Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эзотерический вестник Александра Либиэра


Эзотерический вестник Александра Либиэра.

Выпуск 47.

Приветствую каждого, кто стал подписчиком нашей рассылки!

Сегодня в выпуске читайте:

  • ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ОРДЕНА: Нищенствующие ордена.

·    ПУБЛИКАЦИЯ: А. Либиэр. История эзотерики (продолжение).

·    КНИЖНАЯ ПОЛКА: М.Абрамович. Иисус, еврей из Галилеи.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ОРДЕНА

НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНА

НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНА (лат. mendicantes) - ряд католических монашеских орденов, которые полностью или частично отказывались от владения имуществом и получения постоянных доходов и жили милостыней. Возникновение нищенствующих орденов в 13 в. тесно связано с развитием новых воззрений на монашескую аскезу, восходящих к идеалам регулярных каноников и премонстрантов, а также с влиянием массовых религиозных движений второй половины 12 — начала 13 в. В отличие от прежнего монашества, нищенствующие ордена были сосредоточены исключительно в городах. Идеология нищенствующего монашества несла на себе отпечаток острых социальных конфликтов эпохи, вызванных интенсивным развитием денежной экономики и растущей социальной поляризацией, породивших кризис традиционного христианского миросозерцания и усиливших ощущение близости конца света. Следование Христу понималось теперь как отказ от всякого имущества и даже крыши над головой. В «апостольской жизни» члены нищенствующих орденов (мендиканты) видели не прообраз идеальной киновии, но пример активной деятельности в миру во спасение других. Поэтому они именовали себя не «монахами» (отшельниками), но «братьями».

С самого начала нищенствующие ордена поддержало папство, стремившееся опереться на них в борьбе с еретическими движениями, укрепить пастырское служение в городах и повысить авторитет Церкви. Кроме того, нищенствующие ордена, более мобильные, чем прежнее монашество, не связанные с местными интересами, укрепляли вертикаль папской власти.

В обязанности нищенствующих орденов входили проповедь, исповедь, миссионерство и участие в инквизиции, что предполагало принятие всеми братьями священнического сана, а также создание орденской системы богословского и лингвистического образования. Организация проповеди в нищенствующих орденах существенно отличалась от территориальной, практиковавшейся в Церкви, и восходила к опыту еретиков — катаров и вальденсов. Проповедник не ждал, когда к нему соберется паства, но сам искал ее, шел к людям «со всем смирением», «пешком без золота и серебра, словом, во всем подражая апостолам». Конкуренция членов нищенствующих орденов с клиром порою доходила до острых конфликтов.

Число нищенствующих орденов за несколько десятилетий увеличилось настолько, что 2-й Лионский собор в 1274 вынужден был оставить только четыре наиболее крупных:

∙ доминиканцы,

∙ францисканцы,

∙ августинцы-эремиты и

∙ кармелиты.

Несмотря на это, к 16-17 вв. в Западной Европе существовал 21 нищенствующий орден. В 13-14 вв. крупнейшие из них широко распространились во всех странах Западной Европы, проникли за ее пределы — в Палестину, Египет, Закавказье, Крым, державу монголов в Центральной Азии, Китай, имели женское ответвление — второй орден и опекали многочисленные духовные братства мирян, объединенные в третий орден (терциарии).

По мере превращения нищенствующих орденов в разветвленные и влиятельные организации пересматривалось прежнее отношение к бедности, что у францисканцев вызвало раскол ордена. Большая часть нищенствующих орденов допускала развитие оседлых общин — конвентов с теми или иными владетельными правами. В то же время слабо выраженный общежительный характер этих общин, мобильность братьев внутри ордена обусловили появление в 14 в. у отдельных членов индивидуальной собственности. Попытки реформ в 14-16 вв. привели к оформлению в каждом ордене крыла обсервантов (от лат. observare — соблюдать), ратовавших за строгое следование первоначальным идеалам. В эпоху Реформации нищенствующие ордена попали под огонь критики гуманистов и протестантов, что вызвало упадок орденов, укрепивших свое положение лишь в 19 в.

 

ПУБЛИКАЦИЯ

А. Либиэр. История эзотерики (продолжение).

Глава  4. Основные учителя гностической традиции.

1.   Иисус Христос – основоположник гнозиса.

Согласно евангелисту Луке, Рождество Иисуса совпало с правлением Квириния в Сирии. Квириний был легатом Сирии в первые годы н.э.; однако надписи из Тиволи и Антиохии Писидийской свидетельствуют, что он контролировал Сирию также и за несколько лет до н.э. Ввиду отсутствия в древнем мире общего календаря точная дата Рождества не была известна. В VI в. монах Дионисий Малый сделал расчеты, согласно которым Рождество приходилось на 754 г. от основания Рима. Эта дата и принята для установления “новой эры”. Однако дальнейшие исследования показали, что Дионисий ошибся на несколько лет. Согласно Матфею (Мф. 2,1) и Луке (Лк. 1,5), Иисус родился незадолго до смерти Ирода Великого. Между тем астрономические вычисления показали, что затмение луны, имевшее место перед смертью этого царя, произошло в марте 4 г. до н.э. В Евангелии от Иоанна (Ин. 2,20) противники Иисуса говорят Ему, что Храм строился 46 лет. Начало же его перестройки относится к 20 г. до н.э. Следовательно, эти слова могли быть сказаны не ранее 26-27 гг. н.э. Лука (Лк. 3,23) говорит, что в это время Иисусу было “лет тридцать”, а император Тиберий правил уже 15 лет (3,1). Согласно восточному счету 15 год Тиберия падал на промежуток между осенью 27 г. и осенью 28 г. По Луке (Лк. 3,2) в 15 год Тиберия тетрархом Авилы, или Авилинеи, был Лисаний. Этого правителя Штраус и другие критики спутали с другим Лисанием, современником Ирода Великого. Лука же имеет в виду Лисания, правившего при Тиберии (см.: Флавий И. Арх. XIX,5,1). Надпись, найденная Р. Пококком, свидетельствует, что он был тетрархом между 14 и 29 годами. Все эти косвенные данные приводят историков к выводу, что Иисус родился ок.7-6 г. до н.э. в Вифлееме. Следовательно, он был казнен римскими оккупационными властями около 30 н. э. в Иерусалиме.

 

Слово «Христос» греческого происхождения и переводится на русский язык как «помазанник», «спаситель». Слово же «мессия» происходит от еврейского и означает то же самое, что и слово «Христос». Общеизвестно, что сам Иисус именовал себя Христом (т. е. мессией), за что и вызвал к себе ревностное отношение книжников и фарисеев.

 

«Уже одно то, что перед смертью Иисус поручил Свою Мать ученику (Ин 19,25-27), свидетельствует, что Он был Ее единственным сыном» (А.Мень). Остается неясным, кто были Иаков, Иосия, Симон и Иуда, названные в Евангелии “братьями” Иисуса (Мк 6,3), - сыновьями ли сестры Марии (Ин 19,25) или детьми Иосифа от первого брака, как утверждают апокрифы (например, Книга Иосифа Плотника, II). Быть может, и те и другие назывались “Его братьями”. В греческом и еврейском языках слово “брат” может означать разную степень родства. Мы все же склонны считать, что у Иисуса были сводные братья по отцовской линии.

 

Природа Христа.

Ортодоксальное богословие считает, что Иисус был непорочно зачат Девой Марией от Святого духа и что он был единственным Сыном Творца. Наша точка зрения несколько иная. И здесь возникает необходимость ее изложения. В общих чертах она сводится к следующему: Иисус имел земных родителей – Иосифа и Марию и он не был единственным Сыном Творца.

Дело в том, что если принимать к сведению все священные тексты, которые имеются в арсенале Примордиальной Традиции, то мы увидим, что нет достаточных оснований для ортодоксальной точки зрения на природу Иисуса.

Богосыновская природа, согласно гностической традиции, заключается в том, что каждый человек может стать Сыном (Дочерью) Творца, если раскроет в себе природу Христа. Раскрыть природу Христа – это значит достичь просветления. Евангелия от Фомы и Филиппа дают нам достаточно материала для понимания этой мысли.

С другой стороны, в канонических евангелиях (особенно в Евангелии от Иоанна) часто говорится о том, что Иисус был единорожденным Сыном Творца. Согласно гностической традиции, эти места в канонических евангелиях следует понимать не в смысле того, что Иисус был единственным Сыном Творца, а что душа Иисуса имела единственное воплощение в физическом мире. В этом контексте становятся понятными слова Иисуса «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58), которые он говорит книжникам и фарисеям. Каждая душа имеет свой возраст. И этот возраст души не исчисляется только земными годами ее существования. В этом смысле душа Иисуса старше, чем душа Авраама.

Наконец, что касается непорочного зачатия. В канонических евангелиях есть два места, согласно которым ортодоксия приняла догмат о непорочном зачатии Иисуса (см. Мф. 1:20-23, Лк. 1:26-38). Но Лука был учеником Павла и никогда не видел Иисуса, как собственно и Павел. Евангелие же от Матфея могло претерпеть редакцию, чтобы быть согласованным с Евангелием от Луки.

С другой стороны в Евангелии от Филиппа имеется такой стих: «Некоторые говорили,  что Мария  зачала от Духа святого. Они заблуждаются.  Того, что  они говорят,  они  не знают.  Когда (бывало,  чтобы) женщина  зачала  от женщины?  Мария  -  дева, которую сила  не  осквернила.  Она  -  великая  анафема для иудеев  - апостолов  и (мужей)  апостолических. Эта дева,  [которую]  сила  не осквернила,-  [чиста], осквернились  силы.  И  Господь  не   [сказал  бы]: [Отец] мой, [который на] небесах,-  если бы  у него не  было [другого]  отца, но  он сказал  бы просто: Отец мой» (Евангелие от Филиппа, стих 17). Филипп же, как известно, также был учеником Иисуса, как и Матфей. Более того, в Коране есть такой стих: «О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и его посланников и не говорите – три! Удержитесь, это – лучшее для вас. Поистине, Аллах – только единый бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок. Ему – то, что в небесах, и то, что на земле. Довольно Аллаха как поручителя! Никогда не возгордится Мессия над тем, чтобы быть рабом Аллаху, ни ангелы приближенные!» (Коран 4:171-172). Мухаммед же считается последним из пророков, через которого людям дается послание Творца, а Коран – последняя священная книга Примордиальной Традиции, в которой Творцом расставлены последние точки над I, касающиеся всех священных писаний Примордиальной традиции.

 

Наконец, если все же когда-нибудь смогут доказать, что Иосиф все же не был кровным отцом Иисуса, то мы склонны признать гипотетическую точку зрения, которую высказали в более ранней нашей книге под названием «Сущность сатанизма». Вот суть этой точки зрения. Если предположить, что Иисус Христос был клонирован путем скрещивания клетки земного человека (девы Марии) с «клеткой» представителя иной цивилизации (например ангельской), то данное противоречие может быть легко разрешено, т.к. Христос будет являться Сыном Божиим, в зачатии Которого Бог не принимал непосредственного участия. Сама же операция по клонированию была проведена ангелами, являющимися главными помощниками Бога в управлении нашим миром. О том, что Мария имела общение с архангелом Гавриилом, повествует само Евангелие (Лк. 1:26-31). Кроме того, в Евангелиях мы находим указания на то, что истинным отцом Иисуса был Дух Святой (Мф. 1:18; Лк.1:27-35), - что также не противоречит предложенной нами гипотезе клонирования Иисуса, т.к. природа Духа Святого в Библии представлена как действие определенного рода силы (Деян.1:8).  Всякая сила есть проявление действия какого-либо рода энергии. Всякая же энергия есть сущностное проявление материи. Следовательно, зачатие от Духа Святого может означать, что в чрево Марии была имплантирована особого рода материя, которая являлась клеткой Святого Духа. Сам же Святой Дух исходит из природы Бога-Отца (Ин.15:26), но Отцом (Иеговой) не является. Следовательно, коранический текст – «Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок» - следует понимать в следующем ракурсе: Бог не может иметь детей, как люди; рождение Иисуса Христа не было вызвано обычной причиной человеческого зачатия (т.е. посредством полового акта). Как видим, эти выводы совсем не противоречат той рабочей гипотезе, которая была предложена вниманию читателя.

 

Иисус и Иоанн Креститель.

 

В некоторых эзотерических кругах сложилось мнение, что Иисус и Иоанн Креститель представляли собой два противостоящих друг другу идеологических центра в Иудее и что между Иисусом и Иоанном была вражда, вызванная тем, что они мешали друг другу в проповеднической деятельности  и т.д. и т.п. Мы не склонны принимать эту точку зрения, так как не находим для нее достаточных оснований. Наоборот, в евангелиях (особенно в канонических) мы находим только одобрительное отношение Иисуса к Иоанну (см. напр., Мф 21,23-27,32; Мк 11,27-33; Лк 20,1-8), и наоборот.

Есть информация о том, что Иоанн был двоюродным братом Христа. Имеется также мнение (Леви. «Евангелие эпохи водолея»), что родители Иисуса и мать Иоанна были посвящены в герметическую школу, во время их бегства в Египет. Возможно, именно там они столкнулись и с ессейскими общинами, которые жили согласно герметическому и каббалистическому уставам, хотя с учением ессеев Иисус был ознакомлен через своего отца Иосифа, который, согласно некоторым источникам (Леви «Евангелие эпохи Водолея», Э.Шюре. «Великие посвященные» и др.), принадлежал к ессейской общине. Мы не отрицаем эту точку зрения, т.к. находим в учении Христа много общего с герметизмом и Каббалой. Кроме того, в Талмуде есть указания на то, что Иисус «научился магии в Египте» (Авод-Зара, 16б-17а). Эдуард Шюре в своей культовой книге «Великие посвященные» утверждает, что в отличие от Иоанна Иисус был посвящен в братство ессеев: «Иисус прожил несколько лет у Ессеев. Он подчинялся их дисциплине, Он изучал вместе с ними тайны природы и упражнялся в оккультной терапевтике. Он победил свою земную природу и овладел своим высшим сознанием. Изо дня в день размышлял Он над судьбами человеческими и углублялся в самого себя. Важнейшим моментом Его пребывания у Ессеев была та знаменательная для всего братства ночь, когда Он в глубочайшей тайне принял высшее посвящение четвертой ступени – то, которое давалось только в случае высокой пророческой миссии, добровольно принимаемой на себя Посвященным и утверждаемой Старейшинами». И далее: «В это же время Иоанн Креститель проповедовал на берегу Иордана; он не принадлежал к Ессеям, он был народным пророком, из крепкого племени Иуды». Но по словам того же Э. Шуре Иоанн был знаком с учением ессеев: «Приняв от Ессеев обычай священных омовений и преобразовав его по своему, он придавал крещению в Иордане значению видимого символа, как бы всенародное совершение внутреннего очищения, которое он требовал от людей».

Очевидно, в Египте пути Иисуса и Иоанна на некоторое время разошлись, т.к. согласно некоторым источникам (Евангелие эпохи водолея, Тибетское евангелие) Иисус продолжил свое обучение на Востоке, и вернулся в Галилею только через 17 лет. И, по всей видимости, именно в Египте у ессеев и Иисус, и Иоанн узнают о той миссии, которая будет возложена на Христа высшим миром. Очевидно, что ессеи научили Иоанна обряду крещения, а Иисуса – всем остальным обрядам, практикующимся в этом ордене. Им предстоит снова встретиться только через несколько лет, когда Иисусу исполнится 29 или 30 лет, и он закончит свое образование у великих посвященных Примордиальной Традиции.

Новый Завет не дает никакой информации о странствии Святого Семейства в Египте, кроме евангелиста Матфея 2:13-15, где говорится, что Иосиф "взял младенца и матерь его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода". Апокрифические писания и коптские христианские предания, которые в основном совпадают, указывают многочисленные места, где проходил Иисус и его родители во время их пребывания в Египте. В преданиях указываются те же места в Нижнем и Верхнем Египте, в которых в память об их посещении выстроены церкви; к ним относятся монастыри Вади Эль Натрун, Матариа и Аль Мохаррак. Но самым известным из них является Вавилон, римская крепость в Старом Каире. Она хранит в своих стенах древнюю церковь "Абу Сарга" (святого Сергия), построенную над подземным святилищем (крипта), где жил Иисус во время его странствия по древнему еврейскому кварталу Вавилона. Предания также гласят, что прежняя церковь этой крипты была построена во времена Апостолов. Цитируя Бутчера, это был еврейский квартал Вавилона и нет оснований сомневаться в преданиях, где говорится, что Иосиф и Мария прожили здесь большую часть времени своего пребывания в Египте - периода, протяженность которого по-разному определяется западными и восточными полемистами. Некоторые сокращают его до шести месяцев, другие растягивают от двух до четырех и даже до шести лет.

Брошюра, распространяемая египетским министерством туризма, озаглавленная "Святое Семейство в Египте", содержит более полный список церквей, построенных на местах, где по преданию проходило Святое Семейство. "Евангелие о младенчестве Иисуса Христа", апокрифический труд, датируемый около второго столетия, содержит многие моменты, встречающиеся в преданиях коптов.

 

Согласно гностической традиции, считается, что во время крещения Иоанном Иисуса, происходит сошествие Святого Духа и в Иисусе раскрывается Христос. «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17).

Мы видим, таким образом, парадоксальную ситуацию: посвященный в Примордиальную Традицию Иисус крестится у непосвященного Иоанна. Но именно в этой парадоксальности заложен особый сакральный смысл, который не каждый может увидеть: Иисус получает благословение не только Неба (посвящение у Ессеев и других Учителей), но и земли (крещение у Иоанна).

Но крещение, как известно, происходило, когда Иисусу было 29 или 30 лет. Согласно же каноническим Евангелиям Иисус и Иоанн со своими родителями покидают Галилею, когда Иисусу было 12 лет. Затем повествование продолжается, когда Иисусу уже 29 лет. У многих исследователей необходимым образом возник вопрос: чем занимался Иисус в течение такого большого промежутка своей жизни, как 17 лет? В Евангелии от Луки есть лишь один стих, относящийся к переходному периоду: "Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков" (Лк.2:52). И все. Традиционное мнение, принятое христианскими теологами и учеными, заключается в том, что Иисус в период утерянных лет находился в Назарете и никакой летописи о нем не велось, поскольку он не делал ничего достойного упоминания. Но ряд неортодоксальных исследователей истории христианства с этим не согласны. После того, как в 1894 Николай Нотович издал свою книгу под названием «Неизвестная жизнь Иисуса Христа», в которой было опубликовано знаменитое теперь «Тибетское Евангелие», эта партия исследователей находит все больше и больше сторонников.

 

Продолжение следует.

КНИЖНАЯ ПОЛКА:

М.Абрамович. Иисус, еврей из Галилеи.

Хочу предложить вниманию читателя книгу Марка Абрамовича "Иисус, еврей из Галилеи". Книга примечательна тем, что представляет собой достаточно вескую критику канонических евангелий. Возможно ее не стоит читать тем, кто воспитан в ортодоксальной традиции христианской церкви. Но если для вас дороже поиск истины, чем довольство чужими доктринами, то эта книга, несомненно, ждет вашего внимания. От себя хочу добавить, что я со многим, что говорится в этой книге, согласен, кроме одного очень важного вопроса. Автор отрицает мессианскую роль Иисуса. И в этом, очевидно, сказывается влияние на его мировоззрение ортодоксального иудаизма. Я не могу принять мнения ортодоксальных иудеев о том, что Иисус не являлся мессией (Машиахом), так как доверяю тексту Корана, где, в частности, об Иисусе говорится следующее:

«О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и его посланников и не говорите – три! Удержитесь, это – лучшее для вас. Поистине, Аллах – только единый бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок. Ему – то, что в небесах, и то, что на земле. Довольно Аллаха как поручителя! Никогда не возгордится Мессия над тем, чтобы быть рабом Аллаху, ни ангелы приближенные!» (Коран 4:171-172).

Иными словами, сам пророк Мухаммед свидетельствовал миру о том, что Иисус был мессией. Но ортодоксальные иудеи до сих пор ждут прихода мессии, и в этом, собственно, их право.

Кого заинтересовала книга Марка Абрамовича, даю ссылку библиотеки "Советника" - http://www.1-sovetnik.com/textes.html, где можно скачать эту книгу.

__________________

Архив Вестника:

Выпуски №№ 21-40 http://libier.narod.ru/vestnik21-40.rar

Выпуски №№ 1-20   http://libier.narod.ru/vestnik1-20.rar

___________________

Пишите мне на libier@narod.ru и высказывайте Ваши мнения и пожелания относительно тем нашей рассылки.

Удачи Вам на пути духовного восхождения и до встречи в следующем номере рассылки!

 

 

 

 


В избранное