Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Авілін Ц. Астралогія ў традыцыйнай культуры ўсходніх славян

Аўтар: Авілін Ц.В.,
Дадана: 28-01-2012,
Крыніца: ФАЛЬКЛОР І СУЧАСНАЯ КУЛЬТУРА Матэрыялы ІІІ Міжнароднай навукова-практычнай
канферэнцыі 21-22 красавіка 2011 г., Мінск У дзвюхчасткахЧастка 2. Мінск, 2011 стр. 42-44.

АСТРАЛОГІЯ Ў ТРАДЫЦЫЙНАЙ КУЛЬТУРЫ ЎСХОДНІХ СЛАВЯН: КАРОТКІ НАРЫС

Астрология, как псевдонаука, твердо занимает свои позиции в современной жизни человека (вспомните, например, гороскопы на сайтах, тематические сайты, передачи по телевидению, заметки в журналах, газетах и т.д.) и не редко занимает одинаковую позицию в «чартах» с новейшими изобретениями человечества. Не случайно тему «Славянкой астрологии» и «славянских» гороскопов разрабатывают многочисленные любители,ценители неопоганских сообществ и т.д. Целью данного артикула-очерка является попытка критично описать «астрологические» народные представления восточных славян на базе фольклорных материалов Полесского Электронного Архива, фольклорных записей 19-20 вв., а также личных полевых записей автора.

Что такое «народная» астрология? К сожалению, фольклорные записи не дают возможности обнаружить существования разработанной народной астрологической школы или гороскопов, по принципу классической средневековой астрологии (выявление доли человека и событий по размещению планет и других объектов на звездном небе). Некоторые элементы классической астрологии, как, например, астрологические лексические единицы, могли попасть в народное окружение с широко распространенных переведенных с греческого или гобрейского языков книг «Небо», «Хримтианская топография» Касмы Индикоплова, «Космография», «Шестокрил», «Шестоднев», «Точное изложение православной веры» Иоана Домаскина {1}, «Зодий», «Звездочтение»[2,с. 342], и др. Как, кстати, и названия планет (и само слово планета, планида, с польского planeta с лат. рlаnētа: греч. πλανήτης «блуждающий», ἀστηρ πλανήτης «блуждающая звезда, планета» [3, c. 273]) и зодиакальных созвездий - «…тыи звезды штосялюбятъ. овенъ з близнецом… а левъ со вагою. а дева со скорпеом. а ваги со стрелцомъ…», Блізняк, Козорог, Водолеі [4,c. 61, 179]. Рисунки классических знаков зодиака можно найти на иллюстрациях к «Разарыума…» (1672-1677 гг., г.Глуск) А.Тарасевича, а названия встретить в современных полевых записях: звезда Баран (Овен), Близнецы, Водолей, Козерог [5, c. 29-34],Баран, Бык, Лев, «По тому, под какой звездой родился человек могли говорить, какой характер будет у человека; Телец(Бык) – упёртый. Весы – три звездочки, а посторонам от них еще несколько, как весы на небе. Козерог – звезда в январе», «Рыбы, Весы, Козероги, Девы, только когда на пенсию пошла, в газетах начала находить», «Знаки зодиака не знали и даже не интересовались тем, что расположение звезд в час рождения человека «несут» какое-либо влияние на характер или будущую жизнь» [6].

О существовании местного «звериного зодиака», к сожалению, достоверно ответить невозможно. Литовский исследователь И.Вайшкунас, интерпретируя 12 рисунков на карте 17ст., которая находится в д.Раубичи, выдвинул гипотезу про их астрологическое происхождение. Опираясь на нее рисунки соответствуют 12 древнебалтийским знакам зодиака, среди которых «классические» Близнецы, Весы, Стрелец, Козерог, а также Козел, Конь, Всадник, Журавль, Олень и др. [7, c. 86-93] В своей работе [8, c. 142-143] Брюкнер привел и раскритиковал легенду Геромина Пражского про то, как будто 12 знаков зодиака освободили Солнце, разбив башню молотом. Сравните так же с бел.языком: «Ішло з вышняга неба дванаццаць малайцоў і няслі дванаццаць тапарусоў» [9,№ 484]. В общем, образ 12-ти персонажей довольно распространён у восточнославянском фольклоре, поэтому можно ожидать сотворения новых современных интерпретаций фольклорных текстов, например, календарных и астрологических.

«Народная» восточнославянская астрология существует в форме, подобной к первоначальным практикам астрологии древнего Междуречья, то сторона предрекания жизни гражданства или человека по значимым редким явлениям (солнечное затмение, появление на небе кометы и т.д.) или случайных явлениях (появление метеора, определенное размещение звезд относительно человека и других небесных тел и т.д.) Базовым явлением народной «астрологической» системы является вера в то, что у каждого человека есть своя звезда на небе. Создается ассоциативный ряд между качествами человека (характер, жизнь, социальный статус и т.д.) и звезды (яркость, расположение, среда, быстрота и т.д.) В этом смысле, народная астрология находится в аппозиции к классической астрологии, для которой характерно создание точных персональных гороскопов на базе подсчета координат небесных объектов на небе.

Неотъемлемой частью астрологических практик является сам субъект, точнее человек, который обладает необходимыми уникальными знаниями и использует их. В классической астрологии такой человек чаще всего совмещает функции астронома-ученого и философа-астролога: стар.-бел. астрол(и)о(к)г [4, c. 158], польск. gwiazdarz [10, c. 809], рус. звездослов. Но, в народной астрологии такой человек становится частью мифической системы, так как владение сакральными знаниями всегда отождествлялось с чем-то неземным, «темным», непонятным,тайным, связанным с другим миром. Как правило, функция «народного астролога» свойственна ведьме, которая в традиционном восприятии имеет амбивалентный образ – злую ведьму (колдун, волшебник) и помогающую людям (знахарка, повитуха)[11].

Согласно с восточнославянскими верованиями, ведьма может снимать звезды с неба [ibid.], чтобы притягивать чужие деньги (укр.). Чтобы снять звезды, она должна украсть с мотовила тальку, которая осталась не домотанной с субботы на воскресенье. Затем в летнюю ясную ночь летит в небо, обвязывает звезды, спускается на землю и стягивает их покуда не наступит полночь [12,c. 60]. Снятые звезды ведьмы держат в новых горшках в красном углу в склепе[ibid.]. На Украине верили, что падающие летними ночами звезды ведьма ловит на зоре на решето и просеивает на полях, чтобы заворожить зерно на голод, помор и т.д. - «Przezsitowiedźmagwiazdęzawitącedzi, tryskanażyto» [13] (сравните с астронимом Решето (сито) - «скрозь Сіта Бог прасеяў зярнятак жыта» «сквозь сито Бог просеял зернышки жита»). Тоже самое и у поляков: ведьма своими заклятиями может ослабить сияние звезды и даже уничтожить ее [12, c. 60].

Следующее описание в одной из архивных книг Харьковской епархии рассказывает, как бабка научила какого-то Нестора (1750 г., село Люботино, Волковский уезд) распознавать по звездам бандитов. Не смотря на то, что он сам потом очень каялся от своих слов, будто обманывал людей, чтобы получить от них деньги, сам текст довольно интересный и дает определенные уточнения, пусть даже и с допущениями, про время и практику ворожбы:

«… действует он ночью, в полночь встаёт, и идёт к воде, и смотрит, и там видит одну звезду, в которой звезде ежели у какого человека учинится воровство, покажется… В Петров пост живущая в том же селе вдова…спросила: хочешь ли выучиться смотреть на звезды и оттого угадывать о пропаже какой-нибудь, у кого сыскать?…. а потом, взяв его из воды, стала над ставом воткнув веретено тонким концом в землю, а на другом конце веретена, на котором прядывала в Георгиев день для волшебства, пускалась под небеса и сняла звезду и спустилась назад с той звездою,которая подобием такова, как бывает полунощная ясная, и да ла ему в руки подержать; а потом, взяв от него, пошла с ним в дом, и ту звезду положила в сенях под кадушку….На другую ночь вывела на двор и приказала смотреть на звёзды… И показывались ему на звезде человеческие имена, у каго пропало и кем украдено…Бабка его, Нестора, и звезду снятую держала в доме своём целую неделю, а потом отпустила его в дом, а звезду пустила в небо» [14, c. 6-8].

Продолжение следует...


В избранное