Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Традиционные народные праздники в школе Адамовича <<Традиции здоровья славян>>


Традиционные народные праздники в школе Адамовича «Традиции здоровья славян»

«Народные праздники», здесь необходимо говорить именно о народных праздниках, — самые древние. Их появление связано, как с определенным мировоззрением народа, так и бытового, производственного, религиозного, нравственного, национального, интернационального, эмоционального, географического опыта, в месте проживания, связанного с практической деятельностью, направленной на его выживание.

Современные ученые рассматривают праздник, как уникальный феномен культуры, который включает в себя различные социальные функции, к которым относятся, прежде всего, формирование общности, мировоззрения, нравственных ориентиров, эстетических предпочтений.

Считается, что народный праздник — одна из наиболее распространённых форм хранения и трансляции социально значимого опыта.

Вначале необходимо дать определенное толкование самому понятию «народный праздник» и только затем приступить к заявленной теме.

Первые попытки научного определения праздников появились на рубеже 19 — 20 вв.

В.И. Даль вывел понятие «праздник» из понятия «праздность», праздный — порожний, свободный (если речь идет о месте) и «праздное время» — период, когда можно быть праздным (если речь идет о времени).

Исследователь Снегирев И.М. в своей работе так сформулировал понятие «праздник»: «Самое слово праздник, — писал он, — выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд — знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий».

Праздник в культурологии принято определять как: «противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо, которое обеспечивает его участникам максимальную причастность к этой сфере».

Из выше изложенного можно выделить два основных направления праздника, которые автор назвал:

Изначальный — в основе которого прослеживаются архаические верования, которые к сожалению, постоянно трансформировались, пополняясь новыми элементами, главным образом под влиянием православия (для восточных славян). Истоки же традиционных праздников, обычаев и обрядов лежат в глубокой древности, в сложном переплетении элементов архаических аграрно-магических представлений и языческих культов.

Народный праздник — всегда некий период времени, имеющий структурообразующую идею, праздник — это всегда действо, посвящённое кому или чему-либо.

В основе изначального типа праздника находятся обряды, обычаи и ритуалы народа, именно это и позволяет называть изначальное направление праздника — народным, в котором явления и предметы, помимо собственно утилитарного значения, обретают смысл знака, «символа: не просто еда, а обильное застолье как метафора изобилия, культового подношения, жертвы; не обычная ходьба, а шествие, танец; не разговор, а декламация, речи, тосты, пение; одежда особая -праздничная; ритуальная, утварь — специальная обрядовая, парадная и т. д. Эти символы, разнообразные надбытовые действования (обрядность, ритуал) создают особую метафорическую стихию праздника, в которой реализуется его эстетическая функция. В стихию праздника вовлекаются космос, природа, среда обитания, усвоенные в «данный период материальные и духовные ценности».

Обряды обусловлены обычаями, традицией.

Обряд — определенным образом выстроенная цепь символических, как правило, групповых или массовых действий, предназначенных для того, чтобы в наглядно-образной форме отметить события общественной или личной жизни.

Обряд — это совокупность действий, следующих в строго установленным обычаем порядке для оформления событий, занимаемых особое место в жизни и трудовой деятельности людей.

Обряд (по Д. Угриновичу) – способ передачи новым поколениям определённых идей, норм поведения, ценностей и чувств.

Обряд — способ передачи традиций поколения в поколение

Обряд (по В. Малькановичу) — символическое коллективное действие, формы проявления коллективных переживаний, приобщение к социуму (субъекты обрядов могут быть разными).

Обряд органично связан с обычаем, который тоже является своеобразным способом передачи традиций.

Обычаи — устоявшиеся в течение длительного времени стереотипы трудовой или иной социальной и культурной деятельности людей.

Ритуал — определённый порядок, строй обрядовых действий обряды связаны с обычаями и ритуалами, которые тоже устанавливаются в течение длительного времени.

Развлекательный — вышедший из изначального, в следствии уничтожении христианством основных представлений существовавших в языческом мировоззрении славян. Основное его предназначение — строго в определенные дни, которые были выбраны на основании многотысячного опыта, который прошли и другие народы, на что указывает совпадение дат народных празднеств у разных народов.

При этом совпадающие по датам проведения, совпадают по определенным задачам, целям, функциям, решаемым в ходе его проведения, важнейшей определяющей чертой, является его связь с сакральной, иначе — некой священной или имеющей особое значение сферой. «Самое слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединение с веселием и радостью. Праздник есть свободное время, обряд — знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий», — заключает русский этнограф И.М. Снегирёв.

Принимая во внимание вероятность сохранения изначальных представлений и архаических аграрно-магических представлений и языческих культов, можно предположить, что в настоящее время можно говорить о следующих существующих типах празднования народного праздника и соответствующих целях.

Развлекательный — наиболее распространённый и поддерживаемый государством, с нейтральным, отношением от христианской церкви. Основная его цель — устроить развлечение, без привязки к религии и традиционной мифологии.

Семейный — сложившаяся в определенной семье традиция, передающаяся из поколения в поколение. Основная его цель — получение определенных возможностей, которые выражаются в виде благополучия, которое выражается в достатке, здоровье и удаче членов семьи.

Тайный — практикуемый сообществами, организованными на определенной мировоззренческой концепции или религиозных представлениях. Основная его цель — строго регламентирована целью и задачами конкретного праздника существующего, для него, в проводящем праздник, сообществе.

Праздники в Школе

В Школе, народные праздники относятся к разделу тайных, в основе которых привязка к определенным астрономическим явлениям, легко наблюдаемым, однако, даже неподготовленным человеком. Основным положением, в практике празднования в Школе является представление о своеобразной валеологической системе. Эта система, используя определенные энергии, присущие определенным дням, позволяет очистить восемь частей тела и души человека (Солнечный круг) и нейтрализовать, полученные в течение года, вредоносные энергии, соответствующие пяти традиционным диагнозам народной медицины (цикл Плеяд). При этом существует обязательное правило — непосредственное участие в проводимом празднике.

Также женщины, практикующие гимнастику славянских чаровниц, празднуют «Двенадцать пятниц чаровниц» (связанные с Венерой).

«Солнечный круг»

Праздники «Солнечного круга» обычно осуществляются в общественных местах и открыты для всех. Это подразумевает, что гости приветствуются при условии, что они уважают народные традиции.

Таблица 1. Связь тела и души с народными праздниками

«Цикл Плеяд»

Праздники «Цикла Плеяд» — поминальные, обычно празднуются в кругу семьи. Если на них присутствуют гости, то это подразумевает, что они воспринимаются семьей как родственники и что они уважают как саму семью, так и ее предков.

Таблица 2. Связь поминальных народных праздников и традиционных диагнозов народной медицины

«Двенадцать пятниц»

В традиционном народном представлении пятница женский день, в который согласно народной традиции, делать определенную женскую работу, например — прясть. Праздник — «пятница», Школа рассматривает, как традиционное поклонение, связанное с представлением о женской части славянского мироздания, проявляемого в этом мире в виде славянских богинь — Лады, Макоши или других.

В соответствии с этим — женская часть силы славянского мироздания разделена на двенадцать частей, отражающих различные области жизни женщины и её семьи, которые в совокупности и являются полной силой женской части мироздания.

Согласно положению Школы, празднование «пятниц» не является обязательным и не регламентируется. Основные положения о проведении праздника четко разделены на две части — для посвященных и непосвященных.
Непосвященные — под этим подразумеваются инструктора Школы не имеющие посвящения. Для них разрабатывается и в ближайшее время будут представлены конкретные рекомендации по проведению праздников «пятниц».

Посвященные — под этим подразумеваются инструктора Школы, получившие посвящение, имеющие почетные звания («краса», «чаровница», «наставница», «хранительница») и входящие в «Круг славянских чаровниц» (КСЧ).

Следует указать на преемственность языческого календаря и использование его для своих целей православной церковью. Это прослеживается на включении следов языческого культа Макоши — веры в двенадцать особых пятниц в году и его преобразования в христианский культ Параскевы Пятницы, приведшей к появлению особого апокрифического пятничного календаря.

«Климент, папа Римский, глаголет, поучая нас о двунадесятых пятницах, просто рещы временых в году. Выписано от древних святых отец предания, аще и вси святыя пятни­цы, подобает всякому христианину чтити, разсуждая великие дни и почитая праздник перед всеми пятницами, да не прийдет никое на нас внезапное зло» («Сказание о двенадцати пятницех»).

«Сказание о двенадцати пятницех» было издано Н.С. Тихонравовым с подзаголовком «Из раскольничьей тетради нового письма» [Титов В. Древнеславянская школа астрологии. Из славянских ложных и отреченных книг / Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 4. М., 1997. С. 44.].

Академик Б.А. Рыбаков, ссылаясь на книгу С.В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», приводит этот календарь 12 пятниц и даёт, кроме церковного, ещё и языческие их названия:

Церковный календарь

«1-я пятница- первая неделя великого поста (скользящая пасхальная шкала);
2-я пятница- перед Благовещением (до 25 марта по старому стилю);
3-я пятница- страстная пятница (перед пасхой);
4-я пятница- перед Вознесением (пасхальная шкала);
5-я пятница — перед Духовым днем (на следующий день после Семика, тоже по пасхальной шкале);
6-я пятница- перед днем Иваны Купалы (до 24 июня);
7-я пятница — перед Ильиным днем (до 20 июля);
8-я пятница — перед Успеньем (до 15 августа);
9-я пятница — перед днем Кузьмы и Демьяна (до 1 ноября);
10-я пятница — перед Михайловым днем (до 8 ноября);
11-я пятница- перед Рождеством (до 25 декабря);
12-япятница –перед Богоявлением (до 6 января)».

Языческий календарь

«12-я пятница — Велесов день; первые дни января;
2-я пятница — языческая масленица; комоедицы; весеннее равноденствие;
6-я пятница — Купала; летнее солнцестояние;
7-я пятница — Перунов день;
8-я пятница — конец жатвы;
9-я пятница — неизвестно;
10-я пятница — неизвестно;
11-я пятница- карачун; коляды; дажьбожий день; зимнее солнцестояние» [Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / М.: Издательство ‘Наука’, 1981 г. С. 390.].

«Пятницы чаровниц» видимо отголосок вышеописанной традиции, сохранившейся на территории Беларуси.

Таблица 3. Соответствие «пятниц-чаровниц» — славянскому мирозданию по Школе


В избранное