Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Материалы 1-й международной конференции
"Славянская этносуггестология в повседневном бытии
и обеспечении здорового образа жизни"

(ноябрь 2006 г., РБ, Минск)

Казачья разминка для детей 3–5 лет как средство традиционного воспитания

М. Н. Морозова

Современная отечественная педагогика нуждается сегодня во всеобъемлющих преобразованиях. Количество нерешённых проблем воспитания и образования достигло критической отметки. Всем очевидно одно: надо что-то менять, причем менять в корне и начинать с изменений в обучении и воспитании детей младшего и среднего дошкольного возраста (с 3 лет).

При этом следует осознавать, что необходимой составляющей воспитания и образования должно являться духовно-нравственное воспитание, основанное на национальных культурных традициях и развивающее в будущем гражданине любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу.

Но с чего начать?
Пожалуй, опираться по-прежнему стоит на возрастные психологические особенности детей этого возраста – на их чувственное восприятие окружающего мира, развивающуюся подражательную способность: поступать «как большие», копировать эмоциональное состояние и поведение взрослых буквально во всех ситуациях.
Основным видом деятельности для ребёнка в этом возрасте является игра.

Если принять за основу названные положения, получается стройная система: налицо цель (формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей); средства (народные традиции и обычаи, в частности, казачьи); форма (игра, познавательные беседы, изготовление изделий народного творчества и т.п.); база (возрастные психологические особенности 3–5 летних детей).

Возможность реализовать эту систему появилась в автономной некоммерческой организации – школе выходного дня «Капелька» (г. Волгоград). Для занятий с детьми возраста 3–5 лет была адаптирована программа «Традиции войска кубанского» А. П. Карпухина (г. Краснодар), разработанная им для тех, кто старше возрастом. Используя игру и специально подобранные общеразвивающие и общеукрепляющие упражнения, а также дыхательную гимнастику, с детьми проводят занятия, которые направлены на формирование и развитие в них чувства принадлежности себя к наследию донских казаков – к их традициям воспитания воинов, обычаям и обрядам, способам передачи знаний из поколения в поколение, оздоравливающим методикам т.д.

Особенно нравится ребятам казачья разминка, в которую входит джигитовка. Согласно казачьему словарю, джигитовка – это особые гимнастические приёмы на скачущей лошади: езда стоя, перелёты на обе стороны, подхватывание предметов с земли, «ножницы», когда всадник особым способом переворачивается в седле, пролезание под брюхом лошади и т.п. К сожалению, не имеется возможности всё это проделывать на живой лошади, поэтому используются имитаторы: стульчики, гимнастические скамейки или маты. Особый акцент при проведении занятий мы делаем не столько на правильности выполнения упражнения, сколько на создании атмосферы показательных выступлений, соревнований будущих казаков, где можно проявить свои умения и мастерство воина.

Также используют традиционные игры казаков, развивающие глазомер, реакцию, ловкость, выносливость, готовят к овладению оружием (нагайкой, плёткой, шашкой). Вообще, традиционно казака воспитывали достаточно строго, приучая с малых лет к труду, воинскому делу, особое внимание уделяя образованию. Но время для игры оставалось. И крестный, и атаман, и старики следили, чтобы мальчонку «не заездили». Сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Дисциплина была строгая. В казачатах воспитывали уважение к старшим, трудолюбие, смекалку, самодисциплину, учили петь, танцевать. Всё это планомерно внедряется на занятиях.

Немаловажным в приобщении к народным традициям является ношение традиционных костюмов и изготовление предметов народного творчества. Совсем иначе ощущают себя дети, надевая широкие штанишки с лампасами, косоворотки, фуражки. И не описать словами их состояние, когда они сами плетут себе плётки, ищут подходящие палочки для рукоятки и будущей шашки. При проведении занятий в определенный момент срабатывает генетическая память, дети начинают сами предлагать упражнения, добавлять при их выполнении звуки («гоп», «гей» и т.п.). Кроме того, явно наблюдается подключение к силе своего рода, предков. А это, в свою очередь, даёт здоровье, защиту, внутреннюю уверенность, своего рода благословение.

Два года занятий показали, что дети не только меняются сами, но и оказывают влияние на традиции, формы совместного отдыха, увлечения и интересы семьи. Вот так, начиная с малого, дети постепенно проникаются казачьими традициями как частью национальной культуры. Через такого рода занятия идёт формирование и воспитание патриотизма, чувства собственного достоинства и гордости принадлежностью к своему народу.

Автор продолжает свою работу в направлении развития воспитания в духе казачества как способа приобщения к национальной культуре.


В избранное