Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Авилин Т.В. Белорусская народная астрономия

Аўтар: Авилин Т.В.,
Дадана: 28-07-2011,
Крыніца: ИАИ. 2006. Вып. XXXI. С. 314-332.

продолжение

Названия созвездий и верования, связанные с ними

  1. Aries (Овен) - Баран [7.С. 15].
  2. Auriga (Возничий) - Коза (Kaza) [42.С. 48] (только α Auriga). С 24-25 декабря, во время праздника Коляд, с появлением на небе этой звезды начинали кушать кутью, а вечером, в разгар праздника, выходили на улицу ходить со звездой и водить козу.
  3. Bootes (Волопас) - Пахарь (Ratai) [36.С. 150].
  4. Capricornus - Козерог (Казярог) [21.С. 195]. Верили, что символ Козерога (рис. 4 [1]), вышитый на рушнике, вылечивает и оберегает скотину от болезней и нечисти. Также рушник с этим и другими астрономическими символами использовали для гадания.
  5. Cassiopeia (Кассиопея) - Висажар (Вісажор) [28. С. 182], Косцы (Касцы) [14. С. 1 ] (α, β, γ, δ, ε Cassiopeia) - это косцы, что «поставлены на стороже, секут и рубят всякого» [10. С. 1 14].
  6. ComaBerenices (Волосы Вероники) - Сито (Sito) [40. Т. 6. С. 120]: "Через него Бог, как говорят, просеял зёрна жита".
  7. CoronaBorealis (Северная Корона) - Корона (Карона [4.С. 3], Каруна [20, 112]). Созвездие символизировало терновый венец, положенный Христу на голову.
  8. Cygnus (Лебедь) - Петрова Палка [33. Т. 6. С. 10], Петров Крест (ПетроўКрэст) [23. С. 25], Царский Крест (ЦароуКрэст) [33. Т. 5. С. 262] (все - α, γ, η, β Cygni - отвесная перекладина, ε, γ, δ Cygni - поперечная перекладина) [2]. Первые два названия связаны с посохом ( считалось, что он был сделан в виде креста) и символом св. Петра. Название же Царский Крест, очевидно, связано с одним из царей и появилось не ранее середины XVI в., так как в России титулом «царь» первым обладал Иван IV Грозный. Считается также, что «звёздачки буквой Т - свентыТэрэзыімя» (имя святой Терезы) (β, γ, δ, ε, η).
  9. Draco (Дракон) - Змей [39. С. 11 ] (β, γ, δ, ε, ν, δ Draco, α UrsaMinor) - «этого змея святой Юрий убил и повесил около звезды, которая всегда стоит на одном месте» [39. С. 11]. С этим названием связан, по всей видимости, миф, распространённый у многих народов мира, об убийстве змея, в данном случае представленный с христианской точки зрения.
  10. Gemini - Близнецы (Блізнюкі) [18. С. Ill], Литва (Litwa) [40. Т. 3. С. 479] (α Gemini), Корона (Korona) [Там же] (β Gemini) - эти две звезды символизировали два государства: первая - Великое Княжество Литовское, а вторая - Королевство Польское. Первоначальные же их названия были, вероятно, Леле и Полеле.
  11. Lyra (Лира) - Невеста (Инвеста) (α Lyra), Два брата (Два браты) (β, γ Lyra), Соперник (Сапернік) (δ Lyra) - все [18.С. 111]. Данные названия встречаются в произведении «Хрыстос прызямліўся ў Гародні» известного белорусского писателя B. C. Караткевича.
  12. Orion (Орион) - Кресло Пана Иисуса (Kreselca Рапа Jezusa) [37. С. 48] (Orion), Грабли (Граблі) [19. С. 831, Косцы (Касцы) [31. Т. 1. С. 435] («меч» и δ, ε, ζ Orion), Три короля (Трыкаралі) [29. С. 7], Косцы (Касцы) [31. Т. 1. С. 435], Косец (Kasar) [39.C. 11], Коромыселко (Karomyselko) [37. С. 48], Три Сестры (TriSiostry) [37. С. 158], Пряхи (Прахі, Папрадкі) [20. С. 112], Трайко, Волоты (Асілкі) [14. С. 3] (все - δ, ε, ζ Orion) [31. Т. 2. С. 435], Кигачи (Кігачы) [22. С. 419], Мотовило (Matawila) [39. С. И], Косы (Kosy) [37. С. 37], Чепига (Чэпіга) |15. С. 507], Кичагирогочи (Кічагірагачы) [22. С. 419]. Первое название возникло из сравнения созвездия с небесным троном Иисуса Христа. Про трёх королей говорили, что это те евангельские волхвы, которые пришли к Христу, кроме того, в некоторых районах Беларуси, так называли и праздник Водокрещения (6 января). Определённое положение и время появления на небе созвездия указывало на начало этого праздника.

Названия Три сестры, Пряхи, Папрадки, вероятно, связаны с одним мифом о трёх проклятых сестрах, которые после смерти остались гореть на небе тремя звёздами. Образ трёх сестёр широко распространён в народных заговорах, а также в орнаменте, например на рушниках.

Название Касцы, видимо, отражает представление о небесных косцах: «Три звезды стоят одна за другой так, как косцы один за другим косят» [31. Т. 2. С. 435].У поляков сохранилось верование, будто «Бабки (Плеяды) Косцам (Орион) несут кушать» [37.С. 36]. У белорусов существуют многочисленные сказки и предания, в которых основными действующими лицами являются косцы и бабы, работающие в поле, к которым по дороге часто приходит Бог и происходят различные чудеса. Те же образы можно увидеть и в небе: косцы - Орион, бабы - Плеяды, дорога - Млечный Путь, поле - небо.

Название Мотовило, вероятно, по ошибке, исследователем было приписано Ориону. Скорее всего, так называлось созвездие Персей.

В «поясе Ориона» видели коромысло и девку, которая его несёт, если принять во внимание украинское представление о «поясе» как «дівка воду несе» [13.С. 14] и белорусское название Коромыселко. Про эти звёзды говорили: «Паходзяць з трохчалавек. Відацьболын у зімоваеврэмя» и «трызвяздызвязананешга з панамі».

По этому созвездию определяли время: «Люди знали, ровно какой парой они появятся, по ним вставали, раньше говорили - Касцы далеко пошли, надо вставать» [31. Т. 1. С. 435].

  1. Pleiades (Плеяды) - Олосозар (Olosozar) [38. С. 156], Восожары (Wosożary) [37. С. 187], Велісазар [19. С. 56], Валасажар [31. Т. 1. С. 272], Цары-волосары [33. Т. 1. С. 137], Полосозар [33. Т. 4. С. 147], Вісажар [27. С. 51], Волоски (Валоскі) [19. С. 52].Волосны (Валосны) [19. С. 52], Бабы [22. С. 476], Ситечко (Сіцячко) [25. С. 45], Решето (Рэишта) [31. Т. 4. С. 334], Гнездо (Гняздо) [22. С. 476].Курочка [17. С. 67], Курки (Kurki) [38. С. 156], Кучки (Кучкі) [22. С. 476].Купки (Kupki) [37. С. 158], Стажэрка [19.С. 291]. Название Велисазар и другие, похожие на него, скорее всего, первоначально были связаны с языческим богом славян Белесом - «скотьим богом», который также являлся повелителем подземного царства. Само название, по всей видимости, происходит от более раннего древнерусского Власежелище [12.С. 270], т.е. место, где жил Велес, подземное царство, либо вход в него. Однако с приходом христианства название и его смысл начали меняться: ведь христианский аналог Велеса был близок к Дьяволу.

Названия Волоски, Волосны также происходят, вероятно, от более раннего древнерусского названия Волосыни [12.С. 294]. Некоторые учёные считают, что так называли жён Велеса. Интересно отметить, что у хорватов сохранилась легенда о том, что на Плеядах живут и каждую ночь водят хороводы семь вил, т.е. души невест, умерших после обручения [2.С. 229].

Про Ситечко (Решето, Ситце) говорят, что там «ангелы отсеивают праведные души от грешных» [29.С. 7].

Кучками называют десять снопов: купки - несколько коп, а стажэрка (стажары, стажарье) - жердь для опоры, ставившаяся в середине стога, под который кладут ветки и солому.

Ещё одно название Плеяд - Висажар - видно, происходит от старорусского слова висс (висса, виссон, виссос) - название растения, экстрактом которого окрашивали ткань: льняная ткань, окрашенная им, и вообще одежда из такой ткани считались ценными, самыми тонкими и мягкими. Вероятно, раньше связывали красоту Плеяд, которые восходили на рассвете, с этой великолепнейшей тканью. В метафорическом смысле это название могло соотноситься с одеждой Христа: «Седяше же на престоле том господь мой Иисус Христос в висосеблещащимся в багряници, пущающе заря».

Кроме птичьего жилья, гнездом называют внутреннюю часть рамочного улья, куда вставляют рамки (решётки): в нём пчёлы и зимуют. Например, русские названия скопления - Улей, Осье Гнездо [9.С. 15]. Как известно, восточные славяне считали, что души усопших, в том числе и в виде пчёл, на зиму отправляются на тот свет, а весной, когда вся природа просыпается, возвращаются на Землю. Наиболее интенсивно возрождение природы происходит во время весеннего праздника Юрия 5-6 мая (23 апреля ст.ст.) [3] . Уже в XVII в. этот день был юридическим термином. С этого дня начиналась аренда фольварков и устанавливался срок найма рабочих. В этот день в первый раз выпускали скотину на пастбище. И именно в этот день Плеяды утром восходят на северо-западе, а 8-9 декабря (26 ноября ст.ст.), во время праздника осеннего св. Юрия, с утра там же заходят. Так по восходу и заходу Плеяд могли определять начало и окончание сельскохозяйственных работ.

Кроме определения начала годовых праздников, по этому скоплению узнавали и астрономическое время. Раньше, как пряли чуть не до утра, говорили: «уже Валасажар на юге - нужно спать ложиться» [31. Т. 1. С. 272], «Велисазар уже на юге - пора идти молотить» [19. С. 56].

  1. StellaPolaris - Полярная звезда, α Малой Медведицы (а UrsaMinor) - Гвоздь (Гвозд) [30. С. 1], Звёздный Кол (Зорны Кол) [18. С. 7], Северная звезда (gwiazdapolnocna [37. С. 62], polunocznazora [38. С. 156]), Стажар [24.С. 104]. Верили, что звезда Стажар является вершиной Столба, т.е. Млечного Пути. Название Гвоздь можно найти в сказке «Неба и пекла»: «Вбил он в небо гвоздь, разжег огонь, лёг и покуривает свою трубку» [30. С. 1 ]. Знание неподвижности этой звезды на небосводе позволяло ориентироваться в пространстве.
  2. UrsaMajor (Большая Медведица) - Воз [29. С. 7], Воз фараонский (Wozfaraonski) [37. С. 55], Воз Ильи (Іллёў воз) [19. С. 145].Большой воз (Вялікі вое) [31. Т. 3. С. 27], Конь з вазом [16. С. 69], Конь i Калёсы [23. С. 25], Коні, Павозачка Аліяшова [31. Т. 3. С. 282], Калясніца [31. Т. 2. С. 387], Карэта [31. Т. 2. С. 429], Каляска [31. Т. 2. С. 386], Бричка св. Якуба (Bryczkasw.Jakuba) [37. С. 55], Бричка (Брычка) [14. С. 2], Буда [15. С. 233], Гражуля колы [31. Т. 1. С. 474], Калёсы [23. С. 25], Большие Колеса (Балыиыя Калёсы) [23. С. 25], Kiiu [25. С. 77], Рандэлечак [23. С. 25], Палойнік [23. С. 25], Апалонічсік [31. Т. 1. С. 84], Ковшык (Коўшык) [31. Т. 2. С. 509], Карэц (Кагес) [39. С. 8], Чаши [27. С. 56], Сітцо [20. С. 1121, Стажарье [32. С. 456], Сахачы [22. С. 814], Медведица (Вядмедзіца) [31. Т. 1. С. 385], Майсиш [23. С. 25], Піясаш [23. С. 25], Папрыца [23. С. 25] (все - α, β, γ, δ, ε, ζ, η UrsaMajor). Большинство названий дано созвездию по явному сходству с повозкой или ковшом. Повозку также называли колёса или буда, бричка, а ковш - палойник. апалоничак, карэц, отсюда и соответствующие названия. В этой повозке ездит св. Илья (Алияш) по небу, в ней же души усопших по небесной дороге перевозятся на тот свет, а на праздник в ночь с 24 на 25 декабря приезжает сама Коляда. Также существует представление о том, что в ней перед концом света будет ездить антихрист и сводить праведных людей, чтобы они забыли Бога. При описании созвездия говорят, что воз запряжен конём, медведями; что имеет поломанное дышло (ε, ζ, η UrsaMajor); фараонами называли египтян, верили, что они наполовину человек, наполовину (от пояса) рыба.

Название Гражуля колы, т.е. косой воз (колы - воз. a griżulo - косой, лит.), связана с литовским названием этого же созвездия - DidiejiGriżuloRatai (Большой косой воз) [41.С. 694].

Из сравнения неба с полем, а звёзд с колосьями, вероятно, возникло название Стажарье - жэрдь, которая ставится для опоры в середине стога.

Сахачы - так называли лося. Вообще же название Лось [12. С. 295], как и Бабы [12. С. 37], очень старое, встречается уже в «Хожении за три моря» (XV в.) Афанасия Никитина.

По положению созвездия на небе определяли время: «С севера воз переходит на юг - уже утро скоро» [31. Т. 1. С. 323], также с ним были связан праздник Коляды.

Можно встретить название и в заговорах: «Стану под ясным небом, под ясными зорами, перед дробными звёздами, перед жарким солнцем и ясным месяцем и небесной колесницей» [15.С. 86].

  1. UrsaMinor (Малая Медведица) - Коромысло (Кароміслсі) [31. Т. 2. С. 422], Вышезар [9. С. 22], Стожарье [9,22], Маленький воз (Малы вое) [31. Т. 3. С. 27], Курочка (Курочка) [11. С. 307] (все - β, γ, δ, ε, ζ, η UrsaMinor).

Названия некоторых созвездий, не соотнесённых с известными: Коромыслы (Каромыслы) [4. С. 346], Метла («звёзды врассыпную были») (по всей видимости, комета) [4. С. 23], Гроб [4. С. 145], Коза (Каза) (скорее всего Капелла) [25. С. 35], Волоты (Асілкі) [20. С. 112], Корона (Каруна) [20. С. 112], Шестерня (Шэсцерня) («шесть звёзд») [4. С. 999], «там [возле пояса Ориона»] идёт одна звёздочка, сестра их, этих Косарей, извещать, что мачеха хочет побить» [43.С. 98].Посох Якуба (ЛяскаЯкуба) [14.С. 4].

продолжение следует...


В избранное