Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

Принципы
народного славянского траволечения

Ф. П. Эльдемуров

Прежде всего – о современном состоянии наших знаний о траволечении.
Официальная медицинская наука признаёт фитотерапию по большей части как способ ввести в организм то или иное количество алкалоидов, сапонинов, гликозидов и прочих действующих веществ. Всё многообразие трав, корней, цветков и плодов, которые может дать природа, строго поделено на группы согласно содержанию в них того или другого. Этот механистичный подход отечественной науки дал ей повод из более чем тысячи растений, использовавшихся ранее в народной медицине, оставить лишь около полутора сотен [Верзилин, 1956]. По сей день вы не встретите в аптеках ни репешка лекарственного, ни буквицы лекарственной, ни дымянки лекарственной, ни таволги, ни многих иных, по-настоящему сильных трав.

Возражения о том, что существующие методики анализов химического состава растений чересчур грубы, в расчёт почему-то не принимается. А ведь в растениях действующие вещества не просто «распределены по полочкам». Они образуют сложные, тончайшие комплексы, все тонкости «архитектуры» взаимодействий которых с организмом человека ещё не скоро будут открыты наукой.

Стандартный, «профанный» подход к траволечению рекомендует излечивать какой- нибудь одной конкретной «травкой» лишь один орган или группу органов. «Выпил травку – всё прошло». А то, что эта «травка» при подобном, явно не слишком продуманном, подходе при использовании почти наверняка даст побочный эффект, списывается на неизбежные «издержки производства». Например, в случае бесконтрольного приёма женьшеня, элеутерококка и подобных им тонизирующих средств, возрастает риск возникновения или усугубления канцерогенных заболеваний.

Мы уже не говорим о грубейших ошибках, которые можно встретить в изданиях по траволечению. Написано на обложке «Лечение зверобоем», а на картинке – совершенно другое растение, золотарник. Или, например, в тексте идёт речь о диком луке черемше, а изображена чемерица Лобеля… ядовитое растение! О глупостях, которые порой встречаются в самих текстах, лучше и не говорить… Как и о последствиях, к которым приводит неопытных людей слепое следование приводимой там рецептуре. Скажем, употребление такой «безобидной» травки как зверобой, может привести к тяжёлому отравлению печени. А что говорить о парадоксальных реакциях на использование валерианы или конского щавеля…

Игнорируется и широчайший народный опыт составления сборов, своеобразная «алхимия» траволечения, принимающая во внимание далеко не только механически прописанный лекарем приём лекарственной смеси при той или иной болезни.

Долгие годы шельмования народной медицины, преследования знающих, но бездипломных её представителей привели к тому, что ныне даже в сельской местности настоящего знахаря, как говорится, днём с огнём не сыщешь, а местное население, в подавляющем своём большинстве – увы! – совершенно не разбирается ни в траволечении, ни в разновидностях трав вообще.

Попробую вкратце изложить те основы традиционного украинского, русского – да и вообще славянского – лечения травами, которые были восприняты автором от учителя, Гария Игнатьевича Сущенко, признанного ещё в годы советской власти травника.

Первый из принципов народного траволечения, в общем-то, не нов. При любом заболевании следует обращать внимание на организм в целом. Как говорит пословица, «беда не приходит одна». И опытный лекарь старается не просто убрать симптоматику или загнать болезнь вглубь – как, что греха таить, зачастую привыкли поступать иные доктора, но стремится сделать так, чтобы в работу включился весь организм, каждое, даже мелкое нарушение в работе которого неминуемо сказывается на общей «архитектуре». Отсюда – включение в лекарственные сборы трав, которые влияют на организм человека комплексно, положительно воздействуя на обмен веществ, иммунитет, общий статус.

Вторым, непосредственно вытекающим из первого, принципом является ориентированность курса на конкретного человека. Каждому из нас известна картина: чиновно мыслящий терапевт в поликлинике прописывает всем ровно по десять таблеток. А может, кому-то поможет одна? А кому-то необходимы одиннадцать?

Народный целитель стремился подходить к больному индивидуально, учесть его возраст, пол, телосложение, особенности организма, наличие хронических и наследственных заболеваний. Для более подробной диагностики применялись медитативные практики. Надо было как бы «войти» в человека, раствориться в нём. Попутно могла идти и психологическая работа с применением элементов суггестии. Следовало, например, различать, болезнь мнимую и болезнь истинную… Кстати, дореволюционная медицина в лице обыкновенных местных врачей отнюдь не чуралась народных методик, более того, привносила в неё свои диагностические методики. Обыкновенный земский врач мог различить до двадцати различных видов пульса. Вот так бы современным участковым терапевтам!

Далее. Третьим принципом можно назвать гораздо более тонкое, в сравнении с сегодняшним, определение качества трав. Собирая их, травник придерживался народного календаря (в том числе лунного) и различал где, когда, в каких условиях собрано то или иное лекарственное сырьё.

Для сравнения: во множестве издающихся ныне «травников» порционное количество того или иного компонента даётся в граммах или миллиграммах. Далеко не всякий пользователь «народной медицины» сумеет эти граммы и милиграммы отмерить. А как быть, если сырье недосушено или пересушено? Здесь не принимается во внимание такой наиважнейший аспект, как качество сырья. Трава может расти в месте увлажнённом, но может и в более сухом. Почва может быть богата микроэлементами, а может и не быть. Растение может быть собрано в разное время года, в разных климатических и погодных условиях. Количественный и качественный состав действующих веществ и их комплексов у различных экземпляров одного и того же вида растения непременно будет различным. Наконец, качество обработки высушенного сырья может быть разным хотя бы по процентному соотношению грубых и мягких частей.

Настоящий народный целитель подобного пренебрежения к своим важнейшим «инструментам» никогда не допустит!

Четвёртый – один из важнейших – принцип народной славянской медицины также не нов. Речь идёт о комплексности и постепенности. Целитель не просто давал больному пучок травы. Широко применялись различные лекарственные формы. Это могли быть не только настои и отвары, но и мази, примочки, пластыри. В снадобья входили компоненты не только растительного, но и минерального, и животного происхождения.

продолжение следует...


В избранное