Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спроси Ангела-Хранителя

  Все выпуски  

Спроси Ангела-Хранителя [109] - О свободе не верить в Бога


Спроси Ангела-Хранителя



Новые и популярные темы форума


О православных психологах

Как обрести любовь к Богу?

Умеете ли вы быть счастливыми?

Что нам нужно от мужчин?

Нетривиальные сказки

Вопросы по церковному этикету

Свобода вероисповедания

Ошибки постящихся

Устав трапезы на Рождественский Пост

Оккультизм

Если бы я была мужчиной...

Гражданский брак...

Развод и девичья фамилия...

Вспомнить любовь




Письмо:

Здравствуйте! очень хотелось бы получить ответы на два уже давно не дающих мне покоя вопроса:

1. Главная Божья заповедь - это не признавать других богов кроме Иисуса Христа, и чтобы получить жизнь вечную нам нужно уверовать в него душой. Но что же будет с теми, кто РОДИЛСЯ в другой вере? Или, например, не верит ни в кого только потому, что никто его этому не учил? Просто как я понимаю, человек имеет право сделать выбор верить или нет, но если у него даже не было возможности познать истину, что будет с ним??? Отсюда вытекает и 2 вопрос: если Бог все видит и все знает заранее, то тогда зачем ему проверять нас? Значит, Он сам уже давно все решил за нас и даже то, кто будет в него верить, а кто нет... Заранее спасибо.

Елена



Ответ:

Здравствуйте Елена.

Чтобы ответить на Ваше письмо, как нам кажется, нужно быть богословом. Этот вопрос - один из множества тех, которые задают те, кто пытается путями разума прийти к вере. Поймите нас правильно. На самом деле это радует, что Вы задумались о вере. Но найти РАЗУМНЫЕ ОСНОВАНИЯ для веры - это очень сложно. Потому что отношения между Богом и человеком это очень личное чувство. И так же, как любовь, его практически невозможно разложить на математически точно доказуемые слагаемые. С другой стороны, если совершенно отказаться от доводов разума, то уже получается слепая вера, которой слишком часто становится все равно - кто или что пытается управлять жизнью человека. Поэтому, даже не обладая соответствующим образованием, мы попытаемся сформулировать, что именно в православии понимается под свободой человеческой воли. Под свободой принимать или не принимать Благую весть о спасении.

Отвечать на Ваши вопросы удобнее начать со второго. Возможно потому, что он обнажает самый противоречивый аспект христианства. Есть две аксиомы христианского мышления и богословской мысли. Первая из них, вполне очевидна, если не углубляться в философские дебри. Человек свободен. В любых условиях человек может выбирать свой путь САМ. И, в том числе, выбирать между верой и неверием. А, поскольку это утверждение - аксиома, оно принимается без всяких доказательств и поправок. Причем совершенно точно то, что оно формально противоречит другой аксиоме. Бог - всемогущ и всеведущ. Как может существовать свобода действий отдельного человека, если Бог знает все наперед и без Его воли на это и перо из птичьего крылышка не упадет? Хороший вопрос. Единственно верный ответ на это - потому что Бог даровал нам свободу. Потому что Творец установил именно такие правила игры, позволив своим созданиям право самим выбирать любить или нет своего Создателя.

Он смирил себя перед миром, позволив из Любви к своим творениям - нам - выбирать свой путь САМОСТОЯТЕЛЬНО. Знает ли Он, что мы выберем? Конечно, да. Пытается ли Он показать нам какой путь нужно выбрать, чтобы прийти к Нему? Конечно, да, каждым мгновением бытия Он зовет нас к себе. Выбирает ли Он за нас? Нет. Только сам человек может прийти к Нему, или отвернуться. И честность подобного Его отношения к людям только подчеркивается тем, что Его воля идет к людям не как закон природы ("кто не верит в Бога, тот страдает и исчезает из мира, как только у него возникла подобная мысль"). Он говорит с людьми через моральный закон, заповедь, которую могут далеко не все знать, уж не говоря о том, как её соблюдают, а страдания, болезни и смерть приходят и к святым людям, которые любят и принимают Его безо всяких скидок.

И уже, исходя из понимания подобного "противоречия", можно отвечать на первый вопрос. Как Бог обойдется с тем, кто не верит? Кто не мог поверить или был обманут или просто считал свой путь единственно верным, и это было не православие. Этого на самом деле не знает никто, кроме Бога. Почему-то кажется, что Он будет пытаться спасти всех. Но бесконечно трудно из тонущего корабля спасти пассажиров, которые цепляются за него и с оружием в руках отбиваются от спасательной команды. Трудно удержаться к лодке, которую раскачивают, а спасаемые сами прыгают за борт, потому что там внизу тоже есть земля. Страшно это и очень грустно. Но на самом деле только Бог имеет власть помиловать и принять тех, кто захочет прийти к Нему, но только ЕСЛИ ОНИ САМИ ЗАХОТЯТ. Он не будет затаскивать в Рай насильно. И спасение невозможно без желания человека прийти к Богу, без Любви и Веры, обеспечить которые невозможно только познанием.

Все наши души уже выкуплены из Ада крестной смертью Сына Божьего. Мы выкуплены ВСЕ и в том числе и незнающие об этом. Но тех, в чьем сердце это знание не зажгло огонь веры - Бог сам рассудит. Он сможет определить, чего достоин человек. Но тех, кто ЗНАЕТ и тех, кто ВЕРИТ, но живет, стараясь заглушить это знание в себе рациональными вопросами и "оправданными" сомнениями для них Суд будет строже. Потому что незнание это одна тяжесть греха. А сознательный отказ от Дара, это другой выбор. Это - предательство, как бы ни воспринимал это человек. Так что, не стоит заботиться о тех, кто не знает Его заповедей. Посмотрите в свою душу. Хватит ли в ней веры, чтобы ухватиться за Спасителя и идти за Ним, когда вокруг страшно и так много оправданий чтобы тихо отойти, затерявшись в толпе тех, кто не с Ним? Решите для себя, а Бог милостив и сможет честно решить, за тех, кто не увидел Его.

Храни Вас Бог.


P.S.

Собственно очень хорошо на эту тему писал дьякон А.Кураев в книге "Уроки сектологии". Возможно, его слова Вам окажутся полезными.


При обсуждении вопроса о Божественном разуме христианская мысль обозначила проблему, которую она не может решить. Это вопрос о том, как совместить Божественную вневременную неизменность и полноту с переменчивостью мира, которую Творец наблюдает и направляет. Если в мире произошло некое новое событие - Бог в силу абсолютности своего сознания должен его узреть. Но его прежде не было. Означает ли это, что некое новое впечатление появилось в Божием уме? Если да - то мы делаем Божию мысль зависимой от мировых перемен. Если же мы скажем, что это событие (предположим, чье-то преступление) для Бога не стало новостью, ибо Бог предвидел его до начала времен - в таком случае мы сохраняем Божию неизменность и полноту Его ведения. Но дорогой ценой: тогда возникает вопрос о свободе человека и неприятный вывод о Боге как о предвечном виновнике мирового зла...

Здесь встречаются два факта. Есть факт нашей свободы. И есть не менее очевидный для верующего сердца факт Промысла и факт абсолютности знания, которым обладает Абсолют. Ни один нельзя утратить для облегчения мыслительного бремени. Можно лишь спросить словами Боэция: "Какое божество меж истин двух войну зажгло?"

В этих случаях христианин больше заботится об истине, чем о последовательности. Если есть две истины, противоречащие одна другой - он принимает их обе вместе с противоречием. Речь идет не о том, чтобы раскачиваться, точно маятник, от одной истины к другой, не о том, что одна из них какое-то время пригодна, а потом пригодной становится другая. Но о двух истинах сразу, каждая из которых имеет смысл только в том случае, если сочетается с другою.

Фома Аквинский предлагал такой выход оцепеневшему от неожиданной антиномичности разуму: "Мы должны молиться, как если бы все зависело от Бога, мы должны действовать, как если бы все зависело от нас".



Ведущие рассылки – Татьяна Мараховская, Екатерина Барышникова.

Сайт ведущих рассылки – http://angelhranitel.ru
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.


Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес marahovskaja@bk.ru


В избранное