Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спроси Ангела-Хранителя

  Все выпуски  

Спроси Ангела-Хранителя [115] - Охлаждение Веры


Спроси Ангела-Хранителя



Новые и популярные темы форума


Прошу помощи форумчан - читателей этой рассылки


Неделя о Страшном Суде

Разные толкования Евангелия

Пост (о. Андрей Кураев)

Покаяние

Тщеславие

Унижение гордыни


Православие и тренинги

Что такое "Канон на исход души"?

О настоящей верности Богу перед лицом смерти

Почему ты не в Церкви?

10 "отмазок"

Вопросы по церковному этикету


Предложение по встрече форума в 2008 году

Поездки москвичей 2


Семейный бюджет

Мужчина+Женщина=дружба

Стать взрослой


Перекуём мечи на орала!

"Моя любовь" - Петров, Шмелев

"Бабушка, а почему?" - разговоры с внуками


Шамордино

В Оптину. Задонск. Елец.

Спасо-Андроников монастырь



Мы получили не так давно письмо, очень хорошее и подробное, но при этом чрезвычайно объемное. Поэтому ответам на него мы решили посвятить два выпуска. Сегодня - начало.


Письмо (начало):

Когда-то я об этом читал, а потом столкнулся и сам. Дело вот в чем. Когда человек, к сожалению, как правило, всегда после ряда падений, каких-то трагических событий в своей жизни или когда уже от одиночества, уныния и тоски лезут поганейшие мысли, приходит к Богу, в Церковь, он испытывает невероятную радость, особенно если находит в себе силы не только бывать в Храмах, монастырях, но еще бывает на службах, участвует в Таинствах Исповеди и Причастия, читает творения Святых Отцов, во время Литургии и пения Церковного хора от макушки до пяток разливается приятное тепло, душа поет, человек чувствует сердце, что оно живое, ему хорошо... Но проходит какое-то время и все эти ощущения и переживания притупляются.

Т.е. нет ощущения благодати, во время службы уже замечаешь за собой, что думаешь о посторонних вещах, на службы ходишь не так часто как раньше, а порой вообще одолевает маловерие, особенно в моменты, когда, казалось бы, просишь в молитве хорошее для себя, действительно хорошее, нужное для спасения, а его не получаешь. В такие моменты, особенно, когда тебя как будто подразнят, что вот оно, на, а потом отнимается, нет нет, да и срываешься в прежний образ жизни, потому что по-другому уже невозможно заглушить рой погани, которая возникает в голове и дабы не сделать страшную гадость, делаешь гадость поменьше, после которой потом жуть как погано.

Читал на одном из православных сайтах рассказ женщины, как она 8 лет жила по заповедям, участвовала в Таинствах, но потом как отрубило, вообще. Перестала ходить в Храм, т.к. не видела в этом смысла.

И таких историй очень много.

Мои вопросы: как переживать такие моменты?

Как научиться постоянно испытывать благодать, благоговение как в первые дни после прихода в Храм? Как такое пережили Вы, если сталкивались с этим?

Как не терять веру, не роптать на Бога, когда просишь действительно хорошее для себя, нужное для спасения, действительно спасения, потому что живешь на грани срыва в болото греха, из которого можно будет выплыть только ногами вперед, а это не дается?

Как в такие моменты (когда не дается то, о чем молишь уже продолжительное время) молиться сердечно с верой, искренне, а не рассеянно, как во время чтения зазубренного стишка в школе - лишь бы отстали?



Ответ:

А вы когда-нибудь замечали, как много общего в довольно разных сферах приложения человеческих сил? Например, успех в делах это лотерея удачной возможности или таланта, умноженная усилиями человека по разработке этой "золотой жилы". Любовь - обычно (не)случайная встреча плюс работа над собой и отношениями в течение многих лет. Знания - способности, данные Богом и опять работа-работа-работа. Во всем есть как бы 2 составляющие. То, над чем мы не властны, что дается нам Богом или, если хотите, судьбой. И собственно - наши усилия, труд и то, как мы отнесемся к шансу, который появился, чтобы изменить нашу жизнь. И так можно разложить практически все, что имеет для нас значение. Причем шанс может быть маленький, а работы и усилий прикладывать нужно много, если хотим, чтобы результат был достойный.

Но вот когда заходит разговор о вере и Боге, то начинаются какие-то мистические провалы памяти. Мы практически перестаем понимать, что и здесь наш труд тоже необходим для достижения цели. Благодать, которую мы получаем во время своих первых неуверенных шагов к Богу, становится чуть ли не самоцелью. На исповедь идем, чтобы ощутить легкость и воодушевление. А после причастия, не почувствовав, что мир заиграл новыми красками, говорим "вроде, как и причастие не сработало". Так что, ответ на вопрос "как постоянно испытывать благодать" может быть только один - НИКАК.

Благодать это Дар. Это знак Любви Бога к человеку. Её нельзя заработать. Её нельзя выпросить. Её можно ощутить только как проявление свободы воли Бога. У нас же есть свобода делать то или иное. Проявлять свои хотелки и следовать им.

СВОБОДА. Это значит, есть право быть собой, а не безвольной марионеткой в чужих руках. Но свобода означает также и личную ответственность за выбор того, как жить, без показывания пальцем "меня принудили под угрозой Страшного Суда" или "меня подкупили необыкновенными ощущениями схождения благодати". Не за все хорошие поступки люди получают конфетку, иногда в ответ летит ведро помоев. И не все злые люди страдают от совершенной несправедливости - чаще всего даже живут припеваючи. Но это не потому, что Бог не видит того, что творится. А потому что Он даровал нам свободу самим выбирать - Добро или Зло, Свет или Тьму, Бога или одиночество. Мы выбираем то, как хотим жить, но не то, какой будет наша жизнь на самом деле. Мы сами отвечаем за свой выбор и за то, насколько решительным и бескомпромиссным он был.

Но Бог знает о нас гораздо больше, чем мы сами иногда способны уловить в своей душе. Ему гораздо понятнее наши метания и возможности роста, чем мы можем себе представить. Но вы когда-нибудь пробовали спорить с упрямым ребенком по поводу вкусности и полезности определенных продуктов? Если маленький человек решил, что конкретная каша это невкусно, то ни скандал, ни угрозы не смогут его переубедить. А когда на месте ребенка взрослый дяденька, который точно знает что именно нужно для спасения его души, и это совсем не то, что предлагает ему Бог, то картина с каждым штрихом становится все более гротескной и абсурдной. И дело не в том, чтобы избежать проявления своей греховной натуры, а в том, чтобы научиться жить, ДОВЕРЯЯ Богу.

Люди - по определению суть питательная среда для грехов. Как ни моли Бога, но таковы повреждения нашей природы, что мы не можем достичь святости и безгрешности без приложения собственных сил. Нужны падения, чтобы увидеть, насколько мы далеки от Бога. Нужны взлеты, чтобы дать сил и надежду на спасение. Мы не можем спасти себя сами, а только через Сына Божьего и Его Жертву, но это не значит, что мы спасемся, если не будем прилагать сознательных усилий для того, чтобы быть спасенными. Все это нужно именно нам, чтобы Вера была осознанной необходимостью, а не просто привычным способом жить. Осознать, что без Божественной помощи мы только самозванцы, претендующие на отцовское наследство. А необходимость познается именно через ту тьму, которая окутывает нас, когда мы перестаем идти путем Его Таинств.

Так что, пережить охлаждения можно и нужно только через осознание того, как много нам дается без труда на пути к нашему Творцу. Только по Любви и по Его благоволению. И что иногда нужно жить и трудиться над своей душой, не ожидая подарков и подсказок в виде необычных ощущений и сладкого осознания собственной уникальности. Не ищите скрытых смыслов и отклонений от ритуалов в том, почему вчера молитва получилась, а сегодня никак не идет. Молитва это Ваши слова к Богу. Или вы говорите о своей Любви, только если уверены, что Вам обязательно ответят тем же? А потом приходят сомнения, если Бог не отвечает, то и зачем молиться собственно...

Но если говорить о том, как именно нужно переживать те периоды, когда кажется, что Бог отвернулся, то начать нужно опять с основ православия. И есть такой аспект, который обычно представляется как формальная сторона нашей религии. Есть некая форма, которая сохраняется даже при воздействии внешних по отношению к Церкви факторов. Молитва, пост и таинства. О том, как это "работает", есть хорошая пословица "сначала монах носит сапоги, а потом сапоги носят монаха". Сапоги это то, что выглядит повинностью - необходимость подчинить себя некоторой обязанности, которая выглядит немного нелепой и непонятной. Так выглядят необходимость участия в церковной жизни для тех, кто раньше жил по законам светского мира. Но так происходит до тех пор, пока Бог не даст почувствовать того парения, которое человек испытывает, приобщившись к духовной жизни. И уже потом человек приходит к мысли, что таинства и жизнь в Святом Духе, это если и бремя - то очень приятное и полезное.

Но это только первый шаг. Потому что нужно будет еще не раз принуждать себя к праведной жизни. Не ожидая немедленного ответа в виде откровений и благодати, а для того, чтобы быть готовым, когда Он придет. Принуждать к молитве, особенно если в сердце нет ни капли огня и сожаления о грехах, а только равнодушие и пепел. Ведь если нам самим не под силу зажечь молитвенное пламя, то мы должны предоставить дрова для него в виде рассуждений и внимательности к словам, которые мы произносим. И уже потом просить у Бога о той искре, которая освятит нашу душу. Ведь Он может и камень зажечь, но Ему важнее не сам факт огня, а наше желание бороться за то, что действительно стоит борьбы.

Очень важно в подобные моменты "охлаждения веры" искренне и тщательно готовиться к таинствам, особенно когда душа забывает, зачем они ей нужны. Ведь в человеке, кроме мятущейся и непостоянной души есть еще и разум, который имеет возможность хранить верность выбранному пути. Хотя и разуму нужны "подпорки" в виде чтения духовных книг, бесед с единомышленниками, и, конечно, советов духовника. И все это вместе создает духовную жизнь, проходящую по спирали через множество схожих ситуаций: от сомнений и охлаждения чувств к яркому пламени понимания, через доводы разума и насилие душевной ленью к взлетам над "прописными истинами" неверия. Ведь прежде чем сапоги начнут носить человека, нужно с ними свыкнуться и принять их как неотъемлемую часть своего существования.

Нужно учиться работать, для того, чтобы работа приносила радость и удовлетворение вне зависимости от затраченных усилий. Нужно учиться молиться, не только для того, чтобы получать то, о чем просим, но и принимать, то, что дано - с благодарностью. Нужно всю жизнь учиться быть рядом с Богом, чтобы после смерти иметь шанс прийти в Царствие Небесное и спасти свою душу от умирания. Каждый шаг по этому миру сопровождается борьбой - такова цена падения. И Бог может только показать дорогу. Но пройти по ней нужно нам самим, несмотря на всех внешних и внутренних врагов, что пытаются нас остановить и "уберечь от спасения".


Сил и мужества в борьбе за свою душу! Храни Вас Бог!



Ведущие рассылки – Татьяна Мараховская, Екатерина Барышникова.

Сайт ведущих рассылки – http://angelhranitel.ru
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.


Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес marahovskaja@bk.ru


В избранное