Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

Использование традиционных принципов
обустройства дома
в условиях современного города

С. Э. Ермаков

Образ мышления человека, его душевное и физическое здоровье естественным образом тесно связаны со средой обитания. Это утверждение не нуждается в доказательствах. Человек издревле стремился организовать пространство вокруг себя таким образом, чтобы она в наибольшей степени отвечала его повседневным нуждам и душевным запросам.

Естественно, окружающая среда (читай: природно-географические условия) является одним из значимых факторов, участвующих в складывании того или иного типа мировосприятия. Это прослеживается в речи, в обычаях, в календарных праздниках и т.п.

Резкое изменение условий жизни последних десятилетий, т.н. глобализация и информационная революция как бы окончательно вырывают людей из веками устанавливавшегося уклада. Последствия этого всем нам ещё предстоит расхлёбывать. И если мы: русские, белорусы (да кто бы то ни было) не хотим утратить то, что называется ныне странным выражением «национальная самоидентичность», необходимо вдвойне и втройне тщательно собирать, сохранять и осмысливать всё то, что было накоплено нашими предками за века. В том числе речь идёт и постижении их способа существования в конкретной среде обитания.

Первичной «единицей» рукотворной окружающей среды, с которой человек сталкивается с момента рождения, является дом. «Дом – это особый вид формирования всего содержания жизни. Нет области, которая бы не входила в единый синтез дома и не присутствовала бы в нём. Дом – это часть жизни и вместе с тем особый способ соединять, отражать и формировать всю жизнь» [Пермиловская, 2005, с. 43]. В непростых климатогеографических условиях Восточной Европы жилище было одним из главных способов освоения окружающей среды. Это верно и для Русского Севера, и для Среднерусской равнины, и для Белорусского Полесья [Толстой, 2003]. Традиционное жилище не в последнюю очередь – ещё и древнейшее отражение архаической модели Мироздания, как оно представлялось нашим предкам. Здесь есть место всем элементам Вселенной древнего человека, причём даже в деревенских домах, построенных в XX веке, сохранялись и сохраняются уходящие в древнейшие времена черты и особенности. Кто-то скажет, что дело исключительно в том, что их долголетие обусловлено в первую очередь неизменностью строительного материала и технологических приёмов. На наш взгляд, это отнюдь не так. Дело ещё и в их функциональности, ибо только функционально оправданные приёмы способны «выживать», сохраняться на протяжении веков. Иной подход уместен лишь в случае, если мы рассматриваем жилище только и исключительно как объект материальной культуры (так делает, например, профессор Л.В. Беловинский [Беловинский, 2002]). Главная же причина – устойчивость мировосприятия и то, что многие народные приметы и обычаи обязаны своим появлениям неким физическим реалиям.

Человек на деле не так уж сильно изменился на протяжении последних двух трёх тысяч лет. Менялись производственные отношения и средства производства, господствующие идеологии, но не сам человек. Автор глубоко убеждён, что следы архаического мировосприятия на деле в гораздо большей степени сохранились в сознании наших современников – хотя бы на глубинном, подсознательном уровне – нежели принято обычно считать. Даже если мы знаем, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли, мы всё равно продолжаем видеть её плоской, а во время затмений чувствуем себя «не в своей тарелке». И подобных примеров можно привести немало.

Действительно, лишь вторая половина XX века – и то не полностью – довела до логического конца процесс, начавшийся столетием ранее: разрушение сельской общины и прочие общеизвестные исторические события. Следствием их стало зачастую почти полное забвение своих исторически сложившихся обычаев и родовых корней не только жителями городов, но и сельскими жителями. Остались лишь отдельные островки (например, Беларусь), где память продолжает жить. Одновременно мы продолжаем истово искать духовную основу бытия, но зачастую, вместо того, чтобы обратиться к собственным истокам, погружаемся в чуждую нам, в общем-то, «импортную» мистику. Мало кто знает, что кока-кола для европейцев... вредна.

Люди сегодня не случайно пытаются нащупать нечто. В нашем профаном мире они хватаются за любую, даже иллюзорную соломинку, чтобы обрести столь недостающий им священный смысл бытия [Брутальский, 2002]. Они неосознанно и сознательно ищут то, что вернёт им особые ощущения полноты бытия и смысла жизни, и в применительно к священному, и к мирскому [Ермаков, 1994].

Итак, традиционный дом... Первоначальная «смысловая» единица окружающей среды. Хорошо известны основные его символические элементы. В символике дома присутствует идея подобия (микрокосмос/макрокосмос), идея пространственной оппозиции (внешний/внутренний, открытый/закрытый и т.п.). Дом – трёхчастная иерархическая структура, включающая нижний мир – подпол, средний мир – собственно жилая часть дома, верхний мир – крыша.

Гармонично, «в лад» (то есть в соответствии с правилами и обычаями) построенный дом сам по себе служил и средством психологической поддержки, и учебником – описанием Мира, и создавал комфортную, как принято говорить ныне, энергоинформационную среду. Такое комплексное воздействие дома обеспечивалось, как мы полагаем, за счёт многоуровневого влияния на его обитателей (да и не только на них).

В качестве компонентов такового воздействия в первом приближении можно выделить:
– материал;
– выбор места для постройки дома;
– ориентацию дома и его элементов в пространстве относительно сторон света;
– осмысленную, в т.ч. в символическом смысле планировку дома (двора);
– символическое значение тех или иных частей жилища в рамках представления о доме как о модели Вселенной;
– воздействие символов на человека.

Материал. Для сельских условий Восточной Европы – а каменные постройки гражданского назначения появляются на Руси сравнительно поздно – это дерево. Как теперь говорят, экологически чистый материал.

Выбор места. Сохранилось множество сведений об обычаях, которыми сопровождался выбор места для постройки дома. Если принять во внимание сегодняшние наши знания о влиянии земли на человека и его здоровье, то понимаешь: отнюдь не все из них могут быть отнесены к суевериям. Более подробно этот вопрос рассмотрен автором в других работах [Ермаков, Фаминская, 2001; Ермаков, 2005].

Ориентация дома. Помимо выбора «правильного» места следовало учитывать и ориентацию дома по сторонам света. Она одновременно и эргономична [Пермиловская, 2005], и весьма осмысленна в рамках энергоинформационного подхода: традиционные дома обычно размещены на местности так, чтобы энергии Земли не причиняли вреда обитателям, но напротив, помогали им. В кажущемся хаосе застройки исторической части наших старинных городов есть глубокий смысл.

Планировка дома. Планировка традиционного дома (а также двора) также одновременно и функциональна, и символична. Параллелизм («удобное» одновременно оказывается в высшей степени «символичным») волей неволей заставляет задуматься над тем, насколько и что может быть случайным в народной культуре.

Символы и их воздействие. Знаменитые крестьянские дома Русского Севера, сохранившие резную деревянную отделку и разноцветную домовую роспись, донесли до нас образы и знаки, восходящие к далёкой поре славянского язычества. Символическому значению тех или иных элементов дома, связанным с ними обрядам и представлениям посвящено немало исследований [см., напр.: Байбурин, 1983; из популярных изданий – Семёнова, 1998 и др.]. Затрагивали эту тему в нескольких своих публикациях и мы [Ермаков, Фаминская, 2001; Ермаков, 2002; Ермаков, 2005]. Дабы не повторяться, отошлём всех интересующихся к этим работам, а здесь же обратим внимание на то, что символ (образ, чир) двояк по своей природе.

продолжение следует...


В избранное