Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Из книги Адамовича Г.Э. Искусство подготовки славянских воинов. Москва Изд-во «Ладога -100» 2006. 216 стр.

Тайные языки

Название говорит о тайне, о некой группе людей хранящей ее. Тайные языки способствовали развитию внимания. Освоение тайных языков особенно интересно в детстве. Этого не миновал и автор. Его «тайный» язык был распространен всего лишь в деревне Белица Столбцовского района Минской области и заключался к подставке в слово дополнительных слогов. Эти слога могли начинаться с одной и той же согласной, но гласная соответствовала той, которая была в слоге. Звучало это так «хозодизишь», что обозначало слово «ходишь».

Раз «тайные» языки сохранились у детей, то видимо когда-то ими пользовались и взрослые. Вот некоторые из тайных языков приведенных в Этнографии Беларусии1.

Адверницкий говор – был распространен по всей восточнославянской территории. Ее использовали представители различных социальных групп: продавцы, ремесленники, нищие и т.д. Имеет долгую историю. Первое упоминание о ней принадлежит голландскому путешественнику Исааку Маса, который слышал ее от участников крестьянского восстания под руководством И.И. Балотникова (1606–1607), среди которых был повстанческий отряд из Беларуси. От остальных условных языков отличается наличием только общеиспользуемых слов. Особенно часто использовался способ, когда слова расчленялись на слога, к которым добавлялся одинаковый маскировочный элемент, например: «-фер» (вофердафер – вода)2.

Выцирнятский гавридник (либерский гавридник, афинский (афеньский) гавридник) – условный язык или по другому лабарав – сборщиков подаяния на строительство храмов. Существует информация, что собранное шло на пропитание лабаров и членов их семей. Е.Р. Романов, который записал Выцирнятский гавридник в конце 19 в. считал, что гавридник брал свое начало от греческих и афонских монахов, которые с падением Византии наводнили земли восточных славян для сбора пожертвований на храмы и монастыри. Интересен также факт, что Выцирнятский гавридник очень похожа на условную язык польских заключенных3.

В 16–18 вв. в Беларуси, при городских магистратах существовали специальные служебные чины – «старосты калецкие», которые следили за жизнью нищих. В 16–19 ст. в некоторых городах Беларуси существовали специальные объединения – «цехи уломных», «братства жабраков» и др., которые имели свои собственные уставы («вилькерии»), органы самоуправления, иногда – привилегии, кассы взаимопомощи и т.д. часто нищие, чтобы сохранить свое секреты или секреты объединения использовали условные языки4.

Этнограф 19 столетия Е.Р. Романов зафиксировал на территории Беларуси условный язык, который получил название «каштруницкий лемезень». Распространен он был в определенной группе ремесленников, производящих шапки и проживающих в городке Дрибин Чауского повета Могилевской губернии. Лексический состав языка насчитывал около 900 слов и охватывал 13 понятийных групп. Большинство понятий выражались общеупотребляемыми белорусскими словами, затемненными специфическими вставками, приставками: «ку-» кухлеб, кулуг. Некоторые слова составлялись при помощи перестановки слогов, а так же использовали иностранные слова5.

Любецкий лемент, один из условных языков нищих. Носителями его были нищие, которых в разных частях Беларуси называли по разному – старцы, калеки, слепцы, жабраки, а сами себя они называли любками (отсюда и названия языка)6. Семежовских – еще один из условных языков нищих7.

Существовал также Парушницкий лемез – условный язык портных и сапожников в г. Шклове.


1   Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя. – Мн., 1989.
2   Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя. – Мн., 1989. С. 21.
3   Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя. – Мн., 1989. С. 122.
4   Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя. – Мн., 1989. С. 193.
5   Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя. – Мн., 1989. С. 255.
6   Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя. – Мн., 1989. С. 297.
7   Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя. – Мн., 1989. С. 458.


В избранное