Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Становимся мудрее

  Все выпуски  

Становимся мудрее Ступени любви - примеры


 

Индийская культура вызывает все больший интерес у людей запада. Одна из ее особенностей это теплые отношения между мужем и женой, которые со временем наполняются все большей любовью. В прошлой рассылке публиковались 7 ступеней любви. Ниже приводится примеры используемые в Индии для иллюстрации ступеней любви.
 

 3-я  ступень 

            Когда Равана домогался Ситы, жены Господа Рамачандры, она рассказала демону следующую историю.

            Однажды юная Савитри встретила в лесу юношу Сатьявана. Они полюбили друг друга и решили стать мужем и женой. Но мудрецы сказали девушке: “Савитри, этому юноше суждено через год умереть. Многие другие мужчины были бы рады ввести тебя в свой дом, где ты могла бы обрести счастье. Подумай об этом”.

            Но Савитри ответила: “Я уже полюбила и не могу причинить боль любимому”. Вскоре они поженились и жили счастливо.

            Настал предсказанный день, и Савитри старалась не разлучаться с мужем. Когда он решил отправиться за ягодами в лес, она пошла с ним. Вдруг Сатьяван сказал: “Что-то мне плохо. Я прилягу под дерево, а ты, пожалуйста, разбуди меня потом”.

            Как только он закрыл глаза, девушка увидела, что лицо его бледнеет и жизнь медленно уходит из тела. Тут она заметила рядом с мужем человека в красной одежде. Это был Ямарадж, владыка смерти. Он извлёк душу Сатьявана и стал уходить. Савитри последовала за ним. Яма долго шёл молча, а потом сказал: “Одумайся, я иду в царство мёртвых. Оттуда живыми не возвращаются”.

            Девушка решительно ответила: “Я люблю своего мужа и обещала следовать за ним везде и всегда”.

            Ямарадж пошёл дальше. Платье Савитри изорвалось, шипы кустарников исцарапали её тело до крови. Тогда Яма снова обратился к ней: “Вернись назад, у тебя уже нет сил. Ты вся изранена”.

            “Нет, — отвечала она, — я буду идти за своим мужем”.

            “Но если ты пойдёшь дальше, то через несколько часов умрёшь”.

            “О беспощадный, ты разъединил наши тела, а теперь хочешь разъединить и души!”

            “Ты тронула моё сердце, красавица. Я сделаю то, чего ещё никогда не делал. Я отпускаю душу твоего возлюбленного”.

            Тогда Савитри увидела, что она сидит под тем же самым деревом, а муж спокойно спит. Вскоре он проснулся и сказал: “О, как долго я спал, Почему ты не разбудила меня? Ведь уже темнеет”.

            “Мне жаль было тебя будить, ты так сладко спал”.

Они прожили счастливо до самой смерти.

 4-я  ступень  

            В одной деревне у праведных родителей была дочь. Она полюбила юношу, а он полюбил её. Их родители уже готовились к свадьбе. Влюблённые почти не расставались. Но однажды юноша пришёл и сказал, что его забирают на войну. Тут девушка почувствовала, что их нельзя  разлучить, потому что нет ни его, ни её, а есть только единое целое — они. В это время ей показалось, что в розовых лучах заходящего солнца, над водой озера стоит прекрасная женщина. Она улыбалась и кивала головой, будто соглашаясь с её мыслями. Девушке стало так легко и хорошо, что она заплакала. Юноша стал утешать любимую, но она сказала: “Я плачу от счастья, потому что поняла: мы не расстанемся. Я всегда буду с тобой, а ты — со мной”.

            Тогда юноша тоже заплакал от счастья. Так они простояли вместе до рассвета. А потом он ушёл. В долину спустилась осень, потом зима. Девушка ждала и знала, что он там не один, что она рядом с ним. Она всегда чувствовала  его присутствие.

            Однажды вечером за домашней работой ужасная боль пронзила её сердце, и она потеряла сознание. Очнувшись, она ощутила, что его нет рядом. Той же ночью она умерла. А через несколько дней родителям сообщили, что юноша погиб  в  бою.

            Они были одним целым, поэтому, забрав жизнь одного, Яма не мог оставить жизнь другому.

 6-я  ступень 

            Жили муж и жена. Была у них дочь. Но мать заболела и умерла, и отец женился во второй раз. Мачеха не взлюбила падчерицу и сказала мужу: “Отвези её подальше в горы и оставь там. Иначе я сама расправлюсь с ней”.

            Пришлось отцу согласиться. Он повёл дочь якобы за хворостом, незаметно отделился и вернулся домой потайной тропой. Девушка долго плакала и звала отца. Спустились сумерки, и она остановилась на ночь в пещере. Она развела костёр и стала молиться. Вдруг она услышала шорох и увидела карлика. Он нахмурился и сказал: “Кто тебе разрешил войти в мой дом?”

            “Простите, пожалуйста, я не знала, что это Ваш дом, — испуганно ответила девушка. — Если я Вам помешаю, то могу уйти”.

            “Ладно, можешь остаться. Чего стоишь, как истукан? Не видишь, у меня грязные ноги, их нужно вытереть!”

            Девушка покорно вытерла ему ноги.

            “А теперь поклонись и скажи: Чего хочет мой господин?”

Девушка так и сделала.

            “Накорми меня”.

Она оглянулась и увидела всё необходимое для приготовления пищи. Поев, карлик снова нахмурился и сказал: “Я хочу спать. Неужели ты так глупа, что не можешь сообразить, что надо делать дальше?”

            Девушка постелила карлику постель, и он сказал: “Я лягу спать, а ты убери со стола, помой посуду и подмети пол”.

            Девушка легла спать лишь поздно ночью. Ей приснился удивительный сон: перед ней стоял прекраснейший мальчик с флейтой. От него исходило голубое сияние. Но она точно знала, что этот мальчик —  тот самый карлик. Он говорил: “Ты — замечательная девушка. За твою покорность Я исполню твоё самое заветное желание. Можешь не называть его Мне, Я и так знаю. Ты, как и любая женщина, горячо желаешь любви. И ты её получишь —  не как награду, а просто как следствие хорошего поведения. Ты будешь счастлива, но не забывай обо Мне в своём сердце, ведь Господь — высший объект любви”. И мальчик исчез.

            Девушка вздрогнула и проснулась. Она была в пещере одна, никаких вещей не было. Лёжа у потухшего костра, она с удивлением размышляла о своём сне. Тут она услышала охотничий рог и топот копыт. Совсем близко от пещеры остановился всадник.

            Это был молодой царь страны, где жила девушка. Царь влюбился в неё с первого взгляда. Он увёз её к себе во дворец. Вскоре они поженились и жили счастливо, потому что она знала секрет любви, о котором ей сказал Господь. У Всевышнего всегда наготове подарок смиренным и любящим.

 7-я  ступень 

            На окраине села жила небогатая,  очень красивая девушка. Многие сватались к ней, но она всем отказывала. Однажды, когда она поливала в саду цветы, мимо проезжал сын брахмана. Он  слыл очень добрым и благородным преданным Господа. Юноша увидел девушку и влюбился в неё. Он вошёл в сад и сказал: “О прекрасная, я не знаю, как зовут тебя и твоих родителей, но моё сердце забилось так сильно, что чуть не выскочило из груди. Будь моей женой. Я одарю тебя, чем только смогу. Но самое главное, я одарю тебя любовью”.

            Но девушка не согласилась. Огорчённый юноша сел на коня и ускакал. Тут в сад вошёл седой старик. Глаза его лучились каким-то неземным светом. Он обратился к юной деве: “Извини меня, я невольно стал свидетелем вашего разговора. Мне любопытно, почему ты отказала ему? Ведь он обещал то, о чём мечтает каждая женщина — он обещал любовь”.

            Девушка ответила: “Мне непонятны женщины, ищущие любви и не находящие её. Любовь повсюду. Она — в цветах, в рощах, в ветре, в облаках. Я не нуждаюсь в том, чтобы мне давали любовь. Её даже не нужно брать, потому что она и в моём сердце. Я сама — частица любви к Богу. Эта любовь окрыляет меня, и мне больше ничего не нужно. А прекрасный юноша пусть одарит своей любовью ту, которая ждёт этого”.

            “Ты говоришь, что всё — любовь. Ты считаешь, что я — тоже любовь? Но ведь я стар, и мне пора думать о смерти”.

            “Да, ты — тоже любовь, потому что даже смерть — это любовь”.

            После этих слов у девушки закружилась голова и она, словно сквозь туман, увидела, что вместо старика стоит прекрасная женщина. Женщина сказала: “Да, я — любовь. Ты извлекла любовь из всего, к чему прикасались твои руки  и  что видели твои глаза. И лишь величайшей проверки в любви ты ещё не испытывала — смерти. Хочешь?”

            Девушка сказала: “Да”.

            Женщина взяла её за руку и повела вверх, к Богу. Где-то внизу она видела свой сад и своё тело. Но оно уже было не нужно ей. Её душа следовала за своей госпожой, Любовью.


Размышления.
Чувство любви самое прекрасное на свете. Эти истории подчеркивают одну простую истину: любовь не нужно ждать, ее не нужно искать, ей нужно учиться. Любовь исходит от Вас. Ваше сердце источник светлой и чуткой любви. Если колодец сухой, то его не напоит ведро, другое воды из соседнего колодца, подобно этому и любовь, ее невозможно получить сполна, ее можно развить и дарить ближним.
 


Коллекция документального видео:

Смертельные искусства востока.
Шесть документальных фильмов канадского производства, рассказывают о самых древних и могущественных видах боевого искусства: Капоэйра, Муай Тай, Карате, Айкидо, Каларипаятту и Сават.

Путешествие в долину Дзогчен
В месте с группой паломников мы отправляемся в священную долину высокогорного Тибета. Посетим древние буддийские монастыри, храмы, святые места.

 

Истории из цикла мой путь к духовной жизни.

 Виталий Яковлев
В моей биографии много черт, общих целому поколению. Я вырос в атеистической семье.

По материнской линии вообще никто не помнил ни о какой религиозности. Дед был главным бухгалтером какого-то объединения уральских заводов, мать - врачом, живым олицетворением пресловутого медицинского материализма. По отцовской линии дело обстояло немного иначе. Это был очень многочисленный род - братья, сестры, кузены, кузины... Все они держались вместе, и у них еще оставался какой-то пиетет перед Торой, раввинами, вообще верующими людьми (разумеется, только в рамках иудаизма). Но и они религию рассматривали больше как своего рода "специю жизни" и никогда не говорили о ней как о ценности, как о единственном средстве разрешения проблем человеческого существования. Отец мой вообще был человеком военным и преподавал историю КПСС. Так что религиозной практикой он не занимался. Правда, иногда он произносил загадочные слова: "Бог должен быть в сердце", но, как я сейчас понимаю, это он так себе объяснял, почему редко ходит в синагогу.

Что касается синагоги, то из моих детских и юношеских визитов туда я вынес убеждение, что это, скорее, не храм, а этнический клуб, где люди собираются в порядке национального самоосознания. Ни о Боге, ни о служении Ему я там не узнал ничего.

Так что воспитание мое было атеистическим.

Я окончил вуз с "красным дипломом". По распределению попал в академический институт, где гарантировались ученые степени и звания. Просто выполняя повседневную работу, я быстро сделал кандидатскую диссертацию, защитил ее тоже в раннем возрасте (пришел в институт, когда мне было 21, а защитился в 24 года). К тому времени я уже был женат (де-факто) на одной интеллектуальной девушке, с которой я оформил наши отношения после защиты.

Материальное положение было более или менее обеспеченным. Я получал хорошую зарплату и даже смог купить кооперативную двухкомнатную квартиру (по тем временам такая квартира была признаком явного преуспеяния).

В принципе не было больших проблем с написанием и защитой докторской диссертации, если этого хотеть. Семейная жизнь внешне тоже складывалась хорошо. У нас родились один за другим два сына - вундеркинды.

Но я не мог убедить себя, что это существование имеет смысл. В особенности остро я осознал его бессмысленность, когда присутствовал при последних часах моего отца в реанимации. Во мне возник какой-то протест, что так нельзя умирать. Просто взять и отправиться неизвестно куда. Просто превратиться прямо на глазах из отца в мешок с костями!

Это убеждение у меня окрепло, когда я, разбирая его вещи, наткнулся на его дневники. Читая их, я почувствовал, что вся его жизнь, полная побед в суровой борьбе за существование, закончилась нулем. Дневники оставляли какое-то странное впечатление: да реальное ли лицо их автор? Может, это все просто вымысел? Хотя в дневниках я читал и про себя: вот родился сын, такой хороший- Но существовал ли в действительности тот, кто писал обо всем этом?..

Одновременно судьба свела меня с востоковедами - благодаря все тому же академическому институту, где я работал. Мой институт делил здание с Институтом философии АН СССР, и мы порой вместе выезжали на картошку. Колхоз нас сплачивал. Там я подружился с одним тогда юным философом-индологом, который, в свою очередь, познакомил меня со своим другом, в то время еще учившимся в МГУ (потом он поступил в Институт востоковедения АН СССР и ныне вырос в одного из самых заметных российских буддологов).

В моем же институте работала переводчица, которая до этого вместе с мужем жила в Индии и там приобрела устойчивый интерес к разного рода духовным практикам. У нее была подруга-китаевед, ставшая впоследствии подругой моей жены. Та была ученицей одной из самых ярких советских китаисток, из круга Григория Померанца.

Естественно, попав в такую компанию, я тоже заинтересовался Востоком. Я вообще любил читать и поэтому перечитал много разной литературы. Познакомился с китайской и индийской традициями, с буддизмом, дзен-буддизмом и даже суфизмом. В мою жизнь вошла и йога, поскольку муж китаистки был известным в Москве раджа-йогом и целителем. Я перечитал всех, кто был тогда на слуху: Раджниша, Кастанеду, Гурджиева. Мне все это нравилось, но тем не менее очень скоро я обнаружил, что все это совершенно непрактично и потому не решает проблем моего существования.

Была еще одна личность, сыгравшая важную роль в моей религиозной ориентации. В своем институте я познакомился с техническим секретарем ученого совета, который был другом художника Михаила Кулакова.

Не помню, почему, но вскоре он сделал резкий разворот в сторону православия. Уйдя из академического института, он поступил в духовную семинарию, жил вместе с молоденькими семинаристами и начал все образование практически с самого начала, подчеркивая прямой чертой подлежащее и двумя - сказуемое.

Общаясь с ним, я испытал сильное влечение к православию. Но, помнится, тогда же мне попались на глаза сочинения Кришнамурти (он сам ничего не писал, все записывали его ученики).

Кришнамурти ясно мне показал, что мой интерес к православию - не тот, какой нужен. Кришнамурти говорил, что слабый человек, желая избавиться от страданий, стремится отождествить себя с какой-то большой организацией, что вовсе не приносит желаемого результата.

Это был в точности мой случай. Вот в таком тупике я оказался перед тем, как познакомился с движением сознания Кришны.

В СССР оно в те годы преследовалось. Пресса тогда публиковала два рода сведений об этом движении. В первой версии оно представало целенаправленной акцией ЦРУ. В эту версию я не верил, потому что это был в те годы всем надоевший пропагандистский жупел. Я больше был склонен верить другой версии, согласно которой все это движение было просто блефом - дескать, кто-то из своих корыстных целей что-то такое организовал. Это выглядело более правдоподобно.

Кстати, несмотря на свою неправдоподобность, первая версия тоже благополучно дожила до наших дней. Даже в наше демократическое время мы можем встретить такие обвинения в адрес Общества сознания Кришны. Пожалуй, самое удивительное, что она встречается и на страницах православной прессы. Недавно университетская газета "Татьянин день" вновь попыталась выдать эту дешевую байку за чистую монету. У них получилось, что в свое время нынешний председатель исполкома Центра обществ сознания Кришны в России был якобы обоснованно репрессирован за причастность к деятельности организации советских кришнаитов, созданной ЦРУ (!).

Итак, в отношении Общества сознания Кришны я придерживался другой версии - версии "блефа". Когда мне в руки попала первая книжка этого движения, большая часть ее содержимого как-то даже укрепила меня в моем мнении. Но в книжке был среди прочего краткий очерк на темы Бхагавад-гиты. Я тогда еще Гиту толком не читал, но все же что-то знал о ней, что помогло мне оценить по достоинству этот очерк.

Еще я тогда любил слушать индийскую музыку. Кто-то уже успел мне внушить, что музыка - это не просто приятный фон, но объект медитации, требующий сосредоточения, и что лишь тогда она может реально изменить жизнь человека. А меня, повторю, жизнь моя стала уже обременять. Удивительно: вроде все хорошо - дети хорошие, жена хорошая, квартира, должность, работа, деньги... Но обременяет-

У моей сослуживицы был сын, учившийся в театральном институте. Ему надо было сдавать политэкономию, а он ее, естественно, не переносил. Его мама свела его со мной, и он стал переписывать мои образцовые вузовские конспекты. Из благодарности этот студент начал приносить мне записи индийской музыки. Гораздо позже я установил, что на большинстве кассет было пение "Харе Кришна". Но тогда меня привлекала только музыка. Я чувствовал, что за этой музыкой скрывается нечто большее. Он же мне сказал, что может познакомить меня со своей теткой - знатоком всего индийского.

Так я познакомился с первым в моей жизни представителем преследуемого в СССР Общества сознания Кришны. Моя новая знакомая тоже была начинающей, но она очень глубоко приняла учение и смогла передать мне веру в то, что это учение спасительно.

Кстати, первое время, в силу гонений, мне не говорили, что это - движение сознания Кришны, общество с солидной историей. Больше об этом говорили как о разновидности йоги. В принципе, эта традиция так и называется на санскрите - бхакти-йога. Но постепенно я сам отождествил это движение с преследуемыми кришнаитами и потому у меня еще оставались сомнения: "А не блеф ли все это?"

Сейчас, когда движение сознания Кришны стало массовым, трудно представить себе, что оно могло привлечь человека, жаждущего уединения. Но тогда это было так, потому что большинство кришнаитов сидели в тюрьмах, лагерях или психушках. Я даже знал случаи, когда женщин сажали в кожно-венерологические диспансеры, обещая, если они не откажутся от своих убеждений, привить им что-нибудь эдакое из имеющегося ассортимента.

Во всякой религии начинающие, как правило, не очень-то привлекательны. Мне просто повезло. Впоследствии состоялась моя встреча с другим проповедником - одним из первых, кто в СССР получил духовное посвящение. Меня свели с ним много позже, как я понимаю сейчас, из соображений конспирации. Первые посвященные представляли собой особую ценность, и их берегли.

Сначала я должен был доказать свою серьезность, приняв ограничения, налагаемые духовной жизнью. К счастью, с этим у меня больших проблем не было. От мяса я к тому времени уже давно отказался. Мне не составляло труда принять и другие ограничения: играть в азартные игры я и так никогда не любил, никогда не употреблял наркотики и не курил, а выпивать перестал тоже после визита к йогу.

Проблемой стало последнее ограничение. Дело в том, что в Обществе сознания Кришны практикуется ведический брак. Согласно Ведам, в частности, достойным человека считается половая жизнь только для продления рода. Сексуальное наслаждение выступает не целью, а как бы благоприятствующим обстоятельством. Так что ведический брак допускает секс только для зачатия детей. Мотив наслаждения в ведическом сексе отсутствует.

Тут уже, конечно, была проблема, поскольку жена не разделяла моего нового увлечения. К тому же ей не нравились мои новые друзья, которые приходили ко мне домой. У нее было много родственников, которые советовали ей поскорей разорвать со мной отношения.

Однако, все, о чем я до сих пор рассказывал, еще нельзя назвать приходом собственно к вере. Пока это было для меня лишь экспериментом. Просто мне хотелось продолжать этот эксперимент, потому что так жить больше нравилось. Особенно заметное облегчение давало повторение мантры. Похоже, мой ум начал успокаиваться, хотя он еще не мог сосредоточиться на звуках, как это предполагается мантра-медитацией. Все равно стало гораздо легче. Это подвигло меня на то, что за три месяца я освоил квоту, которая в Обществе сознания Кришны является основанием для духовного посвящения, а именно 16 кругов на четках из 108 бусин, на каждой из которых повторяется мантра. И тогда у меня это занимало немногим более 2 часов в день.

Я это делал с удовольствием, несмотря на внешние неудобства. Помнится, я уединялся на балконе и требовал от всех членов семьи не приближаться ко мне в это время. А на даче, которую мы снимали для детей, я вынужден был рано утром уходить в близлежащий лес и повторять мантру там, густо намазавшись кремом от комаров.

Именно на дачу и приехал к нам однажды посвященный. И, пожалуй, главное, что он сделал для меня, было поручением редактировать русский перевод книги Бхактиведанты Свами Прабхупады "Нектар преданности".

Это - английское прозаическое переложение огромной санскритской поэмы ученика Шри Чайтаньи по имени Рупа Госвами.

Когда я понял великий смысл книги "Нектар преданности", окончательно рассеялись все мои подозрения в "блефе". Я убедился, что сознание Кришны - не блеф! Я увидел, что все эти принципы содержатся в древнейших священных писаниях. Кроме того, я узнал, что этому следуют миллионы - в Индии и вообще везде, где есть индийцы. Это придало новый импульс моему рвению, и моя вера стала расти.

Я не могу еще сказать, что мой путь к вере пройден целиком. Приход к вере, к неколебимой убежденности - это уже результат значительного очищения. Но в какой-то степени моя вера, хоть еще и незрелая, все же выдержала тяжелые испытания.


 

Мудрости Вам, уважаемые читатели Юрий 16.4@mail.ru
 


В избранное