Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


http://jivebelarus.net/history/faces/Prince-Dovmont-in-the-light-of-historical-sources.html

В. ПРЕВРАЦКИЙ 09.03.2011

Князь Довмонт в свете исторических источников

Князь Довмонт ещё при жизни стал легендарной личностью. Известные историки Мацей Стрыйковский (1547--ок. 1593), Феодосий Софонович (нач. ХVIIв.--1677), Адам Киркор (21.01.1818 - 23.11.1886) сообщают, что именно князь Довмонт основал нынешний городской поселок Свирь (Мядельский район, Минская область, Беларусь). Кроме того, М. Стрыйковский упоминает про развалины деревянного замка в Свири, а также рассказывает о том, что князья Свирские желают выводить свою родословную от князя Довмонта Романовича.

Князь был храбрым воином, за свою жизнь совершил много ратных подвигов. Однако прославился своими делами Довмонт в далeком городе Пскове. Как же так получилось, что славный князь Довмонт стал псковским князем Тимофеем? На счет этого сохранились только отрывочные летописные сведения и предания.

***

Князь Довмонт являлся незаурядной личностью и оставил весьма заметный след как в истории средневековой Беларуси, так и в истории православной церкви. Летописи называют Довмонта нальшанским князем, а польский хронист М. Стрыйковский - занальшавским.

Следует сразу отметить, что князь не принадлежал к старшему поколению литвинских князей. Например, Ипатьевская летопись донесла до наших дней бесценные сведения про иерархию литвинской элиты в 1215 году и имени Довмонта в данной записи вообще не упоминается:

"Божиим повелением прислаша князи Литовьскии к великои княгини Романовe, и Данилови, и Василкови мир дающи. Бяхоу же имена Литовьских князеи: се старeшeи Живинъбоуд, Давъят, Довспроунк, брат его Мидог, брат Довъялов, Виликаил, а Жемоитскыи князь Ерьдивил, Выкынт, а Роушьковичев, Кинтибоут, Вонибоут, Боутовит, Вижеик, и сын его Вишлии, Китении, Пликосова, а се Боулевичи: Вишимоут, его же оуби Миндого тъ, и женоу его поял, и братью его побил, Едивила, Спроудеика, а се князи из Дяволтвы (как вариант: из лотвы - прим. в ПСРЛ): Юдьки, Поукеик, Бикши, Ликиик. Си же вси мир даша князю Данилови и Василкоу и бе земля покойна. Ляхом же не престающим, пакостящим, и привед на ня Литвоу и воеваша ляхы, и много оубиства створиша в них" (ПСРЛ, т. 2, с. 735).

Согласно преданиям, князь Довмонт владел городом Утеной - современной столицей Аукштайтского этнографического региона (Живописная Россия. Литовское и Белорусское Полесье/ репр. воспроизведение издания 1882 года. – Мн., 1993. – С.187). Известный историк Матей Стрыйковский также пишет, что Довмонт Романович (Ромунтович) основал город Утену. Согласно Стрыйковскому, в то время, когда Лифляндские и Тевтонские рыцари напали на Литву, Довмонт сошелся с ними в битве на поле "дедичном" Видиниском, в двух милях от озера Киаменти. В этой битве, Довмонт наголову разбил крестоносцев. С тех пор поле и стало называться по-литовски Кавлис, что означает битва, свидетельствует М. Стрыйковский. В том урочище при распахивании поля часто находили обломки мечей и наконечники стрел (Stryjkowski M. Kronika Polska, Litewska, Żmudzka i wszystkiej Rusi.- Warszawa, 1985. - S.319).

Учитывая близость земель Аукштайтии и Жемайтии, становится понятным тесное сотрудничество между Довмонтом и жемайтским князем Тренятой – героем битвы с крестоносцами возле озера Дурбе в Курляндии в 1260 году.

В том же году Довмонт вместе с Тренятой составляет заговор против первого короля Литвы Миндовга. Причиной послужило то обстоятельство, что в июне 1260 года король Миндовг на случай своей смерти составил завещание, согласно которому при отсутствии престолонаследников его королевство переходило в управление к братьям Немецкого ордена в Ливонии. А это ставило под угрозу суверенитет молодого государства, позднее известного под именем Великого княжества Литовского и Русского. Примечательно, что в документе также упоминается "Гердень из Нальшан" в качестве приближенного короля Миндовга (Міндаў, кароль Літовіі, у дакумэнтах і сьведчаньнях=Mindowe, rex Lithowiae, in letteris et testimoniis/ НАН Беларусі, Ін-т гісторыі; уклад., пер. на бел. мову, камэнт. А. Жлуткі. - Мн.: Тэхналогія, 2005. - С.40).

Для увеличения численности своих сторонников, заговорщики использовали два фактора: сепаратизм удельных литвинских князей, вассалов Миндовга, и ненависть к прозападной политике монарха со стороны языческого и православного населения княжества. Осенью 1263 года заговорщикам удается осуществить убийство Миндовга и посадить на престол Великого княжества Треняту. "Тренята нача княжити во всей земле Литовьской и в Жемоти" (Летопись по Ипатскому списку. – СПб, 1871. – С.568-569.).

Согласно одним источникам, вскоре после убийства Миндовга Довмонт бежал в Псков, так как Войшелк, сын убитого великого князя, разбил и изгнал заговорщиков. Другие же источники (более позднего времени) называют Довмонта сыном Миндовга, а его побег в Псков объясняют преследованием приближенных Миндовга. Следует отметить, что источники, называющие Довмонта сыном Миндовга, имеют заказной характер и обладают низкой степенью достоверности (Бархатная книга. Родословная книга князей и дворян, российских и выезжих. Ч.1.- Гл.4., разд.11. –М., 1787. – С.28-29; Летопись по Воскресенскому списку (Полное собрание русских летописей. Т.VII). – М., 2001. – С.164-165).

В "Сказании про Довмонта" появление князя в городе Пскове описывается следующим образом:

"В лето 6773 (1265). Побишася Литва межи сабою некиа ради нужа, блаженый же князь Домант с дружиною своею и с всем родом своим оставие отечьство свое, землю Литовскую, и прибеже в Плесков..."

Изгнанный князь Довмонт был гостеприимно принят в Пскове, где перешел в православие и в крещении получил имя Тимофей. Уже через год, за воинскую доблесть и христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.

Российский историк Соловьев Сергей Михайлович (05(17).05.1820-04(16).1879) в своем фундаментальном труде "История России с древнейших времен" (т.3, гл.3) придает большое значение княжению Довмонта в Пскове в контексте истории всей восточноевропейской цивилизации:

"В Литве в это время произошли усобицы, вследствие которых прибежал во Псков один из литовских князей, именем Довмонт, с дружиною и с целым родом, принял крещение под именем Тимофея и был посажен псковитянами на столе св. Всеволода: здесь в первый раз видим то явление, что русский город призывает к себе в князья литвина вместо Рюриковича, явление любопытное, потому что оно объясняет нам тогдашние понятия и отношения, объясняет древнее призвание самого Рюрика, объясняет ту легкость, с какою и другие западные русские города в это время и после подчинялись династии князей литовских. Псковичи не ошиблись в выборе: Довмонт своими доблестями, своею ревностию по новой вере и новом отечестве напомнил Руси лучших князей ее из рода Рюрикова -- Мстиславов, Александра Невского".

Редкие сведения про начальный период княжения Довмонта встречаем у другого известного российского историка - Татищева Василия Никитича (19(29).04.1686-15(26).07.1750):

"6774 (1266). Довмонт Тимофей. Война на Литву. Полоцк взят. Литва побита. Торгат. Гердень. В тот же год князь литовский Довмонт пришел во Псков со всем родом своим и крестился, и наречено было имя ему Тимофей. И посадили его плесковичи у себя на княжении. Он же, избрав с собою мужей лучших и храбрых плесковичей и со своею дружиною, и всех их 300, придя, попленил всю землю Литовскую, вотчину свою град Полоцк взял, и княгиню Герденеву в плен взял, и детей ее двух княжичей взял, и возвратился ко Пскову. И переехал Двину реку, и отошел пять верст, и стал на реке Двине, и поставил сторожей два, Давыда да Луку, с единым полком, а двести отпустил ко Пскову с полоном. А князь Гердень в то время не был в дому, но ходил войною на Порусию. И когда пришел в землю свою, увидел ее поплененной, и погнался за Довмонтом с семьюстами воинства своего, а с ним Гогорт, и Лотбей, и Люгайло, и прочие князи литовские. И пришли ко Двине реке, стали на берегу. А к Довмонту стражи его прибежали, говоря про рать великую. Он же сказал дружине своей: "Вот предстоит нам смерть или жизнь, выступим же мужественно, и за святую церковь, и за веру христианскую". Было же с ним оставшейся дружины только 90 человек. И помолился Господу Богу, и пречистой Богородице, и святому мученику Леонтию, которого был день тогда, и пошел против них, и победил их, и князя их великого Поргата убил, и иных князей и литвы много побил, а иные в реке утонули, иных же Двина выкинула на остров Гантов, и те там убиты были; Гердень же с малым числом едва убежал. А плесковича тогда одного убили, Антона, Лочкова сына. И пришел князь Довмонт во Псков со многим полоном и с богатством".

В данном рассказе впервые встречаются сведения, что князь Гердень воевал в Пруссии и что Довмонт был полоцким князем. Интересно отметить, что в Ольшевской, Румянцевской и Евреиновской летописях, а также в летописи Красинского и летописи Рачинского князь Довмонт также называется полоцким князем. Однако, по своему содержанию, указанные летописи напоминают скорее сборники легенд и преданий, нежели достоверные исторические источники.

На протяжении всего своего княжения Тимофей-Довмонт был славным защитником Псковской земли от вражеских нашествий. Так, в 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре (совр. Раквере, Эстония), где псковско-новгородское войско одержало решительную победу над датчанами. В Волынской краткой летописи это событие обозначено как "Раковьское побоище".

В скором времени псковская дружина Довмонта разгромила немцев на реке Миропавне. Пискаревский летописец свидетельствует: "В лето 6779 (1271) приидоша немцы, воеваша около Пскова. Князь же Домант еха на них въ 5 насадех съ 60-ю муж и победи их 8 сот на реце на Миропивне апреля 23".

В 1270 году великий князь Ярослав Ярославич посадил на место Довмонта в Пскове некоего Айгуста (вероятно, сына убитого полоцкого князя Товтивила), но псковитяне снова возвели в князья Довмонта. В 1282 году Довмонт участвовал в усобицах на стороне великого князя Дмитрия Александровича (сына Александра Невского), прогнанного с великокняжеского престола младшим братом Андреем. Князь Довмонт вторгся в Ладогу, вывез оттуда казну Дмитрия Александровича и вернулся к нему в Копорье, но, осаждённый новгородцами, должен был оставить крепость.

Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско и изгнал крестоносцев за пределы своих волостей.

продолжение следует...


В избранное