Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Адамович Г.Э.

Оберег «Семья»

«Народные символы-обереги
могут быть правильно поняты
лишь при тщательном изучении
лежащих в основе их идей»

Сохранилось огромное количество народных символов, которые используются и в наше время, например, в традиционной народной вышивке и ткачестве.

Рассмотрим один из таких символов – символ «семья».

  
Рис. 1,2. Народные символы семьи по Кацеру1

Автору повезло. В его руки попала копия пояса, выполненная Мазюк И.В. по образцу, найденному ею у жителей дер. Калыбань Брагинского р-на Гомельской обл. Оригинал пояса был изготовлен к свадьбе для жениха, предположительно в конце 19 ст. Техника изготовления пояса – ткачество на ниту. Основа – из льняных суровых и шерстяных красных ниток, уток – из льняных. Ширина 2,2 см, длина 2,17 м.

Чем же интересен данный пояс? Чем отличается от множества подобных, хранящихся в музеях?

Во-первых – наличие в нем 25 повторяющихся народных символов.

Во-вторых – эти символы собраны в блоки.

В-третьих – эти блоки, в свою очередь, для тех, кто понимает значение символов, несут определенные смысловые посылы, расшифровка которых производится на основании соответствия символа определенному аспекту славянского миропонимания.

«Пояс представляет собой целую вещь, созданную раз и навсегда»2, – уверена Н. С. Кошубарова.

Символы семьи в поясе жениха (конец 19 ст.3)

   
Символ 2В4Символ 11В(С)Символ 12 В
Встречается в поясе 5 разВстречается в поясе 1 разВстречается в поясе 1 раз

Наличие символов семьи в свадебном поясе закономерно. В данном поясе можно увидеть три вида символа семьи (рис.8–10). Отличие символов 2В и 12В состоит только в наличии точки внутри креста (в символе 12В). Можно предположить, что значение символа 2В в этом свадебном поясе, – «планируемая» или «не полная» семья, а символ 12В – «полная» семья – то есть с ребенком или несколькими детьми.

Символ 11В(с), по всей видимости, состоит из двух символов «планируемой» или «не полной» семьи (2В), что может представлять собой момент «сговора» двух сторон о свадьбе – своеобразное соединение двух семей, ранее не имеющих официальных отношений и не связанных родственными связями.

Значение символа в данном свадебном поясе.

Можно предположить, что при общем сходстве структуры и конфигурации некоторые различия в изображении приведённых трёх символов семьи определяют и разницу в их значении, которая для пояса жениха состоит в следующем:

2 В – неполная семья, вернее, планируемая, создаваемая;
12 В – полная семья с детьми;
11 В(с) – соединение двух родов в процессе свадебного ритуала5.

При раскопках древних славянских поселений встречается своеобразный амулет, с символом «семья». Это символ – оберег семьи, охраняющий семью, ее членов.

Испокон веков семья – опора славянина. С думой о ней наши предки шли на войну, сеяли хлеб и растили детей. А находящийся на шее оберег «семья» всегда давал силу, здоровье, удачу позволял всегда чувствовать рядом всех дорогих сердцу людей.

Видимо именно это реализовывалось в ношении символов-оберегов, имеющих сходство с символом «Семья» применяемого в народной вышивке и ткачестве. Эти обереги были найдены во время археологических раскопок и описаны в специальной литературе.

  
Рис.36Рис.47.

Следует заметить, что в найденных археологами символах-оберегах, символ «Семья» увязан с символом «Лунница» – женским украшением в виде лунного серпа.

Лунница – это металлическое украшение (из бронзы, серебра, реже золота) в виде полумесяца. Лунницы известны с конца эпохи бронзы. Бытовали в Египте, а также у многих земледельческих народов Европы и Азии, отражая почитание Луны, связанное с культом плодородия. Форму лунницы имели серьги, нагрудные подвески, металлические детали головного убора и другие. На Руси Лунницы были распространены в 10–12 веках.

В итоге соединение лунницы и символа семьи – это своеобразная адаптация к славянским представлениям о возможных магических воздействий на человеке, заимствованного из вне магического амулета.

Символ «Семья» в сочетании с символом «Лунница»
   
Рис. 58 Рис. 69

Но пришла пора христианства, и символ «Семья» трансформировался в так называемый крест «Фрете», что позволило ему оставаться самим собой и в то же время не вступать в конфликт с новой религией.

   
Крест «Фрете»Рис. 710.Рис. 811.

Древнерусские нательные
кресты с чернью, XI–XIII вв12.
Домонгольские нательные кресты с
выемчатыми эмалями, XI–XIII вв13.
    

На основании всего вышесказанного можно предположить следующее: славянский символ «семьи» является одним из древнейших, традиционных оберегов, который использовался не только в вышивке и ткачестве, а также в качестве оберега, выполненного из металла.

Полностью статью можно скачать http://чаровницы.рф/publikacii/a-rabotaet-li-obereg-semya.html


1   М.С. Кацар. «Белорусский орнамент» – Мн. 1996.
2   Н. С. Кошубарова. Ткань в русской традиционной культуре: знак и функция. Сайт Омского
государственного университета http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=553
3   Из личного архива автора.
4   Нумерация проставлена по номеру появления символа в поясе.
5   Более подробно в кн. Адамович Г.Э. «Клубок свадебных поясов» Мн. 2014.
6   //Древняя Русь. Быт и культура. Под общ. ред. Б.А. Рыбакова. Санкт –Петербург, 1997 г. с. 338
7   М.В. Седова «Ювелирные изделия древнего Новгорода (Х –ХV вв.). М. 1981. С.38
8   Седов В. В. Восточные славяне в VI – X III вв. – М.: Наука, 1982, с. 224
9   //Древняя Русь. Быт и культура. Под общ. ред. Б.А. Рыбакова. Санкт –Петербург, 1997 г. с. 338
10   //Древняя Русь. Быт и культура. Под общ. ред. Б.А. Рыбакова. Санкт –Петербург, 1997 г. с.349
11   М.В. Седова «Ювелирные изделия древнего Новгорода (Х –ХV вв.). М. 1981. С.181
12   http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/
13   http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/


В избранное