Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


О белорусских корнях былин Киевской Руси.

Имеются все основания утверждать, что родиной Ильи Муромца является не село Карочарово у российского города Муром, а белорусская деревня Карчева у городского посёлка Мир.

Исследователи давно указывают на несостоятельность карачаровской версии и на «околобелорусские» следы, но почему-то, отказавшись от российской версии, обращают свой взгляд на Моравию: histline.narod.ru/il01.htm

Причиной белорусско-украинского следа считают первое упоминание о богатыре в Орше, и появление местных былин на 200 лет раньше, чем в России. Неясно и прозвище богатыря: Моровлин, Муровский, Моровский, и только в поздних российских вариантах Муромский. Село же именуется обычно Карачево, либо Карачирово.

Камнем преткновения для всех исследователей становится отрезок Чернигов – Киев, на котором и разворачиваются все события. Оба эти города упомянуты в былине прямо, и это делает все вразумительные варианты театра событий неприемлемыми.

Можно перечислить основные вопросы, не получившие внятного ответа в предыдущих исследованиях:

  1. – Почему от Мурома до Чернигова «три прыжка коня» при 843 км. по прямой и эта часть похода вообще не рассматривается, а от Чернигова до Киева указывается 500 вёрст прямоезжей дорогой, когда там реально 129 километров и какая может быть кружная дорога, чтобы набежало 1000 вёрст?
  2. – Где находится берёза покляпая, т.е. кривая, и почему ей уделяется так много внимания, когда в наших лесах и у дорог красавиц-берёз тысячи?
  3. – Чем примечателен Леванидов крест, если придорожных крестов множество? Даже если крест изготовлен из Ливанской древесины, то всё равно он не Палестинский , да и своей древесины в избытке.
  4. – Где находится река Смородина и почему она так названа? Где могут находиться Брянские леса и грязи Смоленские на пути из Чернигова в Киев?
  5. – Мог ли Илья проехать эти леса и грязи по пути из Мурома в Чернигов, если Смоленск явно севернее Брянска, а Илья движется с востока на запад?
  6. – Почему киевский князь не собирается на помощь осаждённому Чернигову, хотя об осаде знает? Ведь Чернигов рядом – всего 129 км.
  7. – Почему киевский князь 30 лет терпит Соловья-разбойника на полпути от Чернигова, на стратегически важной дороге, на расстоянии вытянутой руки?
  8. – Почему Илья из Чернигова в Киев движется с холма на холм, и какие речки меж ног коня пропускает?
  9. – Кто осадил Чернигов задолго до падения Киева, и почему осаждающими упоминаются некие три царевича, которых Илья отпускает живыми, не желая «губить царские семена»?
  10. – Кто такой Соловей-разбойник и откуда он взялся? Почему он «Одихмантьев сын»?
  11. – Где тот богатырский камень, из-под которого Илья взял свой меч?
  12. – Где находится калинов мост, и чем он так приметен, что все враги рвутся по нему пройти?
  13. – Кто такой Калин-царь и зачем он зовёт Илью к себе на службу? Как может Илья служить среди татар, во время их победного наступления, и были ли вообще подобные случаи?
  14. – Что за Змей завёлся на Пучай-реке и русских людей в полон хватает, если нашествие татар было блицкригом?
  15. – Где находится Пучай-река и почему она показана стратегической границей?
  16. – Почему Соловью славу поют?

Исследователи склоняются к версии, что и берёза покляпая, и калинов мост, и камень-богатырь, из-под которого Илья берёт свой меч, равно как Алатырь-камень в языческих мифах – не более чем литературный приём.

Для разрешения указанных противоречий предлагаю версию, заключающуюся в том, что изначально «город Чернигов» звучал, как «Новогород чернигов». Новогородов в Руси много, и рассказчик обязан уточнить, который из них имеется в виду. В рассматриваемое время город Новогрудок являлся столицей чёрной Руси, и мог характеризоваться не как Новогородок, а как «Новогород чернигов».

Предлагаемая версия решает все перечисленные вопросы разом. Из Мира Илья едет в Киев, предварительно приняв участие в защите Новогрудка. Новогрудок действительно рядом – от Карчева три коротких перехода. Огибать всё Полесье по пути из Новогрудка в Киев ему далеко, и он намерен форсировать топи в самом узком месте у города Берёзы, передвигаясь с холма на холм, что и отражено в тексте былины. При этом Илья делает нежелательный ему крюк на запад, а затем, уже по холмам Загородья, поворачивает на восток. Именно из-за этих поворотов Берёза и «покляпая». Предварительно богатырю ещё необходимо преодолеть и Кобрынскую пущу. Этот путь действительно в 500 вёрст.

Есть ещё вариант, по цепочке холмов на Калинковичи – «калинов мост». Полесские топи для врага всегда играли роль непреодолимого рубежа, и ключ от него находился на переправе, которую и охраняют богатыри. Именно поэтому кривое чахлое дерево и мостик удержались во всех вариантах былины и вошли во многие сказки. Пучай-река с Калиновым мостом – это Припять, а река Смородина – пахнущая болотом Ясельда.

Осаждает Новогрудок в это время Миндовг с братьями. Позже, захватив чёрную Русь, он прорывается через Калинковичи на Киев, но вынужден отступить. Илью он приглашает к себе, поскольку тот выходец с чёрной Руси, а это уже княжество Миндовга. Это Миндовг Калин-царь и Змей, угоняющий русских людей в плен. В стоявшем насмерть Новогрудке теперь собирают деньги на установку памятника Миндовгу, т.е. захватчику, а должны бы Илье-защитнику.

Муромским Илья стал в силу ритма стиха. В ритм укладывался только вариант Мировский, и село Карче́ево, а не Карчево. Леса ко́брынские, по той же причине, превратились в кобры́нские, а затем утеряли слабую приставку и стали бры́нскими.

Крест Леванидов – это три сливающиеся между посёлком Леошки (Лявошки) и г.Берёзой рукава Ясельды.

После утраты Русью «Новогорода чернигова» рассказчики перестали понимать истинное значение этого названия и восприняли его как «город Чернигов», что и завело в тупик всех исследователей.

Свой меч, в некоторых вариантах былины, Илья взял из-под могучего камня – а до «Алатырь-камня», ныне носящего имя "Филаретов", от деревни Карчева всего 500 м.

Он не дошёл до "индеи богатой", но победил "карелу проклятую" – т.о. соседний городской посёлок Кореличи взял название всё-таки от некой карелы. Иначе говоря от подвигов Ильи-Муромца.

Соловей-разбойник захвативший переправу около Берёзы – это польский отряд некого пана Охманьского. Отсюда и Одихмантьев сын. Поскольку Охманьский христианин, его после смерти отпевают – славу поют, т.е. «слава Отцу и Сыну…»

При таком рассмотрении былина перестаёт быть абстрактным произведением народного эпоса, а превращается в неоценимый исторический и идеологический документ.

Тел.: +375 29 672-89-38 _____________ Н.А. Чубрик

5 апреля 2010г.


В избранное