Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Яровой А.В.
доцент кафедры истории,
философии и политологии
Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии
г. Зерноград

«Кулачная наука» в среде донских казаков

В данной статье мы рассмотрим несколько локальных традиций кулачного боя существовавших в среде донского казачества. Попытаемся проанализировать приемы обучения, технику боя, психологическую и духовную подготовку бойца, основные виды тактических действий существовавших в среде сельского населения Дона в первой половине XX в.

Хронологические рамки очерчивают время трансформации традиционной культуры Дона, процессы расказачивания и культурной революции, в результате которых исчезали носители традиции, народные забавы и развлечения вытеснялись спортивными праздниками, внедрением в жизнь народа физической культуры и спорта как основы пропагандируемого здорового образа жизни. Под запрет попадали многие состязательные традиции, носящие жесткий, травмоопасный, силовой характер, что дало повод некоторым исследователям утверждать о проигрыше кулачной науки спортивным видам борьбы и, прежде всего, боксу. Не входя в полемику о том, какое из боевых единоборств лучше, какое хуже, просто констатируем тот факт, что кулачный бой по своей структуре, по своим видовым и функциональным свойствам явление многогранное, мало изученное в своих локальных вариантах, явление архаичное и в то же время жизнеспособное, так как в виде драки оно существует и по сей день.

Обычно под кулачным боем понимают драку кулаками, для забавы, из молодечества (1, с.117). Противопоставление кулачного боя драке, как и потешному поединку, весьма условно, так как различие определено наличием правил боя. В потешном, игровом бое, «понарошку», отрабатываются не только удары, защиты, но и психологическое взаимодействие, в котором ярко выражен игровой характер боя, он ведется «дурачась», «играючи», обычно в компаниях сверстников. Подобные бои перерастают в «стравки», когда старшие ребята или взрослые стравливают мальчишек между собой, при этом поясняя правила, приемы боя, подзадоривая их на активные действия (2). Такие «затравочные» бои служат началом настоящих кулачных, стеночных боев.

Драка начинается там, где регламентация традиции отступает на второй план. В. Даль отмечал, что драка происходит взабыль (1), то есть когда бойцы забываются, ожесточаются в процессе боя. Отметим, что критерием классификации кулачков выступает психологический характер боя: игровой, обрядовый, ожесточенный. Увечность боя будет зависеть именно от этого.

«Кулачная наука», как комплекс специальных методов и способов подготовки и ведения боя, существовала для широкого круга лиц в качестве забавы, детской возни, юношеских потасовок. Но были и те, для кого кулачное дело становилось своего рода призванием, искусом, который превращался в своеобразное боевое искусство. Эти бойцы предводительствовали в стенках, верховодили в молодежных, уличных объединениях, атаманили. Они известны по украинскому, русскому материалам и, видимо, являлись неотъемлемой частью традиционной культуры восточных славян.

Характеризовать кулачную науку подобных бойцов в целом (в обобщенном виде) не представляется целесообразным, так как существуют явные различия локального характера, связанные как с иноэтническим окружением, историческими условиями формирования этнических групп на определенной территории, так и индивидуальными особенностями самого бойца.

Идеальный тип кулачного бойца должен был обладать определенными качествами, которые фиксировались в общественном мнении. «У кулачного бойца удар должен быть хлесткий, и кулак сухой. Вот у меня кулак не сухой, ударю и разобью его, есть кулаки сухие»(3). Боец должен был обладать бойцовским характером, драчливостью. «Дед обучал меня, потому что я драться любил, а брата не стал учить, говорил, что он у нас тюфяк» (4). Физическая сила наравне с ловкостью составляют важную характеристику бойца, при этом на силу отмечают в основном сторонние наблюдатели: «Дед у нас сильный был, тридцативедерную бочку поднимал. Однажды выпивши, с колокольни упал и хоть бы хны. На кулачках после боя любил переворачивать линейки, на которых приезжали на бой казаки» (5). «Прадед был силен, бывало, отвяжется бычок, он его за хвост держит, а жене кричит: «Давай привязывай. Однажды осерчав, ударил коня по голове кулаком – и убил».

Сила по мнению непосредственных участников боев проявлялась в стойкости, возможности держать удар, так и в силе удара. Причем удар, наносимый по предметам, сгоряча своим разрушающим действием удивлял и самого бойца. «Осерчал я тогда, грю, нехорошо денег не платить. И как дам кулаком по столу, а стол дубовый. Что ты думаешь, проломил! Начальник испугался, а мне и самому неудобно стало» (4). Тот же информант вспоминал: «Я его ударил по зубам, отмахнулся слегка, а зубы у него и посыпались. Может, держались плохо?»

Стойкость, как бесстрашие по отношению к врагу, к его ударам, невосприимчивость к боли ценились в народе, и даже специально воспитывались. Как различными детскими играми (например, «Угадай, кто ударил?»), так и специальными тренировками. «Дед учил меня драться по разным манерам – и руками и ногами. Бывало, наденет тулуп, а мне дает фуфайку, и начинаем бить друг друга в бока, грудь, по рукам. В голову не били. Однажды я его запалил в лоб, он говорит, хороший у тебя удар, внучек» (4). Вообще, приемы подготовки требуют специального рассмотрения с точки зрения своей практичности. Отметим, что в качестве подготовительных упражнений дед и внук перебрасывали друг другу и кидали камни от 5 до 16 кг. Били в двойной, сшитый мешок: «колбаса на пружинах», били кулаками, ладонями, локтями. Некоторые бойцы использовали мешок с зерном. В селе Средний Егорлык были известны два бойца Шальнев И.И. и Шалаев В.И. Рассказывают, что Шалаев не мог долго победить Шальнева, и тогда он привез с обочины шляха каменную бабу, а их много было по шляху и тренировался избивая ее (6).

При рассмотрении поведения бойца думается можно использовать понятие «донская развязка», именно в том контексте, в котором его использует народ. Развязный человек, ловкий, свободный в обращении, в приемах, бывалый, в ком не видать стеснения, ни вычурности (1, с.21). Говорят, «покажи ему донскую развязку», то есть не только превзойди в ловкости противника, но одолей его психически.

База любого воинского искусства начинается со стойки. В рассматриваемой нами манере стойка была специфична, так как в большей степени ориентирована на драку. Боец стоял в свободной, не напряженной позе, с отклоненным слегка назад корпусом, с выставленной левой или правой ногой вперед, ноги слегка согнуты. «Стоять крепко, ходить валко». Валкость, в раскачку отражена и в слове «укачать», значит побить. Могли сказать «покачали вас» с тем же смыслом. Перемещение корпуса осуществлялось враскачку – когда масса тела перемещается с ноги на ногу, но не быстро, а как бы топчась на месте, инерционно, ища опору в движении всего корпуса. При необходимости можно было наскоком подскочить, или отскочить от напиравшего бойца. Отсюда поговорка: «они наскоки намнут боки» (7).

Основой любого кулачного искусства от Англии до Китая является удар рукой. Удары наносились в голову, корпус, руки и ноги. То есть практически целью являлось любое незащищенное место на теле бойца, поражение которого могло принести победу. «Они настолько владели умением биться, что часто заканчивали бой вничью. Но после боя носили синяки на лице, руках, ногах» (6). О том же в XVI в. писал С. Герберштейн: «начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу»(8, с.119).

Наибольшее количество точек приложения ударов относится к голове. Голова как вместилище сакральной силы и наиболее поражаемая часть тела осознавалась в глубокой древности. Известно, например, что греки в кулачных боях били только в голову (9, стр.171). Удар «в лоб» имел не только прикладное, но и символическое значение (ср. наказание ложкой по лбу за столом). В лоб можно было ударить двумя способами: основанием кулака сверху и основанием ладони «с плеча» в основание лба. Говорили: «бей в лоб, делай клоуна (шута)» (4). Любопытно, что понятие «клоун – шут» восходит к понятию «осмеянный», «пустой», лишенный чего-либо: безрогий, безухий, «с отбитыми рогами» (10, с.495).

В голову били плюхой, такой длинный боковой, с входящим в голову акцентом в точке приложения удара. На Дону о размашистом ударе в ухо, висок, могли сказать «жахнул». Жахнуть значит еще и испугать, стращать, от слова жах – страх, ужас, испуг (1, с.528), т.е. функция такого удара еще заключалась и в испуге противника, психологическом подавлении. Плюха могла ударить в висок, ухо (оплеуха), могла попасть в шею (святым кулаком, да по окаянной шее), при потяге руки на себя получался удар «по-за-шей», когда кулак попадал по затылку. Пощечина, которую называли «дать леща» или «отпустить лепёху» наносился или «лодочкой» ладони или всей пятерней, с хлестким эффектом. Удар всей ладони по лицу «как в бубен ударить», так и назывался «дать бубну», при заходе за спину противнику могли ударить с плеча, ладонью между лопаток, что могло звучать как «выбить бубну».

Вообще описание удара самого по себе встречает определенные трудности, которые вызваны вариантами боя, удар образовывался связками защит и ударов, которые ценились на вес золота. Связка вообще могла быть только атакующей и предполагала в качестве защиты маневр корпуса или принятие удара на тело. Организация связки, на наш взгляд, могла строиться ритмом танца или потешной песни. Вспомним, что часто в казачьих станицах кулачные бои сопровождались девичьими хороводами, в России специальными гармоничными наигрышами «на драку» (11, с.205). Потешные песни сопровождали «Барыню», «Камаринскую», другие мужские танцы например:
«А барыня шита-крыта
На базаре кнутом бита» /19/.
Или
«Гей у мене був коняка,
Був коняка разбияка.
Була шабля, тай рушниця
I дiвчина чаривниця»
/7/

продолжение следует...


В избранное