Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


А.Моральный: http://samlib.ru/b/baew_a/02gorynych.shtml/

Разбор налётов, или Змей Горыныч как символ взаимного противления религий

Одним из самых, пожалуй, ярко-отрицательных персонажей русских сказок является Змеей Горыныч. Знакомое нам с детства трёхголовое чудовище, огнедышащее, перемещающееся в пространстве по воздуху и питающееся преимущественно самыми красивыми девушками и недостаточно тренированными богатырями. Этакий образ воплощенного зла, творящего беззаконие "из хулиганских побуждений" и просто от нечего делать. Спрашивается, зачем уничтожать огнём скот и посевы исключительно для того, чтоб все боялись и уважали? В чём выгода? Непонятно. Тот же Кощей, совершая набеги преследовал как минимум две цели: меркантильную (обогащение с помощью грабежа) и, в условиях полного отсутствия взаимностей с противоположным полом, устройство личной жизни (похищение всяких Василис и Марий). Да и Баба Яга кушала добрых молодцев с красна девицами в основном по причине пагубного кулинарного пристрастия к человечине, и в дополнение -- из зависти к красоте и молодости своего рациона.

Со Змеем Горынычем сложнее.

Во-первых, отчество приросло значительно позже. Когда Змей начал прилетать из-за гор. Изначально был-жил, не тужил просто Змей. С одной головой и передвигающийся вполне традиционными способами -- по суше ползком, по водным простором -- вплавь. То, что отсутствием аппетита он не страдал, это нормально. Надо ж как-то поддерживать жизненную энергию. О гастрономических приоритетах вопрос отдельный. Вполне допустимо, что кто-то предпочитает рыбу, другие -- мясо диких животных, третьи -- домашних, а иные и человеческим не побрезгуют. В конце концов, голодному крупному пресмыкающемуся какая разница, скотина ты неразумная, или потенциальный Нобелевский лауреат?! Мясо и мясо -- в чём различие? Может, во втором случае гормонов радости, эндорфинов каких-нибудь, даже больше. Как в горьком шоколаде. А для нашего Змея -- международного символа мудрости -- это уж сто процентов. Конкуренция раздражает.

Если серьёзно, образ Змея присутствует практически в любой мифологии, пожалуй, кроме легенд народов вечной мерзлоты, на ледяных землях которых в пищевую цепочку пресмыкающимся просто некуда вклиниться по причине их как таковых перманентного отсутствия. Все ж остальные -- и греки с римлянами, и германцы со скандинавами, и кельты, и индусы, и славяне, и коренные американцы, молчу о японцах с китайцами -- Змея во все времена из животного мира выделяли особенным. Основная причина -- ни на кого его, Змея, непохожесть, если можно так выразиться. Ни лап, ни рук, ни ног, а передвигается, охотится, размножается, да ещё при каждом удобном случае так тяпнет, что мало не покажется. Прекрасно чувствует себя на воде и на суше, и в болоте, и в пустыне, и в лесу, и на огороде -- универсал экстра-класса. Кто ещё, скажите, настолько к жизни приспособлен?

Да, змеям по части выживаемости равных в мире нет (если не трогать вирусы, которых, впрочем, до изобретения микроскопа никто и воочию не видел). Отсюда и мистика образа. Ведь что такое по большому счету мудрость и хитрость как ни приспособленность к жизни. Мудрец всегда найдёт ответ, помните?

Впрочем, в наши задачи не входит устраивать экскурсы в серпентологию. Специалистов и без нас хватает, причем более квалифицированных. Стоит ли отнимать у них хлеб? Да и получится ли?

Изначально речь зашла о Змее Горыныче, и умеренно-пространные замечания, изложенные выше -- не что иное, как подготовка к парочке серьёзных умозаключений, которые последуют чуть позже.

Славянская мифология в чем-то, естественно, оригинальна, в другом же схожа с легендами прочих народов. Змей у славян похож на Змея практически любой другой культуры. Он хитёр, силён, непредсказуем. Он искушает и охотится. Тебя искушает. И на тебя же охотится. В общем, типичный отрицательный персонаж, созданный для более полного раскрытия сильных сторон положительного героя, который, уж если Змея одолел, с остальными-то врагами расправится совсем запросто. Вспомните того же Геракла, начало чьей карьеры, говоря современным языком, пришлось на избавление земли от Гидры (одного из змеиных воплощений коллективного разума).

Наш же, Горыныч, хоть Гидре внешне и подобен, не столь однозначен, как просто злобная тварь, мешающая нормальной жизни населения. И многоглавость его, а, если быть точнее, трёхглавость (изредка в источниках можно найти количество голов кратное трём), напрямую указывает на христианскую традицию, где тройка, а точнее -- Троица, без всякого преувеличения является символом не просто священным, но главенствующим.

Начнем с того, что у восточных славян во язычестве "чёт" вообще почитался больше "нечета". Тут тебе и "один в поле не воин", и "одна голова -- хорошо, а две лучше", и "двоевластие" над людьми "небесного" Перуна и "земного" Велеса, и Белбог с Чернобогом... Ряд можно продолжать бесконечно долго. Да и вообще, категория "чёт" считалась положительной, законченной, цельной, "нечет" же, -- отрицание, кстати, заложено в самом понятии, -- подразумевался как что-то (и не всегда в числовых значениях), требующее обязательного дополнения. "Слава ему и поЧЁТ"...

Итак, трехголовый Змей Горыныч возник на Руси после ее Крещения. С этим довольно смелым утверждением спорить, естественно, можно, но источники, его опровергающие, отыскать вряд ли удастся. И если взглянуть на триединство нашего чудища повнимательней, непременно возникнет явный диссонанс двух противоположных точек зрения.

По порядку.

Точка зрения номер раз -- "Змей Горыныч как символ злого язычества, сопротивляющегося доброму христианству".

В пользу такого предположения можно привести несколько доказательств.

Кто немножко знает историю, тот даже из школьного курса должен помнить, что христианизация Руси проходила не так уж и гладко, как хотелось бы власть предержащим. Относительно мирно загнали для массового Крещения в Днепр киевлян. Да и то только потому, что перед горожанами стоял на холме красноречивый живой пример -- князь Владимир. А за его спиной хорошо вооруженная дружина, готовая к мгновенной каре сопротивляющихся, и армия многомудрых фискалов, трясущаяся от нетерпения начать немедленный отъём материальных благ у необращенных. Диалектический выбор, не правда ли. Но Киев Киевом, всё ж столица, ядро передовых идей. Однако есть и другие земли, где волхвы, жрецы традиционного пантеона, без боя свои позиции сдавать не собирались. Да и народ, взращённый на уверенности в собственных силах и при необходимости -- в реальной помощи своих богов, а вовсе не на вере в эфемерное чудо, произошедшее где-то там, за горами, за морями, был, мягко говоря, в недоразумении.

Особого внимания заслуживает крещение новгородцев. Мало того, что князь Владимир, изначально будучи язычником, в года своего становления как правителя был призван на киевский престол из Новгорода -- соответственно, добрая память о нём была в ту пору ещё жива в землях Ильменских, -- вскоре восстав первым христианским правителем, этот человечище решил "отблагодарить" и "облагодетельствовать" своих земляков, пославши на север своего дядьку Добрыню в сопровождении отряда под командой тысяцкого Путяти. Отправил этих славных ребят исключительно с одной целью -- крестить Новгород. С коей те относительно удачно и справились, вырезав хороший процент горожан во главе с волхвами и спалив полгорода.

В общем, "Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнём"...

Кстати, знакомые имена, не находите?

Путята, сродственник князя, пусть и дальний, должно быть и являлся батюшкой княжьей племянницы Забавы, похищенной Змеем Горынычем. А Добрыня -- легендарным русским богатырём Никитичем, этой племянницы спасителем, вначале растоптавший конём всех Змеевых деток, "поганых змеёнышей", а затем порешившим и самого Горыныча. Кстати, и имечко "Забава" -- весьма говорящее. Может, наш Змей -- это языческий Новгород, возглавляемый многоглавым вечем (горсобранием), Добрыня же с Путятею скатались по княжьей воле сюда на "забаву"? Вариант? Какая на Руси первейшая забава? Правильно, кулачный бой. Это в мягком исполнении. В жестком -- тоже бой, только без прилагательного "кулачный". Избиение. Банальная резня со всеми сопутствующими -- поджогами, насилием над женщинами, грабежами...

"Отсюда мораль", как говорила Кэрролловская Герцогиня. Забава Путятишна спасена (забава Путятина удалась), Добрыня -- герой, Змей Горыныч (Новгород? "Змейгород"?) повержен, языческие "змееныши" уничтожены.

Хороша сказочка?! А то! "Христианская добродетель" восторжествовала над "языческой поганью". Гладко и сладко. То есть, складно. Плюс, основано на реальных исторических событиях.

продолжение следует...


В избранное