История из жизни Солона,
одного из греческих мудрецов.
Говорят, что
Солон по просьбе царя Креза приехал в Сарды. Когда Солон осмотрел
великолепный замок Креза, тот спросил его, знает ли он человека,
достойнее и счастливее его, Креза. Солон отвечал, что знает такого
человека: это его согражданин Телл. Затем он рассказал, что Телл был
человеком высокой нравственности, оставил после себя детей, пользующихся
добрым именем, имущество, в котором есть всё необходимое, и погиб со
славой, храбро сражаясь за отечество. Солон показался Крезу чудаком и
грубияном, раз он не измеряет счастье обилием серебра и золота, а жизнь
и смерть простого человека ставит выше его громадного могущества и
власти. И всё же он опять спросил Солона, знает ли он кого другого после
Телла, более счастливого, чем он. Солон опять сказал, что знает: это
Клеобис и Битон, два брата, чрезвычайно любившие друг друга и свою мать.
Когда однажды волы долго не приходили с пастбища, они сами запряглись в
повозку и повезли мать в храм Геры. Все граждане называли её счастливой,
и она радовалась. А они принесли жертву, напились воды, но на следующий
день уже не встали; их нашли мёртвыми; они, стяжав такую славу, без боли
и печали узрели смерть.
— А меня, — воскликнул Крез уже с гневом, — ты не ставишь совсем в число
людей счастливых?
Тогда Солон, не желая ему льстить, но и не желая раздражать ещё дольше,
сказал:
— Царь Лидийский! Нам, эллинам, бог дал способность соблюдать во всём
меру. А вследствие такого чувства меры и ум нам свойственен какой-то
робкий, по-видимому, простонародный, а не царский, блестящий. Такой ум,
видя, что в жизни всегда бывают всякие превратности судьбы, не позволяет
гордиться счастьем данной минуты, если ещё не прошло время, когда оно
может перемениться. К каждому незаметно подходит будущее, полное всяких
случайностей. Кому бог пошлёт счастье до конца жизни, того мы считаем
счастливым. А назвать счастливым человека при жизни, пока он ещё
подвержен опасности, — это всё равно, что провозглашать победителем и
венчать венком атлета, ещё не кончившего состязания. Это дело неверное,
лишённое всякого значения.
После этих слов Солон удалился. Креза он обидел, но не образумил. Так
пренебрежительно в то время Крез отнёсся к Солону.
После поражения в битве с Киром, Крез потерял свою столицу, сам был взят
в плен живым, и ему предстояла печальная участь быть сожжённым на
костре. Костёр уже был готов. Связанного Креза возвели на него. Все
персы смотрели на это зрелище, и Кир был тут. Тогда Крез, насколько у
него хватило голоса, трижды воскликнул:
— О Солон! О Солон! О Солон!
Кир удивился и послал спросить, что за человек или бог Солон, к которому
одному он взывает в таком безысходном несчастии. Крез, ничего не
скрывая, сказал:
— Это был один из эллинских мудрецов, которого я пригласил, но не за
тем, чтобы его послушать и научиться чему-нибудь такому, что мне было
нужно, а для того, чтобы он полюбовался на мои богатства и, вернувшись
на родину, рассказал о том благополучии, потеря которого, как оказалось,
доставила больше горя, чем его приобретение — счастья. Пока оно
существовало, хорошего от него только и было, что пустые разговоры да
слава. А потеря его привела меня к тяжким страданиям и бедствиям, от
которых нет спасения. Так вот Солон, глядя на моё тогдашнее положение,
предугадал то, что теперь случилось, и советовал иметь в виду конец
жизни, а не гордиться и величаться непрочным достоянием.
Этот ответ передали Киру. Он оказался умнее Креза и, видя подтверждение
слов Солона на этом примере, не только освободил Креза, но и относился к
нему с уважением в течение всей его жизни.
Так прославился Солон: одним словом своим одного царя спас, другого
вразумил.
Размышления.
Царь Крез, обрел редкую способностью - признавать свои ошибки, свою
неправоту. Несмотря на драматизм ситуации в которую он попал, он нашел в
себе силы признать правоту Солона. Согласитесь, это чрезвычайно полезная
способность. Как часто человек попадает в глупую ситуацию, не желая
признать свою неправоту, принять чужую точку зрения. Он напрягается,
потеет, но до последнего пытается стоять на своем. Такой человек,
именуемый в народе "непробиваемы" или "твердолобый", лишает себя
возможности стать богаче, расширяя свой кругозор, обогащаясь новым
взглядом на вещи. Иногда прозрение стоит нам слишком дорого. Крез
заплатил за него своим царством.
Немного юмора.
Хоронят мужика. Пpохожий спpашивает:
- От чего он умеp-то?
- А читай надписи на венках. Там все написано.
Тот читает: "От любящей жены", "От любимой тещи", "От детей"...
.
Фильмы для развития:
Скрытая история человечества
(№161) Этотфильм проливает свет на
современную теорию эволюции человека, представляя несколько примеров
скрытия и ложного толкования археологических и палеоантропологических
свидетельств. В фильме показано, как нынешняя теория, которую многие
считают истинной, развивалась и поддерживалась за счет игнорирования и
дискредитирования столь же или даже более убедительных свидетельств
противоречащих выводам господствующей науки. Представленные аномальные
находки — это лишь малая часть из тех, что были найдены.
Все свидетельства описаны в книге «Неизвестная история человечества».
Происхождение человека.
(№206)
Найдены остатки человека, при тщательном исследовании которых
установили его возраст. Оказалось, что продолжительность жизни людей в
древности была более 500 лет, люди произошли от одной женщины, что
соответствует описанию Библии, Ведам и др. трактатам. Вы увидите 3
фильма - о последних исследованиях в области изучения человека. Формат
DVD. 160 мин.