Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Обережный нательный пояс

Одним из древних оберегов сохранившихся с древности является обережный нательный пояс (ОНП). Это подтверждается тем, что он повязывался на самой уязвимой части тела – животе (живот – жизнь). В некоторых местностях его называли «подживотником»[1].

В некоторых местностях таким нательным поясом были свивальники. СВИВА́ЛЬНИК, свивальника, муж. Длинная узкая полоса ткани, которою обвивают младенца поверх пеленок, чтобы лишить его свободы движений конечностями. Детский свивальник (Толковый словарь Ушакова)[2].

Нательный поясок завязывали узелком на пупе. Узел в народной культуре имеет важное, сакральное, значение. Смысловое поле слова «узел» – «носитель возвышенного»[3]. Одеждой новорожденного были пелёнки. До годовалого возраста на ребёнка накладывались крест-накрест поверх пелёнок перевязи, изготовленные из хлопков для половиков и называемые в народной среде «верчи», «свивальник»[4].

Делалось это для того, чтобы создать младенцу условия, напоминающие ограниченное пространство материнского чрева. Это помогало ребеночку спокойнее спать, с одной стороны, и развивать тактильные ощущения, с другой. Тугое пеленание свивальником ребенка использовалось для выхаживания ослабленных недоношенных детей, травмированных во время родов, то есть как своеобразная лечебная процедура. Бездумное и длительное использование тугого пеленания замедляет развитие основных движений руками, ребенок привыкает к своим ручкам только к 6 месяцам и может даже в 7-8 месяцев будить себя резкими движениями[5].

Известно, что до годовалого возраста младенец ещё не считался полноценным человеком, в народе называли его «титяшным» или «живой водой». По достижении годовалого возраста «титяшный» приобретал статус ребёнка (человека), обретал вертикальное положение, и ему надевали первую в своей жизни рубаху, повязанную поверху пояском. Мальчикам по достижении определенного возраста полагалось носить нательные пояса и перевязки. В традициях индуизма опоясывание мальчика считалось «вторым» рождением. Во время обряда инициации мальчиков пояс затягивали пряжкой на пупе[6].

Дарёные (чужие) пояса на детей в возрасте до 3-4 лет не одевают (исключение — если пояс подарен ведуном, духовным отцом или близким родственником)[7] .

Традиционно нательный пояс изготавливался бабушкой или старшей женщиной в семье в день рождения конкретно, для родившегося. Следует заметить, что при изготовляли ОНП под определенные, предназначенные конкретному человеку, заговоры, молитвы, которые должны были уберечь его от всевозможных вредоностных воздействий.

Младенца опоясывали им после первого купания, на голое тело, носился он всю жизнь. Его не снимали даже в бане. Если нательный пояс по какой-то причине разрывался, это считалось плохим предзнаменованием.

ОНП воплощает «суть идеи одетости, по отношению к которой сама одежда имела дополнительный, и даже факультативный смысл. Пояс расценивался как некая сверходежда, как знак в ряду тех сигналов, которые ориентированы на установление дистанции между человеком и другими существами»[8].

С древнейших времен ОНП рассматривался как очень сильный оберег, приносящий благополучие и здоровье его владельцу. В народном представлении ношение пояска (так же как и нательного креста) защищало человека от воздействия нечистой силы, колдунов и наводимых ими болезней и «порчи».

Именно ношение пояса на голом теле является наиболее архаичным вариантом ритуального использования пояса. Ради следования традиции женщины даже нарушали правила, так в статье Г. С. Масловой описано, что по рассказам старожилов из д. Заборе Вологодской губернии, священник у них не разрешал венчаться в подпоясанном сарафане. Однако исподку (под сарафаном) невесты все равно подпоясывали[9].

При изготовлении ОНП использовались определенные традиционные символы, расположенные в определенной последовательности. Среди множества ОНП нельзя было найти одинаковых, последовательность входящих в них символов была разная.

Следует заметить, что выше указанные символы являются своеобразным отражением первостихий, которые сохранились до наших дней и используются для изготовления обережных нательных поясов.

«Обережный» нательный пояс на кукле, изготовлен
Макаровой Д.Н. (Екатеринбург)

С приходом христианства началась борьба с пережитками, а именно навязыванием на себя различных предметов-оберегов и завязывание узлов с магическими целями. Уже в XII в. Свт. Кирилл Туровский приравнивал «науз ношение» к «кощюнам (мифам) и бесовским песням».

Святые говорят, а жизнь возвращает все на круги своя, к языческим истокам. Вначале старообрядцы:

«Пояс вместе с нательным крестом дается христианину при крещении в напоминание евангельских слов: «Да будут чресла ваша препоясана».

Православие

В наши дни в церковной и околоцерковной среде получила определенное распространение практика ношения поясов (лент) с текстом 90-го псалма («Живый в помощи Вышняго…»). От прихожан и «захожан» можно также услышать, что переписанную либо напечатанную на бумаге «чудотворную молитву» «живые помощи» (народное название 90-го псалма) необходимо постоянно носить с собой или пришивать к одежде. Однако важно отметить, что подобное «применение» 90-го псалма коренится не в церковных традициях, а в народной обрядности.

«Пояс Пресвятой Богородицы». Пресвятая Богородица сплела собственноручно пояс из верблюжьей шерсти, который и носила до конца Своей земной жизни. Затем Её Пояс хранился у благочестивых иерусалимских вдовиц.

В 5 веке, при императоре Аркадии, Пояс был доставлен в Константинополь, где и находился до XIV века. Когда Константинополь осаждали турки, Пояс Пресвятой Богородицы был перенесен в Афонский монастырь Ватопед, где и храниться до сегодняшнего времени.

Следует заметить, что и якобы «носители» народных знаний и веры, в интернете рекламируют «обережные» нательные пояски. Особенно опасайтесь тех «изделий» в которых указан срок обережного действия. Можно посоветовать для тех, кто хочет приобрести истинные ОНП проводить проверку оных. Типа, следующей:

  1. Возьмите стакан наполненный водой в руку.
  2. Прочувствуйте, какое возникает от нее ощущение.
  3. Поставьте на поверхность стакан с водой.
  4. Обкрутите его, ОНП и пусть так он простоит 3-5 минут.
  5. Опять возьмите стакан, без ОНП, в руку и прислушайтесь к своим ощущениям.
  6. Если от стакана с водой идет тепло – ОНП правильный; если нет или ощущения не изменились, то лучше этот поясок не покупать.

Г.Э. Адамович



  1. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции / Науч. ред. Н.И. Решетников; сост. И.В. Онучина. – Каргополь, 2004. – 364 с. (или Усова Т.В. Русский народный пояс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Издания музея. http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=182419 (Дата обращения 08.03.2015))
  2. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1018202 (Дата обращения 08.03.2015)
  3. Меняйлов Алексей. Сталин. Культ Девы. – М.: Крафт+, 2004.-384с. (или «Русский народный костюм» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Здравый образ жизни.Литература. Ведическая культура. http://www.oum.ru/literature/vedicheskaja-kultura/russkij_kostyum/ (Дата обращения 08.03.2015))
  4. «Русский народный костюм» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Здравый образ жизни.Литература. Ведическая культура. http://www.oum.ru/literature/vedicheskaja-kultura/russkij_kostyum/ (Дата обращения 08.03.2015)
  5. Р.Б. Елена. Пеленание — первое послушание и препоясание [Электронный ресурс] / р.Б. Елена // «Я дивно устроен»: журнал о культуре тела – 10.02.2011. – Режим доступа: http://blogs.pravkamchatka.ru/telo-hram/2011/02/10/пеленание-первое-послушание-и-препоя/ (Дата обращения 80.03.2015)
  6. «Русский народный костюм» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Здравый образ жизни.Литература. Ведическая культура. http://www.oum.ru/literature/vedicheskaja-kultura/russkij_kostyum/ (Дата обращения 08.03.2015)
  7. Неволина С. Русские народные пояса [Электронный ресурс] / Неволина Н.А. // Блог, Мидгард-ИНФО » Авторы » Неволина » Статьи » Русские народные пояса – 16.10.2013. – Режим доступа: http://via-midgard.info (Дата обращения 08.03.2015)
  8. Байбурин А.К. Пояс (к семиотике вещей) // Из культурного наследия народов Восточной Европы (Сборник трудов МАЭ, т. XLV). — СПб.: Наука, 1992. — С. 5.
  9. Волшебные славянские пояса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Мой сайт. Главная » 2011 » Февраль » 2. http://ivivin.ucoz.ru/news/volshebnye_slavjanskie_pojasa/2011-02-02-505 (Дата обращения: 08.03.2015).


В избранное