Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

Оздоровительное и развивающее
значение пальчиковых игр
для здоровья малыша

Н. Ю. Карпухина

Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
.
В.А. Сухомлинский

Известно, что движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее и оздоровительное воздействие. Территория проекции кисти и, особенно, большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии.

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Было замечено, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей традиционной «Сороки–белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии [10]. Великий немецкий философ И. Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость [10].

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова [6]). Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина) [7].

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Её исследования доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев [6].

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Это облегчение двигательной координации, преодоление зажатости, скованности.

Мелкая ручная моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь [13].

Видимо, наши предки хорошо это знали, поскольку в детском фольклоре существует огромное количество потешек, таких как «Сорока–белобока», в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребёнку не помешают массаж рук в доречевой период, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать: понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Хотелось бы сегодня привлечь ваше внимание к известной потешке «Сорока–белобока», созданной мудростью и талантом славянского народа. Казалось бы, что тут такого? Простая игра с ручкой ребёночка, развлекалочка неугомонного малыша. Но не тут то было!

Эта игра, как и любая другая потешка (пальчиковая, «ладонная» игра) имеет разностороннее воздействие на малыша: развивающее, оздоровительное, психологическое. Такие игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они являются и мощным стимулом для развития мелкой моторики, а, значит, интеллекта и речи ребёнка, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его полноценного развития.

Для начала вспомним саму игру-потешку и попробуем проанализировать её текст и сопроводительные движения с точки зрения оздоровления и развития.

Существуют множество вариантов текста этой потешки, здесь приведём только два.

Вариант 1

Берут ребёнка за ручку, водят указательным пальчиком по ладошке и проговаривают:
Сорока – белобока,
Кашку варила,
Деток кормила,
Загибают пальчики, начиная с мизинца:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Показывая на большой палец:
А этому не дала.
Поглаживая его, говорят:
Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!
Не все знают, но есть и продолжение, в котором содержится нравственный урок, когда пальчик исправляется:
Двигаем большим пальчиком вперёд назад, сгибая разгибая:
Вот он ходит – воду носит,
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Знай знай наперёд.
Пальцы взрослого начинают двигаться от большого пальца по руке ребёнка, чуть останавливаясь на запястье, на сгибе локотка пальцы задерживаются и нежно, но отрывисто «топчутся»:
Здесь водица студёная,
Также задерживаемся на плечике:
Здесь водица тёплая,
Пальцы быстро сбегают подмышку и на бочок:
А здесь кипяток, кипяток,
кипяток щекоток.

продолжение следует...


В избранное