Отказ от мяса было частью религиозной практики фактически во всех вероисповеданиях. Некоторые египетские жрецы были вегетарианцами и избегали есть мясо, чтобы облегчить исполнение обета целомудрия. Они также не употребляли в пищу яйца, называя “дикой плотью”. Несмотря на то, что в Ветхом Завете, фундаменте
иудаизма, содержатся некоторые предписания по поводу мясоедения, очевидно, что идеальный вариант - это вегетарианство. В книге Бытия сам Бог провозглашает: “…вот, я вам дал всякую траву сеющую, которая есть на всей земле и всякое дерево, у которого плод будет древесный, сеющий семя: вам сие будут в пишу”. (1.29). В английском переводе Библии последние слова звучат примерно так: “…вам это будет вместо мяса”. По Библии на заре творения
даже животные не ели плоти. В книге Бытия Бог также говорит: “А всем зверям земным и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал всю зелень травяную в пищу. И стало так”. (Быт. 1.30). Бытие также прямо запрещает мясоедение: “Только плоти с душою (в английском переводе Библии буквально “…с жизнью ее) ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша (в англ. переводе “…кровь ваших
жизней…”), взыщу ее от всякого зверя (Быт. 9.4, 5). В поздних книгах Библии главные пророки также осуждают мясоедение. Так, Исайя указывает: “К чему мне множество жертв ваших? - говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов, и туком откормленного скота: крови тельцов и агнцев не хочу я.” “И когда вы простираете руки ваши, я закрываю от вас очи Мои: и когда вы умножаете моления ваши, я не слышу: ваши руки полны крови”. (Ис. 1.11.15). Наиболее
отвратительно убийство коров: “Закалывающий вола - то же самое, что убивающий человека”. (Ис. 663).
Библия рассказывает историю Даниила, который находясь в вавилонской тюрьме, отказался есть мясо, предпочитая ему простую вегетарианскую пищу. Главный аргумент многих христиан в пользу потребления мяса - многочисленные указания в Новом Завете на то, что Христос ел мясо. Однако, углубленное изучение греческих рукописей показывает, что в подавляющем большинстве своем слова, переведенны как мясо - “трофе”. “броме” и др. означают “пища”, “еда” и широком смысле.
Так в Евангелии от Луки (8.55) мы читаем о том, что Христос, вернув к жизни мертвую девушку, велел дать ей мяса (так в английском переводе Библии), в русском синодальном же “…велел дать ей есть”. (Лук. 8.55). В греческом оригинальном дается слово “фаго”, его точный перевод не “мясо”, а всего лишь “есть”. Поэтому, правильно было бы перевести слова Христа “Дайте ей поесть”. По-гречески мясо и плоть - “креас”. Это слово нигде не
поминается в повествовании о Христе. В Новом Завете нет непосредственных указаний на то, что Иисус ел мясо. Это совершенно точно соответствует знаменитому пророчеству Исай о проходе Христа, в котором говориться: “…се. Дева во чреве примет, и родит сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе”. (Ис. 7.14-15). Раннехристианский автор, Клемент Александрийский, один
из отцов церкви, рекомендовал питание без мяса, ссылаясь на пример апостола Матфея, который “принимал в пищу семена, орехи, овоши и не ел мясо”. Иероним, один из лидеров раннехристианской церкви, составивший латинский перевод Библии, который используется и по сей день, писал: “Блюда из овошей, фруктов, стручковых легко приготовить, они не требуют больших затрат”. Он считал такое питание наилучшим для тех, чья жизнь отдана обретению мудрости. Св.
Иоанн Хризостом, считая мясоедение жестоким и противоестественным для христианина, говорил: “Мы подражаем волкам и леопардам, но, скорее всего, мы даже хуже, чем они. Для них такая пища предназначена природой, нас же Бог благословил, наделив речью и чувством справедливости, а мы стали хуже диких зверей”. Св. Бенедикт, основавший в 529 году монашеский Орден, носящий его имя, настаивал на том, чтобы его последователи питались вегетарианской пищей. В монашеском
Ордене трапистов с самого начала его существования с 18 в. существовал запрет на употребление мяса, яиц и других животных продуктов. Эти правила были несколько смягчены Ватиканским собором в I960 г., но большинство трапистов по-прежнему вегетарианцы. Нужно отметить, однако, что во многих трапистских монастырях выращивают крупный рогатый скот. Его продают на бойню, чтобы получить финансы.
Неизменно рекомендует вегетарианство для своей паствы Церковь Адвентистов Седьмого Дня. Широкой публике мало известно, что мощная американская индустрия “хлебных завтраков” появилась на одном из адвентистских оздоровительных курортов и была основана доктором Джоном Х. Келлогом. Он постоянно изобретал все новые виды вегетарианских завтраков для богатых пациентов санатория в Бэтл Крик. Одним из его изобретений были кукурузные хлопья, которые впоследствии стали популярны во
всем мире.
Больше всего вегетарианство проживает в Индии, на родине буддизма и индуизма. Буддизм возник как реакция на повсеместное распространение убоя животных, которое совершалось из-за неправильного толкования религиозных ритуалов. Будда положил конец убийственной практики, провозгласив свою доктрину ахимсы, т.е. ненасилия.
Индийская философия ненасилия
Ведические писания Индии, предшествовавшие буддизму, также подчеркивают важность ненасилия как этической основы вегетарианства. В “Ману-самхите”, древнеиндийском своде законов, говориться: “Невозможно получить мясо, не причинив страдания животным, а вред, приносимый способным чувствовать живым существам не дает обрести небесное блаженство, поэтому следует остерегаться употреблять в пищу мясо”. В другом месте “Ману-самхиты” говориться: “Хорошо обдумав,
каким отвратительным способом получают мясо и как жестоко связывать и забивать животных, человек должен навсегда отказаться от поедания плоти”. Шрила Прабхупада, Ачарья - Основатель Движения, как-то заметил: “В “Ману-самхите” дается принцип “жизнь за жизнь”. Есть и другие подобные законы, которые утверждают, что никто не может убить кого-либо, не понеся на это наказания. Мы не способны никого сотворить, а поэтому не имеем права убивать ни одно
живое существо. Состряпанные человеком законы, проводящие различие между убийством человека и убийством животного, несовершенны… По закону Бога убийство человека и убийство животного одинаково наказуемы. Те же, что видят в этом различие, состряпали свои собственные законы. В Десяти заповедях говориться: “Не убий”. Этот совершенный закон люди извратили посредством различных спекуляций и разграничений. “Я могу убить животное, но не могу убить человека”. Так люди обманывают себя
сами, навлекая страдания на себя и других.”
Подчеркивая ведическую концепцию единства всего живого, Шрила Прабхупада говорит далее: “Все живые существа - божьи твари, несмотря на то, что обладают разными телами. Господь - духовный отец каждого. У отца может быть много детей, некоторые твари разумны, другие не совсем. Но если разумный сын скажет отцу: “Мой брат не слишком умен, можно я убью его?”. Разве отец на это согласиться? Точно также, Бог - высший отец, не позволяет убивать животных, которые тоже являются
Его детьми”.
Знак сохранения вечной молодости, красоты и здоровья
Узел долголетия
без конца и начала, происходящий из древнего учения Тибетского Буддизма (прим. 580 г. до н.э.). Бесконечность и утонченная магия, сохраняющие то, что наиболее ценно. Узел представляет собой диаграмму и энергетическое равновесие, нужное человеку для здоровой и счастливой жизни. Философски означает стремление человека к познанию тайны бессмертия, вечной молодости и красоты.