Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спроси Ангела-Хранителя

  Все выпуски  

Спроси Ангела-Хранителя [141] - О врачах, науке и вере



Вышла в продажу новая книга авторов этой рассылки "Как решить денежные проблемы и обрести успех".
Информацию о точках продажи можно найти на нашем форуме.


Приходите к нам на форум!!!
Чтобы найти друзей, посоветоваться со священником, научиться любить и верить в Бога, обсудить теорию и практику православной жизни и просто пофлеймить обо всём на свете.
Добро пожаловать!


Спроси Ангела-Хранителя



Письмо:

Здравствуйте! Я Светлана Арнольдовна из г.Тольятти. Служу науке.

Хотелось узнать у женщин ведущих рассылку, Татьяны и Катерины, "молитвами лечить бесплодие". Не помогать, а именно - лечить. Молитва, это психология. Да я верю в СИЛУ БОГА, но молитва она может помочь. Лечат врачи. В них БОЖЬЯ СИЛА.



Ответ:

Здравствуйте, Светлана Арнольдовна.

Трудно спорить с тем, что врачи лечат. И не имеет это смысла - спорить, ведь действительно врачи призваны помогать людям. Только что, отвечая на предыдущее письмо, мы уже говорили о том, что врачебные знания и медицинская практика это вещи, которые трудно переоценить. Как нужна, бывает, каждому из нас помощь настоящих врачей! И с вашими словами перекликаются очень многие мудрые слова святоотеческого наследия. Самое краткое и афористичное можно найти у преподобного Никона Оптинского: "Врачей и лекарства создал Господь. Нельзя отвергать лечение".

Вот только есть одна проблема. Говорить, что молитва это психология - немного некорректно. Психология, а точнее, в данном случае: самовнушение, моральный настрой на успешность лечения, желание измениться и стать лучше (поборов свои грехи) - только одна часть воздействия молитвы на человека. Естественно, она важна, настолько, что даже люди очень далекие от веры и Бога, говорят, что без "настроя на победу и доверия к врачам" - вылечиться будет очень трудно, если вообще возможно.

Вопрос тут в другом. Веря в силу Бога, вы почему-то ограничиваете Его власть над миром только руками врачей. Получается, что все происходящие чудеса выздоровления в ситуациях "махнули рукой и отправили умирать" это только вопрос того насколько сам человек борется за свою жизнь. Опять таки, это не всегда так. Всегда остается еще "благоприятное стечение обстоятельств" или "врачебная ошибка при определении диагноза". Ведь так? И вот что странно, что Бог, вложив свою силу во врачей, оставил еще место для каких-то случайностей. Поразительная безответственность, если принять именно такое понимание "божье воли". А ведь мы говорим еще только о выздоровлении, а можно вспомнить о том, как болезни сами собой приостанавливаются или, наоборот, начинают ускорять свое развитие. И врачи не знают, почему это происходит. Просто не знают. Может из-за каких-то проблем в конкретной больнице, а может потому что "наука еще не нашла объяснения данному явлению".

Знаете, вот мне, как конкретному человеку, приходящему в обыкновенную больницу, очень мало приходится задумываться о том, что именно знает наука. И повлиять на знания/опыт/желание работать со мной врачей я не могу. Разве что поспрашивать рекомендации и пойти к тому, о ком отзываются получше или денег накопить на платную клинику. Но такой выбор и возможности есть не всегда, да и сути это не меняет. Приходя к врачу, человек должен этому врачу поверить. Доверить себя, а фактически - отдать в его руки свою жизнь. Врачу, которого он практически не знает. Для того, чтобы это сделать, нужно либо не задумываться о той ответственности, которая возлагается на людей в белых халатах, либо обладать огромным мужеством/ безрассудством/безразличием к своей судьбе. Правда есть еще и третий путь. Доверять Богу и признавать Его власть в полном объеме. Даже в том, как будет лечить доктор или калечить.

В этом смысле Божья сила, исцеляющая людей, не ограничена только одним проявлением "действия лекарственных средств и процедур". Бог - Творец всего существующего в этом мире. Это аксиома Православной веры. Он создал все от звезд на небе до последнего атома. Даже законы природы - созданы Им и поддерживаются Его волей в "рабочем состоянии". Он, по сути, может воздействовать на нас без привлечения дополнительных "костылей". Но. Все дело, во-первых, в том, какой уровень непосредственного участия Бога в нашей жизни мы готовы принять, т.е. какое Чудо мы готовы впустить в свою жизнь без насилия над своими убеждениями и выбором. А во-вторых, важен ответ на вопрос: почему эта болезнь появилась в нашей жизни. И об этом мы говорили уже довольно часто в рассылке.

Но сейчас мы говорим о другом. В вашем письме - конкретный вопрос о молитве. Так вот, если все-таки допустить ВСЕМОГУЩЕСТВО Бога, если согласиться с тем, что Он - это не некая безразличная субстанция из области психических явлений, а Личность, обладающая Волей, Силой и Чувствами (например, такими, как Любовь)... Если принять, что Он обладает желанием помочь каждому человеку, и готов идти в этом Служении людям до внешне абсурдного действия, такого как Крестные страдания, то почему Он не может услышать молитвы, обращенные к Нему? Почему Он не может помочь тем, кому эта помощь пойдет во благо? Почему Его помощь должна быть ограничена только "врачами, которые лечат"? Похоже на эти вопросы есть только один ответ. Потому что на каком-то этапе описания "свойств" Бога вы с Ним не смогли встретиться. Т.е. принять возможность данного явления НА ВЕРУ.

И вот тут возникает своеобразное "недопонимание друг друга" между верой и наукой. По сути - наука построена на доказательствах. А доказательства - это описание очевидных событий плюс логика. В каком-то смысле, наука является насилием над природой человека. Она способна без участия "доверия", а, только оперируя фактами, менять убеждения того, кто к ней прикоснулся. Наука безразлично относится к тому, что человек воспринимает за Истину, потому что не признает абсолютов, а только то, что может быть доказуемо. Но вера "работает" по-другому. Она не признает принуждения и уговоров. Она - ребенок свободы выбора. Для неё, в правильном её проявлении, и должны существовать только абсолюты. Слишком мелки и неинтересны, должны быть для Веры частности. До них и наука может дотянуться.

Вера тому факту, что любая болезнь дается человеку, как средство для спасения, и доверие рукам врача, который может помочь телу и дать человеку возможность приготовиться к достойной встрече с Богом за краем жизни. Вера силе молитвы, как средству общения с Богом и доверие к тем, кто помогает преодолеть собственные слабости и грехи. Вера в то, что Бог слышит и откликается на молитву и доверие к тому, как Его помощь будет "предъявлена": квалификация врачей ли, случайное совпадение или откровенное Чудо. Вера и наука просто работают в разных весовых категориях. Науке нужен точный алгоритм действий по достижению результата, а Вере по большому счету все равно, какими путями Бог послал просимое в молитве. Ведь это совершенное безумие со стороны человека требовать от Бога четкого следования человеческим представлениям о том, как именно должно произойти то или иное событие. Например, в случае излечения от болезни, что это должно произойти исключительно по молитве без привлечения врачей вообще, или только в присутствии конкретного доверенного доктора.

Вот такой получился ответ на коротенькое письмо. Но, на самом деле, это тема неисчерпаемая и мы коснулись только вершины айсберга. Так что, если будет желание продолжить дискуссию - пишите, попробуем разобраться. А для размышления можно привести несколько цитат из святоотеческого наследия "по мотивам" которых и написана эта рассылка. Простите, если что не так. Храни вас Бог.




Рассуждение будто "лекаря не помогут, если Бог не спасет", правильно в том только смысле, что при лечении не следует исключительно надеяться на лекарей, которые действительно не спасут без помощи Божией. Успех лекарств, которые они дают, показывает нам ни более, ни менее, как то, что болезнь определена нам не смертная, и в этом случае должны мы смотреть на врачей как на служителей милости Божией к нам. Но зачем же искушать Господа Бога желанием чудесного исцеления и обходить средства против болезни, Им же приготовленные в природе? Если бы лекарства помогли, то не Его же ли это была всемогущая помощь? Кто вложил в какой-либо маленький корешок, в какое-нибудь ничтожное растение целительную силу, как не Он, творец наш? Если врачи спасают иных от угрожавшей смерти, кто же привел их к этому искусству тысячами вековых исследований и опытов, как не Бессмертный наставник всех? А когда в иной болезни природа сама себе помогла, и разве было употреблено малое руководство больному со стороны врача - кто опять, как не Творец, так устроил природу больного, что она среди явной опасности восстановилась одною внутреннею своею силою? Кто, как не Он, наделил природу этой силой?..

Протоиерей Евгений Попов (XIX век).



Болящий, имей такое расположение сердца: всё в руках Божиих - и смерть моя и жизнь. Но ты, Господи, всё дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку и докторов. Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет.

Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский (1874-1937).



Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так нецелесообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа... так, вводя к себе врача... не отступаемся от упования на Бога.

Святитель Василий Великий (330-379).



Ведущие рассылки – Татьяна Мараховская и Екатерина Барышникова.

Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес marahovskaja@bk.ru


В избранное