Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спроси Ангела-Хранителя

  Все выпуски  

Спроси Ангела-Хранителя [64] - Свобода воли и наказания за грехи


Спроси Ангела-Хранителя

Перед тем, как начать очередной выпуск нашей рассылки, призываем вас обратить внимание на эту тему нашего форума. Там рассказывается о детях-сиротах, которым нужна ваша помощь.


Вопрос:

Даже не знаю, какой вопрос могу я предложить для рассылки! Меня саму очень волнует такой вопрос, крутящийся в моей голове. Я все время думаю: говорят, Господь дал человеку волю действовать по своему разумению. Но в то же время за неправильное поведение, которое установлено в различных книгах (я имею ввиду церковные, например, читала проповеди о.Василия (у нас в Питере)), с человеком происходят всякие неприятности, беды. Он говорит даже про то, что когда в брюках ходишь или глаза губы красишь, то уже плохо и отсюда много плохого. Но, говоря грубым нашим языком, это получается, что нам волю не дали, нам только сказали, что ее дали, а на самом деле постоянно бьют. Я верю в Бога. Я верю, что он милостив, я верю, что он хочет, чтобы мы не становились хуже.

Но нельзя же за все, ЗА МАЛЕЙШЕЕ ОТСТУПЛЕНИЕ от прописанного поведения получать наказание. Так что это не совсем от Бога, когда говорят, что Бог накажет. Ведь многие на себе испытали, что не наказывает.


Ответ:

Вопрос правильный и вполне уместный, и как ни странно, довольно сложный.

Во-первых, а наказывает ли Бог? Если себе на грудь положить тяжелый камень, а потом, вдруг (!), станет трудно дышать, то кто виноват и в чем тут наказание? Кстати, если одинаковые камни положат на себя два человека. Один - тот, кто давно таскает на себе груду разнообразных булыжников и второй - кто привык дышать полной грудью свободной от ненужных тяжестей. Для кого из двух лишние усилия будут заметнее? Если, кстати говоря, первого, уже и так серьезно нагруженного эта дополнительная тяжесть не убьет, что вполне возможно... Так каждый из наших грехов, больших и маленьких, это не причина наказаний, это дополнительная тяжесть, которую мы таскаем, нагружая свою душу. Причем эта тяжесть не просто неудобная ноша, это еще и якорь, за который цепляется всякий хлам, мешая двигаться вперед.

Но таскать их с собой или нет - уже личное дело каждого. Для кого-то "привычная ноша" уже незаметна и те "мелкие неудобства", которые с ней связаны, будут ощутимы только к старости, когда силы уже не те и душа будет стремиться к своему истинному дому. Для других, сбрасывая один камень, и ощущая легкость и свободу, становится совершенно не понятно, зачем таскать на себе лишний груз. Но все бы просто, если бы бросив один камень, мы не наклонялись бы следом, подобрать другой, очарованные его внешней красотой и безобидностью. И можно себе только представить усилия Небесных сил, которые ограждают нас от того безумия, чтобы мы набрали себе этих "камушков" больше, чем сможем унести.

Ведь грехи есть вне зависимости от того, чувствуем мы их или нет. Это как привычный кирпич в дамской сумочке, о котором вспоминаешь только когда натыкаешься на него (пытаясь найти в ней немного лишнего места). И всегда возникает ощущение маленькой победы, когда сможешь заставить себя выложить этот кирпич со словами: "И зачем я его таскаю все это время, когда для обороны за мной всегда телохранитель ходит, от которого маньяки и так шарахаются". И чувство незащищенности и гордыня, которые уже рыдают, рисуя страшные перспективы: "А как без кирпича то... Хоть булыжник то положи... А то ты такая беззащитная..."

Ну а второй слой ответа состоит в вопросе "а для чего мы собственно живем?". Если для того, чтобы поесть вволю, брюки надеть и украсить себя понаряднее, то конечно, лишая себя этих милых сердцу мелочей, мы лишаемся собственно основных причин жить. Хотя, обычно, формулируем мы эти "разногласия", пытаясь понять, как наша Вера может не сочетаться с такими уютными и привычными деталями земной жизни. Но суть ведь не в том, что наша Вера не сочетается с чем-то, а том, что эти "мелочи" лишь внешние проявления внутренних проблем. И они не будут так важны, если мы решимся отказаться от лишнего груза...

Отказавшись от чувства собственной важности и тщеславия, мы легко сможем понять, что внешний вид это не главное и то, как человек одет, не делает его кем-то другим, более достойным или уважаемым. Правда и гордыня не дремлет, шепча на ухо "вообще не обращай внимания на внешний вид, пусть окружающие знают, какая ты правильная личность, в отличие от остальных, озабоченных украшением себя или приведением себя в придуманный ими вид". "И чем пирожок с мясом, может помешать вере? - вопрошает лень, обняв за талию чревоугодие и хихикая над человеком, у которого не хватает силы даже помочь своему организму очиститься. А мысль о том, что пост, это еще и очистка души, они всячески отпихивают на задворки сознания. И за такие ниточки (чаще похожие на стальные тросы) дергают нас наши грехи, которые мы по их проявлениям называем "привычками". В очередной раз, просто не замечая "кукловодов", которые заменяют нам свободу жить, верить и любить, "свободой" жить по их указке.

И если уж брать по большому счету, то основное направление движения души человеческой это обретение Духа Святого. Приближение к Богу. Но решить эту глобальную задачу невозможно только силами души или прикладывая только телесные усилия. Мы существа, состоящие в равных долях из плоти и духа. Нельзя только совершенствовать дух, позволяя телу лениться и освободив его от "повинности" саморазвития. Но так же нельзя только в материальных проявлениях следовать заповедям. Только перестать есть мясо, без молитвы, труда исповеди и радости причащения - это еще не пост. Но и работа души без воспитания собственного тела и желаний (которые в частности определяются через отказ от животных белков), это тоже лишь половина поста.

И самое страшное во всем этом движении к Богу и работе над собой то, что нам не дано знать срок, отпущенный этим миром на нашу жизнь. Мы не можем на завтра отложить работу над собой. Потому что это завтра у нас может и не быть. Вот на секунду остановись и спроси себя, а что если в эту полночь придет Христос и судить будет живых и мертвых. Что ты ответишь за то, что сделала со своей жизнью? Как именно боролась с тем, что мешает тебе приблизится к Богу? Ведь Богу наши грехи не мешают быть с нами ежесекундно. Они мешают только НАМ. Мешают нашему счастью. Мешают самовыражению. Мешают жить. И что самое страшное, мешают без задержки войти в Царствие Небесное к Отцу своему истинному. И мы, часто даже осознавая, что грехи вредят нашей жизни, даже ощущая вред от них, продолжаем грешить, не в силах остановиться.

Но в нашей подверженности грехам не только наша вина. Наша природа поврежденная, сама сердцевина, отравленная последствиями первородного греха, делает нас уступчивыми и податливыми для грехов. Только Господь может помочь нам в избавлении от них. Лишь бы наша решимость была крепка, да не было желания себя обелить, рассказав о "смягчающих обстоятельствах". Ведь то, что "все так делают" или "по рукам сразу не били" или "не думала, что все так серьезно" это всего лишь слова, отражающие то, что нам не было важно мнение Бога и Его забота о нас. Важна искренность и серьезность наших намерений избавится от лишнего груза, а не количество попыток или внешнее следование правилам и образцам...

Важно - четко определить приоритеты. Что действительно стоит серьезного отношения, стоит сил и времени потраченного. А что, составляет лишь преходящие мелочи жизни. Только важно не только решить - для меня важнее всего будет Бог, но и каждой прожитой минутой, каждым днем и каждым поступком доказывать это. Оценивая каждое действие, слово и поступок "а насколько это соответствует Его заповедям, Его любви к людям и Его доброте". И если что-то внутри пытается сказать "ну по сути, ну грех, но ведь ничего страшного и никто не пострадал" - самое время насторожиться и проверить, какой из грешков спрятался за вывеской "безвредной" привычки. И бороться уже против греха, а не ломать себя, внешне следуя предписаниям, но в душе продолжая говорить "ведь глупость и мелочь, придуманная людьми". И для борьбы самые лучшие методы, как мы уже и говорили неоднократно - молитва, исповедь и причащение. Ну и время поста для этого - лучше не придумаешь.

И еще - очень хорошая статья из которой мы приведем лишь цитату:


Не будем поэтому собирать в сокровищнице сердца, ума, в сокровищнице жизни ничего такого, что слишком мелко и от чего мы мельчаем; а поставим себе вопрос при каждой встрече, во всех наших человеческих обстоятельствах, по отношению к каждому человеку и ко всему в жизни: Как бы я поступил, если бы это было его последнее мгновение или последнее мое мгновение? Какое слово я бы сказал, какое действие совершил, кем я был бы по отношению к нему, к ней, к ним? И если только мы это осознаем, - Боже, как глубока и значительна будет жизнь, как каждый человек станет значителен и сколько будет поступков в нашей жизни, достойных нашей человеческой жизни, нашего человеческого величия и величия Бога нашего! Аминь.



Ведущие рассылки – Татьяна Мараховская, Екатерина Барышникова.

Сайт ведущих рассылки – www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.


Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес tatyana@marahovskaya.com

`

В избранное