Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Волшебный мир

  Все выпуски  

Небольшие философские истории - Хан и Мудрец



Небольшие философские истории



Хан и мудрец
Это  было  в  далёкие-далёкие времена, когда и Машук, и Бештау, и весь
этот   край  вплоть  до  дальних  снеговых  кряжей  принадлежали  хану
Убайдаллах  ибн  Аббасу.  Был  Аббас стар и силён, храбр и мудр. И все
Аббаса  уважали,  потому  что все Аббаса боялись.
Занимался  Аббас  тем,  чем  занимались все в те времена. Единственным
благородным  занятием  — воевал с соседями. В свободное от войны время
охотился.  А  в  свободное от охоты время предавался мудрости. Ханская
ставка  была  полна  мудрецами. Только мудрецы-то не были мудры. И вся
мудрость  мудрецов  состояла в том, что они умели хану угождать. И всё
племя молило Аллаха: «Пошли, Аллах, Аббасу мудрых мудрецов».

Однажды   под   вечер  поехал  Аббас  верхом  без  провожатых  в  горы
полюбоваться,  как дрожат и умирают на вершинах розовые лучи заката, а
из  ущелий  поднимается  чёрная ночь. Доехал Аббас до того места, где,
словно облитые кровью, лезут из земли огромные красные камни. Соскочил
с лошади старый Аббас и, словно юноша, взбежал на самую высокую скалу.
На  скале  за  выступом  сидел  старый мулла Сефардин. Увидал Аббаса —
встал и поклонился.   
— Здравствуй, мудрец! — сказал Аббас.
— Здравствуй, хан! — отвечал Сефардин, и, уступая своё место, добавил.
— Место власти!
— Место мудрости! — ответил хан и предложил Сефардину садиться.
— Тот, кто приветствует мудрость, приветствует славу Аллаха!
—  Тот,  кто приветствует власть, приветствует веление неба! — отвечал
Сефардин, и они сели рядом.
— Что ты тут делаешь, мудрец? — спросил Аббас.
— Читаю! — ответил Сефардин.
И  так  как  Аббас с удивлением взглянул на пустые руки Сефардина, тот
улыбнулся и показал рукою кругом:
—  Самую  мудрую из книг. Книгу аллаха. Аллах написал горами по земле.
Видишь, аллах написал извилинами реки по долине? Аллах написал цветами
по  траве  и  звёздами  на  небе.  День и ночь можно читать эту книгу.
Книгу, в которой аллах написал свою волю.
—  Пусть  будет  благословен  пророк,  что  в свободный час послал мне
мудрого  для  беседы!  —  сказал Аббас, касаясь рукой чела и сердца. —
Ответь мне на три вопроса, мудрец!
—  Постарайся  задать  вопросы,  над  которыми  стоило  бы подумать, —
отвечал Сефардин, — а я постараюсь на них ответить, если смогу.
—  Люди  родятся и умирают! — сказал Аббас. — Зачем они живут? Я часто
спрашивал об этом своих мудрецов. Один говорит: «Для счастья!» Но есть
и  несчастные  на свете. Другой говорит мне: «Для славы!» Но позора на
свете больше, чем славы. Разве можно жить, не зная, зачем люди живут?
Сефардин пожал плечами:
— Однажды ты, великий хан, послал гонца к соседнему хану Ибрагиму. Дал
ему  письмо, как следует перевязав шёлковым шнурком и припечатав своим
перстнем.  И  велел  гонцу: «Не останавливаясь, лети к хану Ибрагиму и
отдай  ему это письмо». Дело было под ночь. Полетел гонец через скалы,
через  ущелья, по таким тропинкам, по которым и туру проскакать только
днём.  Ветер горный, ледяной, свистал ему в уши, рвал на нём одежду. И
ни  на мгновенье ока нельзя было выпустить лука из рук: вдруг выскочат
разбойники.  И  на  каждый  куст надо было смотреть в оба: не сидит ли
засада. И спросил себя гонец: «Хотел бы я знать, что ж такое пишет хан
Аббас  хану  Ибрагиму, что заставляет ночью, в стужу, среди опасностей
лететь  над  пропастями  человека?»  Остановился  гонец, разжёг огонь,
сломал  твою ханскую печать, разорвал шёлковый шнурок и прочёл письмо.
Что  теперь  было  делать  гонцу?  К  хану  Ибрагиму  нельзя  привезти
прочитанного  письма  без  шнурка  и  без  печати.  И к тебе вернуться
нельзя:  как  мог  сломать печать и открыть письмо? Да ещё вдобавок, —
рассмеялся  Сефардин,  — прочитав письмо, гонец в нём ничего не понял.
Потому  что  писал ты, хан, Ибрагиму о ваших с ним делах, гонцу совсем
неизвестных.  Дал  тебе  Аллах  жизнь  нести — неси. Аллах умнее самых
мудрых.  Он  знает, зачем. А мы, если бы и узнали, может, всё равно не
поняли бы. Это дело Аллаха.

—  Хорошо! — сказал Аббас. — Преклонимся пред волей Аллаха! Но я, хан,
живу,  и  последний  погонщик ослов тоже живёт. Надо жить. Пусть будет
так. Но кем же надо жить?
—  Был  на  свете,  —  ответил  Сефардин,  —  один  такой  же мудрый и
благочестивый  человек,  как  ты.  И  молил  он  Аллаха: «Сделай меня,
премудрый,  таким  существом,  чтоб никому я не мог принести зла, даже
самой   маленькой   букашке».  Услышал  его  молитву  Аллах  и  сделал
благочестивого человека муравьём. Ушёл муравей в лес, очень довольный:
«Теперь-то  уж я никому не могу принести вреда». И стал жить. Только в
первый  же  день около самого муравейника, где поселился муравей, волк
нагнал испуганную козочку и стал драть. И есть-то волку не хотелось, —
так,  просто  волчья  природа  —  не  может видеть животного, чтобы не
задрать.  А  козочка  умирала  в  мучениях под его зубами и когтями, и
крупные  слёзы лились из её огромных, печальных и страдальческих глаз.
Страшны были её мучения. А муравей должен был смотреть на всё это. Что
он  мог сделать? Влезть на волка и укусить? И думал муравей: «Был бы я
львом  — бросился бы на волка и не дал бы ему терзать козочки. Зачем я
не лев?» Кем лучше быть, Аббас?

—  Послушай,  —  воскликнул  хан, — как усталый путник из кристального
горного  ключа,  пью  я  слова  твоей  мудрости. Ведь мы были когда-то
дружны!
— Были! — отвечал Сефардин с печальной улыбкой.
—  Так  почему  же  теперь  не  доходят до меня лучи твоей мудрости? И
окружён   я  какими-то  невеждами,  которые  только  сами  себя  зовут
мудрыми?!
—  Зайдем  за  этот камень, — сказал Сефардин, — я отвечу тебе на твой
третий вопрос.
Они зашли за камень.
— Теперь сядем и полюбуемся на Эльбрус, — сказал Сефардин.
—  Как  же  любоваться,  когда  его  теперь  не  видно? — с изумлением
воскликнул Аббас.
— Как не видно?
— Из-за камня не видно.
— Из-за камня?.. Эльбруса?
Сефардин рассмеялся и покачал головой:
—  Эльбрус такой огромный. А камень что в сравнении с Эльбрусом? Разве
только сам себя может считать горою! И из-за него не видно Эльбруса! А
Эльбрус  теперь  должен  быть  очень  красив!  Правда, хан, досадно на
камень, что он закрывает от нас Эльбрус?
— Конечно, досадно! — согласился хан.
— Чего же ты сердишься на камень, — улыбнулся Сефардин, — когда ты сам
за  него  зашёл? Кто тебе велел? Сам своей волей зашёл за камень, а на
него сердишься, что не видишь Эльбруса!
По лицу хана пошли сердитые тучи.
— Ты дерзок, — сказал он. — А не боишься ты, что я и разгневаться могу
на такую мудрость?
Мулла покачал головою:
—  Рассердись  на воздух. Что будет толку? Разгневайся на воду. Что ты
ей  сделаешь?  Рассердись  на  землю.  Точно  так  же  сердиться  и на
мудрость. Мудрость разлита аллахом на земле!
Хан улыбнулся.
— Спасибо, старик!

И  они  вместе сошли со скал. Сефардин поддержал стремя, Аббас вскочил
на коня.
—  А  если  мне  захочется  посмотреть  Эльбрус  и  послушать истинную
мудрость? — спросил хан.
— Тогда выйди из-за камней, за которые сам зашёл! - сказал Сефардин.
Хан тронул коня и весело крикнул мулле:
— Так, значит, до свиданья, мудрец!
А Сефардин печально ответил ему:
— Прощай, хан!

Влас Дорошевич - «Сказки и легенды»


~~~~
Есть вопросы, предложения? - Пишите. Sfajrat


В избранное