Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эзотерический вестник Александра Либиэра


Эзотерический вестник Александра

Эзотерический вестник Александра Либиэра.

Выпуск № 95.

Приветствую каждого, кто стал подписчиком нашей рассылки!

Сегодня в выпуске читайте:

  • НОВОСТИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА: Новые диски. 
  • ПУБЛИКАЦИЯ: А. Либиэр. Измененные состояния сознания (продолжение).
  • ЭЗОТЕРИКА В ИНТЕРНЕТЕ.

НОВОСТИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА

В нашем магазине работает бонусная программа - "Каждому покупателю, заказавшему десять дисков, одиннадцатый бесплатно. Сегодня в бонусах 3 DVD-диска: 1)Камасутра и массаж, 2) Кулинария, 3) Фотошоп от А до Я. Файл с бонусами можно скачать здесь.

 

Наш Интернет-магазин пополнился новым лотом.

 

1. Лот № 8. Психология.

6. Школа Валерия Синельникова.

Видео:

Уроки Мастер-класса 1-4 части.

Метод погружения и подсознательного программирования. (Методическое пособие для индивидуального обучения).

Цена 100 рублей.

7. Школа Гадецкого.

Видео:

Курс лекций «Законы судьбы»

1-Деиствие судьбы в нашей жизни.

2-Методы влияния на будущее.

3-Изменение кармических ситуаций.

4-Представления о душе.

5-Культура чистой жизни.

6-Мужчины и женьщины.

7-Высшые смыслы закона судьбы.

8-Принципы процветания.

9-Целостная личность.

Цена 100 рублей.

 

2. Лот №24. Альтернативная медицина.

1.  Массаж.

Диск 5.

Видео:

Массаж разных частей тела.

Массаж при болях в спине и сколиозе.

Антицеллюлитный массаж.

Антицеллюлитный массаж проблемных зон.

Цена 100 рублей.

 

3. Лот №25. Мамам и папам.

Диск 1.

Видео:

Наука материнства.

Счастливая беременность.

Гимнастика для беременных.

Дородовая и послеродовая гимнастика.

Тексты:

Йога для Беременных.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Беременность.

Энциклопедия беременности.

Цена 100 рублей.

Диск 2.

Видео:

Стройная мама (3 фильма).

Первый год жизни (1-2 части).

Уход за младенцем с первых дней. Обучающее видео.

BABY

Discovery - От зачатия до рождения.

Подготовьтесь к родам. Обучающая программа.

Аэробика для будущих мам.

Цена 100 рублей. 

Прайс-лист всех товаров и форму заказа, можно скачать здесь.

 

ПУБЛИКАЦИЯ

А. Либиэр. Измененные состояния сознания.

Окончание (начало см. №№92-94). 

Глава 3. Методы исследования ИСС.

 

В диагностике ИСС выделяют две основные группы методов: 1) психофизиологические методы и 2) психологические методы. Каждой из этих групп свойственны свои преимущества и недостатки. Психологические методы исследования ИСС, в свою очередь, можно условно разделить на две большие группы 1) методы, основанные на сознательном вербальном обмене, и 2) методы, основанные на использовании холотропных состояний.

 

3.1. Психофизиологические методы.

 

Эта группа методов позволяет получить данные для разных индивидуумов в одинаковой ситуации или для одного индивидуума, но в разных ситуациях. Эти данные поддаются объективному сравнению, что является несравненным плюсом в руках исследователя, т.к. позволяет изучать психические феномены в лабораторных условиях. Они достаточно объективны и надежны. Но психофизиологические методы имеют также и ряд недостатков. Методы этой группы:

- дают излишне обширную информацию об активации, о мере психического напряжения и других сдвигах в организме;

- чувствительны к побочным явлениям, что ведет к возникновению артефактов и делает практически невозможным их использование в реальных жизненных ситуациях или при изучении динамического взаимодействия индивидуума и среды;

- ограничивают одновременное обследование нескольких лиц;

- требуют много времени для обработки данных и высокой квалификации диагноста (особенно трудны в тех случаях, когда необходимо провести длительное наблюдение за несколькими обследуемыми на протяжении большого отрезка времени).

     Не оспаривая значимости физиологических методов регистрации ИСС, которые дают возможность описать непосредственные сдвиги в функционировании организма, необходимо заметить, что использование физиологических методов не дает возможности качественно интерпретировать ИСС: при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний очень часто бывает разной, т.е. одно и то же ИСС часто характеризуется разнонаправленными сдвигами со стороны физиологических показателей, а разные ИСС могут меть одинаковые физиологические изменения. Например, медитация и сон – это разные ИСС, которые зачастую имеют одинаковые физиологические изменения.

     Наиболее известными психофизиологическими методами исследования ИСС являются: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электромиограмма (ЭМГ), кожно-гальваническая реакция, измерение порогов чувствительности и другие.

 

3.2. Психологические методы.

 

К достоинствам психологических методов относятся широта охвата проявлений психики и большие возможности опознать влияние симуляции (намеренного преувеличения неблагоприятных проявлений) и диссимуляции (намеренного сокрытия неблагоприятного состояния). К недостаткам психологических методов относятся:

- опосредованность описаний параметров ИСС;

- сложная система критериев оценки и алгоритма интерпретации, оставляющая место проявлениям субъективности даже при использовании высококвалифицированных наблюдателей (экспертов).

 

 

 

3.2.1. Методы, основанные на сознательном вербальном обмене.

 

     Эта группа методов, изучающих ИСС, включает в себя ряд методик используемых в классическом психоанализе (например, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций и др.), а также ряд методик, которые используются в трансперсональной психологии (например, анализ систем конденсированного опыта (СКО), выявление функции «внутреннего радара» и др.). Отличительной особенностью этой группы методов является использование диалога между психологом и подопечным, причем диалог этот ведется на сознательном уровне.

     СКО - это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, которые объединяются сильным эмоциональным зарядом сходного качества, интенсивными физическими ощущениями определенного рода или общими важными элементами. Типичные примеры СКО, клинические иллюстрации их динамики и детальное обсуждение их роли в эмпирическом самоисследовании можно найти в книге Грофа "Области человеческого бессознательного: данные исследований ЛСД". СКО являются общими организующими принципами, действующими на всех уровнях психики – сознательной, бессознательной и трансперсональной.

     Большинство биографических СКО динамически связаны с определенными аспектами процесса рождения, то есть с перинатальным уровнем психики. Перинатальные же темы и их элементы специфически связаны с сответствующим эмпирическим материалом из трансперсональной области. Обычно определенная динамическая СКО охватывает материал различных биографических периодов, биологического рождения и всевозможных областей трансперсонального мира, наподобие воспоминаний о других воплощениях, отождествления с животными и мифологических мотивов.

     В таком случае эмпирическое сходство этих тем различного уровня психики более важно, чем условные критерии ньютоно-картезианских воззрений, вроде того факта, что связываемые таким образом события разделены годами или столетиями, что человеческая психика отделена от животной непреодолимой пропастью, что элементы "обьективной реальности" причудливо переплетены с архетипическими или мифологическими мотивами.

     Последнее важное различие между словесной и эмпирической психотерапией состоит в том, что последняя отмечает значимость непосредственных физических травм в психологической истории человека. В традиционной психиатрии, психологии и психотерапии принято делать акцент исключительно на психологические травмы. Считается, что физические травмы не оказывают прямого влияния на психологическое развитие человека и не участвуют в образовании эмоциональных и психосоматических расстройств. Эта точка зрения совершенно не подтверждается наблюдениями глубинной эмпирической работы, в которой воспоминания о физических травмах оказываются чрезвычайно важными. В психоделической, холотропной и других подобного рода формах терапии весьма часто появляются воспоминания о тяжелых заболеваниях, телесных повреждениях, операциях, возможности утонуть и т. п., и значение этих случаев представляется гораздо большим, чем значение обычных психотравм. Эмоции и физические ощущения, оставшиеся от ситуаций, угрожавших выживанию или целостности организма, играют важную роль в развитии различных форм психопатологии, что еще не нашло признания в академической науке.

     Воспоминания о серьезных физических травмах представляют собой естественный переход от биографического уровня психики к перинатальному, связанному с переживанием рождения и смерти. Физические травмы подразумевают события постнатальной жизни человека и являются биографическими по своей природе. Однако нахождение на грани жизни и смерти и переживание крайнего дискомфорта и боли связывает их с травмой рождения. По вполне понятным причинам в этом контексте особенно важны воспоминания о болезнях и случаях, связанных со значительными затруднениями в дыхании, - пневмонии, дифтерии, сильном кашле, возможности утонуть и т. п.

 

3.2.2. Методы, основанные на использовании холотропных состояний.

 

Все методы, основанные на использовании холотропных состояний разделяются на две большие группы: гиперстимуляционные и гипостимуляционные методы. Подобную классификацию предложил В. Козлов, на исследования которого мы теперь и будем опираться.

 

3.2.2.1. Гиперстимуляционные методы.

 

Гиперстимуляционные методы включают множество измененных состояний сознания, которые включают целый ряд архаических «тех­нологий священного». Эти технологии так или иначе сочетают в себе барабанную дробь, звуки трещоток, колоколов или гонгов, танцеваль­ные марафоны до физического изнеможения, мощные дыхательные сессии в варианте гипервентиляции.

Издревле и до начала третьего тысячелетия танец был и является необходимым средством проявления чувств, мыслей, которые нелег­ко перевести в слова. На протяжении тысячелетий в разных культу­рах существовали ритуальные танцы для празднования побед, оплакивания мертвых или празднования смерти, лечения больных. Про­стейшую форму танца, отгоняющего или умилостивляющего демонов, представляет австралийский танец вокруг деревянного идола. Давид совершал религиозную пляску перед Ковчегом Завета. Необходимым элементом греческих вакханалий были танцы. В древней Мексике во время больших жертвоприношений в честь бога солнца плясали вок­руг жертвенного огня. Древние германцы танцевали вокруг весенней фиалки (запах которой имеет наркотическое действие). Трансовые танцы были в ходу у древних славян. Дервиши, буддийские монахи, шаманы предаются пляске. Гаитяне впадают в транс во время танцев, когда участники оказываются одержимыми своими богами. Бушмены Калахари также используют трансовые танцы. В современном мире танцевальные технологии не только являются осознанным методом вхождения в ИСС и трансформационным и самоисследовательским способом в танцевально-двигательной терапии, но и бессознательно, но очень эффективно используются во всех культурах как мощная тех­ника эмоционального и физического катарсиса.

Песнопение как звуковибрационный гиперстимуляционный метод выступает в качестве самостоятельного метода достижения изменен­ных состояний сознания. Таковы, например, молитвенные песни балийских монахов (кенджак), эскимосские и тибетские горловые мно­гоголосые пения, суфийские молитвенные песнопения (киршанс, бхад-жанс), песни-плачи в русском фольклоре.

В России весьма популярен такой способ достижения ИСС, как край­ние температурные воздействия. У американских индейцев «свет-лод-жи» (что-то вроде очень горячей парной) является местом воздействия чрезвычайной жары, а погружение в холодную воду использовалось как экстремальный холод. В России применяются более мощные и жесткие способы. С одной стороны, горячая парная сочетается с бить­ем вениками, с другой стороны, вместо прохладной воды использует­ся снег, а иногда и окунание в проруби.

К ним мы можем отнести также обезвоживание и крайние физи­ческие вмешательства, такие как кровопускание, применение сильных слабительных средств и причинение сильной боли (различные вари­анты бичевания и самобичевания), а также преодоление сна.

Гиперстимуляционные методы преодоления сна и бичевания были достаточно широко распространены во всех духовных традициях. Пре­одоление сна использовалось во многих ритуалах (шаманские ритуалы перехода, бдение в христианских, дзен-буддийских традициях), вклю­чая визионерские поиски индейцев прерий. Бичевание во многих ре­лигиозных и философских традициях более известно как «умерщ­вление плоти». Способы были очень разные - отказ от одежды, когда природные условия этого явно не предполагали; ношение неудобной или истязающей одежды типа власяницы; ношение кандалов, вериг, пудовых крестов; погребение себя заживо в различных чрезвычайно неудобных каменных мешках, самобичевание плетками в христианс­кой монастырской традиции и др. Некоторые американские индейцы хлестали себя и переносили такие физические и духовные испытания, как «танцы солнца».

Многие сексуально-эротические оргии, имеющие вулканический оргаистический характер (некоторые ритуалы перехода, левотант-рические практики и шиваистские культы, храмовые мистерии Изиды и др.), тоже можно отнести к гиперситмуляционным методам. К совершенно новым гиперситмулиционным методам мы можем при­числить музыкальный грохот (рок-концерты, рейв, техно, психоде­лическая музыка на дискотеках и др.), а также информационное пе­ренасыщение.

Особый класс «технологий священного» представляют ритуальные употребления растений, их производных и веществ группы сома (пси­ходелические вещества) и суры (вещества, содержащие алкоголь).

Среднеамериканские и предколумбийские культуры использовали грибы из рода псилоцибе, кактус пейотль. Ацтеки применяли псило-цибиновые грибы при совершении ритуальных обрядов. Эти грибы были известны жрецам майя в древней Мексике, которые использо­вали их в религиозных церемониях. В Центральной Америке псило-цибиновые грибы с давних времен считаются божественными, най­дены даже каменные изображения грибов. В Гватемале найдены ка­менные изображения гриба, в ножку которого врезана голова или фигурка бога или демона, наиболее древние из них выполнены более трех тысяч лет тому назад (культура майя). Им индейцы поклонялись как божествам.

В настоящее время большинство людей совершенно не знакомы с грибами. Грибы совсем не соответствуют обычному представлению о растениях. Они размножаются не семенами, им не надо света для рос­та, у них нет листьев. Иногда они вдруг появляются в полный рост пос­ле теплого летнего дождя на каком-нибудь неожиданном месте или образуют известные ведьмины крути, когда на земле кругом растут сотни грибов.

На газоне их не видно, и при попытке истребить грибы успеха не будет, они всегда возвращаются. Большинство знает об этих растени­ях не больше того, что лисички, шампиньоны и боровики очень вкус­ные, а бледные поганки смертельно ядовиты. Поэтому многие люди не решаются сами собирать и готовить грибы, они опасаются спутать опасные ядовитые грибы со съедобными.

На самом деле их опасения не напрасны. К психоактивным грибам мы можем отнести две основные группы:

1.   Грибы, содержащие псилоцибин и псилоцин. Основное биоло­гически активное вещество — псилоцибин и псилоцин, очень часто  еще  химически  подобные  вещества  Baecystin  и Norbaeocystin, все вместе — соединениятриптамина (также, как буффотенин и серотонин). Как все дериваты триптамина, пси­лоцибин и псилоцин схожи с ЛСД. Все они относятся к соедине­ниям индола.

Виды, содержащие псилоцибин и псилоцин, можно спутать преж­де всего с видами родового названия Inocybe (рваные грибы, во­локнистые головы), Conocybe (бархатный чепчик), Месепа (хем-линги) и Bolbitus (навозные грибы). Psilocybe coprophiha схожа с Inocybe lacera и Inocybe geophylla. Однако оба вида встречаются в лесу, в то время как Psilocybe coprophilia растет на навозе (coprophdia — 'любящий дерьмо'). Inocybe geophilia фиолетового оттенка и дает коричневый отпечаток спор. У Inocybe lacera белый спороносный слой, и этот вид дает серо-коричневый отпечаток спор. Оба вида Inocybe содержат пилокар­пин — сильный яд, который действует подобно мускарину.

2.   Группа Amanita (в просторечии — мухоморы). Грибы, которые содержат иботеновую кислоту, мускимол, мусказон и гиоскиа-мин. К сожалению, в этой группе грибов встречается опасное биологически активное вещество мускарин (один из мощных биологических ядов).

Европейцы узнали о применении псилоцибина в XVI веке н.э. Вскоре после проникновения в Мексику испанских завоевателей, когда появились сообщения о том, что индейцы используют этот гриб для религиозных обрядов, в том числе для того, чтобы вызывать ви­дения, позволяющие, по их мнению, предсказывать будущее (Столя­ров Г.В., 1964).

Под влиянием католической церкви употребление гриба было зап­рещено, это считалось дьявольским наваждением. Но на самом деле культ гриба не исчез, а стал тайным и пропал из поля зрения офици­альной науки. И только в начале 50-х годов XX века американские пу­тешественники супруги Вэссоны обнаружили, приняв участие в ри­туале, что индейцы продолжают употребление «священного гриба».

Кактус пейотль не менее популярен. По сегодняшний день в Аме­рике сохранился культ этого кактуса и существует церковь Пейотля, где официально разрешено применение психоделиков. Известно, что первое описание употребления пейотля было сделано францискан­ским монахом Бернардино де Сахагун. В его «Общей истории Новой Испании» (1546) написано, что пейотль «вызывает у тех, которые едят или пьют его, ужасные или смешные видения». Состояние продолжа-ется два или три дня, а потом проходит. Пейотль считался также сред­ством, предохраняющим от опасности, придающим храбрость, устра­няющим голод и жажду. Католическая церковь официально запрети­ла употребление пейотля, действие которого объясняли вмешатель­ством дьявола. Однако запрещение не дало желаемого результата, и пейотль до настоящего времени употребляется североамерикански­ми индейцами и перуанцами, среди которых и сейчас распространено убеждение в том, что это растение излечивает от многих болезней, очищает тело и душу, обеспечивает долголетие, приносит удачу, а пей­отль, зашитый в пояс, обращает в бегство медведя и делает ручным оленя (Столяров, 1964).

В народной медицине Востока и Северной Африки, а также при совершении религиозных ритуалов издревле применялись препара­ты конопли — гашиш, грапха (инд.), киф (североафр.). Препараты из конопли включены в древнейшую в мире китайскую фармакологию. В индийской «Ригведе» прославлен Сома-Раса — божественный напи­ток вечного наслаждения. Питье сомы, в отличие от суры (хмельного напитка), вызывало экстатическое состояние. Сому жертвовали бо­гам, особенно Индре, полагая, что она дает бессмертие и силу для под­вигов. Ритуализировано было не только жертвоприношение сомы, но и даже приготовление этого напитка. Поклонение Соме (одноименно­му божеству в «Ригведах») имеет более древние корни в древнеиран-ской традиции.

Существует много предположений о растении, из которого мог быть приготовлен напиток сома — кузмичева трава, конопля, гриб мухо­мор, ревень, эфедра и др. В последнее время специалисты склонны ут­верждать, что он изготовлялся из красного мухомора. Именно этот гриб предпочитали шаманы северных народов и Сибири, хотя на этих тер­риториях растет совершенно безвредный и оказывающий более мощ­ное психоделическое действие гриб псилоцибе полуланцетовидный [ 10].

В течение многих столетий у жителей Перу и Гаити был в употреб­лении порошок «кохоба», приготовленный из семян дерева Piptadenia peredrina (содержит буфотенин и диметилтриптамин). Порошок они втягивали в нос. Еще в доколумбийский период он употреблялся для колдовства и религиозных церемоний. Он вызывал состояние внеш­ней обездвиженное и яркие видения — богов, демонов, отсутству­ющих людей и др.

Из психоделических средств, полученных из растений, нужно упо­мянуть гармин и гармалин, содержащиеся в степном азиатском расте­нии Peganiura harmala и южноамериканском ползучем растении Binisteria caara, йохимбин, близкий по строению к резерпину. Актив­ный принцип, свойственный большинству этих растений, в грибах Amanita muskaria, употребляющихся некоторыми народами Севера дляполучения рауша, неизвестен. С другой стороны, можно предположить, что они содержат какие-то достаточно сильные психомиметики.

Что касается современных гиперстимулирующих веществ естествен­ного и искусственного происхождения, то даже их точное перечисле­ние заняло бы внушительную часть нашего исследования. По этой причине мы ограничимся только ссылками на классы этих веществ. Наиболее час­то употребляют препараты конопли. К ним относятся высушенная или не высушенная зеленая травянистая часть конопли, которую также называют «марихуана». Это похожие на табак, обычно светлые зеле­новато-коричневые, мелко размолотые сушеные листья и стебли. Плот­но спрессованая в комочки травянистая часть конопли называется «анаша» или «план». Также используется прессованная смесь смолы, пыльцы и мелко измельченных верхушек конопли («анаша», «гашиш», «план» или «хэш») — темно-коричневая плотная субстанция, по конси­стенции напоминающая пластилин (но менее пластичная), на бумаге оставляет жирные пятна. Действующим (активным) веществом коноп­ли является алкалоид тетрагидроканнабиол. Опиатные наркотики (кус­тарного изготовления и синтетические) занимают второе после произ­водных конопли место по распространенности в нашем регионе. Мо­гут встречаться в виде «маковой соломки» (мелко размолотые — иногда до состояния пыли) коричневато-желтые сухие части растений: листь­ев, стеблей и коробочек), «ханки» (застывший темно-коричневый сок маковых коробочек, сформированный в лепешки величиной 1 — 1,5 см), «марли» (пропитанная опием-сырцом хлопчатобумажная ткань), а также «героина» и «метадона». Все они содержат алкалоиды опиатного ряда — морфин, кодеин и др.

Современные снотворно-седативные средства при высокой дози­ровке или большой сензитивности к этим препаратам со стороны кли­ента также могут выступать в качестве индукторов ИСС. К ним мы можем отнести производные барбитуровой кислоты (барбитураты) типа барбамила, фенобарбитала, а также феназепам, радедорм, рела-ниум, элениум.

К современным индукторам ИСС относятся также психостимуля­торы — довольно разнородная группа веществ, имеющая один объеди­нительный признак: в результате их употребления ускоряется темп мышления. Часть препаратов этой группы имеет также способность искажать восприятие окружающего, поэтому граничит с психоделика­ми. Существуют психостимуляторы растительного происхождения (кока, эфедра, кола). Среди психостимуляторов искусственного проис­хождения наиболее известны эфедрин, псевдоэфедрин и эфедрон — производные эфедрина, амфетамин, «Экстази», «ХТС» — группа про­изводных амфетамина (метилен-диокси-метамфетамин МДМ А, меток-си-метилен-диокси-метамфетамин ММДА), кокаин.

В группу галлюциногенов входят очень разные по химическому составу продукты, некоторые из них — натурального происхождения. О грибах рода Psilotsibum мы уже рассказывали выше. На данный мо­мент это, вероятно, один из наиболее распространенных галлюцино­генных препаратов в России и ближнем зарубежье (особенно в Бело­руссии). Они доступны только в конце лета. Выглядят как маленькие коричневые поганки на тонкой ножке, шляпка имеет фиолетовый от­тенок. ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) — самый мощный, «эталонный» психоделик. ЛСД встречается в виде прозрачного раство­ра, порошка и разноцветных марок, напоминающих почтовые (их ос­нова пропитана раствором наркотика). РСР или фенциклидин также может вызвать мощные ИСС.

К большому сожалению, мы не можем обойти вниманием ЛНДВ — летучие наркотически действующие вещества — бензин, ацетон и клей «Момент», интоксикация которыми тоже ведет к ИСС, но, правда, с самым печальным исходом для здоровья и психики людей, их употреб­ляющих.

Мы не будем подробно останавливаться на таком известном гипер-стимуляционном методе изменения сознания, как интоксикация ал­коголем. Многие из наших читателей достаточно хорошо представ­ляют феноменологию и механизмы воздействия этого вещества. Хо­чется напомнить, что даже одноразовое употребление высокой дозы алкоголя приводит к гибели 20000 нейронов головного мозга.

В наше время многообразие гиперстимуляционных приемов изме­нения сознания значительно расширилось. Как мы уже указывали выше, клинические методы включают применение чистых растительных алка­лоидов с психоделическим воздействием или синтетических психодели­ческих веществ. Существуют также мощные формы эмпирической пси­хотерапии, такие, как гипноз, первичная терапия, высвобождение, хо-лотропное дыхание, Свободное Дыхание, ребефинг, психотехнология ДМД (авторская психотехнология профессора В.В. Козлова «Дыхание-Музыка-Движение»). Существует множество специальных электронных приборов, использующих принцип «управления» мозговыми волнами при помощи различных акустических и оптических стимулов.

 

3.2.2.2. Гипостимуляционные методы.

 

К гипостимуляционным методам мы можем отнести огромное поле психотехник, в которых ИСС разной глубины вызывается или моно­тонной речью, или частичной сенсорной депривацией.

С психологической точки зрения, погружение в ИСС при помощи гипостимуляционных методов представляет собой процесс отключе­ния сенсорных систем и внутренней речи, являющихся источниками «шума» относительно объекта фокусировки сознания. Объектами сосредоточения могут быть как внутренние, так и вне­шние. В качестве внутреннего объекта может выступать какая-либо мышца или группа мышц, которые мы хотим расслабить, или образ (при направленных визуализациях), символ (медитация на чакры), знак (размышление над коаном). При сосредоточении на телесном ощущении должны быть отключены зрение, слух, тактильные, обоня­тельные и вкусовые рецепторы, а все внимание сконцентрировано на кинестетической системе. В остальных случаях сознание должно быть отключено и от кинестетической системы, но сконцентрировано на объекте сосредоточения медитации. Внутренняя речь должна быть остановлена в обоих случаях.

В качестве внешних объектов могут выступать как природные (луна, дерево, цветок, поток воды и др.), так и различные искусственные объекты (янтры, мандалы, изображения богов и др.).

Монотонное пение (мантр, молитв, произнесение различных дру­гих звукоформ, не имеющих смысловой нагрузки), ритмичные танцы (имеющие характер ритуальных двигательных паттернов) являются наиболее древними способами изменения сознания.

Они могут также включать длительную изоляцию от общества, сен­сорную изоляцию, пост, лишение сна. Эти приемы изменения созна­ния сыграли важную роль в обрядовой и духовной истории челове­чества.

Индукция ИСС при помощи гипостимуляционных методов была неотъемлемой частью шаманизма, ритуалов перехода и других цере­моний архаических культур. Они представляли собой и ключевой эле­мент древних мистерий смерти и возрождения, которые проводились в разных концах света и особенно процветали в Средиземноморье.

Столь же важную роль гипостимуляционные методы сыграли в мистических ветвях великих мировых религий. Эти эзотерические традиции разработали специфические методы индуцирования ИСС при помощи монотонии и сенсорной депривации. Сюда относятся различные формы йоги, буддийская медитация и сосредоточение, мо­нотонное многоголосое пение, кружение дервишей, христианский исихазм или «Иисусова молитва», и многие другие методы.

Самым популярным из лабораторных методов вызывания ИСС ста­ла сенсорная изоляция — прием, основанный на лишении человека в той или иной степени сенсорных стимулов. Другим известным мето­дом является биологическая обратная связь, позволяющая использо­вать информацию об изменениях электрических мозговых волн в ка­честве сигнала, направляющего к особым состояниям сознания.

Более интеллектуализированным гипостимуляционным способом вхождения в ИСС является медитация. Можно добавить, что молит­вы, которые во многих современных религиях занимают центральное место в ритуальном пространстве, являются особой формой медита­ций. Молитвы составляли неизменную принадлежность всякого ре­лигиозного культа и играли весьма важную роль при всех выдающих­ся событиях частной и общественной жизни у древних индусов, гре­ков и римлян. Медитация в восьмеричном пути йоги — это совокуп­ность трех последних ступеней: дхараны, дхьяны, самадхи — в расши­ренном понимании, и предпоследняя ступень, дхьяна — в узком смыс­ле. Предыдущие три ступени: асана, пранаяма, пратьяхара — счита­ются подготовительными и рассматриваются как вход в медитацию.

Медитация как гипостимуляционная практика — это слитный про­цесс применения техник, изучаемых на всех ступенях пути, включаю­щий вход в медитативное созерцательное состояние и собственно ме­дитацию — длительное поддержание концентрированного внимания на объекте медитации внешнего или внутреннего содержания.

Иногда медитация представляет собой синтез монотонии и депри-вации (например, коленопреклонная молитва в исихазме или мулатантра в правой тантре).

Следующим способом вхождения в ИСС, который был известен с очень давних времен, является голодание, или депривация пищи. Как известно, почти все основатели мировых религий прошли этот путь аскезы. Иисус Христос постился почти 40 дней, почти столько же про­должался пост Будды Шакьямуни. Святость многих пророков и чудот­ворцев испытывалась постом или в пустыне, или в горах, или в лесах. Американские индейцы совершали в таком состоянии визионерские поиски.

Среди искусственных гипостимуляционных методов очень извес­тен гипноз, временное измененное состояние сознания, характери­зующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержа­нии внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания. Гипноз вызывается и развивается в тех же условиях и по тем же законам, что и нормальный сон, но индуктором ИСС при гипнозе всегда является монотонная стимуляция (голос, звук метронома, блеск молоточка и др.).

Важно подчеркнуть, что эпизоды измененных состояний сознания различной глубины и продолжительности могут возникать и спонтан­но, когда индукторами выступают средовые факторы, естественная гипо- и гиперстимуляция. Они могут появляться и против воли самого человека. Мистические и духовные состояния, которые переживают­ся при этом людьми, часто слабо встраиваются в контекст профанического мышления и миропонимания. В таких ситуациях мы рассмат­риваем функцию психолога как духовного наставника и профессио­нального гида, который может эффективно интегрировать подобный опыт в обыденную жизнь и модель мира клиента. На наш взгляд, каждый человек, достигший зрелости, имеет опре­деленный опыт переживания измененных состояний сознания. В жиз­ни возникают обстоятельства, когда ИСС возникают спонтанно: уг­роза для жизни, клиническая смерть, интенсивные сексуальные пере­живания, тяжелые физические заболевания, стрессы, экстатические эмоциональные состояния, новый необычный опыт и т. д. Жизнь иног­да заставляет наше сознание функционировать в необычных режи­мах. Мы думаем, что она делает это вполне обоснованно и в этом есть глубокий смысл.

Наиболее физиологичным, с современной точки зрения, а самое глав­ное — целенаправленным и осознанным способом достижения изме­ненных состояний сознания является дыхание.

Теснейшая связь между дыханием и психикой известна с древ­нейших времен и зафиксирована уже в первых письменных текстах мировых философско-религиозных традиций. Она заложена в общей семантике слов дыхание и дух (душа). Эти два понятия имеют общие корни не только в русском языке. В иудаизме еврейское слово руах имеет несколько значений — 'дыхание', 'дух', 'ветер'. Аналогично в «Риг-ведах» и «Авесте» слово ваю (древнеиранское вайю) тоже имеет несколь­ко значений: 'прана', 'ветер', 'воздух'. В ведийской и индуист­ской мифологии, что особенно характерно, подчеркивается связь ваю с сомой. В европейских языках наблюдается та же тенденция. На ла­тыни respirare — 'дышать', spiritus — 'дух', anima — 'дыхание', 'душа'. На греческом языке рпеита — 'дуновение', 'дыхание', позднее — 'дух', psyche — 'душа', 'дыхание', на французском esprit — 'дыхание', 'ум', 'сознание'. Этот список можно продолжать еще очень долго, так как тесную связь между сознанием и дыханием мы можем обнару­жить во многих древних текстах, а также в мировой этнографичес­кой литературе.

С древних времен существовало глубокое осознание связи меж­ду состояниями психики и дыханием, что отразилось в языке, пого­ворках, мифологии, а также происходило проникновенное исполь­зование этой связи в практике самопознания, духовного просвет­ления.

На протяжении тысячелетий йоги использовали пранаяму. Специ­альные методы, основанные на ускорении, замедлении, остановке ды­хания, применялись в шаманизме, кундалини — в сиддха-йоге, дзен-буддизме, ваджраяне, дзогчене, даосизме, суфизме, школах хинаяны и махаяны и во многих других духовных практиках.

Заключение.

     ИСС обладают многими странными свойствами, которые ставят под сомнение большую часть базовых представлений ньютоново-картезианской парадигмы и монистического материалистического мировоззрения. Многие исследователи, которые изучали и/или лично переживали трансперсональный опыт, осознают, что попытки академической науки отмахнуться от рассмотрения этих явлений как от несерьезных порождений человеческой фантазии попросту наивны и неадекватны. Любые непредвзятые исследования трансперсональной области психики человека закономерно заканчиваются выводом, что они сами по себе бросают вызов не только современной психологии, но и всей академической науке с ее базовыми представлениями и сложившейся парадигмой.

     «Хотя трансперсональные переживания приобретаются в процессе глубокого погружения в себя, их невозможно трактовать как чисто психический личностный феномен в общепринятом смысле. С одной стороны, они проявляются в том же самом континууме, что и биографически-ретроспективные и перинатальные переживания, доступ к ним открывается в результате интроспекции. С другой стороны, они явно простираются непосредственно, без вовлечения органов чувств, до таких источников информации, которые находятся далеко за пределами возможного для отдельной личности. Где-то на перинатальном уровне психики происходит какой-то странный скачок, и то, что было до этого глубоким  интроспективным исследованием, самоанализом, переходит в иное качество и открывает канал переживаний, относящихся к различным аспектам всей Вселенной и получаемых экстрасенсорным путем». (С. Гроф. Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти. М.: АСТ, 2007, с. 184-185).

     Из этого следует, что мы можем получать информацию о Вселенной двумя радикально различными способами. Наряду с привычным познанием через пять органов чувств, мы также можем узнавать о различных аспектах мира путем прямой идентификации с ними в холотропных состояниях сознания. Опыт трансперсональной психологии доказывает нам истинность общеизвестной мистической формулы: человек есть микрокосм и он подобен макрокосму (Вселенной). Мы видим, таким образом, что опыт трансперсональной психологии выявил истинность многих положений сакральной науки, обучению которой занимаются такие эзотерические школы и направления, как каббала, гнозис, йога, суфизм и другие. Таким образом, новая духовная картография изображает индивидуальную человеческую психику соразмерной со всем космосом в целом и тотальностью бытия.

     Традиционная академическая наука рассматривает людей как высокоразвитых общественных животных. Если рассматривать человека в обычном состоянии сознания, то он представляется живым объектом, состоящим из атомов и молекул, клеток, тканей и органов. Однако опыт трансперсональной психологии совершенно определенно указывает, что каждый из нас может также проявлять качества, связанные с тем полем сознания, которое не ограничено ни пространством, ни временем, ни линейной причинно-следственной зависимостью. И в этой связи уже возникает совершенно новое определение человека как высокоразвитого биологического организма, связанного с трансцендентными областями сознания, обладающими актуально-бесконечными свойствами. Выражаясь философской терминологией, человек есть дуальное существо, представленное синтезом духа и материи.

     Таким образом, можно с огромной долей уверенности утверждать, что опыт трансперсональной психологии, который дает нам новую картографию психики, весьма существенен и незаменим для серьезного подхода к изучению таких явлений, как шаманизм, обряды перехода, мистицизм, парапсихология и психоделические переживания. Этот опыт предлагает нам новые перспективы познания самих себя и окружающего нас мира.

 

Список используемой литературы.

  1. Г.В.Акопов. Проблема сознания в российской психологии. М., 2004.
  2. С. Гроф. Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти. М.: АСТ, 2007.
  3. С. Гроф. Путешествие в поисках себя. М.: АСТ, 2004.
  4. С. Гроф. За пределами мозга. М.: АСТ, 2005.
  5. В.В. Козлов. Психотехнологии измененных состояний сознания. М., 2005.
  6. Н.Д.Левитов. «О психических состояниях человека», М., 1964.
  7. Психология состояний. Хрестоматия. Под редакцией А. О. Прохорова. Изд-во «Речь», 2004.
  8. Д. Майерс. Психология. Минск, 2001.

 

ЭЗОТЕРИКА В ИНТЕРНЕТЕ

 

Предлагаю посетить сайт "Пазлы". Огромный выбор электронных книг по эзотерике, психологии, философии. Форум с разными разделами, в том числе с архивами на медиа-файлы. В последнее время сайт сильно преобразился в лучшую сторону. Ссылка тут. 

__________________

Эзотерический магазин А. Либиэра. Диски по почте. Низкие цены. Большой выбор. Гибкая система бонусов и скидок. Скачайте прайс-лист по следующей ссылке -http://www.libier.narod.ru/shop.rar - и сделайте свой заказ.

__________________

Книги А. Либиэра.

"Мессия". Скачать.

"По ту и эту стороны существования". Скачать.

"История эзотерики". Скачать.

"Искусство любить". Скачать.

"Философия творчества". Скачать.

__________________

 

Пишите мне на libier@narod.ru и высказывайте Ваши мнения и пожелания относительно тем нашей рассылки.

Удачи Вам на пути духовного восхождения и до встречи в следующем номере рассылки!


В избранное