Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эзотерический журнал.

  Все выпуски  

Эзотерический журнал. №4.


Несмотря на то

Эзотерический журнал.                                         

Выпуск №4/2008

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этом номере «Эзотерического журнала» предлагаем вашему вниманию следующие произведения, размещенные по соответствующим рубрикам:

  • СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: Махабхарата.
  • ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ: Д. Странден. Герметизм: его происхождение и основные учения.
  • ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Т. Буркхарт. Алхимия.
  • Чем примечательны эти произведения? Начнем по порядку.

    1. Махабхарата (санскр. "Великий Бхарата") — величайший эпос народов Индии.
    Одно из крупнейших литературных произведений в мире, представляет собой сложный, но органический комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединенных центральным сюжетом; содержит более 100 000 двустиший, что в 4 раза длиннее Библии и в 7 раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе.
    Махабхарата — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается "пятой Ведой". Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в ней есть всё на свете.

    Авторство Махабхараты приписывается мудрецу Вьясе. Фабулой эпоса является повествование о распре между двумя претендентами на престол — потомками Куру и сыновьями Панду — продолжавшейся 18 лет, гибели Кауравов и отказе Пандавов от престола. Однако малая часть поэмы посвящено этой тематике, а основное место в ней занимают мифологические, философские и социальные темы. Великая битва на Курукшетре знаменует собой начало Калиюги — четвертой и последней, наихудшей эры нынешнего цикла истории человечества.

    Частью Махабхараты является Бхагавад-гита — важное священное писание индуизма (особенно вайшнавизма), многими почитаемое как Маха-Упанишада (Великая Упанишада).

    Махабхарата состоит из 18 парв (книг):
    1. Ади-парва (Первая книга)
    2. Сабха-парва (Книга о собрании)
    3. Аранья-парва (Лесная книга)
    4. Вирата-парва (Книга о Вирате)
    5. Удьйога-парва (Книга о старании)
    6. Бхишма-парва (Книга о Бхишме)
    7. Дрона-парва (Книга о Дроне)
    8. Карна-парва (Книга о Карне)
    9. Шалья-парва (Книга о Щалье)
    10. Сауптика-парва (Книга о нападении на спящих)
    11. Стри-парва (Книга о женах)
    12. Шанти-парва (Книга об умиротворении)
    13. Анушасана-парва (Книга о предписании)
    14. Ашвамедха-парва (Книга о жертвоприношении коня)
    15. Ашрамавасика-парва (Книга о жительстве в лесу)
    16. Маусала-парва (Книга о битве на палицах)
    17. Махапрастханика-парва (Книга о великом исходе)
    18. Сваргароханика-парва (Книга о восхождении на небо)

    Скачать "Махабхарату" можно здесь.

    Скачать фильм "Махабхарата" можно здесь.

    Скачать аудио-книгу "Махабхарата" можно здесь.

    Заказать все эти 3 файла на 4-х DVD-дисках за 350 рублей можно здесь.

    2. С. Ключников. Свет Египта.

    Сегодня становится очевидно, что древнеегипетский миф и представления о мире лежат в основании всей европейской культуры, включая Ветхий и Новый Завет. Влияние Египта на ветхозаветную традицию, конечно же, несводимо к описанию "тьмы египетской". Согласно эзотерическим воззрениями "свет Египта" — это прежде всего те знания, которые принес иудей­скому народу Моисей, посвященный в таинство сокровенных египетских мистерий. Не менее велико влияние страны пира­мид и на христианство, которое глубоко впитало египетскую доктрину о сохранении тела после смерти, преобразовав ее в идею воскресения во плоти. Глубокое, хотя и внешне неоче­видное воздействие оказал Египет и на русскую культуру. До­статочно вспомнить некоторые духовные стихи и прежде всего Голубиную Книгу, где говорится о "Кем-земле" (так сами егип­тяне называли свою страну), "кипарис-дереве" (в этом слове угадывается звучание имени Озирис), "птице Изиде-Феникса", а также о корабле, плывущем к Небесному Иерусалиму, чей образ так напоминает барку египтян. Иногда ласково-просто­речное название нашей страны "Расея" связывают с египет­ским солнечным божеством Ра, рассеявшим свои золотые лу­чи в необозримых российских просторах.

    Основатель антропософии Рудольф Штейнер, придержи­вающийся восточной доктрины реинкарнаций (перевоплоще­ний), утверждал, что "многие египтяне воплотились среди рус­ского народа". Интересно, что Елена Ивановна Рерих, провоз­вестница Огненного Откровения XX столетия — Агни Йоги, а также знаток эзотерических учений, хотя в целом не принима­ла антропософии, в данном случае согласилась с точкой зре­ния Штейнера. Подтверждая внутреннюю мистическую связь и преемственность между древнеегипетской и российской душой, национальным характером и духовной культурой, она в своем письме от 17.11.49г. писала: "Действительно, многие лучшие египтяне рождались среди лучших русских и будут продолжать рождаться среди них".

    Мощное влияние Египта и его сокровенно-философской основы — учения герметизма на мировую и отечественную культуру запечатлено в языках многих народов. Отечественный "Словарь иностранных слов" от 1989 года, определяя сло­во «герметизация» как "создание непроницаемости стенок и сое­динений...", возводит это понятие к имени знаменитого древне­египетского мудреца Гермеса, которому приписывалось "искус­ство прочной закупорки сосудов". Наверное, все, что говорил Гермес, в том числе и проповедуемая им философия и духов­ная наука, было действительно построено на очень прочных основаниях, ибо влияние идеологии герметизма сохраняется в различных религиозно-мистических орденах и организациях до наших дней.

    Судьба герметизма на протяжении всей истории челове­чества была нелегкой, и отношение к нему, особенно в последние столетия, было неоднозначным. Е.П.Блаватская писала по этому поводу: "В первые десятилетия XIX века и церков­ники, и люди науки смотрели на герметическую философию с двух точек зрения. Первые называли ее грешной и сатанин­ской, последние же отрицали категорически ее подлинность, несмотря на свидетельства, приводимые наиболее эрудирован­ными людьми всех веков". Главной причиной этого неодно­значного отношения была прежде всего тайность, закрытость герметических знаний, их принадлежность к области эзотери­ческой мудрости, не совпадающей с господствующей идеологи­ческой парадигмой.

    Оккультные знания принято условно подразделять на две основные ветви — восточную, связанную с индоарийской духов­ной традицией, на которую впоследствии опирались теософ­ские доктрины, и западную, восходящую к Халдее, Ассирии, Вавилону, Египту. Эта западная эзотерическая составляющая оккультизма как раз и является герметизмом. Герметическая философия, в свою очередь, может быть подразделена на ран­нюю, чисто египетскую духовную науку, связанную с именем Гермеса Трисмегиста, и позднюю, ставшую знаменем многих средневековых эзотерических орденов и тайных обществ. По мнению современного исследователя эзотерических проблем Е.Варшавского, поздний герметизм представляет собой своеоб­разный сплав нескольких направлений — "египетского политеиз­ма, иудейского и христианского монотеизма, а также греческого идеализма". Основатель герметизма, именуемый в Египте Тот, позднее, в эпоху правления основанной Александром Македонским династии Птолемеев и взаимодействия с греческой культурой, получил имя Гермес.

    Тот-Гермес считался легендарной личностью и многопла­новым божеством. Оккультист Шюре, посвятивший герметиче­ским мистериям целую главу своего труда "Великие посвя­щенные", утверждает, что Гермес представляет собой "родовое имя", играющее для Египта ту же роль, что для Индии Ману, т.е. одновременно и мудрец, и каста, и бог". Как божество Тот, согласно древнеегипетским религиозным представлениям, свя­зан с планетой Меркурий, считающейся у египтян посредни­ком богов со светлой стороной луны, содержащей эликсир бессмертия, с культом ибиса и змея. В качестве синонима касты Тот являлся мистическим покровителем жреческого ордена древнего Египта. И наконец, в аспекте личности (хотя это ни­как не подкреплено данными исторической науки) Гермес Трисмегист ("Трижды Великий Гермес") рассматривается в эзо­терической традиции как конкретный человек, достигший вы­соких степеней духовного посвящения и живший в Египте за несколько тысячелетий до Рождества Христова. Более точно говорить о времени, когда он жил, не представляется возмож­ным, и, хотя некоторые духовные ордена (например, амери­канский орден АМОРК, претендующий на звание розенкрейцерского) называют конкретные даты жизни Гермеса (от 1399 до 1257 до Р.Х., всего 142 года), большинство серьезных иссле­дователей эзотеризма, включая Е.П.Блаватскую, ограничиваются общим указанием на глубокую древность, "когда греки еще не были эллинами".

    По свидетельству тяготеющего к гностицизму Отца Церк­ви Климента Александрийского, мудрец оставил после себя 30000 томов, помещенных в библиотеке гробницы Озимендии, над входом в которую были начертаны слова "Лекарство для души". До нас дошли 14 трактатов, приписываемых Гермесу, хотя и несущие на себе налет более поздних христианских комментаторов. Трактаты собраны воедино в сборник под на­званием "Пемандра или Пастырь мужей". Помимо них, уцеле­ла герметическая книга «Асклепий или Посвятительная речь» и четыре отрывка из книги «Дева Мира». В них Гермес утверждает идею единого Бога» которая отождествляется у него с понятием Логоса, божественного Разума, сотворившего мир и вносящего в него свет и порядок: "Откуда произошли стихии природы? Из воли Бога, который, взяв Логос и созерцая в нем порядок и красоту, создал миф по этому прототипу".

    Центральное произведение Гермеса Трисмегиста — это его знаменитая «Tabula Smaragdina» («Изумрудная скрижаль»). В нем излагаются правила особой духовной науки — Великого алхими­ческого делания, выполнение которых ведет, согласно эзотери­ческим воззрениям, к солнечному посвящению. Принципы, изложенные в "Изумрудной скрижали", стали основой гермети­ческой философии, распространенной среди многочисленных тайных обществ и орденов средних веков, эпохи Возрождения, Реформации. В первую очередь это относится к алхимикам, тамплиерам и розенкрейцерам.

     

    В конце XIX — начале XX века в России вспыхнул инте­рес к духовной культуре древнего Египта. Это выражалось и в успехах академической египтологии, и в усилившемся тяготе­нии к древним знаниям, мифам и образцам "Кем-земли" со стороны художественной интеллигенции (Вл.Соловьев, Гуми­лев, Брюсов, Белый, Волошин), и в попытках российских ок­культных философов проникнуть в глубины герметической мудрости. К примерам подобного оккультного подхода можно отнести деятельность русской астрологической школы начала XX столетия и прежде всего работы астролога Запрягаева, книги отечественных мыслителей и практиков эзотеризма Мебиуса, Успенского, наконец, Вл.Шмакова. В своих трудах "Священная книга Тота. Арканы Таро" и ''Пневматология'' Шмаков подробно цитирует изречения Гермеса, излагая 22 аркана (принципа, тайны), по которым, согласно учению древнееги­петского мудреца, устроена вселенная. Весомым вкладом в исследование герметической духовной науки является и предлагаемая вниманию читателей работа Д.Страндена ''Герметизм", носящая подзаголовок "Сокровенная философия египтян".

    Странден — видная фигура отечественной оккультной философии начала века, член Совета Российского Теософского об­щества, увлеченный египетской мудростью и розенкрейцерскими идеями. Он неоднократно публиковал свои статьи в "Вестнике теософии", а также выступал с лекциями и докладами, пропагандируя духовные знания среди широких слоев обще­ственности. Кстати, данная книга является по сути переработ­кой реферата, который был прочитан автором в 1913 году в аудитории, не имеющей прямого отношения к оккультным проблемам — в "Обществе ревнителей истории".

    Странден из скромности называет свою работу популяр­ным очерком, не имеющим целью продемонстрировать автор­скую эрудицию и направленным на изложение основных идей герметизма. Однако, несмотря на сравнительно небольшой объем книги, ему удастся емко и рельефно изложить основ­ной круг идей, понятий и законов герметической философии. Он ставит перед собой задачу способствовать примирению нау­ки и религии, полагая, что "древнее герметическое миросозер­цание окажется, быть может, той нейтральной почвой, на ко­торой со временем осуществится сближение двух основных по­люсов человеческой активности — знания и веры. Герметизм, по мнению Страндена, с одной стороны одухотворяет науку, а с другой насыщает знанием христианство, раскрывает заложен­ный в нем высокий гнозис. Автор полагает, что герметизм нельзя рассматривать как учение, противостоящее христианст­ву или развивающееся вне всякой связи с ним. Напротив, он рассматривает герметизм как эзотерическое, гностическое хри­стианство. Мистический смысл поисков "философского камня" алхимиков-герметистов Странден видит в пробуждении внутри человека божественного Христа, напоминая, что в Священном Писании Христос называется "камнем", который отбросили строители, но который должен быть "поставлен во главу угла" герметической духовной алхимии.

    Строго говоря, любое подлинно высокое учение всегда имеет в качестве важнейшей составляющей алхимию, понима­емую как особую науку преображения души. Существует китайско-даосская, тибетско-буддийская и арабско-суфийская разно­видности духовной алхимии. Герметизм, по Страндену, — это своеобразная христианско-гностическая эзотерическая алхимия, применение которой позволяет ее адептам лучше понять зако­ны улучшения души, глубины человеческой природы, нуждаю­щейся в преображении и порой интенсивно этому сопротивля­ющейся.

    Странден, внутренний выбор которого в большей степени связан с розенкрейцерской традицией, сопоставляет розенкрейцерство с масонством. Он признает в качестве подлинно духовного эзотерического учения лишь "голубое", или иоанновское, масонство, рассматривая его прочие разновидности и от­ветвления как чисто внешние административные организации. К политическому масонству ("Великий Восток" Франции), а также к орденам, возникшим под внутренним влиянием иезу­итов, при всей внешней к ним оппозиции (здесь автор явно имеет в виду иллюминатов), Странден относится критически.

    К сожалению автор, во многом базирующийся на произ­ведениях Е.П.Блаватской, упрекая ее в ошибочном соотнесении духовных принципов человека с различными планетами, сам делает ошибку, ибо основательница Теософского общества про­извела такое соотнесение не с астрологической, а с духовно-эзотерической точки зрения, повернув, таким образом, ключ познания на следующий оборот.

    Призыв Страндена овладеть своей внутренней природой, найти в себе Христа и затем "сплоченной ратью" работать над духовным возрождением человечества по вполне понятным причинам не мог быть реализован в 1913 году — русское обще­ство ждала историческая Голгофа. Будем надеяться, что теперь возникли более благоприятные условия, и все действительно ценное, что сосредоточено в герметической философии, пройдя великий отбор времени, найдет свое место в грядущем и по­может сложить прочный и нерушимый храм духовной культуры человечества.

     

    Скачать книгу Страндена можно здесь.

    Заказать 3 DVD-диска "Гнозис" за 300 рублей можно здесь.

     

    3. Евгений Головин. Алхимия и ее эманации.


         Магия — система всеобщих, совершенно непонятных связей. В принципе ничего нельзя досконально растолковать, всякое объяснение есть псевдо-объяснение, утоляющее на время голод вопросительного знака. В отличие от ученого исследователя, маг не спрашивает, "почему это так", а просто констатирует: "это так".

         Женское тело воздействует магически, это так. Можно лишь проследить процесс и результат подобного воздействия. Женская прельстительность уничтожает настоящий момент, предлагая режим ожидания, надежды, будущей удачи или неудачи. Если мужчина сразу не овладевает женщиной своего эротического внимания, он, безусловно, изменяет своему первобытному началу, теряет собственный ритм, уступает плавной женской монотонности. Начинается длительная и губительная фиксация на внешнем объекте. "В фехтовании это означает смерть", — говорит буддизм дзэн. В магии это называется "погружением в лунное сияние".

         Лунатики, маниакалы, клептоманы, дипсоманы напряженно ощущают полнолуние. В центре серебристого круга, имеющие глаза, различают черное пятно, от которого исходит ядовитое марево. Оно окисляет металлы, тупит лезвия, вселяет беспричинный страх, порождает головокружения и прочее. Это ядовитое марево активизирует акул и летучих мышей, заставляет паучих интенсивней плести паутину (в гримуарах по магии считается, что паутину плетут только паучихи).

         От "полнолуния" обнаженного женского тела исходят эманации черной магнезии, которые дурманят мужские мозги и вызывают томительную эрекцию. Но это еще полбеды. Повышенно чувственные субъекты имеют шансы умереть от разрыва сердца или заполучить смертельную болезнь под названием "сатириазис", когда мозги разрываются от сладострастных, почти осязаемых образов, а постоянное возбуждение доводит до безумия.

         Лунное марево и черная магнезия создают специфически женскую сферу монотонной фиксации. Отсюда магические архетипы женских работ — шитья, ткачества, прядения, вышивания. Гипнотическая фасцинация женским телом вполне сравнима с поведением паука в режиме паутины. После спаривания, противиться коему он не в силах, паук в бесполезных попытках бегства застывает безвольной жертвой паучихи. Такова судьба самца в лунном сиянии матриархального пространства.

         Характер и темперамент каждой женщины отражают ту или иную космическую стихию — землю или воду, воздух или огонь. В этом смысле женщины соответствуют элементалам, населяющим стихии — хтонам, ундинам-нереидам, сильфидам, саламандрам.

         "Женщины земли", послушные Гее, Деметре, Кибеле, нацелены на зачатие, роды, воспитание потомства. Мужчины — "мелиораторы", сельские работники, полезный инвентарь. Женщина земли отличается деловитой пошлостью, основательностью, сугубой меркантильностью, ленивые зрачки мерцают и суживаются только в предчувствии материальных благ для нее и детей. Ее эминентные формы, влажный магнетизм ее женского средоточия властно притягивают мужской пенис, потом отбрасывают за ненадобностью. Она — живая аллегория геоцентризма. В прокрустово ложе ее моральной установки втиснуться невозможно: она обзывает мужчин "кобелями" и в то же время презирает "импотентов", ее характеризуют безличные ласкательные словечки — миловидная, хорошенькая, смазливая…

         Она понятия не имеет о красоте, поскольку в этом не нуждается ее самодовлеющая целесообразность. Да, мужчина ее инструмент, но ведь и она — только инструмент "хтонид", великих богинь плодородия: за ними блуждают в протоисторических туманах тени древних, древних старух, повелевающих жестко детерминированной судьбой.

         Динамика и горизонт воды устраняют жестокую целеустремленность и "назначение", предлагая женщине разнообразие выбора. Образуется специфическая женская гармония, обусловленная плавностью и текучестью линий, тайный или явный "танец" разлагает монотонность ходьбы, вздымает руки над угрюмой ежедневностью работы. Поэтому Фридрих Шиллер заключил:      

         Любая земная Венера, сопричастная небу,

         Рождается в темной глуби виноцветного моря.
         

         Красота отрицает устойчивое и детерминированное бытие, прошлое и будущее, уверенность в завтрашнем дне и прочее такое, красоте присуща свобода индивидуальности. Отсюда ее невозможность в современную эпоху, чьи бесконечные схемы, законы и стандарты порождены тяжкой земной стихией.

         Женщину земли формируют дух времени, местный колорит, косметика, мода — словом, внешние влияния подгоняют и шлифуют ее в том или ином стандарте. Подобная женщина в высокой степени не свободна и не индивидуальна. Иное дело присутствие Афродиты Анадиомены. Богиня пробуждает в женской душе и теле активную и автономную жизнь сперматического эйдоса. В значительной степени независимо от окружения, композиция души и тела таинственно меняется, превращая женщину в существо дивное и неповторимое.

         Аналитическое познание, основанное на фиксации и равнодольности, суть синоним смерти. Подобное познание конструирует общие модели, разделяя природу на мертвое и "пока еще живое".Уже лет триста модель человека функционирует в модели вселенной, причем ученые обещают гибель и этого псевдобытия, прогнозируя космические и техногенные катастрофы.

         Ученые, как и большинство наших современников, люди истинно верующие. Они безоговорочно верят в смерть. Что есть вера? Вера в "нечто" делает это "нечто" сердцевиной верующего. Вне колебаний и сомнений. Люди новой эпохи могут сомневаться в Боге, богах, будущей жизни, вообще в чем угодно, однако в смерть они верят свято.

         Этой материи, этой земле, этой персти земной присуще беспредельное privatio, то есть лишенность, нужда. Посему рациональное познание аналогично охоте и войне.

         Святая вера в смерть или, напротив, святая вера в жизнь радикально отличает химию от алхимии, науку от магии.

         "Извлечение благородных металлов, — пишет Титус Буркхарт, — из смешанной породы с помощью элементов растворяющих и очищающих — например, ртути и сурьмы в соединении с огнем — невозможно без преодоления мрачных и хаотичных сил натуры; реализация "внутреннего серебра" или "внутреннего золота" — в их чистоте и нетленной озаренности — невозможна без преодоления иррациональных и темных тенденций души".

         Буркхарт, очевидно, имеет в виду, исходя из гипотезы о четырехчастном делении души, ее вегетативную и анимальную часть.

         Из двух оппозиций новая эпоха выбрала смерть как самодовлеющее и несомненное единство, более того: жизнь, по ее мнению, при неисчислимости благоприятных факторов, обусловлена гниением, разложением, случайным возникновением органического из фундаментально неорганического. Жизнь — явление исключительное, потому-то ученые никак не разыщут аналогий во вселенной. Войны, болезни, похороны заставляют приходить к максиме: "живем один раз" — выводы отсюда совершенно необъятны.

         Что мы имеем? Преходящую жизнь, затем черное небытие либо зловещие туманы аутсайда, затем весьма проблематичную тропу бессмертия души и воскрешения плоти. Небогато.

         Однако в стопроцентной несомненности небытия присутствуют трещинка, изъян. Иначе нельзя объяснить стойкость платоновых пещер, вечных возвращений, фонтанов жизни, эзотерических путеводителей. Здравомыслящие граждане любят почитать об этом, но вообще полагают, что трещинка ползет не по монолиту небытия, но в головах бездельников и фантазеров.

         Материю характеризуют пассивность, потенциальность, лишенность (privatio). Но при всем том всякому виду материи присуща собственная спецификация лишенности: слепые глаза хотят видеть, дерево хочет пить, огонь хочет пожирать дерево. Только материя человеческого мозга уникальна и всепожирающа как небытие. И поскольку человек новой эпохи сделался сателлитом смерти, его бесят "жесткие рамки" отпущенного срока, который надобно распределить рационально, как заключенный распределяет кусок хлеба.

         Horloge! dieu sinistre, effrayant, impassible… (Часовой механизм! Бог зловещий, устрашающий, бесстрастный…)

         Далее в знаменитом стихотворении Шарля Бодлера проступает следующий образ: "Три тысячи шестьсот раз в час… Раздается писк секунды, злобного насекомого: "Помни!"… Теперь говорит: "Я уже Когда-то… Я высасываю твою жизнь своим ненасытным хоботком".

         В подобном климате слово "жизнь" иррелевантно. Выжить, существовать, бороться за существование. Поэтому здесь промышляют взаимным вампиризмом и убийством, разделывают, распределяют на полезное и бесполезное, ломают и строят, анализируют и синтезируют. Но любой субъект, который познаёт людей и природу экспериментальной вивисекцией, сам становится объектом аналогичного познания.

         Из магического мировоззрения следует исключить христиански интерпретированную "черную магию", только внешне напоминаюшую колдовские ритуалы древности. Изощренностью, точностью, ориентацией на смерть черная магия вполне похожа на современную науку. Но несмотря на несомненную гениальность, ученым далеко до мастеров позднего средневековья. Достаточно почитать "Анналы инквизиции 1400-1450", изданные в 1860 году доминиканцем Луи де Шандором, перешедшим в масоны. Гуманное негодование составителя против инквизиции не мешает ужасаться делам поклонников Зла: деревни и города, опустошенные неслыханной болезнью; ливень тарантулов и ядовитых змей с голубого неба; бургомистр, вспыхивающий словно внезапный факел; группа солдат, уходящая в гранитную скалу раз и навсегда; поселок в тысячу душ, который ложится спать и более не просыпается. Все это записано в донесениях и судебных отчетах в графе "О других предосудительных событиях".

         Транзитность жизни и триумф смерти четко означили тенденции натурфилософии и научной активности после средних веков. Медики, фармацевты, химики, либо в сложных микстах растительных и животных соков с кислотами и солями, либо в неустойчивых соединениях золота и серебра, либо в сульфатах и окислах вульгарных металлов, стремились отыскать фильтры и эликсиры долголетия.

         В глубине материи скрыта эйдетическая форма (эйдолон), которую необходимо пробудить к действию. Так под влиянием скульптора в мраморе зреет статуя, так резчик освобождает деревянную ложку из дерева (Николай Кузанский. Книга простеца). Spermatos или фермент связует космические элементы тайным огнем, потому-то выявленный артефакт столь энергично суггестивен. Когда фермент активизируется, материя (мрамор, дерево, глина, лист бумаги) беременеет и помощью артиста, играющего роль повивальной бабки, разрешается статуей, амфорой, стихотворением.

         В данном случае за материей вообще не признается атрибутики "лишенности" и "пассивности", созерцатель, скульптор, герметик относятся к ней как субъект к субъекту.

         Согласно Майстеру Экхарту, для раскрытия эйдетической формы материи необходимо избавиться (материю необходимо избавить) от всех внешних наслоений. Артист может только очень и очень деликатно способствовать подобному процессу. Статуе, фонтану, неофиту самим надо преодолеть тягость матери земли и подняться в подвижую среду воды, воздуха и огня или, иначе говоря, в область сомнамбулизма, фантазмов, миражей и галлюцинаций.

         Но кто он, кто видит и слышит миражи и галлюцинации, когда земная плоть отступает? Куда направляется существо, которое идентифицирует данности восприятия как свои? На поиски субтильного тела собственной души в зыбкую реальность Океаноса. Подобное существо вполне материально в материальности сновидений и фантазмов. "Необходимо огню спуститься в форме воды, чтобы очистить материю…" — примечание президента д'Эспанье, знаменитого алхимика. Космическая стихия воды активней земли, там нет смерти как неподвижности и стагнации.

         Это связано с мифом о hyle или materia prima. Геракл преследовал нимфу Гиле, которая прыгнула в фонтан и приняла форму автономной воды. Геракл отделил ее от земной воды в виде цветка. Потому Раймонд Луллий и написал: florem nare per liquidum aethere — цветок рождается из текучего эфира.

         В акватической среде разумное вычисление бесполезно, здесь ведет только интуиция Красоты. Восприятие распадается и дробится, образы, прикосновения, звуки, запахи блуждают порознь, собираясь в нечто организованное и вновь рассыпаясь. Как распознать в субстанции anima mundi субтильное тело собственной души? Прекрасное притягивает, но этого мало. Надо, чтобы "я" обрело там плоть и кровь.

         Если человек не верит в серьезность неоплатонической "фантазии" и считает одинокий поиск очень сомнительным, очень опасным, он уходит в "иное", хорошо или плохо устраиваясь среди людей, и отрекается от метахтонического пути "я". Итак, "фантазия" — климат напряженной сублимации внутреннего Эроса и активной эстезии. В отличие от фантазии, воображение пассивно, рецептивно, реактивно, репродуктивно. Нам не дано определить границу субъективного восприятия и "объективной" реальности. Но вполне вероятно следующее: чем пассивней восприятие, тем жесточе вещи и события вампиризуют нас.

         Воображение: материя чрезвычайно хищная, пористая, впитывающая всё — сны, случайные разговоры, теории, мнения и, подобно некоторым видам тропической паутины, пожирающая своего "изготовителя".

         Воображение: адская смесь дурных предчувствий, боязливых надежд, псевдоинтуиций, сладострастных силуэтов, идей фикс, компенсаций, ожиданий, ужасов, искаженных копий знакомых либо прохожих — это пронизано социально акцентированными гипотезами касательно жизни и смерти, религии, морали, эстетики.

         Если воображение превалирует, личность растворяется совершенно. Человек проявляется лишь при концентрации воображения вокруг профессии, семьи, игры, любви. Эта концентрация обусловлена "интересом". Когда интерес пропадает, концентрация ослабевает, человек рассеивается в хаосе воображения. Интерес — разновидность тягости, притягательности хтонической бездны, интерес возбуждается провокативом, а всякий провокатив — женская прелесть, деньги, власть, наркотики — действует тем эффективней, чем слабей целое, индивидуальность.

         Земля во всех модификациях — от стерильных пустынь до роскошной вегетации тропиков, основа и мать всех царств природы. Ей принадлежит львиная доля менделеевской таблицы, где вода и воздух занимают сущую чепуху, огонь вообще на присутствует. Однако представить землю без трех остальных стихий нельзя. При этом данные стихии не порождены землей и ее производными не являются. Легитимно предположить: в режиме воды иные три стихии пребывают иначе, нежели в режиме земли. Сие справедливо касательно воздуха и огня.

         Земля. Если мы в перспективе новой астрономии полетим, скажем, в другую галактику, ничего качественно не изменится — разве только химический анализ другой планеты обогатит менделеевскую таблицу.

         Эмоциональная, умственная, телесная деятельность, пусть даже максимально динамичная, базируется на земной атрибутике: всегда необходима основа, ось, опора, стабильность, начало и конец. Но главный атрибут земной жизни — тягость, притяжение. Когда во сне наше "я" распадается в сомнамбулических перифериях, земное притяжение пробуждает нас и собирает привычной композицией. Слава богу, вздыхаем мы после кошмара, черт бы подрал эту ежедневную бодягу, говорим мы, вырванные из блаженного сновидения.

         Земная жизнь, изуродованная механицизмом, с каждым годом обретает дополнительные качества невыносимости. В климате дефицита, скудости, лишенности (privatio) — ибо какую пищу телу и душе дает беспрерывная репродукция и ретрансляция? — воображение превратилось чуть не в единственный источник компенсации. Стимулируя воображение разнообразными допингами, люди всё чаще отправляются в рискованное "каботажное плаванье", однако притяжение берега, прилив снова втягивают на землю "пловцов". Спровоцированные сновидения, наркотические либо алкогольные галлюцинозы вызывают нервные недомогания и социальные преследования, но, по словам Шарля Бодлера, "куда угодно, только подальше от этого мира".

          Однако свобода суть поиск квинтэссенции, Изиды или Афродиты. Это следует понимать как угодно — символически или буквально.

          Титус Буркхарт хорошо изложил земные параметры алхимии, дал представление о процессе, ступенях и колоритах великого магистерия. Остается маленькое "но": тайный и сугубо индивидуальный огонь — без него работа бесполезна, успех немыслим. Если бы алхимия, подобно химии, опиралась на "объективные законы", коллективы НИИ давно бы решили проблему питьевого золота в частности и камня философов вообще. "Пудра проекции" не действует в чьих угодно руках, необходимо присутствие ее автора. Только в романах, скажем, у Густава Майринка в "Ангеле западного окна", пудра проекции, похищенная из гробницы святого Дунстана, эффективна в любой ситуации. Разумеется, это не единственное, но очень важное условие.

          Если алхимия в начале восемнадцатого века медленно и неотвратимо перешла в научную химию, то какой смысл рассуждать об алхимии сейчас? Сам факт подобного перехода отлично иллюстрирует прогрессивную диссолюцию традиционной мудрости. О чем говорить, если даже Юлиус Эвола, даже Титус Буркхарт склонны смешивать алхимию с хатха и тантра йогой. Более того: великолепнейший эрудит (может быть и больше) Клод д'Иже упрекнул самого Рене Генона в том, что "он в сущности считает всю оперативную алхимию занятием суффлеров и сжигателей угля".

          Вспомним строку Джона Донна: "Солнце и земля исчезли. Элемент огня исчез и никто не знает, где его искать". Однако герметика вечна и ее временное затмение, обусловленное духом новой эпохи, ни о чем не говорит. Так поэт Жерар де Нерваль сказал в одном сонете: "Они вернутся — Боги, о которых ты тоскуешь".

          Двадцатый век по преимуществу время интерпретаторов и археологов, время, если можно так выразиться, генеральной ревизии мусорной свалки истории. Алхимия, равным образом, не избежала тщательного досмотра. Сотни книг вышли на тему сию, фолианты и гравюры, которые когда-то были предметом кропотливых поисков, ныне, благодаря технике репродукции и компьютерам, доступны всем и каждому. Результат разумеется нулевой, поскольку информация и мудрость взаимоисключаемы. И все же есть бальзам в Галааде. Современная эзотерика насчитывает с десяток первоклассных мудрецов, алхимия…тут дело обстоит хуже. Кроме Александра фон Бернуса, Эжена Канселье и Клода д'Иже назвать следует только одного человека. Фулканелли.

         Ситуация этого мастера загадочна и парадоксальна. Благодаря окаянным масс-медиа, вдохновленными Эженом Канселье (что, понятно, его не красит) имя "таинственного и великого Адепта" засверкало ядовитыми рекламными пятнами. Канселье почел необходимым воспевать Фулканелли как Дарзи воспевал Рики-Тики-Тави в сказке Киплинга. Как сказал Франклин москитам "коснейте в злодействах, кровопийцы", как сказал Ницше ученым античникам "растаскивайте, свиньи, капусту из огорода".

         Почему так резко? Потому что мастер алхимии не звезда шоу-бизнеса.

         Попробуем взглянуть на феномен Фулканелли вне Эжена Канселье. Его книги ("Тайна соборов", "Обители философов") дают достаточно материала для оценки уровня и квалификации. Авторитетный тон, понятный, очень образный язык, изобилие совершенно великолепных примеров, зачастую весьма редких, выдают замечательного эссеиста. (Этот жанр прославили французы после Монтеня). Здесь надобно сделать существенное замечание. Книги Фулканелли никоим образом не напоминают "книги адептов", таких как Джордж Рипли, Ириней Филалет, Сендивогиус, Сетон, Томас Воган, которые отличаются запутанной сложностью, темным аллегоризмом, геральдической эмблематикой. Достаточно пролистать работу французского алхимика XVII века Гобино де Монтлюизана "Примечательное объяснение иероглифических фигур главного портала собора Нотр-Дам", чтобы заметить совершенно другой подход Фулканелли. Основная миссия современного мастера: просветить призванных, обнадежить страждущих, протянуть руку мученикам механизированной буржуазной сутолоки — задача сугубо христианская. Алхимик Клод Фролло, герой романа Виктора Гюго "Собор парижской Богоматери", указывая на одну из первых печатных книг, сказал: "это убьет то". Под словом "то" он имел в виду собор, его барельефы и фигуры. Фулканелли вслед за Монтлюизаном взялся данное мнение опровергнуть, в отличие от Монтлюизана написал увлекательную "Тайну соборов". Спасибо ему, он познакомил читателя с прекрасными художественными частностями, о которых не знал даже Гюго. Но убедила бы его книга Клода Фролло?

         Книги Фулканелли превыше всяких похвал и без суперлативов Канселье. С большим вероятием можно назвать его мастером или магистром оперативной алхимии. Но ни один мастер, подобно Рюбецалю из немецкой сказки, никогда и никому не скажет своего подлинного имени и звания.

         Титус Буркхарт полагает доказательством живучести "королевского искусства" веками сохраненные очередность и принципы магистерия. Это логичный довод. Но, по нашему мнению, без присутствия тайного, сугубо индивидуального огня работа бесполезна.

     

    Скачать книгу Титуса Буркхарта "Алхимия" можно здесь.

    Заказать 3 DVD-диска "Гнозис" за 300 рублей можно здесь.

    __________________

     

    На этом все.

    Скачать полный номер журнала можно здесь.

    Приятного чтения и до встречи в следующем номере журнала!

    С уважением, Александр Либиэр.

     

    __________________

    Эзотерический магазин А. Либиэра. Диски по почте. Низкие цены. Гибкая система скидок. Скачайте прайс-лист по следующей ссылке - http://www.libier.narod.ru/shop.rar - и сделайте свой заказ.

    __________________

    Пишите мне на libier@narod.ru и высказывайте Ваши мнения и пожелания относительно нашей рассылки.

    Удачи Вам на пути духовного восхождения и до встречи в следующем номере!

     

     

     

     


    В избранное