Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Школа Мудрости: Путь к Себе"

  Все выпуски  

Школа Разума: Путь к Себе ПРЕЕМНИК Е.П.БЛАВАТСКОЙ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Школа Разума: Путь к Себе ПРЕЕМНИК Е.П.БЛАВАТСКОЙ 2005-09-13 00:08:00

__

"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе." 8-05 ПРЕЕМНИК Е.П.БЛАВАТСКОЙ

Добрый день, друзья!

Приветствую Вас на страницах данной рассылки!

        В начале несколько рекомендаций. Повторяюсь, что Новым подписчикам данной рассылки настоятельно рекомендую читать ее выпуски в прямой последовательности начиная с самого первого (можно и нужно взять в архиве рассылки). Читателям рассылки полезно завести дневник и вести его регулярно в рукописном или электронном виде. В Дневнике стоит уделить внимание на запомнившиеся сны, мысли, идеи, необычные переживания и ощущения, значимые события и явления, определенные знаки в жизни того, кто решится вести такой дневник. Отмечать надо самое главное, точнее суть происшедшего или испытанного, а также состояние человека, окружающие условия, прослеживать связь со значительными астрофизическими событиями как солнечные или лунные затмения, вспышки на Солнце, прохождения вблизи Земли больших и малых планет, комет, фазы Луны и другие значимые для конкретного человека. Искренне сделанные записи помогут вести более осознанную жизнь как днем, так и во время сна, помогут формировать внутренние вопросы и находить на них внутренние ответы, отслеживать явные недостатки своего характера, вести работу по усилению лучших (благородных) его сторон за счет ослабления или преобразования (трансмутации) негативных, видеть и находить знаки в себе и окружающей жизни, развивать внутренние способности человека, вести диалог со своим Высшим Я, его Внутренним Человеком. Для начала стоит определить три наиболеевредныхсвоих привычки и взять внутреннюю установку на их преодоление путем насаждения и роста благородных привычек, использование метода творческого раскрытия задатков человека. Перед сном полезно просматривать сделанное и совершенное за день, отмечать состояние внутреннего равновесия или неравновесия человека, взвешивать на весах Фемиды Внутреннего Человека, намечать определенные шаги на дальнейшее. Эти простые способы содействуют  очищению мыслей человека и облагораживанию его жизни и характера. В дальнейшем обязательно познакомимся с правилами и рекомендациями для идущих по духовному пути самосовершенствования человека, данных Еленой Блаватской, Суоми Вивеканандой, Николаем, Еленой, Юрием и Святославом Рерихами, Борисом Абрамовым, Хэрольдом Персивалем, Шри Ауробиндо и другими выдающимися духовными личностями, действительными Путниками Жизни. Настоящий выпуск рассылки посвящен выдающемуся американскому теософу, одному из трех основателей Теософического Общества, фактически Преемнику Елены Петровны Блаватской - Уильяму Куону Джаджу (по материалам журнала «Дельфис» и Д. Скопина).

ПРЕЕМНИК БЛАВАТСКОЙ

Недостающее слово об Уильяме Куоне Джадже

Эзотерическая традиция нашего времени — ступенью которой является Учение Живой Этики — восходит к деятельности Елены Петровны Блаватской. Именно через её посредство она была впервые сформулирована и явлена в конце XIX века в той форме, в какой существует ныне. Многие духовные движения и течения нашего века имеют истоком заложенное Е.П.Б.; оттого интерес к тому времени особый. Попытаемся проследить нити преемственности, связывающие её с предшественниками и продолжателями — и не столько самоценны факты, сколько те уроки, что можем извлечь, изучая историю и пути Учения Света.


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

"Может — не значит будет"

Изучающим Учение хорошо известно, что с концом европейского Золотого Средневековья, бывшего последним всплеском подлинной духовности и традиционной сакральной культуры в масштабах целой цивилизации, — то есть с XIII-XIV веков, — Иерархия Света в последней четверти каждого столетия предпринимает особые усилия, долженствующие увенчать Её работу на протяжении данного столетия и восстановить утраченную человечеством связь с Высшим. Это возможно через привнесение Учения Света в различные аспекты Культуры и установление прямого канала, через который эта связь и обмен энергий между Высшим и низшим могли бы осуществляться. Дар этот дается как возможность — человечество получит, если захочет принять и протянет руку; двери отпираются — стоит лишь захотеть войти и сделать шаг. Но "может — не значит будет", и по сей день мы сидим на холоде у порога, а артерия спасительной связи сердца и организма пережата спазмом гордыни нашей, и состояние тела асфиксии подобно.

И с той поры в каждом веке работают Вестники, те, на кого возложена ответственность за выполнение этой задачи — высветляющего воздействия на Культуру и Цивилизацию и формирование Канала, того, что мы называем Эзотерической Школой, действующего звена в Беспредельной Цепочке, Врат в Мистерии, цикла Адептства, института Принятого Ученичества. Если вглядеться в историю Культуры — легко заметим светлые лики Вестников и споспешествующих их работе: тамплиеры и розенкрейцеры, катарры и ранние масоны, Джордано Бруно и Якоб Беме, Парацельс и гр.Сен-Жермен... читатель сам продолжит этот список. Большое видится на расстоянии, и современные нам Лики Света осознаны будут полнее нашими потомками. Остановим наше внимание на XIX веке, на малоизвестных, но важных деталях последнего из таких Импульсов. 

* * *

 Как указывала сама Е.П.Б., прямым предшественником её и ответственным за работу в последней четверти XVIII века был д-р Месмер, руководимый графом Сен-Жерменом; он известен нам тем, что привлек внимание к тонким Силам Жизни, работа с которыми — не освоенная толком последователями — получила название "месмеризма" и "животного (от сл. жизнь) магнетизма". Сопричастен его работе был и Джузеппе Бальзамо — граф Калиостро — отозванный, впрочем, за допущенные серьезные ошибки.

Каждый из Вестников должен акцентировать внимание своих современников на наиболее актуальные аспектах Реальности, в данный век могущих расширить их сознание и обогатить менталитет цивилизации; и сделать это наиболее эффективным из возможных для него способов — в частности, облечь изложение Вневременных Истин в формы, наиболее соответствующие формам мышления века, ибо убедить собеседника можно лишь говоря на его языке и одеваясь в одежду его времени. Поэтому Месмер говорил о "магнетизме", а непосредственный предшественник Е.П.Б. Аллан Кардек апеллировал к высоким "духам", дававшим ему и его сотрудникам учения.

Задачей Вестника является не только добавить недостающие и живительные элементы в мозаику менталитета века, но и — что еще важнее — подчеркнуть нравственную сторону, ибо основной дефицит именно здесь. Поэтому важнейшей составляющей всех Учений является этическая — и именно она вплотную связана с их Эзотерическими глубинами и является ключом к ним.

Для выполнения задачи воздействия на Цивилизацию Вестником создается организация, призванная служить "телом" данного импульса и претворять в конкретные формы тот Идеал, которому служат Вестник, его Учителя и его сподвижники. Деятельностью тела руководит Душа, не являющаяся его частью, но служащая посредником между ним и Духом. Дух такого Импульса и связанных с ним Движения или Организации — Иерархия Света; Душа же — его Эзотерическая Школа. Вестник здесь — сердце этой Души, точка, вокруг которой происходит её рост, камертон, задающий её звучание; и его индивидуальность — фокус пересечения мира земного и Высшего, врата между ними. Отсюда — такое напряжение духа Вестника, ибо разность потенциалов так велика, а он — практически одинок...

Организм такого Движения во всем аналогичен человеческому; точно так же то, насколько он выполняет свою Задачу и соответствует своему Назначению, соответствует тому, насколько тело управляемо Душой, а Душа связана с Духом и проводит последнего. И подобно человеку, в котором это пирамидальное иерархическое соподчинение нарушено, организация с разрушенной Серебряной Нитью подобна судну без руля и без ветрил. И подобно человеку, чей Дух из-за разрушения Души-мостика покинул тело, лишенная Руки Ведущей организация обречена на один из двух путей: либо долго и вредоносно распадаться, либо обрести новую душу в результате подмены — участь "зомби". Утрате Души-мостика здесь соответствует ситуация, когда Преемственность в деле Вестничества нарушена, и наследники не в состоянии адекватно продолжить миссию Посредничества, требующую прежде всего кристальной чистоты проводника... 

* * *

Однако вернемся ко второй половине XIX века. Наиболее значительным неклерикальным духовным движением в 1860-е годы был Спиритизм. После смерти в 1869 году А.Кардека его продолжатели очень быстро свели Спиритизм к набору догм и техник, ввиду отсутствия должного Руководства превратившихся в довольно опасный инструмент, легко могущий разрушить психику неподготовленных практикантов. Что и происходило; спиритизм стал замкнувшейся на себя самодостаточной системой, служащей прибежищем тех, кто — зачастую из-за своего Идеализма, хотя и не всегда — не смог найти себя в окружающем реальном мире. И именно из-за того, что многие наиболее искренние и нематериалистичные искатели истины не могли найти лучшего и присоединялись к спиритистам, это движение содержало в своих рядах, возможно, большую часть из тех, кто мог бы стать носителем Учения Света. Обезглавленное же, оно не могло предложить своим членам ничего, кроме верчения блюдец, контактерства (тогда это называлось медиумизмом) и прочего, не имеющего никакого отношения к изначальному Замыслу. Кроме того, что спиритизм имел множество шумных сторонников, у него были свои издания и определенное влияние на умы людей. И естественно, что одной из задач Е.П.Б. на раннем этапе её деятельности была работа с лучшими из спиритистов с тем, чтобы реформировать спиритизм, расширить и углубить его, очистить от возникших ложных и упрощенных толкований, догматизма и фанатизма, и вернуть ему утерянный статус подлинного духовного Движения. В ту пору (первая половина 1870-х) её работой среди американских спиритистов руководило Братство Луксора, Египетская секция Великой Белой Ложи, главой которой был Великий Учитель, называвший себя в письмах к Е.П.Б. и Г.Олкотту Серапис Бей; это же Братство руководило ранее работой А.Кардека (1). Наиболее актуальными тогда были доказательства посмертного существования, и это было предметом исследований "Клуба Чудес" ("Miracle Club"), организованного ею вместе с Г.С.Олкоттом в начале 1875 г. — очередной попытки воздействовать на спиритистов и привлечь внимание общественности к серьезному исследованию тонких феноменов. Именно об этом эпизоде Е.П.Б. писала: "Попытка во исполнение распоряжений, полученных от Т.Б..:. (2) [...] Указано начать говорить публике правду о феноменах и их медиумах. И отныне начнется мое мученичество! Против меня будут все спиритисты вдобавок к христианам и скептикам. Твоя Воля, о М..·., да будет исполнена!".

Однако эта попытка окончилась провалом, спиритисты не желали расставаться со своими привычными догмами, и для продолжения Импульса был брошен новый Зов, была собрана новая Организация, под новым знаменем и под новым именем. Е.П.Б. писала в июне 1875 г.: "Указания, полученные из Индии, предписывают основать философско-религиозное Общество и избрать ему название, — также избрать Олкотта".

Осенью того же года в Нью-Йорке было основано Теософическое Общество. Его греческое название, повторяющее название неоплатонической школы Аммония Саккаса, было указанием на непосредственную преемственность идей и задач; лучшие и наиболее широко мыслящие из спиритистов поддержали его — таких было немного; худшие и наименее терпимые сделались злейшими врагами. 

* * *

Мы знаем, что Е.П.Б. встретила Генри Стила Олкотта в 1874 г. на знаменитой ферме братьев Эдди в Читтендене, где они оба принимали участие в исследовании спиритических феноменов. Олкотт был тогда заядлым спиритистом, и Е.П.Б. пришлось потратить множество усилий на то, чтобы прояснить ему истинное положение вещей; зато впоследствии он стал её правой рукой во всем, что касалось внешней деятельности, и посвятил теософической работе весь свой немалый организаторский талант. С самого первого дня Теософического общества и до конца своей жизни Олкотт был его Президентом, официальным внешним главой и лицом Движения так же, как Е.П.Б. была его внутренним двигателем, сердцем и духовным Наставником, не занимая при этом никаких заметных должностей. Зная об этих двух исполинских фигурах Основателей, из-за фрагментарного знакомства с историей теософического движения мы упускаем из виду столь же исполинскую третью, не менее важную, роль которой в дальнейшем развитии Импульса является ключевой.

Об Уильяме Куоне ДЖАДЖЕ, третьем Основателе Теософического общества, ближайшем друге и сподвижнике Е.П.Б. во внешней и в первую очередь внутренней эзотерической работе, чья личность, деятельность и труды незаслуженно мало известны в России — наш рассказ. 

ОДИН ИЗ ТРЕХ

 По возвращению Е.П.Б. в январе 1875 г. в Нью-Йорк из Читтендена Олкотт по её просьбе представил ей своего друга, ирландца, молодого адвоката. Её сближение с Уильямом Джаджем — а это был он — произошло очень легко и быстро переросло в крепкую дружбу. Общий язык был найден сразу — Джадж уже давно интересовался философией сокровенной стороны природы, но не был "влюблен в духов", и с первого же момента знакомства с Е.П.Б. ощутил их внутреннюю близость.

Когда было основано Теософическое Общество, Г.С.Олкотт был назначен Президентом, Джадж — Советником-Адвокатом, а Е.П.Б., возглавлявшая список Друзей Общества, избрала скромный титул Секретаря-корреспондента. Джадж, как и Олкотт, был свидетелем многочисленных демонстраций оккультных сил Е.П.Б., производимых для иллюстрации некоторых принципов и положений, в которых они наставлялись. Её целью при этом было показать различия между полностью контролируемыми силами адепта и неподвластными воле чудесами, производимыми медиумами в спиритическом трансе. Позднейшие работы Джаджа показывают плоды этого обучения, ибо он обсуждает оккультные предметы, как знающий их из личного опыта — качество, так недостающее большинству теософических авторов. Годами позже он говорил об этих "изумительных праздниках магии, коих был свидетелем при свете дня или мерцании ламп с 1875 по 1878 г.г."

Все последующие годы Джадж отвечал за теософическую работу в Америке. После отбытия Е.П.Б. и Г.С.Олкотта в Индию в 1878 г. для теософии в Америке наступили трудные времена. Отчасти это было связано с отсутствием сильной и вдохновляющей личности Основательницы; отчасти — с неудовлетворенностью "психических исследователей", убедившихся, что Общество более не намерено быть "Клубом Чудес". Много времени и сил отнимала борьба с нуждой; содержание семьи — жены и ребенка — требовала больших усилий на профессиональном поприще; кроме того, по адвокатским делам Джаджу приходилось часто и надолго покидать страну (3). Временами трудности были весьма значительны, и для оплаты почтовых услуг за письма к спрашивающим Джадж экономил на транспортных расходах, проходя иногда пешком многие мили.

Со времени отъезда руководства Т.О. в Индию Джадж поддерживал регулярную переписку с Олкоттом и другими, однако Е.П.Б. в течение нескольких месяцев игнорировала его. Она не отвечала на его письма и предоставила ему самому найти собственный путь. Вначале он глубоко страдал от видимого пренебрежения со стороны своего друга и учителя; но вскоре осознал, что "это великое одиночество" было частью обучения чела (4) и подлинной, хотя и суровой, активизацией его внутренних духовных сил. Е.П.Б. хорошо знала, что делала; и лишь по прошествии нескольких лет она призналась ему в знании его истинного духовного статуса.

Несколько лет спустя, когда финансовое положение Джаджа немного стабилизировалось, он стал способен отдавать все свое внимание теософической работе; и тогда благодаря его организаторскому таланту и, самое главное, общепризнанному уникальному сочетанию практического здравого смысла и духовной мудрости, отделения Т.О. быстро распространились по Америке от побережья до побережья.

В ранней попытке Джаджа создать активный центр в Нью-Йорке проявилась преодолевающая все препятствия сила его воли. Он снимал комнату для публичных собраний, вначале мало посещаемую; иногда он был единственным присутствующим. Но независимо от наличия или отсутствия слушателей, он читал вслух фрагменты из Бхагавадгиты, давал выступление на объявленную тему. И постепенно помощники пришли. В конце 1883 г. Нью-Йоркское общество было преобразовано в известную и важную "Арийскую Теософическую Ложу"; Джадж был избран её Президентом. Вскоре Ложа стала сердцем теософической работы в Америке. На её первом собрании присутствующим был представлен характерной внешности индус, чье имя не было зафиксировано; после слов о том, что настало время для активной работы, он зачитал отрывок из Махабхараты, и затем, вручив рукописный экземпляр Бхагавад-Гиты, незаметно удалился.

Позднее Г.С.Олкотт сказал, что Америка "была почти что кладбищем Теософии, когда Джадж почувствовал то, что можно назвать "божественным призванием" посвятить себя работе, собрать и продолжить разбросанные и растерянные нами нити. Результат показал, что может сделать один человек, всецело преданный своему делу" (5).

В 1884 г. Джадж отправился в Индию для временного исполнения обязанностей Президента ввиду отъезда руководителей Теософического общества в Европу, по пути остановившись в Париже, где тогда находилась Е.П.Б. Присутствие преданного друга и ученика ободрило её в трудный период, и, кроме того, Джадж смог оказать Е.П.Б. ценную помощь в подготовке "Тайной Доктрины"; она даже просила его написать некоторые материалы для нее. Он прибыл в Адьяр в нужный момент и оказал существенную помощь Обществу в деле разоблачения известных интриг четы Куломбов против Е.П.Б.

В 1886 г. "Арийская Теософическая Ложа" была преобразована в Американское Отделение Т.О.; Джадж стал его Генеральным секретарем. Вскоре под его руководством оно сделалось настолько процветающим, что смогло оказывать очень нужную материальную поддержку остальной части Общества. 

"THE PATH"

 Еще до наступления наиболее благоприятных условий, в апреле 1886 г. Джадж смело открыл свой журнал, "The Path" ("Путь"). Хотя средств весьма нехватало, да и авторов, могущих давать соответствующие материалы, было крайне мало, Джадж видел необходимость создания американского теософического журнала. Недостаток компетентных авторов вынудил Джаджа самого писать значительную часть его материалов под различными псевдонимами, скрывая таким образом от публики свой истинный вклад; тем не менее все решающие, программные материалы, требующие принятия ответственности, он подписывал своим именем.

В то время как Е.П.Б. писала на теософические темы с огромной эрудицией, используя свой необъятный запас оккультных знаний, Джадж обращался к обыкновенному человеку простым языком. В нем не было ничего от позера; его простой, непосредственный и лишенный аффектации стиль иногда скрывал его настоящую мудрость от тех, кто ожидал определенной манерности или претенциозности в "оккультных" трудах. Его теософические знания проявились на страницах "The Path" в форме бесконечно разнообразных приложений Эзотерической философии к жизни. Ясное объяснение Джаджем предмета практического мистицизма, свободного от психизма, и высокий духовный уровень "The Path" быстро привлекли внимание; не было сомнений, что статьи были написаны тем, кто знал.

______________________

"Самый первый шаг в подлинном мистицизме и истинном оккультизме — попытаться понять смысл Всемирного Братства, без чего самый значительный прогресс в магической практике обращается в пепел".

Из вступительной статьи к первому номеру "The Path"__________________

 Одним из ближайших помощников в работе над "The Path" была Джулия Кэмпбелл. Среди её псевдонимов был Jasper Niemand — это имя она использовала как редактор тома писем к ней, опубликованных под названием "Письма, которые помогли мне" и подписанный "Z.L.Z". Они впервые были опубликованы в "The Path" при жизни Е.П.Б. и рассматривались многими как принадлежащие её перу, — настолько высоким было их духовное качество. Лишь много позднее стало известно, что их автором был У.К.Джадж.

Новый и неожиданный свет на личность Джаджа проливает информация, ставшая доступной лишь в 1930-х годах.

После семи или восьми лет теософической работы в нем произошли определенные изменения. К концу этого периода Джадж явил заметный и быстрый рост в духовной силе и знаниях, выделился как естественный лидер среди окружающих. Его компетенция и организаторские способности были признаны всеми членами Общества. Е.П.Б. все более и более полагалась на него как своего "единственного друга" в самом глубоком смысле. Это его развитие было заметно и в его трудах. Интересны немногочисленные ранние статьи в журнале The "Theosophist" ("Теософ"); но они очень отличались от хлынувших в изобилии из-под его пера, когда он открыл "The Path"; эти вдохновенные статьи мог написать лишь высокий оккультист.

Когда Е.П.Б. в 1888 г., после того, как покинула Индию, основала свой журнал "Lucifer" ("Люцифер"), где имела больше возможностей свободно выдавать знания, чем в "Theosophist'е", ей было высказано мнение, что теперь "The Path" может спокойно прекратить свое существование. Кипя от возмущения, она тотчас же написала Джаджу:

"Если бы я хоть на мгновение подумала, что "Lucifer" "сотрет" "The Path", я бы никогда не согласилась быть его редактором. Но послушайте дальше, мой добрый старый друг. Раз уж Учителя назвали Ваш "The Path" лучшим, самым теософическим из всех теософических изданий, конечно же, ему не будет позволено быть "стертым"... Первый — борющийся, воинственный Manas; второй ["The Path"] — чистый Buddhi... "Lucifer" будет бойцом Теософии, а Path — сияющим светом, Звездой Мира (Peace)... Нет, сэр, Path слишком хорош, слишком теософически ведом, чтобы я мешала ему" (6).

Замечательное продвижение в духовном развитии, явленное Джаджем и давшее возможность Е.П.Б. назвать его "The Path" "чистым Буддхи", не было обычным достижением. Вот что писала сама Е.П.Б. ему в 1886 г.:

“Трудность с Вами состоит в том, что Вы не знаете о том великом изменении, что произошло в Вас несколько лет назад. Иногда астральное тело может изменяться и замещаться Адептами (или Элементариями), влияющими на высшего или же внешнего человека. В Вашем случае с Вашим астральным телом имеет связь НИРМАНАКАЙЯ (7), а не "астрал"”. (8)

Возможность озарения тренированной личности более высоким духовным сознанием, мистически с ней сочетающимся, признается Эзотерическим Учением. Вот что пишет в связи с этим относительно Джаджа биограф Е.П.Б. и историк Теософического движения Charles J. Rhyan:

"Джадж, бывший сам чела во многих предыдущих жизнях, сознательно воплотился в детстве в избранное тело, которое в качестве У.К.Джаджа требовало тренировки и самодисциплины, частично полученных и осуществленных через борьбу за средства к существованию и определенные семейные трудности. Когда пришло время для его собственной работы как Учителя, инспирация пришла из внутренних сфер, тех, из которых Нирманакайи помогают человечеству". (C.J.Rhyan. H.P.Blavatsky & the Theosophical Movement, стр.275)

И еще один отрывок из другого места книги:

"...Когда ему было 7 лет, он был смертельно болен и врачом объявлен умершим, но вернулся к жизни необъяснимым образом, и был найден сильно изменившимся, проявляя знания и свойства ума, доселе не имевшиеся. Как он сам затем объяснял, изначальное Ego, занимавшее детское тело Джаджа, покинуло его при его "смерти", и ему было указано его Учителем войти в это тело до того, как последняя искра жизни погасла бы. Вследствие этого необычнейшего метода перевоплощения — акта сакральной магии, применяемой только к душам высокого духовного развития — он вынес некоторые воспоминания и способности из своего прошлого". (Там же, стр.343)

Джадж всегда поддерживал Е.П.Б. и защищал во всех трудных ситуациях. Постараемся представить её высокое мнение о нем и абсолютную веру в его честность, способности и бескорыстную преданность "Великому Делу Совершенствования Человечества", как она называла Теософическое движение, в её собственных словах. Эта высокая оценка возрастала вплоть до последних дней её жизни. Она писала:

“Лондон, 23 октября 1889 г.

Он или она, верящий, что при каких-либо обстоятельствах, провокациях, сплетнях, клевете или чем бы то ни было, придуманном недругами, Е.П.Б. когда-либо даже подумает пойти против У.К.Дж. — не знает Е.П.Б., даже если он или она знает Е.П.Б. или думает, что знает ее.

...Е.П.Б. отдала бы ... весь эзотерический выводок в США за одного У.К.Дж., который является частью её самой на протяжении нескольких эонов...

Эзотерическая Секция и её жизнь в США зависит от У.К.Дж... В день, когда У.К.Дж. уйдет в отставку, Е.П.Б. станет фактически мертва для американцев.

У.К.Дж. — Антахкарана (9) между двумя Манасами: Американской мыслью и Индийской, — или, скорее, транс-Гималайским Эзотерическом Знанием.

Е.П.Б.”

 "...Займите мое место в Америке сейчас, и, после моего ухода, в Адьяре. Если у Вас не больше личных амбиций, чем у меня..., — а я знаю, что их у Вас нет, только лишь воинственность, — значит, это будет не более жертвой для Вас, чем для меня — иметь полковника Олкотта моим президентом" (10).

"...Я не допущу, чтобы Джадж был умален или оскорблен... Джадж — один из Основателей, и всегда был предан Учителям... И Джадж будет президентом Т.О. после нашей смерти, или Т.О. умрет вместе с нами" (11).

"Именно Вам в основном, если не полностью, Т.О. в 1888 г. обязано своим существованием. Позвольте мне поблагодарить Вас за это от всего сердца, которое бьется только ради дела, которое Вы представляете так хорошо и которому Вы служите так преданно. Я прошу Вас также помнить, что, по этой важной причине, мой голос — лишь слабое эхо других, более священных голосов, и передатчик одобрения Тех, Чье присутствие живо в более чем одном подлинно теософическом сердце, и живет — я знаю — особенным образом в Вашем" (12).

 Не было неожиданностью то, что в 1888 г. Е.П.Б. вызвала его в Лондон помочь в составлении Правил и других документов для организации, которая вначале называлась "Восточной Школой Теософии" (E.S.T.), — внутренней инициатической Школы Мистерий, сердца Общества, — и что она сделала его, "чела с 13-летним стажем", "из всех чела одного, кто страдал наиболее и просил наименее", пользующимся её полным доверием представителем и главой Эзотерической Секции в Америке, тем самым придав ему самую ответственную после нее самой роль в Эзотерической работе.

При принятии в её члены все кандидаты должны были давать торжественную и строгую клятву духовной верности — за единственным исключением.

"...Уильям К.Джадж — единственный человек в Эзотерической Школе, которому я достаточно доверяю, чтобы не брать с него клятвы... Он должен быть охранен, желает он того или нет. Он многое должен вынести".

Уважение и доверие членов Т.О. к Джаджу были ярко продемонстрированы в 1892 г. В январе Г.С.Олкотт заявил о своем желании оставить пост Президента общества, сославшись на ухудшающееся здоровье; он сказал при этом, что был бы счастлив посвятить остаток своих дней литературной работе на Теософию.

По правилам выборы нового Президента проводились каждой секцией отдельно, и американцы, чей съезд проходил в апреле, единогласно избрали Джаджа. Однако он дал понять, что ему стало известно, о желании Учителей по-прежнему видеть Олкотта в этой должности; вследствие этого он провел сопровождающую решение резолюцию, единодушно принятую членами, в которой Олкотту было рекомендовано пересмотреть ситуацию и остаться на посту, а европейцам — присоединиться к американцам в этой просьбе к Олкотту.

Собравшаяся в июне Европейская секция также единогласно избрала Джаджа Президентом; в конце концов, после ряда недоразумений, ситуация завершилась тем, что Олкотт отказался от своей отставки, сославшись на то, что его здоровье весьма поправилось со времени первого заявления. Официально заявив о своей готовности остаться Президентом, он сказал:

"...Я провозглашаю Уильяма К.Джаджа, вице-президента, своим законным преемником, имеющим право, при своем отказе, на любой пост в Обществе после моей смерти" (13).

Джаджа не привлекали титулы и личная известность. В одном из писем (к д-ру Ф.Хартману) в мае 1892 г., когда вопрос о президентстве еще не был окончательно решен, он пишет:

"Спасибо за Ваше поздравительное письмо. Но я — еще не Президент Т.О...

Для себя я никогда не желал бы этого поста — он очень беспокойный и неблагодарный; но Е.П.Б. — веры в которую я никогда не терял — просила меня принять его, если О. выйдет или умрет" (14).

Высокого мнения о Джадже придерживалась в ту пору и Анни Безант. Вот что она писала в редакционной статье журнала "Lucifer":

"Я хотела бы засвидетельствовать великолепную работу, проделанную в Америке вице-президентом нашего Общества, Генеральным секретарем Американской секции Уильямом К.Джаджем. Е.П.Б. хорошо знала, что делает, когда избрала этого сильного спокойного человека своим "вторым я" в Америке, зажигающим всех, кто трудится здесь, духом своей беспредельной преданности и непоколебимого бесстрашия. В нем — редкое соединение деловых качеств умелого организатора и мистического прозрения Эзотериста, — сочетание, как я часто думаю, мучительное для его обладателя столкновением двух потоков, ввергающим физическую жизнь в бурю, но бесценное в своей пользе Движению... он — жизнь и сердце Движения на той земле, где укрыты истинные источники его [Движения] энергии... нерушимая вера нашего Брата в Учителей и Их заботу о Движении — постоянная поддержка и вдохновение всем, кто работает с ним" (15). 

ПОСЛЕ БЛАВАТСКОЙ

Уход Е.П.Б. не повлек изменений в руководстве Теософического общества. Пост Corresponding Secretary был оставлен вакантным как дань её памяти. Непосредственного внимания требовало будущее Эзотерической Школы.

При обсуждении вопроса о преемственности в Теософическом обществе Г.С.Олкотт указывал, что Е.П.Б. в разное время называла различных людей в качестве своих Преемников, но ни одна из многообещающих надежд не оправдалась. У самого Олкотта не было сомнений, что преемник Е.П.Б. придет непосредственно или по крайней мере очень скоро после её смерти, хотя кто им будет — он не знал. В письме к Ф.Арундейл от 2 февраля 1885 г., перед уходом Дамодара Маваланкара в Тибет, он пишет: "Дамодар идет в Тибет получать развитие, и если она [Е.П.Б.] умрет до его возвращения, я должен буду быть временным звеном между Учителями и Теософическим обществом. Однако будем надеяться, что мне не придется быть призванным к этому, и они сохранят её живой, пока её преемник не будет прислан" (16).

Этот "преемник" не был бы Внешним Главой Эзотерической Школы, — в 1885 г. её еще не было, — но очевидно, что это должен был быть высокий чела, находящийся в тесном контакте с Учителями, через которого они могли бы иметь связь с членами и, возможно, давать дальнейшее учение. Как намекает Олкотт в своем письме, им мог бы быть Дамодар, но он не возвратился, и все устроилось иначе.

Помимо высоких Восточных чела — как Дамодар Маваланкар, Мохини Чаттерджи, Рамасвамийер, Гджуал Кхул, в распоряжении был квалифицированный Западный чела, Уильям Джадж, лично обученный Е.П.Б., знакомый с её планами и помогавший ей в наиболее сокровенных и серьезных делах. 

* * *

Итак, после ухода Е.П.Б. наиболее видными фигурами в Школе были Уильям Джадж и Анни Безант. Последняя, несмотря на то, что пришла в Общество сравнительно недавно, достаточно быстро стала принимать активное участие в Школе. Е.П.Б. писала Джаджу в марте 1891 г., незадолго до своего ухода, что Безант по своей природе "не психична, еще менее духовна, — всецело интеллектуальна, но все же, находясь одна, она слышит голос Учителя, видит Его Свет и отличает Его голос от голоса Д--". Её неэгоистичная и бесстрашная преданность делу служения страданиям человечества заложила основу такого быстрого продвижения под ведущей рукой её Наставника Е.П.Б. Последняя выразила свою высокую оценку А.Безант, назначив её "Главным Секретарем Внутренней Группы и Записывающим Учение".

Естественно, что в качестве главного претендента, реально способного к принятию руководства, Советом и лидерами Общества рассматривался Джадж. Он был не только единственным оставшимся из Основателей Общества (Г.С.Олкотт не был членом Эзотерической Секции), но имел необходимые духовные качества и глубокие теософические знания, что снискало ему большое уважение членов, а также долгий опыт работы в Обществе, годы близкой связи с Е.П.Б. и её полное и непоколебимое доверие. Еще до основания Теософического общества он был принят Учителем; также он был единственным, о ком, насколько известно, Е.П.Б. говорила как о находящемся в тесной связи с высоким Адептом, Нирманакайя.

Единоличное руководство Эзотерической Школой должно было перейти в руки Джаджа — для этого требовалось только его добровольное согласие. Однако непосредственно перед принятием решения, касающегося будущего обустройства, он зачитал ответственной группе в Лондоне личное письмо Е.П.Б. к нему, написанное ею незадолго до смерти и включающее абзац об А.Безант, являющийся продолжением цитированного выше:

"Джадж, она замечательнейшая женщина, моя правая рука, мой преемник и моя единственная надежда в Англии, когда я буду вынуждена оставить вас, как Вы — моя единственная надежда в Америке" (17).

Ввиду этого письма и в соответствии с предложенным Джаджем планом, руководящая группа представителей общества разделила контроль над Эзотерической Школой между ним и Анни Безант, "пока", как было записано в Протоколе собрания. Они должны были быть Внешними Со-Главами и ожидалось, что работа будет вестись в соответствии с принципами и в направлении, заложенными Е.П.Б.

Отсутствие личного начала и высокое чувство чести Джаджа нигде не проявлялось так ярко, как в этом случае; не вынеси он на рассмотрение это частное письмо, то наивысшее положение в Теософическом Движении, какое только мог предложить Совет, однозначно было бы за ним.

То, что сама Безант считала Джаджа более компетентным, чем она сама, в деле руководства Эзотерической Школой, показывает цитата из письма в "The Path", написанного Арчибальдом Кейтли, известным теософом того времени:

"В своем письме от 2 июля 1891 г. Анни Безант говорит эзотеристам, не желавшим принять её со-главенства, следующее:

"Если бы я могла, я сказала бы Вам, дорогой --: будьте только с Джаджем. Я была бы вполне довольна, ибо на самом деле Вам нет причин доверять мне. У меня нет возможности стоять в стороне только потому, что Они поставили нас вместе" (18).

Последнее предложение этой цитаты подразумевает письменное послание, полученное ею феноменальным путем на том самом собрании Совета, где речь шла о руководстве Школой. Оно пришло от Вел.Уч.М. и гласило: "План Джаджа правилен". В Отчете, выпущенном в июле 1893 г. А.Безант, графиней Вахтмайстер, Дж.Мидом и другими членами Генерального Совета, присутствовавшими на этом собрании, было описано получение этого послания. Оно содержало оттиск печати, признанный графиней и другими идентичным найденным на письмах, полученных при жизни Е.П.Б. (19)

В период между 1891 и второй половиной 1893 г. Безант настойчиво повторяла различным членам Эзотерической Школы, что какая бы то ни было ошибка в том, что касается подлинности послания Учителя, невозможна, и что условия его получения исключали всякую возможность для него быть чем-то кроме прямого послания от Учителя, осажденного оккультным путем. Однако затем её отношение к Джаджу изменилось на противоположное, а вместе с ним и отношение к аутентичности послания. Причины этого резкого поворота, имевшего прискорбные последствия, прояснятся после знакомства с некоторыми событиями, имевшими место в 1893 г.

В августе 1891 г., во время пребывания Джаджа в Англии вследствие ухода Е.П.Б., в "The Path" появилась статья, которой суждено было в последующие годы внести свой вклад в смятение в рядах Общества; она была написана м-с Джулией А.Кейтли под её псевдонимом Jasper Niemand. Статья открывалась, как было сказано, "словами высочайшего одобрения от Учителя, Которого Е.П.Б. была благоговейным учеником":

"НЕБЛАГОДАРНОСТИ НЕТ СРЕДИ НАШИХ НЕДОСТАТКОВ. МЫ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ ТЕМ, КТО ПОМОГАЕТ НАМ. ТАКТ, ОСТОРОЖНОСТЬ И УСЕРДИЕ НУЖНЫ СЕЙЧАС БОЛЕЕ, ЧЕМ КОГДА-ЛИБО. СКРОМНЕЙШИЙ ТРУЖЕНИК ВИДИМ И ПОЛУЧАЕТ ПОМОЩЬ".

Это помещенное перед статьей послание до глубины взволновало Г.Олкотта; большое значение он придал отсутствию имени давшего послание, о чем написал Джаджу. В своем ответном письме к Олкотту (опубликованному позднее в журнале "Lucifer" под заголовком "К Индийскому Брату" без упоминания имени Олкотта) Джадж говорит о важности охранения перед широкой публикой идеи существования Учителей и Их имен. "Утверждение этого факта, — пишет он далее, — столь часто делаемое в Америке, приоткрыло сточные канавы в умах людей, остававшиеся бы закрытыми, если бы относительно этих Сущностей хранилось молчание". Касательно самого послания им были высказаны замечательные слова:

"...прочтя его текст, я не искал подписи... Подпись не важна. Средства идентификации вовсе не сводятся к проблеме подписи. Если у нас самих нет средств удостовериться и идентифицировать такое послание, — тогда подпись, печать, бумага, водяные знаки и все прочее — бесполезны". 

НАЧАЛО КРИЗИСА

 В 1893 г. в Чикаго, во время проходящей там Всемирной Ярмарки, состоялся знаменитый Парламент Религий, и Теософическое общество приняло в нем участие. Для этого из его рядов были выбраны представители различных восточных религий, и их разнообразие отражало широту взглядов Общества. Среди них был и известный по участию в процессе Куломбов профессор Г.Н.Чакраварти — он представлял Браманизм. Джадж организовывал многочисленные теософические собрания и был одним из главных выступающих от Теософии; своим ясным и последовательным представлением её главных принципов он привлек большое внимание. Также и Безант вызвала широкий отклик своим незаурядным красноречием.

Все это время Анни Безант находилась под сильным впечатлением от личности профессора Чакраварти; и еще многие годы её точка зрения была окрашена его мнением. Джадж с тревогой наблюдал его растущее влияние на нее, напоминая, что Е.П.Б. не одобряла методов того, что она называла "религиями пышности и злата". Он стал еще более обеспокоен, когда, по возвращении в Англию в компании с Чакраварти, она собралась в длительное лекционное турне по Индии, и предупредил ее, что благоприятное время еще не настало.

Яркий свет на этот критический в истории Т.О. период проливает уже упоминавшийся нами д-р А.Кейтли, один из учеников Е.П.Б. Приводимый ниже фрагмент взят из длинного заявления последнего в защиту Джаджа во время кризиса 1895 г. После перечисления случаев воздействия психических способностей Чакраварти на отдельных людей и группы, он пишет:

"Я жил в штаб-квартире [в Лондоне], когда туда нанес визит Чакраварти, и узнал от А.Безант, от него самого и из своих личных наблюдений о его частой магнетизации (20) ее. По его словам, он делал это, чтобы "скоординировать её тела для выполнения работы". Мне как врачу и изучающему оккультизм магнетизация женщины, достигшей критического возраста середины жизни (в 1893 г. А.Безант исполнилось 46 лет. — ds), вегетарианки, аскетички — мужчиной, мясоедом, дородного телосложения, большого аппетита и т.п. — непонятна. Сколь бы превосходны ни были намерения обоих, его магнетизм, несомненно, превосходил ее. И я вскоре увидел ментальный эффект этого в полном изменении её взглядов... (21)"

Мы не будем более подробно останавливаться на всем этом — однако последствия описанного не замедлили сказаться, и предостережение Джаджа оправдалось.

Когда Совет в июне 1891 г. возложил, с одобрения Учителя, на А.Безант и У.К.Джаджа руководство Эзотерической Школой, это было лишь временным решением; с определенными корректировками это предварительное устройство выполнялось несколько лет без серьезных трудностей. Однако в 1894 г. Учитель увидел, что наступило критическое время, и Движение находится под угрозой падения под ультра-консервативным Браманическим влиянием и отклонения от своего истинного курса. Ввиду серьезности положения Он решил реорганизовать руководство Школой и поставить её под единоличное управление У.Джаджа.

В соответствии с указанием Учителя, Джадж издает Циркуляр, датированный 3 ноября 1894 г., в котором объявляет об изменениях, где говорит:

"...Я возвращаю себе в Эзотерической Школе в целом все функции и полномочия, данные мне Е.П.Б..:. и перешедшие ко мне в силу законной преемственности после её ухода из этой жизни, и объявляю себя единственным главой Эзотерической Школы..."

Джадж пояснил также, что хотя Учителя и скорректировали ситуацию этим изменением, это было не от личной злонамеренности А.Безант, но потому, что она "просто временно сошла с линии её Гуру Е.П.Б..·. и начала работать с другими и подпала под их влияние".

Безант, однако, видела проблему в другом свете и отказалась признать подлинность Указаний. Её отказ углубил раскол в Обществе, начавшийся в 1893 г. Она устранилась от сотрудничества с Джаджем во внутренней работе и вела свою эзотерическую группу по собственному пути до самой своей смерти в 1934 г. 

КРИЗИС 1895 г.

 В Обществе произошло разделение. Безант выдвигала обвинения против Джаджа в фальсификации посланий Учителя; защитники Джаджа активно его поддерживали. Вскоре стало ясно, что удовлетворительного согласия между борющимися партиями достигнуть не удастся; единственным выходом из тупика виделось, по крайней мере временное, разделение. Окончательным исходом стало решение Американской секции, крупнейшей из трех, работать с этого момента как "Теософическое Общество Америки" в условиях полной независимости под президентством Джаджа. Многие английские ложи приняли подобный курс и образовали "Т.О. Англии" под тем же руководством. Многие ложи и отдельные члены в других странах также вышли из-под юрисдикции Адьяра и присоединились к новым организациям, поддержав тем самым Джаджа.

К сожалению, здоровье Джаджа было серьезно нарушено напряжением противостояния последних лет, обострившим последствия полученной много лет назад в Южной Америке лихорадки. До самого своего ухода 21 марта 1896 г. он всеми силами держался вопреки изнурительной болезни и растущей слабости; и хотя голос его полностью пропал, он был в состоянии писать и таким образом продолжать вдохновлять работу Общества до самой своей смерти. 

"ПУСТЬ ВСЕМ НАЙДЕТСЯ МЕСТО В ВАШЕМ СЕРДЦЕ"

 В 1890 г., незадолго до смерти, Е.П.Б. напомнила членам Эзотерической Школы афоризм: "Неблагодарность есть преступление в Оккультизме", призывая их защитить Джаджа от нападок, начавшихся еще при её жизни: она назвала его "Воскресителем (Resuscitator) Теософии в Соединенных Штатах" и "одним из трех основателей Т.О., единственных трех, кто остался верен, как скала, делу". Вдохновением своего примера он являл образец преданности, гармонии и энергии — американские теософы до наших дней чтят память Джаджа наряду с Е.П.Б.

Он был великолепным оратором; его лекции о том, как Теософия решает проблемы жизни являли собой шедевры ясности объяснения. Его книги — хоть и немногочисленные — и статьи в "The Path" примечательны своим практическим здравым смыслом и удачным способм подачи трудных эзотерических вопросов в простой и привлекательной форме. В сборнике "Письма, что помогли мне" (Letters That Have Helped Me, 1888-1889) прослеживаются первые шаги ищущего на Пути; "Океан Теософии" (The Ocean of Theosophy, 1893) представляет собой краткое изложение учения Е.П.Б. — эти книги стали классикой Теософии.

"The Path" дышал отличным от других Европейских и Азиатских теософических изданий духом; упоминание идеи Братства было более, чем риторическим выражением, с акцентом на практическое распространение теософического учения и этики по сравнению с организационной структурой. Стиль Джаджа, непретенциозный и даже скромный, был ясным и проникновенным, и предметы, которые он избирал для обсуждения, всегда имели непосредственное отношение к нуждам читателей "The Path".

Упомянем свойственную Джаджу силу пробуждения жизни души в окружающих. На вопрос о том, получила ли она психическое обучение от Джаджа, одна из его учениц ответила: "Я расскажу вам об одном из психических уроков, что он дал мне. Вот он: "Пусть всем найдется место в Вашем сердце" (22). 

"ХРАНИТЕ ЗВЕНО НЕРАЗРЫВНЫМ"

 Последними словами Е.П.Б., касающимися её эзотерической работы, были: "Храните Звено неразрывным! Не дайте моему последнему воплощению оказаться напрасным" (23).

Задача Вестника не исчерпывается тем, что при его жизни Серебряная Нить, соединяющая Иерархию Света с созданной его усилиями Организмом-Организацией, и через нее с человечеством, поддерживается и действует. Недостаточно создать Душу и Тело организма, необходимо, чтобы эти душа и тело были жизнеспособны, т.е. чтобы живительная энергия циркулировала в обоих направлениях через Антахкарану. Другими словами, кроме учеников Вестник должен оставить после себя Преемников — тех, кто смог бы взять на себя роль главного посредующего канала и полную ответственность за дальнейшую судьбу Импульса. Именно, надежду на то, что ближайшие ученики окажутся достойными этого, выразила Е.П.Б. в своих последних словах.

Несмотря на большое количество друзей и учеников, вокруг Е.П.Б. было на деле не так уж много тех, на кого реально можно было положиться. Именно на сооружение “надежной стены из пригодных, прочных и сгармонизированных камней-учеников” (24) и направлена важная часть усилий Вестника — в данном случае Е.П.Б. Несколько её попыток открыть врата Мистерий закончились провалом — никто из кандидатов не прошел испытаний. Незадолго до своего ухода Е.П.Б. писала членам Внутренней группы Эзотерической Школы:

"Пишущая эти строки стара; её жизнь почти на исходе, и она может быть отозвана "домой" всякий день и даже всякий час. И если даже её место займет другой, может быть, более ценный и ученый, чем она сама, тем не менее осталось лишь несколько лет до истечения последнего часа срока, — именно, до 31 декабря 1899 г... те, кто не достиг к этому дню определенной точки в психическом и духовном развитии, — той точки, с которой начинается цикл Адептства, — не продвинутся дальше уже приобретенных знаний... лентяи должны отказаться от всякой возможности продвижения в их нынешнем воплощении..."

Однако:

"Что же касается отношения Учителей к Секции, далее может быть парадоксально сказано, что с Ними все возможно и все невозможно" (25).

Этими словами Е.П.Б. дает своим ученикам понять, что они должны воспользоваться тем коротким периодом, пока она жива, чтобы сделать все возможное для Вхождения, т.к. иначе корабль уйдет, и придется ждать следующего... Ждать не только этим людям, но всем нам.

 При жизни Е.П.Б. была единственным каналом, через который Учения передавались Внутренней группе Эзотерической Школы. С её уходом эта передача полностью прекратилась, и дальнейших Учений к теософам больше не поступало.

На А.Безант все большее влияние оказывал Чарльз Ледбитер, член Группы, известный своими психическими способностями. То, что происходило в Обществе в результате этого — история с Кришнамурти, профанация многих высоких понятий Эзотерической философии и имен Учителей — свидетельствовало об окончательном отходе его руководства от принципов Е.П.Б. И уже в конце XIX века Теософическое общество повторило судьбу спиритизма и начало превращаться в самодостаточный ортодоксальный организм, лишенный высшего Руководства и занимающийся эзотерической самодеятельностью. И опять был брошен новый Зов, была создана новая Организация, под новым знаменем и под новым именем. 

* * *

Еще при жизни Е.П.Б. среди членов Эзотерической Школы в Америке — учеников У.К.Джаджа — были Франчиа Ла Дью и Уильям Доуэр; Е.П.Б. знала о них как о кандидатах в Принятые Ученики. Через два года после ухода Джаджа под руководством Вел.Уч. Ил., а также Вел.Уч. М. и Вел.Уч. К.Х. ими был создан "Храм Человечества", непосредственно продолживший эстафету теософического Учения и Преемственность в Эзотерической работе. И именно на него была возложена высокая задача подготовки к грядущему Пришествию Учителя Учителей. 

Так, именно Уильям Куан Джадж среди всех остальных явился тем, кто сохранил неразрывным звено подлинной духовной Преемственности в той работе, что была начата Еленой Петровной Блаватской.



ПРИМЕЧАНИЯ:

1) К сожалению, многие исследователи, в том числе такие выдающиеся мыслители, как Рене Генон, оказались введены в заблуждение недостаточным знакомством с проблемой и смешивают Братство Луксора с так называемым "Герметическим Братством Луксора", выполнявшим прямо противоположные задачи. Эта подставная организация образовалась примерно тогда же; главным её представителем в США был некто "Макс Теон (Theon), Великий Мастер Внешнего Круга", его настоящим именем было Питер Дэвидсон. В те годы у Е.П.Б. была печать с символикой Братства Луксора, оттиски которой были на её документах; эта печать была подделана Дэвидсоном для использования "Г.Б.Л.". Основателем "Г.Б.Л." был индус Харричанд Чинтамон (это имя упоминается в "Письмах Махатм" в связи с деятелем "Арья Самаджа", предавшим дело и укравшим деньги). С ними вместе действовал некто Томас Генри Долтон, приговоренный в 1883 г. к тюремному заключению за мошенничество и проходивший еще под несколькими псевдонимами, под одним из которых — Т.Г.Бургонь — он известен нам в качестве автора появившейся не так давно в продаже книги "Свет Египта". "Оккультные" учения этой организации были тесно связаны с сомнительными практиками темнейшего из тантрических культов Индии; Г.Олкотт называет её "ловушкой для простофиль".

2) Туитит Бей, один из высоких Братьев-Адептов Египетской Ложи.

3) Так, в 1876 г. Джадж посетил Латинскую Америку; в его трудах есть аллегорические упоминания, указывающие на характер духовных контактов, установленных во время этой поездки.

4) Чела (санскр.) — Ученик; этим термином обозначается Принятый Ученик, т.е. ученик внутренней Эзотерической Школы, работающий под непосредственным руководством своего Учителя.

5) 1st Annual Convention of the T.S. in Europe. Лондон, июль 1891 г., с.49

6) Irish "Theosophist", III, 156, июнь 1895 г.

7) Нирманакайя (санскр.) — высокий Адепт, продвинувшийся в своей эволюции за пределы необходимости в физическом теле и воплощающийся на более высоком по отношению к физическому плане бытия, оставаясь тем не менее в тесном контакте с человечеством ради помощи ему.

8) Theosophical Forum, III, 253, август 1932 г.

9) связующее звено между Кама-Манасом, "Умом Желания", низшим конкретным практическим разумом, и чистым Манасом, Высшим Разумом человека.

10) TF, I, 3-4, май 1930 г.

11) TF, V, 133, январь 1934 г.

12) Из Первого послания Е.П.Б. американским теософам, апрель 1888 г.

13) Theosophist, XIII, Supp.xci, сентябрь 1892 г.

14) TF, IV, 132, январь 1933 г.

15) Lucifer, XII, 89-90, апрель 1893 г.

16) Theosophist, LIII, 732, сентябрь 1932 г.

17) HPB & the Present Crisis in the T.S., стр.4

18) The Path, X, 100, июнь 1895 г.

19) Reply by W.Q.Judge to Charges, стр.22.

20) В английском языке слово "magnetisation" кроме магнетизации обозначает также и гипнотизацию (как и слово "hypnotization"). Однако в ланном случае вряд ли речь идет о простом гипнозе, а не о более сложном воздействии.

21) The Path, X, 99-100, июнь 1895 г.

22) "Cast no one out of your heart" (досл."Не гоните никого от своего сердца").

23) "Keep the Link unbroken! Do not let my last incarnation be a failure"

24) Учение Храма. "The Guardian Wall" (“Охранительная Стена”)

25) First Preliminary Memorandum.


 Во вложении Вы найдете два портрета У.К.Джаджа и картину С.Н.Рериха "Гепанг.Лахул".

Подробности для подписчиков рассылки Киевского региона о новом цикле «ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе.» по адресу: http://ecc-kyivdar.narod.ru/announcement.html Начало цикла 6 октября 2005г.                                                              

Этим заканчивается восьмой выпуск рассылки цикла "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через две недели мы снова встретимся, присылайте свои письма, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru Правильный вопрос рождает правильный ответ. Давайте вместе выстраивать тело, душу и дух данной рассылки.

Всего Вам самого светлого!

С уважением, Алексей Сеев.

__


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.perasperadastra
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное