Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

Принципы
народного славянского траволечения

Ф. П. Эльдемуров

(продолжение)

Знахарь учитывал не только особенности лекарственного воздействия того или иного сбора, но и тот несомненный аспект, насколько человеку будет приятно его употреблять. В состав снадобий входили посему и ароматические, и вкусовые компоненты. Следовало учитывать также и такую особенность человеческого организма, как привыкание к тому или иному лекарству. Следовало учитывать, что в организм, в особенности при хронических заболеваниях, нельзя вводить сразу сильнодействующие компоненты.

Целитель, действуя наборами трав, не ориентировался лишь на кратковременный, быстрый эффект. Он проводил организм больного через целую череду воздействий, прописывал череду сборов, начинал с тех, которые должны подготовить организм к принятию лекарства, а продолжал теми, которые будут оказывать непосредственное лекарственное воздействие и завершал общеукрепляющими.

Такая схема лечения особенно эффективна при хронических заболеваниях. Больному прописывались не только приём «травок», но и питьё укрепляющих чаёв, соков, соответствующая диета, физиотерапевтические процедуры и т.д.

В некоторых случаях считается полезным не настаивать на строжайшем режиме приёма того или иного средства. Больному рекомендуют «пить по вкусу», прислушиваясь к ощущению самого организма. По собственному опыту автор знает: порой даже горький или неприятный на вкус сбор при приёме так и «просится», чтобы его выпили – и побольше! Наш организм сам чувствует, что ему полезно, а что не очень. Некоторые даже очень ядовитые растения в этих случаях способны, будучи употреблены в небольших количествах, оказывать благотворное влияние на организм (например, приём небольшого количества ягод вороньего глаза способен стимулировать иммунитет).

Снадобья именовались по-разному, иногда потому ещё, что знахарь стремился сохранить кое-что в тайне, но чаще – потому что надо было как-то именовать те вещества и комплексы веществ, те «силы», которые, по представлению травника, и оказывают непосредственное лекарственное воздействие.

Официальная наука некогда много смеялась над «народными суевериями», которые рекомендовали, например, лечить желтуху растениями с жёлтой окраской плодов и венчика. Однако теперь, с открытием флавоноидов (пигментов жёлтого цвета), и она вынуждена признать, что к многовековому опыту народной медицины всё-таки следует прислушиваться.

Стремление к уходу от механистичности, когда сама природа, в её гибкости и тонкости воздействий является важнейшим лекарем – одна из отличительных черт истинной народной медицины, как и традиционное для неё чувство ответственности за здоровье и жизнь доверившегося целителю человека.

Пятый принцип заключается в том, что настоящий народный целитель тонко ощущает магию своего ремесла.

Вся полузабытая ныне народная наука использования растений пронизана этой магией. И речь здесь идёт далеко не только об использовании магии молитв и заклинаний, хотя они, естественно, тоже являются неотъемлемой частью работы знахаря, которому, в иных случаях, приходилось бывать и настоящим магом, убирая пресловутые «порчи», «сглазы», «проклятия» и т.п.

Выходя на природу, целитель стремится слиться с ней в одно целое, обрести единый язык с невидимыми силами той местности, где производится сбор трав, войти в определённое медитативное состояние, пробудив при этом подсознание и интуицию, когда разговор с духами леса или поля поможет решить стоящую перед ним задачу.

У трав просили прощения, когда их срезали или выкапывали. Их не истребляли хищнически, часть всегда оставляли на подрост. Те же лекарственные сборы старались собирать так: все виды нужных в сборе трав по возможности должны расти на одной и той же поляне: единые на ней, они будут едины в своём воздействии на организм. Порой допускалось и нечаянное присутствие какой-нибудь «посторонней», не предусмотренной изначально травки – собиратель мог счесть, что Бог как бы «случайно» добавляет в его букет некий важный компонент.

Травник заранее примерялся, для лечения какого именно больного лучше подошёл бы сбор трав не только «подходящего» воздействия, но собранных в особом месте, способном благоприятно повлиять на их качество. Получалось, что посредством растений человека лечит сама Мать–Земля.

Поэтому воздействие на организм растений «инородных» очень отличается от действия трав, собранных в родной стране. Трудно совместимо и их одновременное применение. Впрочем, как всем известно, то же можно сказать и о пище. Многие из растений, которые мы ныне знаем как пищевые, когда-то считались именно лекарственными, да и являются таковыми по сей день.

Процессы сбора и приготовления трав являлся самым настоящим магическим обрядом. Приготовляя траву на хранение или смешивая компоненты сбора, травник перетирал её между ладонями, тем самым как бы «заряжая» будущее лекарственное снадобье. При этом могла звучать молитва – как общего плана, так и направленная на исцеление конкретного больного.

Многовековой опыт народного славянского травничества бесценен. Автор полагает, что именно им, а не модными ныне, скажем, китайскими препаратами в первую очередь должны стремиться пользоваться обитатели Восточной Европы, самою судьбой и окружающей средой подготовленные к этому.

Необходимо сохранять знания и навыки народных целителей, непредвзято изучать их – и как медицинский, и как историко-культурный и как метафизический феномен.

Мы должны постичь их логику, а не отрицать всё, что кажется нам несовременным. Опыт поколений не может быть бессмысленным.

Следует стремиться понять, почему народные целители действовали так, а не иначе, поняв же – использовать к вящему благу окружающих.

Литература
Астахова В. Г. Волшебные травы Гекаты. – М.: ИД «Прибой», 1998.
Верзилин Н. М. По следам Робинзона. – М.: «Детгиз», 1956.
Ладынина Е. А., Морозова Р.С. Фитотерапия. – Л.: «Медицина», 1990.
Орлов Б. Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР. – М.: «Высшая школа», 1990.
Турищев С. Н. Рациональная фитотерапия. – М.: «Информпечать», 2000.


В избранное