Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Спроси Ангела-Хранителя

  Все выпуски  

Спроси Ангела-Хранителя [60] - Покаяние и осознанность


Спроси Ангела-Хранителя

Здравствуйте, дорогие наши читатели. Этот выпуск не совсем обычный. Мы решили ответить не на письмо, а публично продолжить дискуссию, которую начал на форуме один из наших гостей, представившийся "Олег18". Это осталось бы внутренним делом форума, если бы не вопросы, которые он поднимал. Ведь это все очень серьезно и "система воззрений", сложившаяся в голове у нашего гостя, встречает поддержку у многих людей, которые не всегда задумываются о сути вопроса, предпочитая прыгать по верхам понятий. Собственно мы отвечаем не для того, чтобы продолжить спор, который благополучно угас на форуме, а для того, чтобы Вы, наши читатели, задумались о том, насколько действительно осознано Ваше отношение к Богу. И что из того арсенала борьбы за свою душу, предлагаемого Православной Церковью, представляется Вам ненужным и даже вредным. Ведь каждый человек отвечает только сам за свою душу перед Богом. И только Бог может судить о том, как была прожита человеческая жизнь. А мы не ставим задачу убедить Вас в своей правоте, а предлагаем задуматься и найти свои ответы на эти вопросы.

Мнение Олега18 мы приводим по его сообщениям в форуме. Чтобы Вам не показалось, что мы вырываем его мнение и фразы из контекста, то в конце этого выпуска дадим ссылку собственно на эту ветку форума. Но, очень просим не забегать вперед, а сначала ответить на вопрос, что для Вас определяет эта цитата:


Тихон Задонский (Творения, т.5): Бог человеку благодетельствует, но человек Бога, Благодетеля своего, прогневляет. Не престает Бог от благотворения: не престает и человек от злобы и неблагодарности. Такою слепотою бедный человек поражен! Дивная благость Божия, которая и врагам своим благотворит!


Мы были бы очень благодарны Вам, если бы вы нашли время известить нас о своем ответе по электронной почте. Собственно, а сейчас приведем выдержки из сообщений Олега18, в которых он излагает свою точку зрения. Итак...


Мнение:

Уважаемая Татьяна Николаевна я нисколько не хочу Вас обидеть, но в Вас (и у некоторых людей православных взглядов) сидит УПРЯМОЕ нежелание понимать определенные вещи. Вы "по уши сидите" в православных "ДОГМАХ". А чтобы хоть как-то объективно рассматривать любую тему надо вылезти из своих догм и взглянуть на нее (тему) с РАЗНЫХ сторон. И вот это Вам "слабо".

То что у Вас Татьяна Николаевна "каянье" перед "Вашим Богом" не выбивает почву из под ног, а именно создает эту самую почву - это я уже понял, ... это нормально. А вот остальным людям делать это совсем не обязательно. Совершенно ДОСТАТОЧНО нормальному человеку просто ОСОЗНАТЬ, что он сделал плохо и впредь этого больше не делать. Вот и ВСЕ.

Вам бы вместо постоянных "покаяний" и "очищений души" еще бы вспомнить, что у вас есть голова на плечах для того, что бы вы ДУМАЛИ - и было бы совсем хорошо (меньше было бы "покаяний и очищений") (шутка)...

Потому что ПОКАЯНИЕ, не заменяет нормальному человеку МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. А если ты ПОНЯЛ, что сделал плохо и исправился и впредь этого не делаешь, то и каяться тебе некому и НЕЗАЧЕМ!!!

И человеку и Богу вполне достаточно этой схемы.

Каяться нужно Мараховской, чтобы все время осознавать свою ГРЕХОВНОСТЬ перед (в ее узком понимании) Богом. Потому что БОГА она по другому понять НЕ МОЖЕТ!!!

Я, в отличии от Вас, просто не ГРЕШНИК(как и большинство СОЗНАТЕЛЬНЫХ людей).

Да, я просто человек со своими достоинствами и недостатками... И для того, чтобы лучше справляться с недостатками гораздо эффективнее не забивать себе голову грешностью, покаяниями и т.д., а направить все свои силы на исправление ошибки.

Вполне достаточно (говоря о бабушке) после совершенного плохого поступка:

1) осознать, что вы сделали плохо (больно) бабушке

2) искренно попросить у нее прощения (я прошу прощения у бабуши искренно, понимаешь...)

3) впредь так стараться не поступать (не наступать на бабушек).

ВСЕ!

Кому и зачем в этой ситуации еще надо КАЯТЬСЯ? Кому и Зачем?

Просто вам нужен "еще один ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ поступок - каянье в церкви" (Вас так приучила Церковь, а думать своей головой вы боитесь и упорно не желаете).

Вам вбили образ БОГА, который любит вас только после каянья и ВСЕ. То что БОГ любит людей и без каянья - этого вы понять не можете...

Модель (без покаяний и греховности) ВПОЛНЕ устраивает БОГА, т.к. в этом трехступенчатом процессе (пример с бабушкой) задействованы и ваша ГОЛОВА и ДУША.

Это конечно не означает, что в БУДУЩЕМ вы такого не сделаете. Нет. Надо ведь каждый день ДУМАТЬ, контролировать себя и т.д. И если сделал ошибку, то надо исправиться вновь... такая вот жизнь.


Ответ:

Для начала, мне хотелось бы попросить всех задуматься над вот каким вопросом. Вы всегда точно можете разделить Добро и Зло? В любой ситуации и в любом случае Вы сами сможете определить, что правильно, а что нет? В любой ситуации можете ОСОЗНАТЬ, что Вы что-то сделали неправильно? И вообще насколько ОСОЗНАННА Ваша жизнь?

Ведь даже если отвлечься от мнения Олега18, в котором он говорит от Бога, предлагая, как истину в последней инстанции, что Бога устроит, а что Ему совершенно не нужно. Наш гость говорит о ненужности Покаяния, именно апеллируя к тому, что человек все может САМ. И выстраивает на его взгляд неопровержимую логическую схему, в которой в качестве аксиом берется довольно спорные утверждения:

  1. Человек в состоянии определить, ЧЕМ он причинил БОЛЬ другому человеку
  2. Человек в состоянии извинениями ЗАГЛАДИТЬ свою ВИНУ
  3. Человеку достаточно НАМЕРЕНИЯ и ОСОЗНАНИЯ, чтобы не повторять то, КАК он причинил БОЛЬ.

Собственно предложенная Олегом схема работы над собой прекрасно будет действовать в простых ситуациях. Но показали бы мне хоть одного человека, у которого жизнь простая и понятная и непонятных случаев с ним не происходит. Хотя... Собственно такое может быть только в двух случаях. Во-первых, если человек ни о чем не задумывается, а все что с ним происходит, не задерживается в его сознании надолго - это не клинический случай, как может показаться некоторым, а определенная разновидность счастья, обретаемая через заболевание или розовые очки, которые не снимаются, потому что приросли. А во-вторых, если человек полностью снял с себя заботу о том, над, чем не властен, это не убирает непонятки из его жизни, но человек занимается только тем, что должен и может делать.

Первый вариант жизни человека мы рассматривать не будем. Его заморочки про чужую боль интересуют меньше всего. Так и оставим его в покое. Второй вариант жизни встречается довольно редко - это люди, осознавшие Бога и разделившие ответственность за собственную жизнь с Богом. Но в этом случае мы говорим о воцерковленных людях, к которым Олег18 не относится. Он причисляет себя к ОСОЗНАННЫМ людям. Соответственно и мы задумаемся, а что это собственно за люди такие, которых в нашем мире несомненное большинство.

Ну, во-первых, если судить по отношению к собственным поступкам, то осознанные люди всегда пытаются ОСОЗНАТЬ. Как минимум, спорное утверждение. Ведь с осознанием обычно бывают проблемы. Осознанно чистить зубы и осознанно пережевывать еду способны не многие. Вот с тем, что люди выстраивают приоритеты своих поступков, разделяя их на менее и более важные, пытаясь осознанно относиться к важным - тут я соглашусь. Осталась небольшая такая проблема в приоритетах. Вы уверены, что правильно их расставляете? Чтобы осознанными и важными вопросами были:

  • общение с людьми (не равнодушие, а искренняя забота о других),
  • помощь людям (не избегать причинения боли бабушке, а помочь ей),
  • забота о своей душе (не о том, как заработать и потратить, а о том, чтобы душа пела),
  • забота о Боге (потратить силы на то, чтобы пообщаться с Ним, а не чтобы убить время).

Я была бы просто счастлива, если бы приоритеты у ВСЕХ осознанных людей были проставлены именно так. Но выходя на улицы этого особо не заметно. Хотя Бог, приславший своего Сына на землю, недвусмысленно говорил именно о таких приоритетах в ОСОЗНАНИИ поступков.

Во-вторых, давайте поговорим об оценке своих поступков людьми ОСОЗНАННЫМИ. Эта тема вообще замечательная во всех отношениях. Насколько мы объективно оцениваем реальность - это вообще философский вопрос, но все философы согласятся, что природа этого мира субъективна. Потому что сами, большей частью творцы собственной реальности, накладывая на мир созданный Богом, множество фильтров, шор, стереотипов и комплексов, мы умудряемся видеть большей частью лишь то, что хотим видеть. И это верно для любого человека. Но помимо собственного восприятия мира мы еще и создаем собственную систему ценностей, которая может, очень сильно разниться с Божьим Законом. То, что Закон Божий это чуть ли не единственная целостная и универсальная Система морали - спорить трудно, но с другой стороны Заповеди, данные человеку, настолько конкретно сформулированы, что иногда человек считает, что абсолютно точно им следует, даже если каждый день их нарушает.

В качестве примера можно взять расхожий пример "НЕ УБИЙ". С одной стороны следовать ему легко, если Вы, например, не военный, когда убийство (оправданное и не очень) входит в состав профессии. А с другой стороны - не оказание помощи это даже государством может приравниваться к убийству. С учетом природы человека как можно расценивать убийство души или черствость и равнодушие, приведшие к самоубийству? Согласитесь, что подобная трактовка делает Закон Божий более требовательным, а нашу систему ценностей иногда слишком мягкой. И самым "страшным" для ОСОЗНННОГО человека в этом случае будут заповеди "НЕ ИМЕТЬ ДРУГИХ КУМИРОВ" и "НЕ ПОКЛОНЯТЬСЯ ДРУГИМ БОГАМ", ведь это автоматически говорит - "Ваш разум тоже не объект поклонения. Нельзя безусловно верить тому, что говорит человеческий Разум. Нельзя верить в ОСОЗНАНИЕ - нужно верить в Бога". Но это ведь слишком жестокое требование в нашем понимании, а заповеди можно задвинуть или исполнять частично в той мере пока они не противоречат внутренней картине мира, как и делает это большинство ОСОЗНАННЫХ людей. Так что с объективностью оценки своих поступков человеком тоже проблема...

В-третьих, давайте подумаем, а насколько человек вообще может ЗАГЛАДИТЬ свою вину и исправить совершенное. Искренние извинения это замечательно и очень правильно, только не всегда работают. Когда (не дай Бог), придется просить прощения у матери, которая потеряла единственного сына по твоей вине (даже если это был несчастный случай), стоит заглянуть в её сердце и тогда, может быть, поймешь, что не все разбитое можно склеить. И тогда, возможно, ты испытаешь облегчение оттого, что ОСОЗНАЛ свой поступок и никогда его не повторишь. Только вряд ли ОСОЗНАНИЕ даст твоей душе покой, и, более того, этого не сможет тебе дать ничто на земле. Это может дать только Бог и понимание, что на все Его воля. Но, слава Богу, если тебе будет достаточно одного этого пронзительного понимания. Но практически этого не хватает, для того чтобы обрести душевный покой. Предупреждая Ваши вопросы, отвечу, и Покаяние этого тоже не даст, но об этом мы еще поговорим.

Четвертое и, собственно, последнее предложение подумать в этом выпуске: что нужно, чтобы не допустить поступков, которые привели к нежелательным последствиям? Вот наш гость считает, что для этого достаточно ОСОЗНАНИЯ и НАМЕРЕНИЯ. Что ж, вполне закономерно считает. Если человек осознает все свои поступки и намерен воздерживаться оттого, что противоречит Божьей воле, то это можно только приветствовать. Проблема лишь в том, что человек лишь маленькая частица мироздания, и он не контролирует свою жизнь. Тут можно спорить до посинения о том, что ОСОЗНАННЫЕ люди все-таки отличаются от остальных планированием и управлением своей судьбы. Но факты вещь упрямая и нет еще в истории такой личности, которая бы сама создавала и лепила свою судьбу - на все воля Божья.

И что мы в результате получаем? Вывод парадоксальный, но неизбежный. Каждому человеку нужно быть ОСОЗНАННЫМ, но этого недостаточно. Недостаточно для того, чтобы быть счастливым. Недостаточно, чтобы быть в гармонии со своей совестью. Недостаточно, чтобы общаться с Богом на равных. Весь вопрос в том, ЧТО именно ОСОЗНАЕТСЯ и какие именно НАМЕРЕНИЯ влияют на нашу жизнь. Ведь реально противоречия между ОСОЗНАНИЕМ и ВЕРОЙ никогда не было, и нет. Наоборот, эти понятия друг друга дополняют и обогащают.

Другой вопрос в том, хочет ли человек оставаться таким как есть или хочет меняться. Ведь если мы признаем, что хотим меняться, становиться лучше, мудрее, счастливее, то для этого мало нашего НАМЕРЕНИЯ. Нужно еще вполне конкретное определение-цель, а что собственно для нас включено в понятие "ИЗМЕНЯТЬСЯ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ". С физической стороной вопроса тут большинство разберется, а что быть с исправлением своих душевных недостатков? Что мы назовем недостатком, а что достоинством? Можно опять включить воображение и составить список для себя любимого, а можно воспользоваться тем, что Сын Божий назвал в качестве добродетелей. Но опять возникает вполне человеческий вопрос: "Ну, хорошо, я хочу измениться, например, избавится от приступов гнева. И как мне это сделать?". Олег18 на этот вопрос мог бы ответить просто - ОСОЗНАВАЙТЕ, что это плохо и следуйте НАМЕРЕНИЮ не гневаться. Путь вполне достойный и вполне приемлемый. Только не сильно эффективный, как показывает практика.

Православие в этом случае говорит "бороться самостоятельно и в одиночестве довольно глупо, если можно попросить помощи у Бога". Ведь что такое покаяние? Обливание себя грязью, чтобы Богу было светлее у себя там на Небесах? Способ принизить себя, чтобы на карачках в Царствие Небесное пролезть? Да ни в коем случае. Прочитайте первоисточники - каяться нужно в том, что несовместимо с твоей совестью. Каяться нужно, если есть твердое НАМЕРЕНИЕ избавиться от чего-либо, что несовместимо со СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ, которая в свою очередь руководствуется ХРИСТИАНСКОЙ моралью. Ведь грех это не выдуманная абстракция. Это вполне конкретная ущербность в человеке, которая скрывает, маскирует или уродует. Образ Божий есть в каждом из нас. Гигантские списки грехов, которые можно видеть как образец для Исповеди это не ярлычки, которые нужно на себя навесить, чтобы потом в Церкви содрать, не изменившись внутри. Это крик совести тех людей, которые уже далеко зашли по пути самосовершенствования и теперь даже эти, на наш взгляд незначительные или даже вполне нормальные поступки, мешают им жить и они в свое время хотели получить Божью помощь в избавлении от них.

При этом Вы с равным успехом можете встретить в рассказах о плодах Покаяния, что человеку его грех начинал мешать еще сильнее (если он мог своими силами исцелиться) или что эта склонность ослабевала и со временем уходила. Вопрос о том, насколько вообще человеку допустимо пользоваться помощью Бога мы сейчас не будем рассматривать. Впрочем, как и тот, насколько человеку вообще нужна Его помощь. Ведь этот вопрос каждый решает для себя сам. Но почему Любящий Отец не может помочь своему творению на пути совершенствования? Почему НАМЕРЕНИЕ человеческое исправить себя и быть более счастливым должно встречать безразличие Бога? Почему Вы считаете, что Бог не помогает тем, кто, принося Ему свои несовершенства, говорят: "Прости, что я, как неразумный ребенок, калечил себя, тем самым, причиняя Тебе БОЛЬ. Прости, что я не старался увидеть Образ Твой в своем сердце и оскорблял Тебя своим невниманием. Я постараюсь исправиться, а Ты не наказывай за то, что я не отнесся к Твоему Дару Жизни по-взрослому, а тратил его на пустяки. Я отказываюсь от всех этих несовершенств, а Ты помоги мне оставить их в прошлом"

Вот так я вижу Покаяние. А еще, лично мне оно нужно, чтобы освободить место для всего того нового, что Бог посылает в мою жизнь. Не хочу я уже и не умею жить с ворохом старых привычек и несовершенств, в которых я узнаю все новые и новые грехи. И для меня Покаяние не заменяет ОСОЗНАНИЯ своей жизни и НАМЕРЕНИЯ её изменить. Это просто Помощь Бога, чтобы я не боролась в одиночку с тем, что Ему противно, так же как и мне.


Екатерина Барышникова.


Собственно дискуссию на форуме, с которой все началось, вы можете прочитать здесь.


А еще у нас были похожие споры об Исповеди некоторое время назад. Это было чуть больше года назад, и мы с тех пор довольно сильно изменились, но возможно Вам и эта тема о нашем взрослении тоже будет интересна.


ОБЪЯВЛЕНИЕ

Мы с прискорбием сообщаем, что в понедельник (30.10.2006) мы начинаем последний бесплатный курс "Нам нечего бояться, кроме страха". Отзывы и информацию можно посмотреть здесь.

Если вы все-таки хотите в нем участвовать - пишите и оставляйте заявки.


АНОНС

Представляем вам, дорогие читатели, нашу новую рассылку "Бисер духовный". В ней будут выходить краткие, простые, но вместе с тем наполненные мудростью изречения святых отцов. О чем они, эти изречения и зачем они нам?

Мы не будем ничего придумывать сами, просто приведем слова из предисловия к книге "Душеполезные поучения преподобных старцев Оптинских": "...они, несомненно, помогут тому, кто жаждет высшей правды и истинной цели человеческой жизни, кто запутался в житейских обстоятельствах или философских исканиях, кто разочаровался в суетной жизни... Они [святые отцы], наставляет преп. Макарий Оптинский, - не просто от ума писали, но прежде делом прошли многие скорби и болезни и нам оставили, как богатое наследие и как хранилище надежды, - богодухновенные свои словеса, а мы, возсылая благодарение Господу, даровавшему нам сей дар, будем поучаться в них и, в случае нужды, прилагать к язвам нашим, как целительный бальзам..." Лучше и не скажешь...

Подписаться на эту рассылку можно на сервисе Subscribe.Ru или на Content.Mail.Ru .



Ведущие рассылки – Татьяна Мараховская, Екатерина Барышникова.

Сайт ведущих рассылки – www.angelhranitel.com
На сайте работает форум. Заходите, пишите, задавайте вопросы, обменивайтесь мнениями.


Задавайте ваши вопросы. Пишите письма на адрес tatyana@marahovskaya.com

`

В избранное