При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Мысли, которые могут изменить жизнь" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Спроси Ангела-ХранителяРассуждения о вере и БогеСтранное ведь ощущение у меня возникло от последних писем. Люди пишут вещи, с которыми раньше я бы согласилась на все сто. А сейчас, странное дело - не задумываясь, набираю "простите, но Вы не совсем правы". И только царапает сердце то, что где-то в глубине мировоззрения этих, безусловно, умных и честных людей, есть одна заноза. Маленькое разногласие. Разные точки зрения на то, что называть верой и верующим человеком. Почти противоположное понимание того, что означает словосочетание "Бог в жизни человека". Не буду я додумывать, как это все отзывается в душах и сердцах других людей, а расскажу, что думаю на это сама. Отчетливо помню, как воспринимала Религию, учась в институте. Ближе всего будут ассоциации: "нечто замшело-устаревшее", "дикие догматы, не относящиеся к реальной жизни", "Бог есть Бог, а религию придумали люди", "исторический казус", "опиум для народа", "инструмент для управления безграмотной толпой, а я выше этого", "набор символов, которые люди воспринимают слишком буквально и из-за этого большинство проблем". Не менее ясно вспоминаю о том, что подруга уговорила меня креститься, хотя особой веры не ощущала - просто хваталась за соломинку, пытаясь излечиться от болезни, которая могла искалечить всю мою жизнь. И благодарность врачу, который вылечил меня - помню, а Бога поблагодарить - посчитала, что не за что. Сейчас, со временем, вся эта "ясность" размывается и многие вещи уже представляются чудовищными, но тогда - все было в порядке. Даже свое увлечение магией, гаданиями, астрологией и т.п. не казалось мне дикостью, зато Церковь была именно тем пугалом, которое могло только "управлять людьми и отбирать самобытность, заменяя её безумными требованиями каких-то постов, таинств и т.п., ничего не давая взамен". Будете смеяться, но Татьяну, которой я сейчас помогаю вести рассылку, я тоже считала странноватой. Зачем Бог? Зачем Церковь? Что у меня, образованной девушки, может быть общего с этими институтами, в которых все более-менее разумное уже давно погребено под слоем вековой пыли? Ну да, в Бога, я верю, но причем здесь - церковь... Бр-р-р. Описала сейчас себя прошлую и ужаснулась. Но не менее странным мне кажется то, что я не могу сказать точно, когда мое мнение о Церкви изменилось. В отличие от Татьяны, которая могла развернуться и решиться на что-то в один день, я долго раскачиваюсь, обдумываю и перетекаю на новое место как тягучая смола. Каждый день был ступенькой, который вел меня по этому пути. Каждая новая мысль меняла точку зрения на 1 градус, даже меньше, но дни, набегавшие в годы, складывали новую систему ценностей. Не верите? Можете зайти в архив рассылки и почитать что-нибудь из самых первых выпусков. От некоторых советов, которые я сама давала, у меня сейчас волосы на голове шевелятся. Настолько они на грани. Под другими - я подпишусь и сейчас. Но именно по ошибкам и пограничным ответам, виден мой собственный путь. Но есть некие вехи и мои собственные открытия. Они кому-то могут показаться смешными и нелепыми, но как маленькие кусочки мозаики они создавали мое собственное видение мира. До сих пор - несовершенное, может быть уводящее от сути, но мое. И теперь у меня уже есть ориентир, идеал или, если хотите, камертон, признав который за истину я уже могу проверять свой собственный путь. И этот камертон - Церковь. И этот выбор уже сделан осознанно, в отличие от всех тех слов, которые я раньше повторяла за другими, как многие, считая, что "те, кто это говорят - знают лучше". Опыт и проверенные на собственной шкуре знания - они лучше любых доводов "умных людей". А чтобы говорить о Боге - нужно ЗНАТЬ, о чем говоришь. Когда люди бросаются отделять Бога и религию, полагая Его неизменным, а все остальное "инструментом влияния на других людей", они в первую очередь вредят себе. Не существует Религии, как отрасли знаний или науки, отделенной от присущего именно для этой религии опыта общения с Богом. Нельзя сказать: достаточно выучить все правила, и ты автоматически становишься верующим. Религия - это именно весь опыт общения с Богом. Да, его можно разбить (хоть и вполне условно) на некие атомы, поддающиеся изучению и классификации. Можно тасовать эти элементы, пристраивая под свои нужды и создавая "идеальную религию". Но результат всех этих манипуляций - потеря самого важного элемента. Потеря Бога. Именно поэтому невозможно стать христианином, изучая Библию холодно и отстраненно, считая её просто книгой, имеющей историческое значение. Но стоит захотеть встретится с Его присутствием, попытаться услышать, ЧТО Он говорил своим ученикам, ЧТО говорил своим пророкам - ведь Он говорил с людьми и он каждый день пытается достучаться до нас - и Он уже будет рядом, чтобы помочь, докричаться до нашей ослепшей души. Конечно, знать Бога во всей Его полноте - невозможно. Но мы сейчас настолько далеки от Него, что просто на мгновение прикоснуться к Образу - уже память на всю человеческую жизнь. Ведь только незримое присутствие Бога рядом со священником, принимающим исповедь, делает из символического акта очищения от грехов, через их произнесение и внутренний отказ - почти волшебное действие, открывающее человеку дорогу к новой жизни. Но если, стоя перед священником, Вы ощущаете только уставшего человека в рясе, который может, и видел в жизни поменьше, чем Вы, и психолог не Бог весть какой, чтобы помочь Вам решить Ваши проблемы - то беда... Вы сами отказали себе во встрече с Богом. Но это не значит, что Бога нет в этом храме. Это не доказывает, что Бог не пытается помочь Вам. В вас просто нет этого опыта общения с Богом. Что бы Вы сами ответили тому, кто приходил бы к Вам с просьбами и прошениями каждый день? Не очень понравится, ведь так? Именно по этой причине люди обычно отказываются молиться и обращаться к Богу со своими вопросами. А теперь представьте, что Вы действительно любите человека (пусть одного конкретного) и хотите помочь ему наладить жизнь. Каждый день приходите к нему и предлагаете свою помощь - а он не замечает, если соглашается что-то принять, то только на своих условиях, за глаза поливая грязью и отказываясь от знакомства. Предлагаете новую одежду, но ему лень мыться и снимать старую. Создаете проект построить для него новый дом, но ему боязно выходить из старого - а вдруг не понравится и вообще он о дворце мечтает. Уговариваете бросить работу, на которой его унижают и не дают свободно дышать, а он говорит, что его больше нигде не возьмут или ложится на диван, со словами "вот давай - старую работу я бросил, теперь обеспечивай меня". А не за горами уже и тот день, что человек, даже если удалось ему помочь, начнет кричать "ты плохо обо мне заботишься!", "не предупредил, что от меня нос воротить будут". А по отношению к Богу мы позволяем себе много чего лишнего, считая, что ему до нас нет дела. И это ставит другой вопрос. В какого Бога вы верите? В Того, что Вас Любит, или в некую математическую абстракцию? А ведь именно это постоянное ощущение, что Богу "все равно", что происходит с человеком, и есть во многом оправдание и нашего равнодушия. А ведь Он любит нас. Пронзительно и очень искренне. И Православие во многом показывает именно эту Любовь Бога. Но ведь мы почему-то как капризные дети ставим знак равенства между вседозволенностью и любовью. Нам важнее выполнение именно того, что кажется нам нужным именно сейчас, и без всех этих "устаревших ограничений свободы, прописанных в заповедях". Может это и прописная истина, но для меня было откровением понимание "Бог хочет, чтобы человек был СЧАСТЛИВ". И это понимание счастья лишь ненамного отличается от того искреннего и по-детски непосредственного чувства, которое иногда накатывает как волна. Когда люди вокруг добрые и хорошие. Когда дело, которым занимаешься - любимое. Когда тебе улыбается солнце и каждая травинка на земле как часть твоего счастья. И это ощущение - всепоглощающее. Нет туч на горизонте, нет ощущения (или твердого знания), что за это все придется платить страхом, унижением, разочарованием или скукой. И это не гипнотический транс, не кратковременное помутнение рассудка. Просто на нашей грешной земле такое состояние не может длиться долго. Но это состояние - прикосновение Бога к человеческой душе. После подобного - все грешные "блага" и преходящие материальные ценности, всего лишь мишура, не стоящая внимания. Проблема лишь в том, что люди, соглашаясь на то, что да, не плохо было бы получить все это, забывают, что достижение "всего этого" лежит через множество вещей, работать над которыми они не привыкли. Через обуздание страстей. Через борьбу с грехами. Через работу любимую, позволяющую реализовать данный Богом талант и оплачиваемую не в ущерб чужому благополучию. Через заботу о других людях: воспитание детей, помощь старикам, любовь к тем, на кого другие давно махнули рукой. И, конечно же, через искреннюю и чистую Веру в Бога, в которой нет потребительской "я поверю тебе, если ты выполнишь мою просьбу". И еще через другие вещи, о которых неустанно говорят Святые отцы... И если Вы согласны, что все это нужно и ничего странного и ужасного нет в этих требованиях - по сути, требованиях о том, что нужно постоянно развиваться и самосовершенствоваться - то попробуйте найти в них то, что не сочетается с догматами Православной Церкви. Когда я попыталась это сделать - то не нашла. Бог хочет сделать нас счастливыми. И есть всего одна оговорка - если не в этой жизни, так в следующей - ВЕЧНОЙ. Этот мир - заражен грехом и многое из происходящего дело рук людей, которые стремятся построить сами, построить свое эгоистичное счастье, расталкивая других и буквально не брезгуя идти по головам. А Бог, дав человеку свободу, ограничивает её лишь рамками причинно-следственной связи этого материального мира. А значит и люди сами творцы своих несчастий. Но в Его власти дать нам то, что мы мечтаем получить, но боимся своих желаний. Прикосновение Бога. Прикосновение Света. Ощущение Истины и нетленной красоты мира, которая иногда просто прорывается сквозь панцирь несовершенств материального воплощения. Доброта и забота о нас, таких непослушных и таких любимых детях, несмотря на все те ошибки, что мы совершаем и грехи, которым потакаем в своем сердце. Господи, помилуй нас и прими в Царствие Твоем. Ведущие рассылки Татьяна Мараховская, Екатерина Барышникова. Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес marahovskaja@bk.ru ` |
В избранное | ||