Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Адамович Г. Э.
//Журнал "Родноверие" №1(8) , 2013
Носители славянских традиций

«Славянское язычество – часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий.1» На основании археологических данных известно, что идолы, изображающие Богов славян, появились в III-IV в. н. э. 2 В большинстве исследований славянское язычество предстает разделенным на две части: первая – основанная на летописях и церковных поучениях X-XIII в., говорящих о свержении языческих Богов и порицающих продолжающиеся почитания их; вторая – результат соприкосновения науки с этнографическими, бытовыми остатками язычества в деревне XVIII-XIX веков. Для каждого мира у древних славян существовала особая жреческая прослойка, которая следила за сохранностью традиций определенного пути. Служители языческого культа – волхвы, кошуны, чародеи – обеспечивалимилость языческих богов-идолов.3

Кудесники, волхвы и Сварожьи молельники уходили в леса в одиночку и там спасались молитвой и постом, следовательно, были тоже аскетами, хотя и не отрицали ни музыки, ни пляса, ни пения.4 Славянские богослужения происходили в березовом Боголесье (березовом лесе), на открытой месте, где был Бел-Камень, т. е. алтарь, на котором приносили жертву кудесники. В руках у них всегда был вишневый посох, а у некоторых, особенно сильных, он заканчивался серебряной или медной булавой (шариком). Существовало два типа кудесников, которые различались и одеждой: «белые кудесники» (носили белые длинные рубахи, подпоясанные красным поясом, имели длинные волосы и бороды) и «черниги» (одевались во все черное и получилисвое название от места своего проживания – дремучих черниговских лесов, где они прятались от князей) 5. В настоящее время служители языческого культа носят следующие названия: колдуны, чаровники и знахари – и по мнению белорусов имеют тайную силу, одинаково воздействующую на людей 6.

Колдуны («кошуны», Сворожьи молельники) делают людям зло не только с умыслом, но и в определенные периоды и помимо воли: дыханием, взглядом, «вселяя беса, делая волкалаком, даже убивая»7. «Колдовство достаются «самохоццю», с собственной воли человека, но оно может бать дано и «нахраццю» – злою мыслью или случайно, ведь существует лихой час, у которую можно вызвать все плохое, про чтоб не думал человек. Наконец, колдовство дается и в связи с некоторыми профессиями: мельник, лесник, кузнец, коновал и другие легко могут сделаться колдунами.8»


1  Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян.М.: Наука, 1994.ст.3.
2  Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян.М.: Наука, 1994.ст.9.
3  Амельченко В.В.Дружины Древней Руси М. 1992.с.93.
4  Миралюбов Ю.П. «Сакральное Руси» Собр. Соч.в двух томах Т.1. .с.150.
5  Миралюбов Ю.П. «Сакральное Руси» Собр. Соч.в двух томах Т.1. .152-153.
6  Шлюбскі А. Матэр’ялы да вывучэння фальклору і мовы Віцебшченыс. Ч. I. Мн.,1927. С.23.
7  Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. VIII Вильна, 1912. с.293-294

Чаровники (чародеи, кудесники) имеют великую силу воздействия. Только словами заклятья могут навести заочное наказание и на определенного человека, и на семью, целое село, уничтожить хорошее дело, 9«Даже очевидные чаровники всегда молчат об своих клиентах и методах лечения. Больному ставится определенное условие лечения: чтоб никто не чего не знал. Вообще в тайну чаровничих заговоров очень тяжелая. Все условия и обстоятельства чародействия, ворожбы, заклинаний никому не ведомы, и передаются чаровником своему последователю только при смерти. При жизни передавать нельзя, существует представление, что при передаче раньше теряется сила чаровнитства.10» «Чаровник вообще может быть посвящен в тайну чародейства только при помощи другого чародея. Если чаровник передает свои веды младшему от себя, он сам лишается чародейной силы. 11»

Знахари (волхвы) никому не делают вреда, но вылечивают то зло, которое наслал колдун, и лечат болезнь у людей и животных12. «Знахарь – это часто человек серьезный, умный, хороший хозяин, который ничего общего с чарами не имеет. Он знает свойства растений и других лекарств, умеет поставить диагноз, объяснять значение слов, предсказывать погоду и т. д. Все его заклятья – это молитвы, переплетенные множеством различных выражений, которые в большей мере непонятные13». Существует мнение, что знахарем или знахаркой можно стать так: необходимо положить змею за пазуху и носить, пока змея не умрет14.

Посвящение

Вопрос о сохранении знаний всегда остро стоял перед их носителями. Сколько секретов потеряно. Многие современные ученые до сих пор ищут секрет лака Страдивари и, как всегда, безуспешно. А все дело в том, что определенному носителю знаний в определенное время не показался человек, готовый не только воспринять тайное, но и соответствовать строгим представлениям о нравственности, порядочности…

Для передачи знаний чародейства необходимо было пройти определенный тайный ритуал. Считалось, что во время этого ритуала человек входил в прямой контакт с Богами и приобщался к высшим ценностям. Можно выделить два основных пути передачи тайных знаний: от учителя, в определенной религиозной или магической системе и так называемый бытовой путь, который подразумевал передачу знаний как в роду, так и вне его.

Путь ученика

В пути ученика был учитель, который по славянской традиции имел право иметь только трех учеников. Наблюдались различия в требованиях к возрасту посвящаемого – 33 или 40 лет. Рассмотрим их с позиции славянской языческой традиции.


8  Никифоровский Н.Я. простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи. С.90-95.
9  Никифоровский Н.Я. Нечистики. Свод простонародных в Витебской Белоруссии сазаний о нечистой силе. Вильна, 1907. С.99-100
10  Шлюбскі А. Матэр’ялы да вывучэння фальклору і мовы Віцебшченыс. Ч. I. Мн.,1927. С.26.
11  Дембовецкий А.С. Опыт описания Могилевской губернии. Кн. 1. Могилев, 1882. с.199.
12  Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. VIII Вильна, 1912. с.293-294.
13  PietkiiewiczCzeslaw. KujturaduchowaPolesiaRzeczyzkiego/ materjalyetnograficzne/ Warszawa, 1938.с.218-219.
14  Добровольский В.Н. Смоленский областной словарь. Смоленск, 1914. с.246.

Описание посвящения в тридцать три года приведено в былине «Обретение силы Ильей Муромцем»:
«Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,
Сиднем сидел цело тридцать лет да три года».

В славянской мифологии число 33 ассоциируется с древними общеарийскими богами, количеством позвонков в позвоночнике человека, соединением солнечных циклов активности (11) с тремя мирами славянского мироздания.

“Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет,
И ко граду их ведет”,–

Так описывает А. С. Пушкин 33 древних арийских бога, поклонение которым прослеживалось в традиции приношения даров священному дереву. Так, при приношении рушников и платков на минском языческом капище существовал обычай, что приношение должно было быть развешено на ветках 33 дня15. Также в Белоруссии до настоящего времени сохранилась определенная система знаний под названием “Дрэва анёлаў”, которая, по мнению ее носительницы Толмачевой Ольги 16, представляет собой определенный синтез христианства и славянского язычества. Что и позволило замаскировать 33 древних славянских божества в христианских ангелов.

Посвящение в сорок лет подразумевало, что человек уже имеет определенный опыт противостояния сорока вредоносным силам, и позволяло предположить, что они не властны над ним.

В восточнославянской традиции число «сорок», по мнению В. Я. Троппа, не следует, конечно, понимать буквально; сорок – эпическое число, обозначающее вообще множество 17. Оно в славянской мифологии ассоциируется с числом нечистой силы, врагов. Также является составным числом, состоящим из взаимодействия следующих чисел:5 (поминание предков) х 8 (состав души) = 4018.

Бытовой путь

Рассматривая историю жизни восточных славян, можно обратить внимание на большое количество войн. А это в свою очередь поставило перед носителями знаний вопрос о нахождении своеобразного метода, позволяющего передавать знания в неспокойное время. Так появились два метода посвящения в славянскую магию, прямого источника сохранения языческих ритуалов.

Первый метод: первичное посвящение всех новорожденных

Основная идея данного славянского метода передачи магических знаний – воспитание наследников в традициях народа чуть ли не с пеленок. Как следствие – возникали определенные изменения в генетической памяти, позволяющие мгновенно активизировать заложенные в них посвящения.


15  Энцыклапедыя гісторіі Беларусі: у 6 т. Т.5. Мн.1999. с. 164.
16  Толмочева О.Е. Древо ангелов и работа с ангельской энергией. М.1999.
17  В.Я. Пропп. Русский героический эпос. М.,1999. С.311-312
18  Более подробно см. Адамович Г.Э. Славянское целительство: оздоровительные методики наших предков. Минск. Изд-во «Современная школа», 2009

продолжение следует...


В избранное