащить Махатм из сумерек полулегендарного знания на свет и выставить их на всеобщее обозрение. Не
давайте святыни псам
И не бросайте жемчуга вашего пред свиньями... [Мф., VII, 6.] Это мудрое предостережение выжжено теперь на сердце у каждого, кто оказался причастен к превращению «Учителей» в общественное достояние. Таким образом, полностью подтверждается правота индусско-буддийского аллегорического учения, гласящего: «В период кали-юги не может быть ни Махатм, ни Архатов». Ведь то, во что не верят, все равно что не существует.
Подавляющее большинство людей на Западе объявило Махатм несуществующими, воображаемыми, а это значит, что никаких Махатм для них не было и нет. «Великий Пан умер!» – пронесся загадочный и скорбный вопль над водами Ионического моря, ввергнув в бездну отчаяния Тиберия и вместе с ним весь языческий мир. Нарождающееся христианство, напротив, возрадовалось, поскольку сочло эту смерть заслугой своего нового «Бога». Но и те и другие были одинаково глупы, если смогли хотя бы на миг поверить в то, что Пан – «Вся Природа» – может умереть. На самом деле умер только образ, созданный их воображением, – рогатое чудовище с козлиными ногами, «бог» пастухов и жрецов, процветавших за счет распространенных суеверий и, в частности, за счет своего самодельного Пана. Но настоящая Истина не может умереть. Нас не может не радовать, что «Махатмы» тех, кто мечтал использовать их для упрочения собственной эфемерной репутации, воткнув их для всеобщего обозрения в собственные шляпы, наподобие павлиньих перьев, теперь тоже мертвы. «Адепты» из горячечного бреда, чересчур бдительные и стремящиеся к удовлетворению собственных амбиций, индусские
мудрецы, коим отроду уже 1000 лет; «таинственные странники» и tutti quanti того же сорта, превращенные в удобные вешалки, на которые одни навешивали свои отвратительные пороки, другие – свои эгоистичные прожекты, а третьи – насмешливые рожи из астрального света, – все они мертвы, как и «бог Пан» или как пресловутые мамонты. Они растаяли в воздухе, как это и положено всем нечестивым
фальшивкам. Те, кто выдумал «1000-летних Махатм», убедившись в том, что эта басня не приносит им прибыли, вполне могут заявить, «что пелена наконец спала с их глаз и они снова прозрели». Такие могут и наверняка не преминут «напуститься затем на тех, кого они успели одурачить, излив на них все чаши своего сарказма». Однако и этой расправе не суждено стать финальным актом их «жизненной
драмы». Потому что истинные, настоящие Учителя, чьи подлинные имена, к счастью, так и не были преданы огласке, не могут быть сотворены или уничтожены по мановению руки или по настоянию какого бы то ни было «оппортуниста», даже если это член Теософского Общества. А это значит, что если кто и умер, то только Паны современных нимф и луперков – алчных жрецов этого аркадского бога. И мы очень надеемся на то, что они действительно мертвы и больше уже не воскреснут. Таким образом, выбранное в качестве «козла отпущения» Теософское Общество может даже гордиться, слыша у себя за спиною хорошо знакомый клич: «Хватайте кошку!» Он уже давно перестал беспокоить свою жертву, и теперь мы даже рады слышать его, поскольку для нашего дела это, безусловно, добрый и обнадеживающий знак. Осуждение ложится на плечи обвиняемого тяжким моральным
грузом, только когда оно заслужено, но если осуждение явно несправедливо, оно лишь указывает на то, что у «обвиняемого» есть нечто такое, чего недостает самим обвинителям. Пожалуй, именно числом врагов и степенью их ожесточенности можно определить истинную ценность и меру достоинств тех, кого они с удовольствием стерли бы с лица земли, если бы только могли. Поэтому уместно будет завершить наш очерк следующим высказыванием старого Аддисона: Один остроумный автор сказал, что осуждение – это пошлина, которую человек платит обществу за свою известность. Для человека известного было бы глупостью надеяться, что ему удастся избежать осуждения, и слабостью – расстраиваться из-за него. Каждому сколько-нибудь знаменитому человеку древности, как, впрочем, и всех последующих столетий, пришлось пройти через преследования. От общественного осуждения есть только одно средство – безвестность, ибо первое является таким же неотъемлемым спутником популярности, как
сатиры и обличительные речи для римского триумфа. Дорогие, добрые враги «татарской фурии», если бы вы только знали, как много вы сделали и делаете для приумножения ее известности и величия! [Очерк «Непопулярного философа», написан в 1889 г.] Совсем недавно мне довелось погулять в долговязой тени восьмого чуда света – гигантской железной морковки, известной под именем Эйфелевой башни. Настоящее дитя своего века: исполинская по своим размерам, совершенно бесполезная и такая же неустойчивая и зыбкая, как и республиканская почва, на которой она возведена. И к тому же не несущая никакой моральной нагрузки, в отличие от семи своих предшественников: ни малейшего
атавистического пережитка, которым она могла бы гордиться. В плане полезности этот архитектурный Левиафан 1889 года уступает даже нью-йоркской статуе Свободы – этой предполагаемой сопернице древнего Фароса. Сей монумент является одним из поганых грибов современного предпринимательства, выросшим на почве лукавой спекуляции, чтобы притягивать к себе полчища мух в виде туристов со всех четырех стран света. И с этой задачей
башня вполне добросовестно справляется. Даже великолепное инженерное решение ни на йоту не добавляет ей полезности. И даже «непопулярный философ», глядя на нее, не может сдержать восклицания: «Vanitas vanitatum; omnia vanitas». Так есть ли теперь у современной цивилизации моральное право задирать нос и насмехаться
над ее древней, старшей сестрой?[3] Чудеса света – семь языческих шедевров – в настоящее время вне конкуренции. Почитатели месье де Лессепса[4] могут сколько угодно строить недовольные гримасы, оглядываясь назад, на эстакаду, построенную Дексифаном
за три столетия до нашей самодовольной эры, – астральные атомы самого Дексифана и его сына Сострата из Книда[5] могут пребывать в полном покое, не терзаясь ощущением зависти. Архитектура мраморной башни Фароса, возведенной в честь «богов, Спасителей, для блага моряков», по сей день остается непревзойденной; во всяком случае,
в плане общественного блага. И даже установление на Лонг-Айленде статуи Свободы ни в коей мере не умаляет справедливости этого утверждения. Все чудеса нашего времени остаются только снами, а то и кошмарами, а в будущем столетии, которое уже не за горами, и вовсе превратятся в призраки. Все это вскоре пройдет и бесследно исчезнет. Завтра или послезавтра в Египте могут случиться сейсмические возмущения, земля «разверзнется» и проглотит воды Суэцкого канала, превратив его в непроходимое болото. Какой-нибудь terremotos, или, того хуже, succussatore, как их называют в Южной Америке, может приподнять Лонг-Айленд вместе с его «Свободой» и зашвырнуть их на добрую сотню футов в воздух, чтобы сбросить оттуда в водную могилу, навсегда похоронив под толщей неисчислимых соленых слез Атлантического океана. Кто знает? «Non deus praevidet tantum sed et divini ingenii viri»[6], – говорит лукавый Цицерон в своем трактате «De divinatione», посвященном космическим феноменам. То же самое может грозить и бывшей Лютеции – нынешнему Парижу или же нашим Британским островам. Нет, никогда Бог не предсказывал
появление божественного интеллекта у человека; однозначно – никогда. И чувства Цицерона тоже не изменились бы, если бы он прочел в свое время «War Cry» или же встретился с парочкой адвентистов. А что стало бы с Цицероном, если бы он встретился с современным материалистом? Как бы он себя чувствовал? – спрашиваю я себя. Признал ли бы он, что озадачен, или же сказал бы, как сказал Иов новому
философу, своему гонителю: «Не Ты ли вылил меня [современную мудрость], как молоко, и, как творог, сгустил меня [ее]» [Иов, X, 10], чтобы дать нам понять, что он имеет в виду? Где вы, о реликвии былой языческой славы! Следует ли нам искать вас в солярных мифах или же тешить себя надеждой увидеть перевоплощение висячих садов Вавилона в стеклянном и железном ките с двумя гигантскими стеклянными зонтиками, именуемом «Хрустальным дворцом» Кристал-Паллас? Мы гоним от себя эту кощунственную мысль! Так что беспокойный призрак надменной Семирамиды (если таковой еще существует) может по-прежнему
любоваться собственным творением в астральной галерее нетленных образов, называя его «непревзойденным». И Мавзолей в Артемисии по-прежнему затмевает гордые храмы, посвященные «богам фондовой биржи, – истребителям совместного капитала». Эфесский храм Дианы, есть ли на свете святилище, которое могло бы сравниться с тобою в поэтичности?! Современные статуи, конные или пешие, заполонившие ныне залы Французской выставки, есть ли среди вас хотя бы одна, способная повергнуть в краску астральный фантом Олимпийского Юпитера, работы Фидия? Кому из скульпторов или художников нашей гордой эры современный Филипп из Фессалоники мог бы адресовать свои слова,
посвященные богоподобному греческому ваятелю: «О Фидий, либо Бог спустился с небес на землю, чтобы явить тебе свой облик, либо ты вознесся в небеса, чтобы лицезреть Бога!» «Несомненно лишь то, что мы – (не) люди и что Мудрость (не) родилась с нами». И не умрет с нами, – можем добавить мы. Длинные ряды керамики и бронзы, хитроумного оружия, игрушек, обуви и прочих вещей ежедневно предстают перед глазами восхищенной публики в павильонах Парижской выставки. Но «непопулярный философ», не колеблясь, променял бы их на возможность хоть одним глазком взглянуть на коллекцию м-ра Флиндерса Петри[7],
выставленную ныне в Оксфордских корпусах. Эти уникальные сокровища совсем недавно были извлечены из-под земли в ходе раскопок в Кахуне и датированы периодом двенадцатой династии. Если сравнивать индустрию XIX века н.э. и XXVI века до н.э. (принимая, во избежание ненужных дискуссий, хронологию современных антикваров и землекопов), то пальму первенства следует присудить последней, и обоснованность этого решения легко доказать. Уникальность всего этого оружия,
домашней и сельскохозяйственной утвари, иноземных мер весов, ожерелий, игрушек, цветных нитей, ткани и обуви, выставленных ныне на обозрение, состоит в том, что они переносят нас в прошлое, во времена Еноха и Мафусаила, если верить библейской хронологии. Все эти экспонаты относятся, как нам говорят, к двенадцатой династии, правившей, согласно вычислениям археологов, за 2600 лет до н.э.; то есть по ним мы можем судить, какую обувь носили за 250 лет до потопа. Сама мысль о возможности поглазеть на сандалии,
которые, возможно, свалились с ног первого гроссмейстера и основателя масонства, Еноха, в тот момент, когда «Бог взял его», должна наполнять благоговейным восторгом сердце каждого масона, верящего в книгу «Бытие». Каким жалким и малозначительным представляется удовольствие обонять запах юфти в обувном павильоне Парижской выставки перед лицом этой грандиозной возможности! Ни один истинный масон, верящий в «благочестивого Еноха, первенца Каина-Сифа-Иареда», Ханоха-Посвятителя, не должен стремиться сейчас
в веселый Париж, имея под рукою такое сокровище. Но у нас есть еще пирамиды Египта, оставленные нам, дабы мы могли восхищаться ими и ломать голову над их все еще не решенной загадкой. Пирамида Хеопса и в нашем столетии остается таким же чудесным Сфинксом, каким она была во времена Геродота. Правда, мы видим теперь только ее скелет, в то время как «отец истории» мог изучать ее внешнее облачение, сложенное из белоснежного мрамора, чистоту которого, впрочем,
нарушала, судя по его сообщению, запись о 1 600 талантах[8], истраченных только на редиску, лук и чеснок для рабочих. Давайте не будем торопиться отвращать свой обонятельный орган от аромата столь прозаичных продуктов. Ибо древние обладали мудростью, превосходящей наше современное понимание. Давайте подумаем, прежде чем выносить свой вердикт, чтобы не заблудиться
в собственном кажущемся всезнайстве. Ведь этот лук и чеснок могут оказаться такими же символическими, как и Пифагоровы бобы. А потому запасемся терпением и будем смиренно ждать, пока уровень наших знаний не станет более высоким. Quien sabe? Прекрасное внешнее покрытие обеих пирамид – Хеопса и Сен-Саофиса – исчезло, съеденное дворцами Каира и других городов. А вместе с ним исчезли и вырезанные на них надписи и
замысловатые иератические символы. Разве сам «отец истории» не признает, что не любит распространяться о божественных вещах, и разве не избегает он разговоров о символике? Обратимся же за просветлением и помощью к великим ученым востоковедам, изобретателям греческой речи и аккадского лампезука. Мы слышали уже немало странных историй. И возможно, когда-нибудь мы узнаем, что «редиска, лук и чеснок» – это те же самые «солярные мифы», и нам станет стыдно за свое былое невежество. Но что случилось с последним из семи чудес света? Где нам искать останки бронзового гиганта, Колосса Родосского, чьи могучие стопы опирались на две дамбы, превращая статую в подобие ворот, охранявших вход в гавань? Меж его ног на всех парусах проносились корабли, и матросы спешили принести жертвы, чтобы умилостивить или возблагодарить богов моря. История сообщает нам, что этот шедевр ученика Лисиппа, на сооружение которого он
потратил двенадцать лет своей жизни, был частично разрушен землетрясением в 224 г. до н.э. И еще 894 года статуя продолжала существовать в руинах. Историки не склонны сообщать своим читателям, что стало с развалинами шести не сохранившихся чудес света, а также то, что каждый великий народ имел собственные семь чудес. Взять хотя бы Китай с его фарфоровой Нанкинской башней[9],
ныне существующей, как сообщает автор «Китайской истории», только в виде «разрозненных кусочков в стенах крестьянских хижин». Ну так вот: в старых хрониках упоминаются слухи о том, что злополучный Колосс был продан какому-то еврею. В магазинчиках, которые содержат в Москве русские староверы, временами можно найти уникальные и удивительные книги. Однажды автору удалось обнаружить объемистый том на славянском языке под названием «Деяния, церковные и мирские, описанные в хрониках Барония, собранных в старинных монастырях; переведенных с польского и напечатанных в стольном городе Москве в год 1791 от Рождества Христова». В этом уникальном издании,
изобилующем архаическими фактами и высказываниями, изложение исторических событий, среди которых немало давно позабытых, начинается 1 годом. А под 683 годом н.э. на странице 706 читаем: Сарацины, разорив и разграбив Ромейские земли, распространили свой разбой еще и на море[10]. Их вождь Магувий, могучий
и ужасный, вернувшись на остров Родос, направился к стоявшему над Родосской гаванью бронзовому идолу, которого звали Колоссом (sic) и величали седьмым чудом света. Высотою он был в двадцать и одну сотню футов (stopa)[11]. С тех пор как верхняя часть идола рухнула на землю, его покрыла земля и
облепили мхи, но нижняя его часть до того самого дня оставалась целой. Магувий велел опрокинуть оставшиеся без туловища ноги и продал их, вместе со всем остальным, одному еврею. Печален был конец этого вселенского чуда. В другом месте хронист добавляет, что еврея звали Аарон из Эдессы. И Бароний не единственный, кто сообщает подобного рода информацию. Другие авторы прежних столетий дополняют также, что еврей, разбивший Колосс на куски с помощью сарацинских воинов, нагрузил потом его обломками 90 верблюдов. Цена собранной бронзы на восточных рынках составила 36 000 фунтов в пересчете на английские деньги. Sic transit gloria mundi. Более того, еще до еврея и мусульман родосцы получили, как говорят, крупную сумму денег от набожных спонсоров на восстановление и возрождение Колосса, но надули и своих богов, и своих современников. Деньги они поделили, а во избежание судебного преследования эти честные держатели капитала взвалили всю вину на Дельфийского оракула, который запретил им, по их собственному утверждению, поднимать Колосс из руин.
Так исчезло последнее чудо древнего языческого мира, уступив место новому чуду христианской эры – вечно спекулирующему и ищущему выгоду еврею. В славянском фольклоре существует легенда – или, возможно, пророчество? – согласно которой по прошествии бесчисленных столетий, когда наша планета вконец состарится и обветшает от бесконечной суеты, тайных спекуляций и геологической активности, этот «лучший из всех возможных миров» (по оценке д-ра Панглосса) будет куплен на торгах евреями, пущен ими на металлолом
и размельчен в бесформенную массу, из которой они скатают шарики для удобства исчисления. После этого сыновья Авраама и Иакова рассядутся в кружок на корточках вокруг печальных останков теперь уже окончательно разрушенного мира и будут обсуждать, как им лучше отвезти все это на следующий еврейский базар, чтобы всучить какому-нибудь простаку-христианину, подыскивающему для себя подержанную планетку. Такая вот легенда. Se поп e vero e ben trovato. Если это пророчество и не совсем корректно, то, во всяком случае, поучительно.
Ибо если Колосс Родосский мог быть продан с такой легкостью как бронзовый лом какому-то еврею, то и у каждого венценосного Колосса Европы есть все основания опасаться той же участи. Где гарантия того, что каждый соверен не попадет рано или поздно в руки еврейства, если отдельные подобные случаи уже имели место в истории? А если читатель начнет энергично трясти головой в знак несогласия и скажет, что эти царственные Колоссы сделаны не из бронзы, но взошли на свои троны «Божьей Милостью» и являются «Божьими
помазанниками», мы смиренно напомним ему о том, что «Бог дает, и Бог берет» и что Бог «не смотрит на лица». И к тому же не следует забывать, что в этом деле как-то незаметно и ненавязчиво участвует карма. Лишь немногие монархи могут похвалиться тем, что еще не задолжали по гроб жизни тому или иному еврейскому королю: золотые троны и голодные подданные. Да и «Господь», милости которого они обязаны своим воцарением, – все, от покойного короля Сулука[12] до последнего болгарского князя – это все тот же Эль-Шаддай, всемогущий, всесильный Иегова-Саваоф – бог, которого они или их отцы (что абсолютно безразлично тому, «для кого тысяча лет как один день») воровским манером вынесли из «святая святых» и заточили в своих собственных алтарях. Но справедливости ради следует признать, что именно сыны Израилевы являются его законными детьми, его «избранным народом». А это означает,
что, если в один прекрасный день евреи, требуя компенсации за причиненный ущерб, действительно утащат на металлолом последнего короля, их действия можно будет расценить как запоздалый суд нерасторопной Немезиды, предшествующий еврейскому переустройству и перекрашиванию всей планеты с целью заново придать ей товарный вид. (Продолжение следует)[1] ...«Не так ужасна ложь, как оправданье лжи: Оправданная ложь становится законом»... –
Джонатан Свифт из «Сборника прозаических и стихотворных произведений» (Лондон, 1727, т. II, с. 356). Иногда приписывается Поупу.
* К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ФАЙЛЫ: картина Натальи Зайцевой-Борисовой из цикла «Беспредельность» в технике пастели «Проведи, Благословенный, тропою…» (2000) (род. в 1972 г. в г. Смоленске, продолжатель творческих традиций
классиков русского искусства Николая Рериха и Бориса Смирнова-Русецкого). * НОВОСТИ И ССЫЛКИ: Юргинцы знакомятся с творчеством выдающегося русского художника ЭКЦ «Киевский ДАР» организовывает полуторамесячное турне по Индии в период с конца марта по начало мая включительно по маршруту: Дели – Ашрамы Южной Индии – Рериховские места и Буддийские святыни – монастыри Ладака (Кашмир) – Дели. Желающие принять участие отзывайтесь на е-mail ведущего рассылки. [2] Апеллятив – обращение (собственное имя или нарицательное существительное в функции обращения к собеседнику). [3] ...ее древней, старшей сестрой... – Имеется в виду Вавилонская башня. [4] Лессепс Фердинанд{1805–1894) – французский предприниматель. В 1859-69 гг. руководил строительством Суэцкого канала. Возглавлял акционерное общество по прорытию Панамского канала, которое скандально обанкротилось. [5] Сострат из Книда – сын Дексифана из Книда, один из великих архитекторов, живший во время Александра Великого и после смерти последнего. Построил для Птолемея, сына Лага, за 800 талантов знаменитый Александрийский Фарос. Также украсил свой родной Книд сооружением, считавшимся одним из чудес древней архитектуры: это был портик или колоннада, поддерживавшая террасу, которая служила местом для прогулок. Плиний называет ее pensilis ambulatio (лат., «висячая галерея»). [6] «Non deus praevidet tantum sed et divini ingenii viri». – Обнаружить эту фразу так и не удалось, несмотря на скрупулезный анализ текста этого приписываемого Цицерону трактата. Ее перевод: «Не только бог, но и люди, наделенные божественными способностями, могут предвидеть будущее». [7] Петри, сэр Уильям Мэтью Флиндерс (1853–1942) – английский египтолог. В 1880 г. предпринял ряд важных исследований и раскопок в Египте, заметно расширивших наши познания в области египтологии, особенно в том, что касается Великой пирамиды, Танисского храма, греческого города Навкратиса, расположенного в Дельте, Храма в Медуме, развалин древнего Мемфиса и т.д. Впоследствии был назначен на должность профессора египтологии в Лондонском университетском колледже, принял активное участие в основании Британской школы археологии в Египте. Автор огромного количества работ. [8] 444 000 фунта, в пересчете на английские деньги. [9] C.A.F. Guetzlaff, Hist. China, Vol. I, p. 372. [10] Оригинальный текст этого фрагмента записан старым церковнославянским языком, витиеватую образность которого нам вряд ли удастся передать при переводе. [11] Некоторые классики ограничивали его высоту 105 футами, или 70 локтями. [12] Сулук Фостен Эли (1782–1867) – сын негритянки-рабыни с Гаити; с 1793 г. – вольноотпущенник. В 1802–1803 гг. воевал против Франции за свободу Гаити. С 1847 г. – президент Гаити. В 1849 г. провозгласил себя императором Гаити (Фостен I); установил деспотический режим; был изгнан армией (1859), бежал на Ямайку; вернулся только в 1867 г., перед самой смертью. В демократических кругах Европы XIX в. – прозвище Наполеона III. На этом заканчивается текущий выпуск рассылки "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через одну-две недели мы снова встретимся, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru Всего Вам самого светлого и Удачи! С уважением, ведущий рассылки Алексей Сеев. |
В избранное | ||